ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мы-строители» по конструированию в детском саду для детей 6-7лет
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Магеррамова Эльза Назировна

·     программа предусматривает организацию конструктивной деятельности детей с деревянным строительным материалом;

·     предусматривает проведение занятий по подгруппам (12 человек);

·     длительность занятий от 25 -30 минут;

·     содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;

образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_konstruirovaniyu_magerramova.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ №3»

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета

УТВЕРЖДЕНО

Директор

протокол от ____________________  

________________ / А. А. Скокова

приказ от 31.08.2017 № _730_

                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

???

 «Конструирование»

для детей  5-7лет

срок реализации 1 год

                                                                           Составитель:

                                                                                педагог дополнительного образования

                                                                                       Магеррамова Эльза Назировна   

г. Нефтеюганск

2017 г.

Содержание

1.

Пояснительная записка………………………………………………………

2.

Основная часть рабочей программы………………………………………..

2.1

Организация непосредственно образовательной деятельности согласно учебному плану………………………………………………………………

2.2

Структура непосредственно образовательной деятельности…………….

2.3

Расписание……………………………………………………………………

3.

Возрастные особенности  детей…………………………………………....

3.1

Старший возраст…………………………………………………………..

3.2

Возрастные особенности  детей……………………………………………

3.3

Содержание учебного процесса ……………………………………………

3.4

Перспективно - тематическое планирование………………………………

3.5

Оценка индивидуального развития воспитанников……………………….

3.6

Подготовительный возраст…………………………………………………

3.7

Возрастные особенности  детей……………………………………………

4.

Содержание учебного процесса ……………………………………………

4.1

Перспективно- тематическое планирование……………………………….

4.2

Оценка индивидуального развития воспитанников……………………….

5

Материально-техническое обеспечение……………………………………

5.1

Перечень игрового оборудования…………………………………………..

Литература……………………………………………………………………

  1. Пояснительная записка.

Таблица № 1

Наименование программы

 Рабочая программа по реализации образовательной программы ДОУ по конструированию  на 2015-2016 учебный год  

Актуальность

Образовательная программа дошкольного образования  в МБОУ «СОШ №3»определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155, действующим законодательством и локальными актами МАДОУ.  

Заказчики программы

Педагогический совет, родители.

Основные разработчики программы

Сроки реализации программы

1 год

Цель программы

Развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности.

Задачи рабочей программы

  • Развитие у детей действий пространственного моделирования предметов;
  • Развитие познавательных и творческих способностей;
  • Овладение действиями наглядного пространственного моделирования и символизации  действительности;

Принципы рабочей программы

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования  (соответствие условий, требований методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Особенности организации образовательного процесса

  • программа предусматривает организацию конструктивной деятельности детей с деревянным строительным материалом;
  • программа содержит характеристику основных направлений работы по каждому разделу( возрасту)
  •  предусматривает проведение занятий по подгруппам (12 человек);

Старшая группа до 25 минут,

Подготовительная группа до 30 минут;

  • содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
  • образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

Программно- методический комплекс образовательного процесса

Образовательная деятельность  строится на основе  общеобразовательной программы:

  • Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: «Развитие». Старшая, подготовительная группы/ Под ред. О.М. Дьяченко.
  • Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
  • Планы занятий по программе «Развитие» для  старшего дошкольного возраста.

Педагогические технологии

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технологии проектного обучения;
  • Личностно ориентированная технология;
  • Игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии.

Перечень нормативных документов

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка Организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Программа «Развитие» нового поколения для дошкольных образовательных учреждений  под редакцией Л.А.Венгера
  • Устав
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  

  1. Основная часть рабочей программы.

  1. Организация непосредственно образовательной деятельности согласно учебному плану.

Таблица №2

Виды занятий

Количество занятий

 в неделю

Количество занятий

в год

Программа «Развитие» Венгера Л.А.

Старшая группа

1

Конструирование

1 раз в неделю

28

Подготовительная №1

Подготовительная группа №2

1

Конструирование

1 раз в неделю

28


2.2 Структура непосредственной  образовательной деятельности по конструированию.

