Доклад на «III Муниципальные рождественские образовательные чтения "
материал

Власова Марина Юрьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedchteniya_vlasova.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЁЛОК СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

______________________________________________________________

660947, ЗАТО п. Солнечный, Красноярского края, ул.Неделина, 5-а, тел.8 (39156) 27-6-61

mdou-01@yandex.ru

«III Муниципальные рождественские образовательные чтения

«Молодежь: свобода и ответственность».

«Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию совместных детско-взрослых тематических проектов в МКДОУ №1 «Улыбка»

Подготовила педагог:

Власова Марина Юрьевна

2018 г.

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема?  

Значимость проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Поэтому, главная задача, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Испытывать чувство гордости за достижения страны. Любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями, которая способствует бережному отношению к традициям.

В связи с этим особую значимость приобретает патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, которое педагоги МКДОУ №1 «Улыбка» реализуют не только через непрерывную образовательную деятельность: беседы; экскурсии; чтение художественной литературы; но и организацию совместных с родителями праздников и развлечений, а также через проектную деятельность.

Использование технологии проектирования помогает нам в работе по данному направлению, так как является эффективным способом взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Реализацию проектной деятельности мы начинаем с младшего возраста.

Для маленьких детей Родина – это дом, в котором они живут. Педагоги стремились создать благоприятную атмосферу для полноценного, качественного развития, обучения, воспитания детей с учетом их интересов и индивидуальных особенностей, приблизив обстановку и комфорт в группе к домашнему.

В ходе реализации проектной деятельности читали художественные произведения, инсценировали потешки, русские народные сказки такие, как «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и др. Такие приемы работы способствуют формированию у детей положительных моральных качеств, умению оценивать поступки героев сказок. Создали картотеки народных игр, которые воспитатели активно используют в работе с детьми дошкольного возраста.

Были проведены:

  • беседы: «У меня очень дружная семья», «Имя нашего города», «Моя родная улица», «Мой детский сад» и др.;
  • наблюдения на территории дошкольного учреждения: за улицей, транспортом, домами, птицами, прилетающими на участок;
  • мини-экскурсии по группам детского сада, где представлены тематические уголки по народному творчеству.

Таким образом, работа с детьми младшего дошкольного возраста служила благодатной почвой для дальнейшей деятельности в старших группах.

Система  и  последовательность  работы  по  патриотическому воспитанию старших дошкольников в нашем детском саду построена по принципу: от близкого к далекому. Педагог постепенно подводит ребенка к пониманию того, что у каждого человека  есть своя малая Родина – местечко, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

Воспитание любви и уважения к Родине у ребенка начинается с отношения к семье: матери, отцу, бабушке, дедушке. Так, возник проект «Мама, папа, Я – дружная семья». Идея его создания возникла не случайно. Проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, конфликтный характер общения, излишняя опека со стороны взрослых.

Все это стало основанием реализации проекта, где учитывались интересы, склонности, особенности, права каждого ребенка. Были оформлены альбомы с фотографиями по темам: «Вместе дружная семья», «Увлечения моей семьи», «Выходной день нашей семьи», «Праздник старшего брата и сестры».

Устраивались совместные спортивные развлечения «Мамы разные нужны, а спортивные важны». На родительских собраниях и тематических развлечениях  взрослые делились опытом и традициями своей семьи.

В старшем дошкольном возрасте стояла задача познакомить детей с родословной семьи.

Так возникли проекты «Генеалогическое древо», «Происхождение фамилии», «Герб семьи». Работа на основе проектов показала инициативу и

 интерес со стороны родителей, так и со стороны дошкольников.

Участие взрослых в работе проектов вызывало у детей положительные эмоции, способствовало формированию чувства семейного единства, гордость за свою семью и своих родителей.

Наблюдения показали, что у детей не сформировано целостное представление о месте, где они родились и живут, чем знаменит поселок. Для решения данной задачи был разработан проект «Наш любимый Солнечный».

Были проведены беседы, тематические праздники,  оформлены плакаты и альбомы: «Любимое место отдыха в поселке», «Мой родной – Солнечный». Экскурсии: по поселку, в музей «Боевой славы», Экоцентр. Целевые прогулки к водоему, на стадион, школьный двор. Составлены карты маршрутов, и план-схема «Мой маршрут от дома до детского сада», на которых изображены улицы, отмечены их названия, дорожные знаки, которые встречаются на пути.

Любовь к Родине начинается с того, что видит перед собой малыш, с умения замечать красоту родной природы. Проект «Животные нашего края», который мы реализуем совместно с «Детским эколого-биологическим центром», направлен на расширение представлений о природе Красноярского края. В ходе проекта оформлены фотовыставки «Братья наши меньшие», «Растения нашего края».

Виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места, получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например, «Экскурсия по заповедным местам родного края», «Экскурсия в краеведческий музей». Оформлен альбом виртуальная экскурсия в «Роев ручей» г. Красноярска.

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. С этой целью реализовали такие проекты, как: «Покров Пресвятой Богородицы», «Встречаем Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «Масленица пришла – отворяй ворота!» Проект был краткосрочный, все вместе готовили блины и угощали друг друга. Активное участие принимали родители дошкольников, составляя план мероприятий в соответствии с традициями своей семьи. Частью проекта стала акция «Подари ребенку радость». В которой приняли участие родители и педагоги, не равнодушные к судьбе детей находящихся в «Центре семьи». Мы собрали детскую одежду, обувь, игрушки, книжки для малышей, предметы первой необходимости. Организовали поездки в приют, где педагоги показывали сказочные спектакли, а дошкольники исполняли песни и танцы. Эти проекты показали, что праздники это не только подарки, но ещё и время совершения добрых и полезных дел. 

В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, побуждения у детей уважительного отношения к подвигу наших соотечественников были организованы проекты: «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы», «Колесо истории». Дети узнали о богатырях, о солдатах Петра I и Суворова, о гусарах, о воинах Великой Отечественной войны.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одной из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на "I Муниципальных рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».

Доклад по теме:  «Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами»....

Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования

Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...

IV Муниципальные Рождественские Образовательные Чтения

.Тема: "Великая Победа:наследие и наследники"...