ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мы-строители» по конструированию в детском саду для детей 6-7лет
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
· программа предусматривает организацию конструктивной деятельности детей с деревянным строительным материалом;
· предусматривает проведение занятий по подгруппам (12 человек);
· длительность занятий от 25 -30 минут;
· содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_konstruirovaniyu_magerramova.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ №3»
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета | УТВЕРЖДЕНО Директор |
протокол от ____________________ | ________________ / А. А. Скокова |
приказ от 31.08.2017 № _730_ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
???
«Конструирование»
для детей 5-7лет
срок реализации 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Магеррамова Эльза Назировна
г. Нефтеюганск
2017 г.
Содержание
1. | Пояснительная записка……………………………………………………… | |
2. | Основная часть рабочей программы……………………………………….. | |
2.1 | Организация непосредственно образовательной деятельности согласно учебному плану……………………………………………………………… | |
2.2 | Структура непосредственно образовательной деятельности……………. | |
2.3 | Расписание…………………………………………………………………… | |
3. | Возрастные особенности детей………………………………………….... | |
3.1 | Старший возраст………………………………………………………….. | |
3.2 | Возрастные особенности детей…………………………………………… | |
3.3 | Содержание учебного процесса …………………………………………… | |
3.4 | Перспективно - тематическое планирование……………………………… | |
3.5 | Оценка индивидуального развития воспитанников………………………. | |
3.6 | Подготовительный возраст………………………………………………… | |
3.7 | Возрастные особенности детей…………………………………………… | |
4. | Содержание учебного процесса …………………………………………… | |
4.1 | Перспективно- тематическое планирование………………………………. | |
4.2 | Оценка индивидуального развития воспитанников………………………. | |
5 | Материально-техническое обеспечение…………………………………… | |
5.1 | Перечень игрового оборудования………………………………………….. | |
Литература…………………………………………………………………… |
- Пояснительная записка.
Таблица № 1
Наименование программы | Рабочая программа по реализации образовательной программы ДОУ по конструированию на 2015-2016 учебный год |
Актуальность | Образовательная программа дошкольного образования в МБОУ «СОШ №3»определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155, действующим законодательством и локальными актами МАДОУ. |
Заказчики программы | Педагогический совет, родители. |
Основные разработчики программы | |
Сроки реализации программы | 1 год |
Цель программы | Развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности. |
Задачи рабочей программы |
|
Принципы рабочей программы |
|
Особенности организации образовательного процесса |
Старшая группа до 25 минут, Подготовительная группа до 30 минут;
|
Программно- методический комплекс образовательного процесса | Образовательная деятельность строится на основе общеобразовательной программы:
|
Педагогические технологии |
|
Перечень нормативных документов |
|
- Основная часть рабочей программы.
- Организация непосредственно образовательной деятельности согласно учебному плану.
Таблица №2
Виды занятий | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | |
Программа «Развитие» Венгера Л.А. | |||
Старшая группа | |||
1 | Конструирование | 1 раз в неделю | 28 |
Подготовительная №1 | |||
Подготовительная группа №2 | |||
1 | Конструирование | 1 раз в неделю | 28 |
2.2 Структура непосредственной образовательной деятельности по конструированию.
Таблица №3
Месяц (занятие) | Кол-во часов | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | ||||
Непосредственная образовательная деятельность | Материал. | Методическая литература | |||||
Деятельность | Программное содержание | Методы и приемы | |||||
20 мин | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | Игровая Коммуникативная Речевая Двигательная Познавательно-исследовательская | Согласно комплексно тематическому планированию. | Наглядные Практические Словесные | Согласно программному содержанию | Л.А. Венгер «Программа Развитие » |
2.3.Расписание.
Таблица №4
Группа | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Старшая № 1 | |||||
Подгот. № 1 | |||||
Подгот. № 2 |
1.Старший возраст.
- Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как конструирование. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и плановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей. В конструировании у детей появляются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Дети могут целенаправленно изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их предназначения. В старшем возрасте начинаетсясобстве6нно развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение интеллектуальных задач. Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявлять объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт.
В области развития творческих способностей, воображения дети не просто создают образы отдельных предметов, их действий и различных деталей, но переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений. Замысел начинает предшествовать непосредственному выполнению деятельности. В конструировании ребенок сначала изображает свою будущую постройку на чертеже, а затем уже реализует задуманное.
- Содержание учебного предмета.