Таблица №3

Месяц

(занятие)

    Кол-во

    часов

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Непосредственная образовательная деятельность

Материал.

Методическая литература

Деятельность

Программное содержание

Методы и приемы

20 мин

Познавательное развитие, социально-коммуникативное  развитие

Игровая

Коммуникативная

Речевая

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Согласно комплексно тематическому планированию.

Наглядные

Практические Словесные

Согласно программному содержанию

Л.А. Венгер «Программа Развитие »


2.3.Расписание.  

Таблица №4

Группа

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Старшая  № 1

Подгот. № 1

Подгот. № 2

1.Старший возраст.

  1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как конструирование. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и плановым.  Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить  или построить то, что задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей. В  конструировании у детей появляются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Дети могут целенаправленно изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их предназначения. В старшем возрасте начинаетсясобстве6нно развитие различных форм наглядного моделирования и его включение  в решение интеллектуальных задач. Наглядное  моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявлять объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт.

      В области развития творческих способностей, воображения дети не просто  создают  образы отдельных предметов, их действий и различных деталей, но переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений. Замысел начинает предшествовать непосредственному выполнению деятельности. В конструировании ребенок сначала изображает свою будущую постройку на чертеже, а затем уже реализует задуманное.

  1. Содержание учебного предмета.

Программа предусматривает организацию конструктивной деятельности детей с деревянным строительным материалом на основе применения графических изображений деталей и построек в виде их простейших схем. Работа по  конструированию с детьми старшего дошкольного возраста предусматривает решение следующих задач:

  1. Развитие у детей познавательных и творческих способностей.
  2. Овладение действиями наглядного пространственного моделирования и символизация действительности.
  3. Освоение детьми действий графического моделирования предметов.

При обучении конструированию осуществляется организация систематического освоения детьми таких умственных действий, как моделирование и символизация действительности. Предполагается , что  к началу обучения в старшей возрастной группе дети уже владеют необходимыми техническими навыками работы  с деревянными  объемными строительными деталями: умеют их располагать в пространстве, точно соединять, строить перекрытия, сооружать устойчивые конструкции, действовать при их построении на основе самостоятельного анализа готового образца и словесного обозначения  требований к результату, умеют удерживать хотя бы в общем виде замысел будущей постройки. Основным средством организации деятельности  детей должен стать графический образец в виде схематического изображения предмета. Освоение  детьми действий  графического моделирования предметов по существу  является промежуточным этапом,  подготавливающим ребенка  к переходу от действий практического построения конструктивной модели из деталей строителя к осуществлению  моделирующих действий в « уме», плане представлений.

В качестве основных  задач  предусмотрены следующие виды работы:

  1. Закрепление представлений детей об особенностях простейших графических моделей ( схемы предмета, схемы – развертки).
  2. Обучение действиям построения  графических моделей объектов с помощью специальных трафаретов с вырезами, соответствующими по форме основным деталям строителя. Обучение составлению графических  моделей проводится на основе анализа конкретного образца предмета или постройки, который осуществляется детьми сначала совместно с воспитателем, затем самостоятельно.
  3. Обучение детей способам применения  готовых графических моделей для ориентировки в особенностях конструируемого предмета.
  4. Обучение детей внесению в конструкции и их графические изображения элементов символизации и художественной выразительности.
  5. Обучение планированию действий, направленных на анализ предметных и графических образцов построек, а также на разработку конструктивного замысла.
  6.  Важным моментом обучения конструированию является постепенный перевод детей от оперирования простейшими контурными и малорасчлененными  моделями, дающими приблизительное представление о предмете, к оперированию моделями более расчлененного характера, фиксирующими особенности конструкции предмета из определенного материала.

Графические модели предметов и их конструкции могут быть использованы практически при прохождении любой темы. Важно выбрать для работы с детьми схематические изображения предметов с той стороны, которая наиболее знакома детям и достаточно информативна. Например, при изображении дома лучше сначала использовать схему его фасада ( вид спереди), при изображении машины -  вид сбоку, самолета – вид сверху.  После того как дети достаточно освоят работу со схемами предметов, сделанными с одной позиции, можно перейти к включению 2-х-3-х детей в совместную деятельность по составлению графических изображений одного предмета  с трех разных позиций, занимаемых участниками этой деятельности. Затем, все полученные изображения предмета сопоставляются между  собой и  по  ним  создается общая постройка.

