Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС
статья
Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС.
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». (Сухомлинский В. А.)
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_podhody_k_trudovomu_vospitaniyu_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Грачёва М.С., воспитатель
ГБОУ школа № 93 ОДО Пушкинского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС.
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». (Сухомлинский В. А.)
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Виды труда в ДОУ:
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип развивающего образования (системности и последовательности);
- принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
- принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.
В условиях введения ФГОС ДО, проблема трудового воспитания стала рассматриваться иначе. Теперь целью дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.
Специфика детского труда заключается в следующем:
- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;
- в детском труде нет результата;
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);
- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда.
Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
- мы определяем цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
- мы помогаем ребенку мотивировать свой труд, обсуждаем с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
- мы формируем умение элементарно планировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
- мы показываем и объясняем, как лучше это сделать; советуем, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
- мы пробуждаем интерес к предстоящему делу, поддерживаем и развиваем его в ходе работы;
- мы помогаем выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
- мы вспоминаем вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.); - мы поощряем старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
- мы систематически проверяем вместе с ребенком ход, результаты работы и вместе с ним оцениваем ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
- мы подключаем ребенка к своему труду, подаем пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
- мы организуем совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсуждаем мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определяем долю работы каждого, советуем, как помочь младшему брату (сестре);
- мы формируем у детей умение выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело; поощряем инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
- мы ставим ребенка перед необходимостью сделать выбор и помогаем принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеем приготовить подарок к завтрашнему дню).
Труд необходимо дозировать, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так же большое внимание уделяется оборудованию труда дошкольников. Воспитатель обязательно проверяет оборудование перед началом работы. К сожалению, новые требования СанПиН значительно снижают объем ролевых операций (особенно в области труда в природе). Это повышает значение сотрудничества с семьей по данному направлению. Эти особенности снижают подготовленность детей к самостоятельной трудовой деятельности. Таким образом, только творческий подход к решению проблемы в современных образовательных условиях позволяет достичь высоких результатов.
Литература:
1. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005.
2. И.Ф. Слепцова .Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду. М.: Обруч, 2015 г.
3. Программа «От рождения до школы».примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2014
4. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в дет.саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.
5. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следу...
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...
«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Включаясь в...
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов...
Отчёт по самообразованию ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» https://cloud.mail.ru/public/MDX8/zvbkeaVCw
А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые ...
Консультация «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...