Программа предусматривает организацию конструктивной деятельности детей с деревянным строительным материалом на основе применения графических изображений деталей и построек в виде их простейших схем. Работа по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста предусматривает решение следующих задач:
- Развитие у детей познавательных и творческих способностей.
- Овладение действиями наглядного пространственного моделирования и символизация действительности.
- Освоение детьми действий графического моделирования предметов.
При обучении конструированию осуществляется организация систематического освоения детьми таких умственных действий, как моделирование и символизация действительности. Предполагается , что к началу обучения в старшей возрастной группе дети уже владеют необходимыми техническими навыками работы с деревянными объемными строительными деталями: умеют их располагать в пространстве, точно соединять, строить перекрытия, сооружать устойчивые конструкции, действовать при их построении на основе самостоятельного анализа готового образца и словесного обозначения требований к результату, умеют удерживать хотя бы в общем виде замысел будущей постройки. Основным средством организации деятельности детей должен стать графический образец в виде схематического изображения предмета. Освоение детьми действий графического моделирования предметов по существу является промежуточным этапом, подготавливающим ребенка к переходу от действий практического построения конструктивной модели из деталей строителя к осуществлению моделирующих действий в « уме», плане представлений.
В качестве основных задач предусмотрены следующие виды работы:
- Закрепление представлений детей об особенностях простейших графических моделей ( схемы предмета, схемы – развертки).
- Обучение действиям построения графических моделей объектов с помощью специальных трафаретов с вырезами, соответствующими по форме основным деталям строителя. Обучение составлению графических моделей проводится на основе анализа конкретного образца предмета или постройки, который осуществляется детьми сначала совместно с воспитателем, затем самостоятельно.
- Обучение детей способам применения готовых графических моделей для ориентировки в особенностях конструируемого предмета.
- Обучение детей внесению в конструкции и их графические изображения элементов символизации и художественной выразительности.
- Обучение планированию действий, направленных на анализ предметных и графических образцов построек, а также на разработку конструктивного замысла.
- Важным моментом обучения конструированию является постепенный перевод детей от оперирования простейшими контурными и малорасчлененными моделями, дающими приблизительное представление о предмете, к оперированию моделями более расчлененного характера, фиксирующими особенности конструкции предмета из определенного материала.
Графические модели предметов и их конструкции могут быть использованы практически при прохождении любой темы. Важно выбрать для работы с детьми схематические изображения предметов с той стороны, которая наиболее знакома детям и достаточно информативна. Например, при изображении дома лучше сначала использовать схему его фасада ( вид спереди), при изображении машины - вид сбоку, самолета – вид сверху. После того как дети достаточно освоят работу со схемами предметов, сделанными с одной позиции, можно перейти к включению 2-х-3-х детей в совместную деятельность по составлению графических изображений одного предмета с трех разных позиций, занимаемых участниками этой деятельности. Затем, все полученные изображения предмета сопоставляются между собой и по ним создается общая постройка.
Особое место на занятиях занимает обучение детей передаче в конструкциях предметов своего собственного отношения к окружающему миру и получаемым из него впечатлениям. С этой целью внимание детей привлекается к эмоционально- выразительным средствам конструктивной деятельности, дающим возможность создавать конструкции, эмоционально насыщенные, символизирующие определенное отношение к отображаемому в них миру. К числу таких средств, способствующих созданию символических конструкций, относится цвет, объем (масса), форма, пропорции, композиция и некоторые другие свойства реальных объектов. Программа предусматривает обучение детей символическому замещению деталями строителя и простейшими конструкциями игровых и сказочных персонажей и воображаемой обстановки, в которой они действуют.
- Перспективно - тематическое планирование.