Особое место на занятиях занимает обучение детей передаче в конструкциях предметов  своего собственного отношения к окружающему миру и получаемым из него впечатлениям. С этой целью внимание детей привлекается к эмоционально- выразительным средствам конструктивной деятельности, дающим возможность создавать конструкции, эмоционально насыщенные, символизирующие определенное отношение к отображаемому в них миру. К числу таких средств, способствующих созданию символических конструкций, относится цвет, объем (масса), форма, пропорции, композиция и некоторые другие свойства реальных объектов. Программа предусматривает обучение детей символическому замещению деталями строителя и простейшими конструкциями игровых и сказочных персонажей и воображаемой обстановки, в которой они действуют.

  1. Перспективно - тематическое планирование.

Таблица №5

месяц

тема

Развивающие задачи

сентябрь

занятие №1

Конструирование по замыслу детей.

Учить детей самостоятельно выбирать тему будущей постройки и придумывать способ ее сооружения;

Использовать при обдумывании замысла схематический рисунок задуманного предмета с указанием в нем местоположения основных его частей.

занятие №2

Повторение предыдущего на новом материале.

Закрепить изученные детали и их схемы-развертки.

Знакомить детей с приемами изображения деталей строителя с разных позиций (вид прямо, вид сбоку, вид сверху) и правильно располагать эти изображения на листе бумаги в виде схемы развертки.

Составлять схематическое изображение комбинации из двух деталей.

октябрь

занятие№3

Составление схематических изображений деталей.

Закрепить изученные детали и их схемы-развертки –треугольная призма, конус, брусок.

Знакомить детей с приемами изображения деталей строителя с разных позиций (Вид прямо, вид сбоку, вид сверху) и правильно и правильно располагать эти изображения на листе развертки бумаги в виде схемы.

Формировать умения составлять схематическое изображение комбинации из двух деталей.

занятие№4

Построение элементарных конструкций из двух-трех деталей по их готовым изображениям с трех разных сторон.

Учить детей читать схемы –развертки  деталей. Пластина, треугольная призма, полукуб.

Отрабатывать умение пользоваться трафаретом при изображении деталей.

Формировать умения составлять схематическое изображение комбинации из трех деталей.

занятие №5

«Чтение» схем-разверток  на новом материале.

Учить детей читать схемы –развертки простейших конструкций из 2деталей.

Формировать умение воспроизводить простейшую конструкцию из 2-х деталей по схеме-развертке.

Стимулировать к созданию собственных комбинаций из имеющихся деталей, составлять схему –вид прямо, находить определенную сторону постройки.

занятие №6

Замена крупных деталей наборами мелких элементов и их графическое  изображение.

Формировать у детей умение расчленять схематическое изображение крупной фигуры на мелкие части, соответствующие тем деталям, из которых крупная фигура может быть составлена.

Отработка точности глазомера при составлении целостного изображения из нескольких частей.

ноябрь

занятие №7

Расчленение контурной схемы предмета, ее  детализация.

Развивать у детей внутреннего плана действий (плана представлений).

формировать умение последовательно анализировать контурную схему: узнавать изображенный предмет, определять местоположения его основных частей, применять строительные детали, предложенные для строительной постройки, расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета.

занятие №8

Упражнение в построении предметов  по контурному образцу – головоломка.

Обучать детей расчленению контурной схемы предмета на основные части конструкции, ориентируясь на форму и размеры деталей, предложить для воспроизведения объекта. Фигуру предмета из частей расчлененной схемы.

занятие №9

Диагностическое.

Выявить умения узнавать деталь, изображённую с 3-х разных позиций.

Учить детей читать схемы –развертки простейших конструкций из3 деталей выявить умение воспроизводить простейшую конструкцию из 2-х, 3-х деталей по схеме-развертке.

