Конструкт НОД "История ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): История ложки
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма НОД: «Путешествие по реке времени»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Бабаева Т.И., А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352с. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»». ; Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие /авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания и обучения:
Принцип воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношения со сверстниками и педагогами; создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип свободы и самостоятельности, принцип активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуальности
Средства: беседа, рассказ, объяснение, вопросы проблемного характера.
Наглядные: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек.
Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История ложки».
Литературные: загадка про ложку.
Музыкальные: аудиозапись ансамбля ложкарей.
Оборудование : банка с вареньем, различные виды ложек, тазик с водой, полотенца для рук, фломастеры, набор пластмассовых ложек .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_lozhek.docx | 106.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология: путешествие по «реке времени».
Тема: «История ложки».
Возраст: подготовительная группа.
Составитель: Углова Мария
Михайловна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): История ложки
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма НОД: «Путешествие по реке времени»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Бабаева Т.И., А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352с. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»». ; Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие /авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания и обучения:
Принцип воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношения со сверстниками и педагогами; создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип свободы и самостоятельности, принцип активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуальности
Средства: беседа, рассказ, объяснение, вопросы проблемного характера.
Наглядные: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек.
Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История ложки».
Литературные: загадка про ложку.
Музыкальные: аудиозапись ансамбля ложкарей.
Оборудование : банка с вареньем, различные виды ложек, тазик с водой, полотенца для рук, фломастеры, набор пластмассовых ложек .
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы | |||
Воспитательные:
Развивающие:
Обучающие:
| ||||
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
| Педагог заносит варенье без ложки. Предлагает угоститься. Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки? (Обсуждение с детьми культуры приёма пищи) Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись. Не лопата, не совок Что захватит, то в роток Кашу, суп или окрошку Вы узнали? Это …(ложка). | Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми. Психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта. | Приветствуют педагога, проявляют заинтересованность. Слушают стихотворение. Предполагаемые ответы детей | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность. |
| Ребята, а какие бывают ложки? А хотите больше узнать о ложках? Слайд №1. Вы знаете, что история ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю совершить волшебное путешествие по времени. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «река времени» Слайд №2. Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы.. Проговаривание слов: Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем В древность все мы попадем. Слайд №3 | Педагог создает проблемную ситуацию. Побуждает детей к высказыванию, подводит к постановке цели. Педагог наклеивает на панно «река времени» «вехи»-древность, старина, наше время. | Включаются в беседу, отвечают на вопросы. Ответы детей. | Дети настроены на предстоящую деятельность. |
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала | Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Слайд №4. Посмотрите, на изображение. Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень неровная и не прочная, во время еды она обжигала рот. Что это? Ракушки. Слайд №5. Когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки? А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. А чего не хватает? Время шло Люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки? Слайд №6.Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев, из камня. Воспитатель: ребята давайте возьмемся за часы и переместимся в старину. произносим: Слайд №7. Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем В старину мы попадем. Слайд №8 Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. Слайд №9 Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Слайд №10. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Слайд №11 Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарят как подарок - сувенир. А как ещё использовали ложки на Руси? В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Слайд 12. Давайте послушаем ансамбль ложкарей. Кто хочет, может подвигаться под музыку. Слайд №13. А короли пользовались ложками из серебра и золота. Пора перемещаться в наше время. Слайд №14 Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем И домой мы попадем. Слайд №15. А какими ложками мы пользуемся в наше время? Давайте вспомним. Слайд № 16. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных ложек мы посмотрели. Слайд №17. История ложек очень интересна и поэтому в пермском крае находится Музей ложек. Слайд №18. Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. Чем они отличаются? (дети называют характеристики). Можно проверить, какая тяжелее? Проводим опыт с водой (тазик с водой, стоит на столе). А еще из ложек можно сделать театр. | Использует наглядные и информационные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога. Делятся чувствами и эмоциями. Предполагаемые ответы детей. Дети складывают ложки. Дети танцуют под аудиозапись ансамбля ложкарей. | Проявляют интерес к истории ложек. Развивают мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез и др. Дети под музыку выполняют любые танцевальные движения. |
4. Инд работа по: сортировке мелких иллюстраций на панно «река времени» | Здесь на столе очень много картинок, все они могут найти своё место на «реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разберем. | Включает детей в самостоятельную деятельность. Предоставляет время для творческой деятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания | Переносят полученный опыт из одной деятельности в другую. Анализируют, сравнивают. | Умение делать логические выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
5. Анализ, сборка общей таблицы сопоставление результатов исследования | Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны, как мы разделили картинки? Если все согласны, то давайте приклеим картинки в древность, старину и наше время. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Просит обосновать свой выбор | Выражают собственное суждение. Осваивают временную последовательность появления ложки. Выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени». | Умение обосновывать мысли, выражать чувства. Умение делать выводы. |
6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения | Рассматривание и анализ «Реки времени» - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие? - Вы довольны своей работой? - Было ли для вас что то сложным? - С кем вы можете поделиться новыми знаниями? | Помогает детям повесит на стену панно. Беседа с детьми о проведенной работе. | Делятся впечатлениями, выражают собственное мнение о проделанной работе. | Умение оценивать результат своей деятельности. |
7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | -А можем мы с вами вместе создать театр из ложек. Попробуем? -А банку варенья мы с вами можете попробовать в своей группе после обеда, на десерт. | Настрой на новую предстоящую деятельность. | Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. Дети рисуют на пластмассовых ложках. | Оценивают свои действия: что хотели сделать – что получилось; оценивают процесс деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
занятие "Ложка, ложка отзовись"
Занятие в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ....
Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...
Конструкт образовательной деятельности с детьми "История ложки" (к конкурсу Воспитатель года 2023)
Конструкт образовательной деятельности с детьми 5-6 лет с применением технологии "Река времени"...
Презентация к Конструкту История ложки (к конкурсу Воспитатель года 2023)
Презентация Итория ложки является вспомогательным материалом для проведения образовательной деятельности с детьмиhttps://disk.yandex.ru/d/tGnZ5UwVEhs7bg...
Конструкт по изобразительной деятельности ( лепка) с использованием пластиковой ложки на тему: « Театр кукол»
Конструкт по изобразительной деятельности ( лепка) с использованием пластиковой ложки на тему: « Театр кукол» Цель: Развивать умение детей создавать яркие выразительные образы с помощью нетрадицио...