Таблица №5
месяц | тема | Развивающие задачи |
сентябрь | занятие №1 | Конструирование по замыслу детей. Учить детей самостоятельно выбирать тему будущей постройки и придумывать способ ее сооружения; Использовать при обдумывании замысла схематический рисунок задуманного предмета с указанием в нем местоположения основных его частей. |
занятие №2 | Повторение предыдущего на новом материале. Закрепить изученные детали и их схемы-развертки. Знакомить детей с приемами изображения деталей строителя с разных позиций (вид прямо, вид сбоку, вид сверху) и правильно располагать эти изображения на листе бумаги в виде схемы развертки. Составлять схематическое изображение комбинации из двух деталей. | |
октябрь | занятие№3 | Составление схематических изображений деталей. Закрепить изученные детали и их схемы-развертки –треугольная призма, конус, брусок. Знакомить детей с приемами изображения деталей строителя с разных позиций (Вид прямо, вид сбоку, вид сверху) и правильно и правильно располагать эти изображения на листе развертки бумаги в виде схемы. Формировать умения составлять схематическое изображение комбинации из двух деталей. |
занятие№4 | Построение элементарных конструкций из двух-трех деталей по их готовым изображениям с трех разных сторон. Учить детей читать схемы –развертки деталей. Пластина, треугольная призма, полукуб. Отрабатывать умение пользоваться трафаретом при изображении деталей. Формировать умения составлять схематическое изображение комбинации из трех деталей. | |
занятие №5 | «Чтение» схем-разверток на новом материале. Учить детей читать схемы –развертки простейших конструкций из 2деталей. Формировать умение воспроизводить простейшую конструкцию из 2-х деталей по схеме-развертке. Стимулировать к созданию собственных комбинаций из имеющихся деталей, составлять схему –вид прямо, находить определенную сторону постройки. | |
занятие №6 | Замена крупных деталей наборами мелких элементов и их графическое изображение. Формировать у детей умение расчленять схематическое изображение крупной фигуры на мелкие части, соответствующие тем деталям, из которых крупная фигура может быть составлена. Отработка точности глазомера при составлении целостного изображения из нескольких частей. | |
ноябрь | занятие №7 | Расчленение контурной схемы предмета, ее детализация. Развивать у детей внутреннего плана действий (плана представлений). формировать умение последовательно анализировать контурную схему: узнавать изображенный предмет, определять местоположения его основных частей, применять строительные детали, предложенные для строительной постройки, расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета. |
занятие №8 | Упражнение в построении предметов по контурному образцу – головоломка. Обучать детей расчленению контурной схемы предмета на основные части конструкции, ориентируясь на форму и размеры деталей, предложить для воспроизведения объекта. Фигуру предмета из частей расчлененной схемы. | |
занятие №9 | Диагностическое. Выявить умения узнавать деталь, изображённую с 3-х разных позиций. Учить детей читать схемы –развертки простейших конструкций из3 деталей выявить умение воспроизводить простейшую конструкцию из 2-х, 3-х деталей по схеме-развертке. | |
декабрь | занятие №10 «Животные тайги» (региональный компонент) | Построение конструкций головоломок. Упражнять детей в отыскивании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами определенных геометрических фигур, их комбинации. Развивать умение создавать условные схематизированные образы фигуры некоторых животных самостоятельно и по готовому плану. Упражнять в плоскостном моделировании по схеме. |
занятие №11 «Дикие животные» (региональный компонент) | Упражнения на конструирование фигурок животных. Развивать у детей умения конструировать из плоскостных и объемных деталей разной величины и формы фигурки любимых животных, вносить изменения в их первоначальные позы. | |
Занятие №12 «Дома Нефтеюганска» (региональный компонент) | Составление схематических изображений конструкции домиков из 7-8 элементов строителя. Упражнять в графическом изображении строительных деталей с двух позиций (прямо, сбоку) с помощью трафарета и на глаз. Учить детей анализировать готовую постройку домика, соизмеряя элементы конструкций между собой. | |
январь | Занятие №13 | Строительство декоративной стенки по графической модели. Формировать умение последовательному анализу схемы. Формировать умение воспроизводить конструкцию декоративной стенки по схематическому её изображению в одной проекции (вид спереди). |
Занятие №14 | «Отгадай, что построено»- упражнение в речевом планировании хода решения задачи. Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера – о назначении предмета и его внешнем облике в целом. Развитие умения держать в голове полученную информацию об объекте. | |
февраль | Занятие №15 | Составление схемы фасада дома, по конкретному Образцу постройки. Обучать действию графического моделирования в процессе составления схемы фасада дома. Освоение действий соизмерения в процессе анализа частей предмета, деталей строителя и элементов схемы. |