декабрь

занятие №10

«Животные тайги»

(региональный компонент)

Построение конструкций головоломок.

Упражнять детей в отыскивании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами определенных геометрических фигур, их комбинации.

Развивать умение создавать условные схематизированные образы фигуры некоторых животных самостоятельно и по готовому плану.

Упражнять в плоскостном моделировании по схеме.

занятие №11

«Дикие животные»

(региональный компонент)

Упражнения на конструирование фигурок животных.

Развивать у детей умения конструировать из плоскостных и объемных деталей разной величины и формы фигурки любимых животных, вносить изменения в их первоначальные позы.

Занятие №12

«Дома Нефтеюганска»

(региональный компонент)

Составление схематических изображений конструкции домиков из 7-8 элементов строителя.

Упражнять в графическом изображении строительных деталей с двух позиций (прямо, сбоку) с помощью трафарета и на глаз.

Учить детей анализировать готовую постройку домика, соизмеряя элементы конструкций между собой.

январь

Занятие №13

Строительство декоративной стенки по графической модели.

 Формировать умение последовательному анализу  схемы. Формировать умение воспроизводить конструкцию декоративной стенки по схематическому её изображению в одной проекции (вид спереди).

Занятие №14

«Отгадай, что построено»- упражнение в речевом планировании  хода  решения задачи.

Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера – о назначении предмета и его внешнем облике в целом.

Развитие умения держать в голове полученную информацию об объекте.

февраль

Занятие №15

Составление схемы фасада дома, по конкретному

Образцу постройки.

Обучать действию графического моделирования в процессе составления схемы фасада дома.

Освоение действий соизмерения в процессе анализа частей предмета, деталей строителя и

элементов схемы.

Занятие №16

Составление фронтальной схемы- вход в метро.

Закрепить умения составлять фронтальную схему предмета по конкретному образцу конструкции. Показ разных вариантов конструкции входа в метро, выделяя в них общие части.

Воспроизведение постройки по самостоятельно составленной схеме. Соотнесение своих результатов своей деятельности с образцом, внесение уточнений в постройку схемы.

Занятие №17

«Вокзалы»

(региональный компонент)

Строительство вокзала по схеме.

Обучение планомерному анализу многоэлементной схемы постройки, выделению в ней основных структурных частей и определению их возможного назначения.

Осуществление сотрудничества с партнером в процессе создания общей постройки.

Занятие№18

Диагностическое.

Применение формы и размеров фигур в качестве символов.

Обучение использованию формы и размера фигур в качестве символических средств, позволяющих передавать в постройках и их графических изображениях определенные чувства, настроения и отношения к окружающему миру.Учить воспроизводить постройку по ассоциациям.

март

Занятие №19

Конструирование дома по готовой схеме.

Ознакомление детей с конструкциями предметов, имеющих свободное внутреннее пространство.

Обучение детей ориентировке в этих свойствах с помощью двух плоскостных схематических изображений ( с разных сторон) предмета путем анализа их состава, соотнесения схем между собой и сравнения их с реальными постройками.

Занятие №20

Строительство двухэтажного дома с лесенкой.

Ознакомление детей с конструкциями предметов, имеющих свободное внутреннее пространство.

Обучение детей ориентировке в этих свойствах с помощью двух плоскостных схематических изображений ( с разных сторон) предмета путем анализа их состава, соотнесения схем между собой и сравнения их с реальными постройками.

Занятие №21

Конструирование по мотивам сказки «Колобок» или «Смоляной бычок».

Развивать у детей умение подбирать условно- символические заместители для персонажей сказки из деталей строителя; планировать  с помощью последовательности событий сказки;

Формировать умению словесно описывать постройку и намечать план ее построения. Воспроизводить в  постройках обстановку сказки и разыгрывать с помощью персонажей эпизоды сказки по составленному наглядному плану.

Занятие №22

Конструирование по мотивам сказки «Гуси-лебеди».

