Статья " Адаптация детей раннего возраста и " Мир книг"
статья
Всем известно что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.31 КБ |
adaptatsiya_detey-wps_office.docx | 14.56 КБ |
Статья " Адаптация детей раннего возраста" | 14.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья воспитателя ГБДОУ детский сад №32
Московского района Санкт-Петербурга
Широковой Наталии Ивановны
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе
«Мир книг»
Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе Данная проблема является одной из актуальных, так как, возникает проблема с получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.
Такое внимание к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин:
во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;
во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;
в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэты называют детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Всем известно что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному , используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка.
В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные непосредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.
Чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Предварительный просмотр:
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ.
Младший дошкольный возраст - основа социального развития и формирования взаимоотношений со сверстниками.
От того, как будет проходить адаптация детей в этом возрасте к ДОУ, будет зависеть и дальнейшая адаптация детей к среднему образовательному учреждению и выстраиванию взаимоотношений на последующих этапах обучения (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., Попова Е.В., [4, 5]).
Адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии.
В указанных выше исследованиях ученых отмечается, что основными трудностями для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ являются следующие: четкий непривычный режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение
Следует отметить, что трудности, с которыми сталкиваются дети этого возраста в период адаптации, могут привести к неблагоприятной ее форме – дезадаптации. Поэтому важным направлением в работе сотрудников ДОУ является организация и проведение диагностического обследования с целью изучения степени адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: "Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям.
Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.
Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее.
После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: "хочу домой!”, "где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними (Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. [6]).
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями.
В группе дети постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.
Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется
Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов: первый этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем; второй этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем; третий этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев). Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы, - конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Поэтому воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания.
От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.
Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру. К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.
Деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Но в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения.
Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность.
Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение [7].
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Подготовку детей к ДОУ нужно начинать до поступления в ДОУ. С этой целью необходимо проводить профилактику простудных заболеваний и по совету медицинских работников укреплять иммунитет ребенка.
Пробудить интерес у ребенка к ДОУ помогут прогулки возле детской площадки ДОУ, рассказы о том, что такое детский сад и зачем его посещают дети.
Особое внимание родителям следует обратить на организацию режима дня и питания ребенка, поступающего в детский сад, на период поступления ребенка в ДОУ.
Исследования психологов показывают, что благоприятным периодом для поступления ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ является конец августа или начало сентября. Первый день посещения ребенком ДОУ лучше планировать посреди недели, например в среду или четверг. Психологи не рекомендуют одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать дополнительные занятия в кружках и секциях.
В первую неделю посещения ребенком ДОУ следует обращать особое внимание на психологические детерминанты его телесно-психического здоровья [8].
Желательно в первый день отвести ребенка в детский сад с его любимой игрушкой, которая будет защищать его и эмоционально поддерживать в течение первых дней пребывания в ДОУ.
Если ребенок тяжело расстается с мамой, то лучше, чтобы в первое время его в детский сад отводил тот, с кем ему легче расстаться.
В период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ необходимо, чтобы благоприятная обстановка была не только в ДОУ, но и дома. В этот период следует эмоционально поддерживать своего ребенка, чаще обнимать, больше времени проводить в совместных играх.
В первые дни, забирая ребенка из детского сада, необходимо интересоваться его успехами, тем, как прошёл его день.
Практика показывает, что адаптация детей в течение первого месяца должна происходить в индивидуальном режиме, начиная с 2–3-часового пребывания в ДОУ до постепенного увеличения времени пребывания в ДОУ на 1–2 часа в день.
Выводы: Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном образовательном учреждении – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями - дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр.
Какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся.
Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов.
Предварительный просмотр:
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ.
Младший дошкольный возраст - основа социального развития и формирования взаимоотношений со сверстниками.
От того, как будет проходить адаптация детей в этом возрасте к ДОУ, будет зависеть и дальнейшая адаптация детей к среднему образовательному учреждению и выстраиванию взаимоотношений на последующих этапах обучения (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., Попова Е.В., [4, 5]).
Адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии.
В указанных выше исследованиях ученых отмечается, что основными трудностями для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ являются следующие: четкий непривычный режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение
Следует отметить, что трудности, с которыми сталкиваются дети этого возраста в период адаптации, могут привести к неблагоприятной ее форме – дезадаптации. Поэтому важным направлением в работе сотрудников ДОУ является организация и проведение диагностического обследования с целью изучения степени адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: "Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям.
Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.
Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее.
После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: "хочу домой!”, "где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними (Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. [6]).
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями.
В группе дети постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.
Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется
Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов: первый этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем; второй этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем; третий этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев). Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы, - конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Поэтому воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания.
От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.
Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру. К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.
Деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Но в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения.
Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность.
Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение [7].
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Подготовку детей к ДОУ нужно начинать до поступления в ДОУ. С этой целью необходимо проводить профилактику простудных заболеваний и по совету медицинских работников укреплять иммунитет ребенка.
Пробудить интерес у ребенка к ДОУ помогут прогулки возле детской площадки ДОУ, рассказы о том, что такое детский сад и зачем его посещают дети.
Особое внимание родителям следует обратить на организацию режима дня и питания ребенка, поступающего в детский сад, на период поступления ребенка в ДОУ.
Исследования психологов показывают, что благоприятным периодом для поступления ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ является конец августа или начало сентября. Первый день посещения ребенком ДОУ лучше планировать посреди недели, например в среду или четверг. Психологи не рекомендуют одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать дополнительные занятия в кружках и секциях.
В первую неделю посещения ребенком ДОУ следует обращать особое внимание на психологические детерминанты его телесно-психического здоровья [8].
Желательно в первый день отвести ребенка в детский сад с его любимой игрушкой, которая будет защищать его и эмоционально поддерживать в течение первых дней пребывания в ДОУ.
Если ребенок тяжело расстается с мамой, то лучше, чтобы в первое время его в детский сад отводил тот, с кем ему легче расстаться.
В период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ необходимо, чтобы благоприятная обстановка была не только в ДОУ, но и дома. В этот период следует эмоционально поддерживать своего ребенка, чаще обнимать, больше времени проводить в совместных играх.
В первые дни, забирая ребенка из детского сада, необходимо интересоваться его успехами, тем, как прошёл его день.
Практика показывает, что адаптация детей в течение первого месяца должна происходить в индивидуальном режиме, начиная с 2–3-часового пребывания в ДОУ до постепенного увеличения времени пребывания в ДОУ на 1–2 часа в день.
Выводы: Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном образовательном учреждении – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями - дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр.
Какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся.
Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Адаптация детей раннего возраста в ДОУ"
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который пр...
Статья " Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Вопросы адаптации ребёнка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает....
Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»Гаджимагомедова А.М. воспитатель ГБДОУ д/с №? г. Санкт-Петербург Адаптация детей раннего возраста в дет...
Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Адаптация детей раннего возраста в детском садуПроблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема ...
Статья "Адаптация детей раннего возраста в детском саду"
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрес...
Статья: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении".
Статья на тему: " Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"....
Статья "Адаптация детей раннего возраста"
В помощь начинающим воспитателям раннего возраста...