Занятие №16 | Составление фронтальной схемы- вход в метро. Закрепить умения составлять фронтальную схему предмета по конкретному образцу конструкции. Показ разных вариантов конструкции входа в метро, выделяя в них общие части. Воспроизведение постройки по самостоятельно составленной схеме. Соотнесение своих результатов своей деятельности с образцом, внесение уточнений в постройку схемы. | |
Занятие №17 «Вокзалы» (региональный компонент) | Строительство вокзала по схеме. Обучение планомерному анализу многоэлементной схемы постройки, выделению в ней основных структурных частей и определению их возможного назначения. Осуществление сотрудничества с партнером в процессе создания общей постройки. | |
Занятие№18 Диагностическое. | Применение формы и размеров фигур в качестве символов. Обучение использованию формы и размера фигур в качестве символических средств, позволяющих передавать в постройках и их графических изображениях определенные чувства, настроения и отношения к окружающему миру.Учить воспроизводить постройку по ассоциациям. | |
март | Занятие №19 | Конструирование дома по готовой схеме. Ознакомление детей с конструкциями предметов, имеющих свободное внутреннее пространство. Обучение детей ориентировке в этих свойствах с помощью двух плоскостных схематических изображений ( с разных сторон) предмета путем анализа их состава, соотнесения схем между собой и сравнения их с реальными постройками. |
Занятие №20 | Строительство двухэтажного дома с лесенкой. Ознакомление детей с конструкциями предметов, имеющих свободное внутреннее пространство. Обучение детей ориентировке в этих свойствах с помощью двух плоскостных схематических изображений ( с разных сторон) предмета путем анализа их состава, соотнесения схем между собой и сравнения их с реальными постройками. | |
Занятие №21 | Конструирование по мотивам сказки «Колобок» или «Смоляной бычок». Развивать у детей умение подбирать условно- символические заместители для персонажей сказки из деталей строителя; планировать с помощью последовательности событий сказки; Формировать умению словесно описывать постройку и намечать план ее построения. Воспроизводить в постройках обстановку сказки и разыгрывать с помощью персонажей эпизоды сказки по составленному наглядному плану. | |
Занятие №22 | Конструирование по мотивам сказки «Гуси-лебеди». Развивать у детей умение подбирать условно- символические заместители для персонажей сказки из деталей строителя; планировать с помощью последовательности событий сказки; Формировать умению словесно описывать постройку и намечать план ее построения. Воспроизводить в постройках обстановку сказки и разыгрывать с помощью персонажей эпизоды сказки по составленному наглядному плану. | |
апрель | Занятие №23 | Конкретизация общей схемы в процессе конструирования грузовых машин. Формировать умения - составлять обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных предметах функциональных частей; - сопоставлять общие схемы предметов с конкретными образцами их конструкций Познакомить с приемами изменения общей схемы (её расчленение, дополнение, детализация), её конкретизации. |
Занятие №24 | Конструирование военных машин- составление и конкретизация обобщенной схемы предметов. Формировать умения - составлять обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных предметах функциональных частей; - сопоставлять общие схемы предметов с конкретными образцами их конструкций Познакомить с приемами изменения общей схемы (её расчленение, дополнение, детализация), её конкретизации. | |
Занятие №25 | Конструирование трамвая по схемам «вид сбоку» и «вид спереди». Формировать умения - составлять и использовать в процессе конструирования схематических изображений предметов с разных позиций. Закрепить умения выделять на схемах основные структурные части предмета, определять их назначение. Формировать умения вносить изменения в общую схему дополнение изображающие особенности конструкции каждого конкретного образца | |
май | Занятие №26 | Конструирование по собственному замыслу под влиянием музыкальных впечатлений. Формировать умения - составлять обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных предметах функциональных частей; - сопоставлять общие схемы предметов с конкретными образцами их конструкций Познакомить с приемами изменения общей схемы (её расчленение, дополнение, детализация), её конкретизации. |
Занятие №27 | Диагностическое. Выявить умение заранее (до начало строительства) представить себе будущую постройку и использовать для этой цели схематический рисунок задуманного предмета. Выявить умение давать словесное описание при разработке замысла конструкции, используя литературные образы, способа её сооружения, планировать последовательность возведения отдельных частей постройки. | |
Занятие №28 | Конструирование по собственному замыслу под влиянием впечатлений от музыки. Познакомить детей с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Осенняя песня», «Болезнь куклы», Глинка М.И. «Чувство», Шуман «Первая утрата» развивать речь детей. Формировать умение передавать в создаваемых постройках чувства и впечатления, вызванные музыкой светлого, веселого, жизнеутверждающего характера. |
- Оценка индивидуального развития воспитанников.
Согласно п. 3.2.3. ФГОС дошкольного образования « при реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития воспитанников, в рамках педагогической диагностики».