Развивать у детей умение подбирать условно- символические заместители для персонажей сказки из деталей строителя; планировать  с помощью последовательности событий сказки;

Формировать умению словесно описывать постройку и намечать план ее построения. Воспроизводить в  постройках обстановку сказки и разыгрывать с помощью персонажей эпизоды сказки по составленному наглядному плану.

апрель

Занятие №23

Конкретизация общей схемы в процессе конструирования грузовых машин.

  Формировать умения - составлять обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных предметах функциональных частей;

- сопоставлять общие схемы предметов с конкретными образцами их конструкций

Познакомить с приемами изменения общей схемы (её расчленение, дополнение, детализация), её конкретизации.

Занятие №24

Конструирование военных машин- составление и конкретизация обобщенной схемы предметов.

Формировать умения - составлять обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных предметах функциональных частей;

- сопоставлять общие схемы предметов с конкретными образцами их конструкций

Познакомить с приемами изменения общей схемы (её расчленение, дополнение, детализация), её конкретизации.

Занятие №25

Конструирование трамвая по схемам «вид сбоку» и «вид спереди».

Формировать умения -  составлять и использовать в процессе конструирования схематических изображений предметов с разных позиций.

Закрепить умения выделять на схемах основные структурные части предмета, определять их назначение.

Формировать умения вносить изменения в общую схему дополнение изображающие особенности конструкции каждого конкретного образца

май

Занятие №26

Конструирование по собственному замыслу под влиянием музыкальных впечатлений.

Формировать умения - составлять обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных предметах функциональных частей;

- сопоставлять общие схемы предметов с конкретными образцами их конструкций

Познакомить с приемами изменения общей схемы (её расчленение, дополнение, детализация), её конкретизации.

Занятие №27

Диагностическое.

Выявить умение  заранее (до начало строительства) представить себе будущую постройку и использовать для этой цели схематический рисунок задуманного предмета.

Выявить  умение давать словесное описание  при разработке замысла конструкции, используя литературные образы, способа её сооружения, планировать последовательность возведения отдельных частей постройки.

Занятие №28

Конструирование по собственному замыслу под влиянием впечатлений от музыки.

Познакомить детей с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Осенняя песня», «Болезнь куклы», Глинка М.И. «Чувство», Шуман «Первая утрата»

развивать речь детей.           

Формировать умение передавать в создаваемых постройках чувства и впечатления, вызванные музыкой светлого, веселого, жизнеутверждающего характера.

  1. Оценка индивидуального развития воспитанников.

Согласно п. 3.2.3. ФГОС дошкольного образования  « при реализации Программы  проводиться оценка индивидуального развития воспитанников, в рамках педагогической диагностики».

Приоценки  индивидуального развития воспитанников, используется, педагогическая диагностика по программе «Развитие», позволяющая определить продвижение дошкольников старшей группы в освоении программы «Развитие», учитывая индивидуальные возможности детей в процессе образовательной работы.

Занятие № 1. Проводится в конце ноября.

Цель: Выявить умение детей узнавать деталь, изображенную с трех разных позиций в виде трех контурных фигур.

Занятие № 2. Проводится в конце февраля.

Цель: Выявить у детей умения создавать графические модели построек на основе анализа конкретного образца конструкции предмета.

Занятие № 3. Проводится в мае.

Цель: Выявить у детей умения заранее, до начала строительных действий с материалом, мысленно  представить себе будущую постройку и использовать для этой цели наглядный схематический набросок задуманного предмета и его конструкции из имеющихся деталей.

По итогам проведения педагогической диагностики заполняются  индивидуальные маршруты  развития детей группы.

  1. Подготовительный возраст.

  1. Возрастные особенности детей.

