Эссе "Моя педагогическая философия"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_g.i.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе: «Моя педагогическая философия».
Перед написанием своего эссе я очень много думала, задавала себе вопросы, на которые хотелось ответить честно и без прикрас, но одно дело проговорить все это вслух, а другое – написать. Написать всегда труднее. Потому что бумага не терпит фальши.
На первый взгляд вопросы, одолевающие меня, как будто простые и несложные: Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую? И ответ на все эти вопросы сложился из одной простой истины: я люблю детей и мне интересно с ними и я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, наоборот, я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Потому что с личной жизни началась моя работа. А все случилось так…
О профессии воспитателя я никогда не думала, но так сложилось, что мое знакомство с ней состоялось с приходом в детский сад «Торга» моей старшей дочери. Наблюдая ежедневно за работой этих людей, за их общением с детьми, я решила попробовать себя в этой профессии. По счастливой случайности в детском саду оказалась свободной должность младшего воспитателя, и я предложила руководству себя. Конечно, сначала это было для того, чтобы быть ближе к дочери, но чем больше я наблюдала за работой воспитателей, тем больше она мне нравилась. С каждым днем я все больше и больше стала привязываться к детишкам, полюбила их, и они ко мне потянулись.
Позднее, уже имея опыт работы с детьми, пришло осознание, что педагогика - мое призвание! А тогда, делая первые шаги в профессии, я испытывала страх перед детьми, постоянно задавая себе вопросы: «А правильно ли я сделала, правильно ли сказала?». За год работы в детском саду многому научилась: принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть.
Чтобы повысить уровень и получить профессиональное образование я заочно поступила в педагогический колледж, после года обучения в котором мне предложили должность воспитателя.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «От того, как пройдет детство, кто будет вести ребенка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце – от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш». И я понимала, что это большая ответственность и нельзя допускать ошибок, но в душе уверяла себя в том, что у меня все получится, потому что в жизни я позитивный и коммуникабельный человек, а за время работы с маленькими детьми сумела найти ключик к сердечкам своих воспитанников.
Умение разговаривать с детьми, прививать им навыки различной деятельности, видеть мир их глазами, удивляться и познавать вместе с ними - все это нарабатывается с годами. Чтобы достичь таких успехов в воспитании, я понимаю, что этому надо учиться всю жизнь, каждый день.
За эти годы я окончила не только педагогический колледж, но и Калмыцкий Государственный Университет. Знания, полученные в учебных заведениях, помогают мне в работе, но практические наработки, обретённые в процессе профессиональной деятельности ни с чем несравнимый багаж. И хотя я уже проработала в коллективе детского сада более восьми лет, но продолжаю учиться у своих коллег, потому что воспитатель обязан ежедневно пополнять свое образование, должен соответствовать времени, в котором он живет, идти в ногу с ним, постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Мы помогаем детям познавать мир и прививаем интерес к знаниям. Бывает и очень трудно, поскольку каждый из них личность, имеющая свой характер, свои черты. Не скрою, иногда опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что сделала правильный выбор.
Детский сад давно стал для меня вторым домом. Каждый день приходя на работу, я смотрю в лица своих воспитанников. Ведь их глаза как зеркало отражают все их чувства, переживания. И чтобы узнать о ребенке больше, увидеть эти самые чувства, сердце воспитателя должно быть очень добрым и чутким.
Когда вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей, то хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше… Понимание этой истины дает право думать: если жить для людей (неважно – взрослых или маленьких), то люди сберегут то, чему ты отдавал силы… Счастья достигнет тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах и о себе.
Что сделать для того, чтобы мои мальчики и девочки ярко, а главное счастливо проживали период неповторимого детства в этом неизведанном, сложном для них мире социальной действительности и информационных технологий? До работы в дошкольном учреждении мне казалось, что первоклашки, бегущие в школу, самые беззащитные на свете. Однако, погрузившись в работу детского сада, поняла, какой кропотливый труд у моих коллег. Какая большая ответственность лежит на наших плечах. Ведь в детский сад приходят совсем малыши, такие крошки, которых нужно всему научить. И, проработав уже достаточно много лет педагогом, я продолжаю задавать себе вопрос: «А стала ли я таким воспитателем, каким он должен быть?». Добрым, любящим детей, современным, «подкованным» в вопросах педагогики! И обязательно – гуманным! Гуманизм воспитателя должен проявляться во всем: в отношении с детьми, родителями, коллегами, администрацией…
Современная жизнь диктует свои установки. Воспитателю нужно успеть многое. Кроме, работы на группе, нужно ежедневно заполнять кучу документации, делать распечатки своих занятий, оформлять родительские уголки. Иногда осознаешь, вроде бы большой у тебя стаж, но порой не хватает уверенности в себе и тогда анализ твоей работы сводится к указанию недостатков и недоработок, часто забывают отметить то доброе и хорошее, что есть в ней! Ещё чаще, в гонке за аттестацией, отношения воспитателей основываются на соперничестве и конкуренции, а не на сотрудничестве и сотворчестве. А ведь вдохновение приходит к педагогу от его собственного успеха! Когда воспитатель испытывает радость от общения с детьми. И тогда у воспитателя появляется доброжелательное, ровное, терпимое отношение к окружающим. Человек, реализующий себя в работе и общении, понимает себя так: трудиться – значит жить, а жить – значит радоваться жизни. Такой педагог с радостью отдаётся любимому делу, а для ребёнка легко может создать атмосферу радости и творчества!
Много вопросов, на которые я хочу найти ответ. Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны: я так же учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Я создаю свои новые высоты профессионального роста для того, чтобы мои дети вместе со мной прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и потому стремлюсь сама покорить свои собственные высоты, завоевать право на внутреннее самоуважение, право на воспитание их, таких ещё маленьких. Я стараюсь проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его позицию, видеть мир его глазами.
В современных условиях объем необходимых для жизни людей знаний резко и быстро возрастает. Поэтому так важно привить детям умение самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее. Это главное условие для самоопределения и самореализации человека в будущем.
Мой педагогический принцип – помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение. В это время важно выявлять природные задатки каждого ребенка и на их основе развивать те или иные способности, сохраняя индивидуальность. Интересы, потребности детей побуждают меня находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, я считаю, проблемно-поисковый и проектный. С их помощью я стремлюсь научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строя свою работу в форме диалога и направляя деятельность детей в нужное русло. Порой необходима целая система заданий разного уровня сложности, позволяющая проявить многообразие решений. Ведь это учит детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты, что способствует в дальнейшем проявлению интереса к обучению в школе.
Пытаясь как можно продуктивнее использовать время занятий, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, интегрируя различные формы работы и новые технологии. Чтобы развить у детей инициативу, старательность и сформировать интерес к познанию нового, стараюсь вовлекать каждого в образовательный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности в любом виде деятельности малышей детского сада нет места!
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом.
Как приятно слышать слова благодарности от бывших воспитанников и их родителей. Именно тогда понимаешь, какая сложная и «тонкая» у нас, воспитателей детского сада, работа.
Работая воспитателем, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможность быть маленьким ребёнком! Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца. Важно, чтобы они мне доверяли и с удовольствием каждый день шли в детский сад.
Воспитатель МКДОУ детский сад «Торга»
Басхамжаева Г.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....
Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...
Моя педагогическая философия "ЭССЕ"
Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...