Конструкт НОД "История ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Углова Мария Михайловна

Технологическая карта

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): История ложки

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма НОД: «Путешествие по реке времени»

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: Бабаева Т.И., А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352с. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»».  ; Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие /авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания и обучения:

Принцип воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношения со сверстниками и педагогами; создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип свободы и самостоятельности, принцип активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуальности

Средства: беседа, рассказ, объяснение, вопросы проблемного характера.

Наглядные: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек.

Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История ложки».

Литературные:  загадка про ложку.

Музыкальные: аудиозапись ансамбля ложкарей.

Оборудование : банка с вареньем, различные виды ложек, тазик с водой, полотенца для рук, фломастеры, набор пластмассовых ложек .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_lozhek.docx106.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технология: путешествие по «реке времени».

Тема: «История ложки».

Возраст: подготовительная группа.

         

           

Составитель: Углова Мария 1373881414.jpg

Михайловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): История ложки

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма НОД: «Путешествие по реке времени»

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: Бабаева Т.И., А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352с. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»».  ; Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие /авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания и обучения:

Принцип воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношения со сверстниками и педагогами; создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип свободы и самостоятельности, принцип активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуальности

Средства: беседа, рассказ, объяснение, вопросы проблемного характера.

Наглядные: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек. 

Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История ложки».

Литературные:  загадка про ложку.

Музыкальные: аудиозапись ансамбля ложкарей.

Оборудование : банка с вареньем, различные виды ложек, тазик с водой, полотенца для рук, фломастеры, набор пластмассовых ложек .

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
  • воспитывать умение  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать умение договариваться, учитывать интересы других.

Развивающие:

  • развивать  мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, сувенир, береста.
  • Развивать способность к экспериментированию;

 

Обучающие:

  • формирование представления детей об истории возникновения ложки, ее разновидностях, качествах и свойствах;
  • формирование  у детей представление о системе сенсорных эталонов материалов и длительности времени;
  • совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

  1. Обсуждение реального или вымышленного события

Педагог заносит варенье без ложки. Предлагает угоститься.

Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки?

 (Обсуждение с детьми культуры приёма пищи)

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Не лопата, не совок

Что захватит, то в роток

Кашу, суп или окрошку

Вы узнали? Это …(ложка).

Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми.

Психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта.

Приветствуют педагога,

проявляют заинтересованность. Слушают стихотворение. Предполагаемые ответы детей

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

  1. Постановка цели исследования

Ребята, а какие бывают ложки?  А хотите больше узнать о ложках? Слайд №1.  Вы знаете, что история ложек  начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я  вам предлагаю совершить волшебное путешествие по времени.

Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время.

Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «река времени» Слайд №2.

Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы..  

Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В древность все мы  попадем. Слайд №3

Педагог создает проблемную ситуацию. Побуждает детей к высказыванию, подводит к постановке цели.

Педагог наклеивает на панно «река времени»  «вехи»-древность, старина, наше время.

Включаются в беседу, отвечают на вопросы. Ответы детей.

Дети настроены на предстоящую деятельность.

3. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Слайд №4.

Посмотрите, на изображение. Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень  неровная  и не прочная, во время еды она обжигала рот. Что это? Ракушки. Слайд №5. Когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки? А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные.  А чего не хватает? Время шло Люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки?  Слайд №6.Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев, из камня.

Воспитатель: ребята давайте возьмемся  за часы и переместимся в старину. произносим:  Слайд №7.  

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В старину мы  попадем. Слайд №8

Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. Слайд №9 Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Слайд №10. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Слайд №11 Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники.  Мастера ложечники  изготовляли и расписывали  разными узорами ложки. Так же их дарят как подарок - сувенир.

А как ещё использовали ложки на Руси?

В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Слайд 12.

Давайте послушаем ансамбль ложкарей. Кто хочет, может подвигаться под музыку.   Слайд №13.  

А короли пользовались ложками из серебра и золота.

Пора перемещаться в наше время.  Слайд №14

  Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

И домой мы  попадем.

Слайд №15.

А какими ложками мы пользуемся в наше время? Давайте вспомним. Слайд № 16.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных ложек мы посмотрели. Слайд №17.  История ложек очень интересна и поэтому в пермском крае находится Музей ложек. Слайд №18.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите.  Чем они отличаются? (дети называют характеристики).

Можно проверить,  какая тяжелее?

Проводим опыт с водой (тазик с водой, стоит на столе). А еще из ложек можно сделать театр. 

Использует наглядные и  информационные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога. Делятся чувствами и эмоциями. Предполагаемые ответы детей.

Дети складывают ложки.

Дети танцуют под аудиозапись ансамбля ложкарей.

Проявляют  интерес к истории ложек. Развивают мыслительные  операции:  сравнение, анализ, синтез и др.

Дети под музыку выполняют любые танцевальные движения.

4. Инд работа по: сортировке мелких иллюстраций на панно «река времени»

Здесь на столе очень много картинок, все они могут найти своё место  на «реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разберем.

Включает детей в самостоятельную деятельность.   Предоставляет время для творческой деятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания

Переносят полученный опыт из одной деятельности в другую.

Анализируют, сравнивают.

Умение делать логические выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

5. Анализ, сборка общей таблицы  сопоставление результатов исследования

 Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны, как мы разделили картинки?  

Если все согласны, то давайте приклеим картинки в древность, старину и наше время.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Просит обосновать свой выбор

Выражают собственное суждение. Осваивают временную последовательность появления ложки. Выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

Умение обосновывать мысли, выражать чувства.

Умение делать выводы.

6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Рассматривание и анализ «Реки времени»

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?

- Вы довольны своей работой?

 - Было ли для вас что то сложным?

- С кем вы можете поделиться новыми знаниями?

Помогает детям повесит на стену панно. Беседа с детьми о проведенной работе.

Делятся впечатлениями, выражают собственное мнение о проделанной работе.

Умение оценивать результат своей деятельности.

7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

-А можем мы с вами вместе создать театр из ложек. Попробуем?

-А банку варенья мы с вами можете попробовать в своей группе после обеда, на десерт.

Настрой на новую предстоящую деятельность.

Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. Дети рисуют на пластмассовых ложках.

Оценивают  свои  действия: что  хотели  сделать – что  получилось;  оценивают  процесс  деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

занятие "Ложка, ложка отзовись"

Занятие  в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ....

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Конструкт образовательной деятельности с детьми "История ложки" (к конкурсу Воспитатель года 2023)

Конструкт образовательной деятельности с детьми 5-6 лет с применением технологии "Река времени"...

Презентация к Конструкту История ложки (к конкурсу Воспитатель года 2023)

Презентация Итория ложки является вспомогательным материалом для проведения образовательной деятельности с детьмиhttps://disk.yandex.ru/d/tGnZ5UwVEhs7bg...

Конструкт по изобразительной деятельности ( лепка) с использованием пластиковой ложки на тему: « Театр кукол»

Конструкт по изобразительной деятельности ( лепка) с использованием пластиковой ложки на тему: « Театр кукол» Цель: Развивать умение детей создавать яркие выразительные образы с помощью нетрадицио...