Приоценки индивидуального развития воспитанников, используется, педагогическая диагностика по программе «Развитие», позволяющая определить продвижение дошкольников старшей группы в освоении программы «Развитие», учитывая индивидуальные возможности детей в процессе образовательной работы.
Занятие № 1. Проводится в конце ноября.
Цель: Выявить умение детей узнавать деталь, изображенную с трех разных позиций в виде трех контурных фигур.
Занятие № 2. Проводится в конце февраля.
Цель: Выявить у детей умения создавать графические модели построек на основе анализа конкретного образца конструкции предмета.
Занятие № 3. Проводится в мае.
Цель: Выявить у детей умения заранее, до начала строительных действий с материалом, мысленно представить себе будущую постройку и использовать для этой цели наглядный схематический набросок задуманного предмета и его конструкции из имеющихся деталей.
По итогам проведения педагогической диагностики заполняются индивидуальные маршруты развития детей группы.
- Подготовительный возраст.
- Возрастные особенности детей.
В подготовительной к школе группе старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое. В ходе конструирования при определенных условиях значительно совершенствуются сами познавательные действия, появляется способность преобразовывать конструкцию в уме, создавать ее воображаемый образ. К числу таких условий относится возможность применять в процессе детского конструирования моделирующие действия второго порядка – графические, - отрывающие детей от непосредственного оперирования строительными деталями. Графические действия становятся заместителями реальных моделирующих строительных действий и обеспечивают особый способ опосредствования при выделении в предметах пространственных, конструктивных и других свойств и зависимостей. В работе с детьми этой возрастной группы можно использовать графические модели разных типов: контурные и расчлененные, обобщенные модели предметов и конкретные, единичные модели предмета или его конструкции. Дети умеют достаточно точно и одномоментно улавливать много признаков предмета: Форму, ракурс (поворот), пространственное соотношение частей. При создании построек дети могут достаточно успешно использовать схематические их изображения с одной из позиций.
- Содержание учебного предмета.
Работа по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста предусматривает решение следующих задач:
- Развитие у детей познавательных и творческих способностей.
- Овладение действиями наглядного пространственного моделирования и символизация действительности.
- Освоение детьми действий графического моделирования предметов.
При обучении конструированию осуществляется организация систематического освоения детьми таких умственных действий, как моделирование и символизация действительности. Предполагается , что к началу обучения в старшей возрастной группе дети уже владеют необходимыми техническими навыками работы с деревянными объемными строительными деталями: умеют их располагать в пространстве, точно соединять, строить перекрытия, сооружать устойчивые конструкции, действовать при их построении на основе самостоятельного анализа готового образца и словесного обозначения требований к результату, умеют удерживать хотя бы в общем виде замысел будущей постройки. Основным средством организации деятельности детей должен стать графический образец в виде схематического изображения предмета. Освоение детьми действий графического моделирования предметов по существу является промежуточным этапом, подготавливающим ребенка к переходу от действий практического построения конструктивной модели из деталей строителя к осуществлению моделирующих действий в « уме», плане представлений.
- Учебно– тематическое планирование.
Таблица № 6
месяц | тема | Развивающие задачи |
сентябрь | Занятие № 1 | Конструирование по замыслу детей. Развивать у детей умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки. При обдумывании замысла использовать графический набросок постройки и ее словесное описание. Отрабатывать точность глазомерной оценки изображаемых фигур. |
Занятие № 2 | Составление простейших графических моделей. Продолжать обучение детей составлению схематических изображений отдельных строительных деталей и простейших комбинаций из трех фигур. Закреплять навык применения трафаретов. | |
октябрь | Занятие № 3 | Составление трех схем одного объекта. Продолжать обучение детей составлению схематических изображений отдельных строительных деталей и простейших комбинаций из трех фигур. Закреплять навык применения трафаретов. |
Занятие № 4 | Составление схем разверток на новом материале. Продолжать обучение детей составлению схематических изображений отдельных строительных деталей и простейших комбинаций из трех фигур. Закреплять навык применения трафаретов. | |
Занятие № 5 «Достопримечательности Родного города» (региональный компонент) | Графическое изображение готовой постройки. Развивать умение последовательно анализировать конструкцию архитектурного сооружения. Учить соизмерять друг с другом элементы конструкции и адекватно переносить их размерные и пространственные отношения в графическое изображение постройки. | |
Занятие № 6 | Составление графической модели по образцу готовой постройки. Отрабатывать логику анализа конструкции предмета. Совершенствовать действия соизмерения элементов конструкции и элементов схемы путем применения мерок. | |
ноябрь | Занятие № 7 | Составление графической модели по образцу готовой постройки на новом материале. Отрабатывать логику анализа конструкции предмета. Совершенствовать действия соизмерения элементов конструкции и элементов схемы путем применения мерок. |
Занятие № 8 | Составление графических моделей конструкции в трех прямоугольных проекциях. Закреплять умение анализировать предмет, выделяя в нем основные функциональные части и особенности строения. Узнавать с какой стороны изображен предмет на рисунках. Составить схематическое изображение готовой постройки. | |
Занятие № 9 Диагностика (занятие №1) | Диагностика. «Разгадай конструкцию». Выявление у детей умения узнавать на схематических изображениях отдельные строительные детали и простейшие конструкции из трех четырех фигур. | |
декабрь | Занятие № 10 «Дома Нефтеюганска» (региональный компонент) | Составление графических моделей по образцу постройки. Отрабатывать умение составлять по конкретному образцу постройки два вида схем (вид сбоку, вид спереди). Закрепить умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением, реализовать это знание самостоятельно создаваемой конструкции предмета. |
Занятие № 11 | Составление графических моделей по готовой конструкции. Закрепить умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Развивать навыки сотрудничества. | |
Занятие № 12 | Составление графических моделей по готовой конструкции на новом материале. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей, устанавливать связь между функцией деталей и ее свойствами в постройке. Развивать навыки сотрудничества. | |
январь | Занятие № 13 | Конструирование по замыслу детей. Развивать умение детей создавать собственный замысел конструкций по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначение нужного материала. |
Занятие № 14 | Перевод схемы- вид сбоку- в схемы- вид спереди и вид сверху. развивать у детей внутренний план действий, способность преодолевать эгоцентричную позицию при оценки строения предмета. Умение представлять его «в уме» с разных позиций. Продолжать учить детей составлению схемы постройки. Закреплять умение воспроизводить конструкцию по схеме. | |
февраль | Занятие № 15 | Перевод объемной схемы предмета в схемы предмета с отдельных сторон. Учить детей анализировать объемное схематическое изображение конструкции предмета и на его основе составлять более абстрактные плоскостные изображения постройки с одной двух позиций. Воспроизводить конструкцию предмета при помощи этих схем. Развивать навыки сотрудничества. |
Занятие № 16 | Перевод контурной схемы в расчлененную. Развивать у детей план пространственных представлений . Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображенном предмете и его возможном строении. Учить обосновывать эти предположения путем соотнесения схемы с предложенным строительным материалом, расчленять схему, конкретизируя представления о конструкции предмета. | |
Занятие № 17 | Перевод контурной схемы в расчлененную на новом материале. Развивать у детей план пространственных представлений . Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображенном предмете и его возможном строении. Учить обосновывать эти предположения путем соотнесения схемы с предложенным строительным материалом, расчленять схему, конкретизируя представления о конструкции предмета. | |
Занятие № 18 | Перевод объемной схемы конструкции в простые схемы предметы с разных позиций и сооружение постройки по этим схемам. Закреплять умение узнавать изображенную на рисунке сторону предмета. Учить переводить объемное изображение постройки в изображение отдельных ее сторон. Соотносить эти схемы между собой. | |
март | Занятие № 19 Диагностика ( занятие№2) | Диагностика. Выявление у детей умения представлять в «уме» строения предмета в целом. Создавать схематическое изображение предмета с других позиций на основе заданной схемы. |
Занятие № 20 | Конструирование по двум схемам. Развивать умения последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки с ее изображением с другой стороны. Самостоятельно воспроизводить постройку, опираясь на ее графические модели. | |
Занятие № 21 | Конструирование по замыслу. Развивать конструктивное воображение, умение реализовать в постройке идею создания легкой праздничной, нарядной конструкции. Закреплять умения использовать при обдумывании замысла в качестве наглядной опоры схематический набросок будущей конструкции. | |
Занятие № 22 | Строительство дворца по двум схемам. Закреплять умение детей правильно определять вид изображения. Развивать умение анализировать фронтальную схему конструкции, выделять в ней основные и вспомогательные части. Учит соотносить в этой схеме второе изображение постройки (вид сбоку). Самостоятельно воспроизводить конструкцию по двум схемам. | |
апрель | Занятие № 23 | Ознакомление с элементами архитектуры. Познакомить детей на иллюстративном материале с разными видами колон и пилястров, их составными частями, типами стволов, оснований и головоломок. Учить составлять из имеющих строительных деталей и дополнительного материала колоны разного вида, зарисовывать их в виде схемы. |
Занятие № 24 | Знакомство с замковой архитектурой. Познакомить детей с конструкциями старинных замков и монастырей. Закреплять умения анализировать графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части конструкции. Учить планированию процесса сооружения постройки. Отрабатывать навыки сотрудничества с партнером по работе. | |
Занятие № 25 | Конструирование собора по графической модели. Познакомить детей с элементами архитектуры готического стиля. Развивать умение анализировать схему конструкции готического собора, выделять характерные особенности. Намечать план возведения постройки, самостоятельно отбирать необходимый строительный материал. | |
май | Занятие № 26 | Конструирование по замыслу. Закрепить у детей умение создавать собственный замысел конструкции предмета по заранее предложенной теме. Использовать при разработке замысла в качестве внешней опоры действия графического моделирования предмета. |
Занятие № 27 Диагностика (занятие №3) | Диагностика. Направленно на выявления у детей умения самостоятельно разрабатывать замысел будущей конструкции. | |
Занятие № 28 | Конструирование по замыслу. Закрепить у детей умение создавать собственный замысел конструкции предмета по заранее предложенной теме. Использовать при разработке замысла в качестве внешней опоры действия графического моделирования предмета. |
- Оценка индивидуального развития воспитанников.
Согласно п. 3.2.3. ФГОС дошкольного образования « при реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития воспитанников, в рамках педагогической диагностики».
Приоценкииндивидуального развития воспитанников, используется, педагогическая диагностика по программе «Развитие», позволяющая определить продвижение дошкольников старшей группы в освоении программы «Развитие», учитывая индивидуальные возможности детей в процессе образовательной работы.
Занятие № 1. Проводится в конце ноября.
Цель: Выявить умение детей узнавать схематические изображения отдельных строительных деталей и простейших конструкций из 3-х и 4-х фигур.
Занятие №2. Проводится в марте.
Цель: Выявить у детей умения представлять «в уме» строение предмета в целом.
Занятие №3. Проводится в мае.
Цель: Выявить у детей умения самостоятельно разрабатывать замысел будущей конструкции.
По итогам проведения педагогической диагностики заполняются индивидуальные маршруты развития детей группы.
- Материально- техническое обеспечение.
Для организации образовательной деятельности раздела конструирования оборудован кабинет, который оснащен игровым оборудованием для проведения занятий.
Имеется необходимый игровой и дидактический материал для организации продуктивной и творческой деятельности детей. Имеется дидактический материал: сюжетные, настольно-печатные, развивающие игры, игры для развития тонкой моторики рук, игры и оборудование для развития пространственного мышления и воображения.
8.1. Перечень игрового оборудования.
- наборы строительных деталей для конструирования объемные деревянные фигуры простой геометрической формы разных размеров, в набор входит кубики, полукубы, кирпичики, бруски, конусы, призмы, пластины, цилиндры и некоторые произвольные формы: арки, усеченные конусы .
-наборы схематических рисунков
Правила по технике безопасности
1. Аккуратно работать с деревянным конструктором.
Литература.
- Планы занятий по программе «Развитие» для младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группе детского сада. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие» Москва, 2000.;[Текст].
- Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. - М.: «Издательство Гном и Д», 2000.;[Текст].
- Развитие :программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа / Под ред. О.М. Дьяченко – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.; [Текст]
- Развитие +: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 2. Младший, средний, старший дошкольный возраст./ Под ред. А.И. Булычевой – М.: НОУ « УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012.; [Текст].
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15мая 2013г №26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской федерации 29 мая2013г., регистрационный №28564) [Текст].
- Строитель для дошкольников. Методические рекомендации НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие» В.В. Холмовская. Л.А.Пинчук: Москва, 2004.; [Текст].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование в детском саду
Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в цел...
конструирование в детском саду
Самоанализ по теме "Развитие конструктивных способностей у детей младшего школьного возраста"...
Конструирование в детском саду
Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и ...
Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".
В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...
Статья "Конструирование в детском саду"
Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...
Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Консультация для воспитателей.Подготовила во...
Познавательно – творческий проект «Профессия строитель» в подготовительной группе детского сада.
Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения ...