Из опыта работы
статья

Медведева Елена Геннадьевна

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_detey.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моей работы «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

Целью моей работы по воспитанию нравственности является :

  • формирование любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивание у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладка патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитание у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умение жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • развитие таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первый элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

У детей третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.

Вот почему одной из основных задач, для меня, являлось  формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следовало научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

  • личностные качества ребенка,
  • отношение детей к другим людям,
  • духовные ценности,
  • гласные и негласные правила этикета,
  • патриотические чувства и уважение к власти.
  • Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
  • Существование формы мягкого доверительного воздействия.
  • Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

В своей работе я использую различные формы и приемы, в ходе воспитания и обучения затрагиваются  следующие образовательные области:

  •  Физическое развитие
  • Художественно - эстетическое развитие
  • Речевое развитие
  •  Познавательное развитие
  •  Социально – коммуникативное развитие

Какие приемы я применяю для формирования нравственности у своих подопечных?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Формы работы

В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

Тематические беседы:

  • «Где добрые люди, там беды не будет»;
  • «Доброе дело делай смело»;
  • «У нас новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко»
  • «Жил-был Я»
  • «Моя малая родина»

Беседы по картинкам:

  • «Уроки вежливости»
  • «Уроки доброты»
  • «Воспитание сказкой»

Включая детей  в индивидуальную и совместную деятельность, очень важно  побуждать  их к хорошим поступкам, формировать  гуманные чувства, вызывать  желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.

Игры-ситуации

  • «Помоги подружкам»
  • «Две конфеты»
  • «Кошка на дереве»

Дидактические игры с куклой

  • «Кукла Катя заболела»
  • «Куклы поссорились»
  • «Куклы в гостях у зверят» и т.д.

Вся работа поводилась в игровой форме, так как ,именно  игра  имеет самую важную роль в жизни дошкольников.

В своей работе активно применяю художественное слово.

Русский фольклор.

Чтение и разучивание потешек, закличек, умывалочек, будилочек,        

  • «Тили-бом, тили-бом…»
  • «Еду, еду к бабе, к деду…»
  • «Водичка, водичка умой мое личико…»

пословиц и поговорок;

  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
  • Нет друзей –наживай, а старых не забывай.
  • Друг познаётся в беде и т.д;

Чтение произведений поэтов и писателей России :

  • С.Маршак
  • К.Чуковский
  • А.Пушкин
  • К.Ушинский
  • Б.Житков и т.д.

зарубежных писателей:

  • Д.Биссет
  • С.Капутикян
  • Ч.Янчарский и т.д.

Одним из важных моментов является чтение русских народных сказок, т.к.сказки учат добру, отзывчивости, справедливости, честности и т.д.

Чтение сказок народов мира, н-р: «Рукавичка», «Два жадных медвежонка»

  • «Репка»
  • «Теремок»
  • «Колобок»
  • «Гуси лебеди»

Большая работа проводится по экологическому воспитанию. Проводится работа с родителями по данному направлению

  • Консультации
  • Беседы
  • Памятки
  • Родительские собрания
  • Привлечение родителей к работе детского сада
  • Субботники, работа на участке группы
  • Участие в конкурсах, выставках и проектах

При взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться .

Во второй младшей группе дети научились

  • приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой,
  • оказывать окружающим небольшие услуги,
  • играть вместе со сверстниками,
  • уступать игрушки, книги,
  • соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх:
  • терпеливо ожидать свою очередь

Вывод

Первый год воспитания и обучения в детском саду дал хорошие результаты .К концу года, приобретая самостоятельность, большинство детей  уже не только могли  обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и научились поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.

К трем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.

Я старалась объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам невозможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

В заключение хочется отметить, что раннее детство в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как “золотое время” в эмоциональной жизни ребенка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества как душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Эти качества являются главными сильными сторонами ребенка. Именно поэтому так важно вести работу по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном возрасте и закладывать в чистые и светлые детские души основы нравственных ценностей.

Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о друзьях, о семье, о родителях, которые живут их интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....