В подготовительной к школе группе старшие дошкольники могут  создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение  действительности.  Продукты, создаваемые детьми в этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое. В ходе конструирования при определенных условиях  значительно совершенствуются сами познавательные действия, появляется способность преобразовывать  конструкцию в уме, создавать ее  воображаемый образ. К числу таких  условий относится возможность  применять в процессе  детского конструирования  моделирующие действия второго порядка – графические, -  отрывающие детей от непосредственного оперирования строительными деталями. Графические действия становятся заместителями реальных моделирующих строительных действий и  обеспечивают особый способ  опосредствования  при выделении в предметах пространственных, конструктивных и других свойств и зависимостей. В работе с детьми этой возрастной группы  можно использовать графические модели разных типов: контурные и расчлененные, обобщенные модели предметов и конкретные, единичные  модели предмета  или его конструкции. Дети умеют достаточно точно и одномоментно улавливать  много признаков предмета: Форму, ракурс (поворот), пространственное соотношение частей. При создании построек дети могут достаточно успешно использовать схематические  их  изображения  с одной из позиций.

  1. Содержание учебного предмета.

Работа по  конструированию с детьми старшего дошкольного возраста предусматривает решение следующих задач:

  1. Развитие у детей познавательных и творческих способностей.
  2. Овладение действиями наглядного пространственного моделирования и символизация действительности.
  3. Освоение детьми действий графического моделирования предметов.

При обучении конструированию осуществляется организация систематического освоения детьми таких умственных действий, как моделирование и символизация действительности. Предполагается , что  к началу обучения в старшей возрастной группе дети уже владеют необходимыми техническими навыками работы  с деревянными  объемными строительными деталями: умеют их располагать в пространстве, точно соединять, строить перекрытия, сооружать устойчивые конструкции, действовать при их построении на основе самостоятельного анализа готового образца и словесного обозначения  требований к результату, умеют удерживать хотя бы в общем виде замысел будущей постройки. Основным средством организации деятельности  детей должен стать графический образец в виде схематического изображения предмета. Освоение  детьми действий  графического моделирования предметов по существу  является промежуточным этапом,  подготавливающим ребенка  к переходу от действий практического построения конструктивной модели из деталей строителя к осуществлению  моделирующих действий в « уме», плане представлений.

  1. Учебно– тематическое планирование.

Таблица № 6

месяц

тема

Развивающие задачи

сентябрь

Занятие № 1

Конструирование по замыслу детей.

Развивать у детей умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки. При обдумывании замысла использовать графический набросок постройки и ее словесное описание. Отрабатывать точность глазомерной оценки изображаемых фигур.

Занятие № 2

Составление простейших графических моделей.

Продолжать обучение детей составлению схематических изображений отдельных строительных деталей и простейших комбинаций из трех фигур. Закреплять навык применения трафаретов.

октябрь

Занятие № 3

Составление трех схем одного объекта.

Продолжать обучение детей составлению схематических изображений отдельных строительных деталей и простейших комбинаций из трех фигур. Закреплять навык применения трафаретов.

Занятие № 4

Составление схем разверток на новом материале.

Продолжать обучение детей составлению схематических изображений отдельных строительных деталей и простейших комбинаций из трех фигур. Закреплять навык применения трафаретов.

Занятие № 5

«Достопримечательности

Родного города»

(региональный компонент)

Графическое изображение готовой постройки.

Развивать умение последовательно анализировать конструкцию архитектурного сооружения. Учить соизмерять друг с другом элементы конструкции и адекватно переносить их  размерные и пространственные отношения в графическое изображение постройки.

Занятие № 6

Составление графической модели по образцу готовой постройки.

Отрабатывать логику анализа конструкции предмета. Совершенствовать действия соизмерения элементов конструкции и элементов схемы путем применения мерок.

ноябрь

Занятие № 7

Составление графической модели по образцу готовой постройки на новом материале.

Отрабатывать логику анализа конструкции предмета. Совершенствовать действия соизмерения элементов конструкции и элементов схемы путем применения мерок.

Занятие № 8

Составление графических моделей конструкции в трех прямоугольных проекциях.

Закреплять умение анализировать предмет, выделяя в нем основные функциональные части и особенности строения. Узнавать с какой стороны изображен предмет на рисунках. Составить схематическое изображение готовой постройки.

Занятие № 9

Диагностика

(занятие №1)

Диагностика.

«Разгадай конструкцию».

Выявление у детей умения узнавать на схематических изображениях отдельные строительные детали и простейшие конструкции из трех четырех фигур.

декабрь

Занятие № 10

«Дома Нефтеюганска»

(региональный компонент)

Составление графических моделей по образцу постройки.

Отрабатывать умение составлять по конкретному образцу постройки два вида схем (вид сбоку, вид спереди). Закрепить умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением, реализовать это знание самостоятельно создаваемой конструкции предмета.

Занятие № 11

Составление графических моделей по готовой конструкции. Закрепить умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Развивать навыки сотрудничества.

Занятие № 12

Составление графических моделей по готовой конструкции на новом материале.

Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей, устанавливать связь между функцией деталей и ее свойствами в постройке. Развивать навыки сотрудничества.

январь

Занятие № 13

Конструирование по замыслу детей.

Развивать умение детей создавать собственный замысел конструкций по предложенной теме. Учить использовать  схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначение нужного материала.

Занятие № 14

Перевод схемы- вид сбоку- в схемы- вид спереди и вид сверху.

развивать у детей внутренний план действий, способность преодолевать эгоцентричную позицию при оценки строения предмета. Умение представлять его «в уме» с разных позиций. Продолжать учить детей составлению схемы постройки. Закреплять умение  воспроизводить конструкцию по схеме.

февраль

Занятие № 15

Перевод объемной схемы предмета в схемы предмета с отдельных сторон.

Учить детей анализировать объемное схематическое изображение конструкции предмета и на его основе составлять более абстрактные плоскостные изображения постройки с одной двух позиций. Воспроизводить конструкцию предмета при помощи этих схем. Развивать навыки сотрудничества.

Занятие № 16

Перевод контурной схемы в расчлененную.

Развивать у детей план пространственных представлений . Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображенном предмете и его возможном строении. Учить обосновывать эти предположения путем соотнесения схемы с предложенным строительным материалом, расчленять схему, конкретизируя представления о конструкции предмета.

Занятие № 17

Перевод контурной схемы в расчлененную на новом материале.

Развивать у детей план пространственных представлений . Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображенном предмете и его возможном строении. Учить обосновывать эти предположения путем соотнесения схемы с предложенным строительным материалом, расчленять схему, конкретизируя представления о конструкции предмета.

Занятие № 18

Перевод объемной схемы конструкции в простые схемы предметы с разных позиций и сооружение постройки по этим схемам.

Закреплять умение узнавать изображенную на рисунке сторону предмета. Учить переводить объемное изображение постройки в изображение отдельных ее сторон. Соотносить эти схемы между собой.

март

Занятие № 19

Диагностика

( занятие№2)

Диагностика.

Выявление у детей умения представлять в «уме» строения предмета в целом. Создавать схематическое изображение предмета с других позиций на основе заданной схемы.

Занятие № 20

Конструирование по двум схемам.

Развивать умения последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки с ее изображением с другой стороны. Самостоятельно воспроизводить постройку, опираясь на ее графические модели.

Занятие № 21

Конструирование по замыслу.

Развивать конструктивное воображение, умение реализовать в постройке идею создания легкой праздничной, нарядной конструкции. Закреплять умения использовать при обдумывании замысла в качестве наглядной опоры схематический набросок будущей конструкции.

Занятие № 22

Строительство дворца по двум схемам.

Закреплять умение детей правильно определять вид изображения. Развивать умение анализировать фронтальную схему конструкции, выделять в ней основные и вспомогательные части. Учит соотносить в этой схеме второе изображение постройки (вид сбоку). Самостоятельно воспроизводить конструкцию по двум схемам.

апрель

Занятие № 23

Ознакомление с элементами архитектуры.

Познакомить детей на иллюстративном материале с разными видами колон и пилястров, их составными частями, типами стволов, оснований и головоломок. Учить составлять из имеющих строительных деталей и дополнительного материала колоны разного вида, зарисовывать их в виде схемы.

Занятие № 24

Знакомство с замковой архитектурой.

Познакомить детей с конструкциями старинных замков и монастырей. Закреплять умения анализировать графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части конструкции. Учить планированию процесса сооружения постройки. Отрабатывать навыки сотрудничества с партнером по работе.

Занятие № 25

Конструирование собора по графической модели.

Познакомить детей с элементами архитектуры готического стиля. Развивать умение анализировать схему конструкции готического собора, выделять характерные особенности. Намечать план возведения постройки, самостоятельно отбирать необходимый строительный материал.

май

Занятие № 26

Конструирование по замыслу.

Закрепить у детей умение создавать собственный замысел конструкции предмета по заранее предложенной теме. Использовать при разработке замысла в качестве внешней опоры действия графического моделирования предмета.

Занятие № 27

Диагностика

 (занятие №3)

Диагностика.

Направленно на выявления у детей умения самостоятельно разрабатывать замысел будущей конструкции.

Занятие № 28

Конструирование по замыслу.

Закрепить у детей умение создавать собственный замысел конструкции предмета по заранее предложенной теме. Использовать при разработке замысла в качестве внешней опоры действия графического моделирования предмета.

  1. Оценка индивидуального развития воспитанников.

Согласно п. 3.2.3. ФГОС дошкольного образования  « при реализации Программы  проводиться оценка индивидуального развития воспитанников, в рамках педагогической диагностики».

Приоценкииндивидуального развития воспитанников, используется, педагогическая диагностика по программе «Развитие», позволяющая определить продвижение дошкольников старшей группы в освоении программы «Развитие», учитывая индивидуальные возможности детей в процессе образовательной работы.

Занятие № 1. Проводится в конце ноября.

Цель: Выявить умение детей узнавать схематические  изображения  отдельных строительных деталей и простейших конструкций  из 3-х и 4-х фигур.

Занятие №2. Проводится в марте.

Цель: Выявить у детей  умения представлять «в уме» строение предмета в целом.

Занятие №3. Проводится в мае.

Цель:  Выявить у детей  умения   самостоятельно разрабатывать замысел будущей  конструкции.

По итогам проведения педагогической диагностики заполняются  индивидуальные маршруты  развития детей группы.

  1. Материально- техническое обеспечение.

Для организации образовательной деятельности  раздела конструирования  оборудован кабинет, который  оснащен игровым оборудованием для проведения  занятий.

Имеется необходимый игровой и дидактический материал для организации продуктивной и творческой деятельности детей. Имеется дидактический материал: сюжетные, настольно-печатные, развивающие игры, игры для развития тонкой моторики рук, игры и оборудование для развития  пространственного мышления и воображения.

8.1. Перечень игрового оборудования.

- наборы строительных деталей для конструирования  объемные деревянные фигуры простой геометрической формы разных размеров, в набор входит кубики, полукубы, кирпичики, бруски, конусы, призмы, пластины, цилиндры и некоторые произвольные формы: арки, усеченные конусы .

-наборы схематических рисунков

Правила по технике безопасности

1. Аккуратно работать с деревянным конструктором.

Литература.

  1. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группе детского сада.  Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие» Москва, 2000.;[Текст].
  2. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего, среднего  и старшего дошкольного возраста.  - М.: «Издательство Гном и Д», 2000.;[Текст].
  3. Развитие :программа нового поколения для дошкольных образовательных  учреждений. Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа / Под ред. О.М. Дьяченко – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.; [Текст]
  4. Развитие +: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 2. Младший, средний, старший дошкольный возраст./ Под ред. А.И. Булычевой – М.: НОУ « УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012.; [Текст].
  5.  «Санитарно-эпидемиологические       требования        к       устройству, содержанию      и      организации      режима      работы      дошкольных образовательных организаций, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15мая 2013г  №26(зарегистрировано   Министерством   юстиции   Российской федерации 29 мая2013г., регистрационный №28564) [Текст].
  6. Строитель для дошкольников. Методические  рекомендации  НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие» В.В. Холмовская. Л.А.Пинчук: Москва, 2004.; [Текст].




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в цел...

конструирование в детском саду

Самоанализ по теме "Развитие конструктивных способностей у детей младшего школьного возраста"...

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и ...

Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".

В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...

Статья "Конструирование в детском саду"

Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Познавательно – творческий проект «Профессия строитель» в подготовительной группе детского сада.

Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения ...