Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста.
статья

Паникар Александра Алексеевна

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре.

Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: “девочка беспокоится, если подгорают котлеты”, “мальчик бережно везет заболевшую куклу в больницу”. Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Ребенок по-настоящему переживает то, что отображает в игре, и мыслить он может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка.

В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали.

Игровые действия имеют свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца, которому свойственны два этапа:

  1. Ознакомительный;
  2. Отобразительный.

На первом, ознакомительном этапе, предметно-игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребенок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается). Так начинается этап отобразительной предметно-игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (машинку и коляску – катают, везут на них груз, куклу). Отобразительные предметно-игровые действия свойственны детям от 5-6 месяцев до 1-1,6 года.

С обобщением опыта, приобретенного в действиях с игрушками и в реальной повседневной жизни, ребенок получает возможность чаще отображать действия людей с предметами по их назначению, принятому в обществе. Он может передавать в игре знакомые ситуации: кормление, лечение, постройку дома.

Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется роль в действии, например: “девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает: “Я Юля”. Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: я - шофер, ты – мама.

Игровые действия в сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре претерпевают значимые изменения. Они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: “это как будто”, “это понарошку”. Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой, в помещении группы “поплавать”, “походить на лыжах” и т.д.

У ребенка третьего года жизни имеются два источника игровых целей.

Первый источник – действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Например, девочка несколько дней подряд жарит яичницу, как мама.

Вторым источником игровых целей могут служить для ребенка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что, как уже отмечалось выше, собственные игровые цели детей еще очень ограниченны (ребенок только и делает, что катает машину), а у некоторых они отсутствуют совсем.

Как же побудить ребенка к тому, чтобы он принял поставленную взрослым новую игровую цель и начал самостоятельно реализовывать ее.

В качестве первого шага на этом пути, взрослый совершает игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки. Взрослый “понарошку” кормит малыша, моет ему руки, катает его на машине. В такой игре малыш относительно пассивен и получает удовольствие не от еды, умывания, а от общения со взрослым.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь взрослый предлагает детям самим осуществить те же самые действия относительно его (покормить, помыть руки…). Катая взрослого на автомашине и т.п. ребенок получает несравненно более интересного и благодарного партнера, чем кукла или мишка. Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно взрослого, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. Положительные эмоции, которые ребенок может пережить, осуществляя в отношении взрослого новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам.

Подготовка ребенка к принятию роли начинается с 2 лет 6 месяцев и совпадает с началом развития его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим – зайчиком, шофёром, паровозиком и др. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. С одной стороны, я – это я сам, с другой, я – это не я, а кто-то иной. Способность “превращаться в другого” появляется у ребенка к трем годам, если проводится соответствующая педагогическая работа. В противном случае она, как показывает практика, появляется значительно позже.

Формирование у ребенка способности “превращаться в другого” - первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры.

Если, осуществляя подготовку детей к принятию роли, взрослый раскроет перед малышами веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, то с раннего возраста будет ориентировать детей на увлекательную неординарную игру.

Последовательность превращений:

  1. Известные детям и привлекательные для них животные и птицы (кошечка, воробей);
  2. Интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, самолет);
  3. Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (врач, повар).

На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходящими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы – роскошный пушистый хвост, у ежа – иголки, у зайца – длинные уши. Такие образы малыш легко запоминает, они привлекательны для него. Естественный интерес и привлекательность детей к животным и птицам способствуют готовности вхождения в эти образы. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, птичкой, ежиком. И, вообразив себя кем-то, он гораздо легче осознает себя, как “другого”, делает первые шаги к принятию роли.

Важно и то, что игры в животных не требуют специальных атрибутов.

Первая часть игры начинается с того, что педагог показывает детям, как входить в чей-то образ. Чтобы малыш захотел и смог войти в образ “другого”, показать как это легко и интересно. Прежде всего, педагог очень четко обозначает свою роль, называет образ, например: “Давайте играть. Я буду лисой”. Затем раскрывает образ: описывает внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные черты его внешнего вида (иголки у ежа, клюв и крылья у птицы, пушистый хвост у белки и др.)

Далее педагог рассказывает, где живет персонаж, какой у него домик, как он называется (дупло, нора, берлога…). Полезно показать малышам картинку, на которой изображен персонаж рядом со своим домиком. Это уточнит представления детей, полученные из рассказа.

Теперь можно рассказать чем питается животное (птица), что особенно любит (белка – орешки, зайка – морковку…)

Основные сведения можно дополнить рассказом о том, что персонаж любит делать (играть, прыгать). Закончив рассказывать по сой персонаж, педагог коротко, в двух-трех фразах, сообщает детям, что остался без детенышей (лисят, котят, зайчат…), что скучает без них, очень хочет, чтобы они снова были с ним, что сделает для них что-то приятное (подарит подарки, поиграет с ними, угостит…). В конце этого маленького рассказа педагог задает вопрос: “Кто хочет быть моим лисенком (бельчонком)?”. Главный этап позади. Педагог побудил детей принять игровые роли.

Теперь необходимо выяснить у детей, насколько хорошо они вообразили себя “другими”, а заодно помочь им утвердиться в новом качестве. Для этого задается вопрос: “Лисята, а где у вас ушки? А хвостики у вас есть? А нюхать вы умеете? Как вы умеете нюхать, покажите.” Для первого раза вопросов вполне достаточно. Не надо требовать от детей в первых играх такой же полной характеристики образа персонажа. Малыш не может сразу вообразить и воспроизвести все то, что ему было сказано, поэтому перегрузка вопросами вызывает обратную реакцию – снизит у детей интерес к пребыванию в игровом образе. На этом первая часть заканчивается.

Во второй части игры стоит задача – продлить пребывание детей в принятой или роли. Далее разыгрывается с малышами ряд незатейливых и достаточно интересных для них игровых действий: “Лисята пошли в гости к зайчикам. Необходимо перейти через мостик (скамейку). Или: пролезли в норку к зайчатам, попили с ними чай”. Необходимо организовать логическое завершение игры: “Зайчата подарили лисятам книжку. И сейчас мама-лиса почитает ее своим лисятам”.

На этом игра закончена.

Вот несколько советов по проведению игры:

  1. Не обязательно проводить всю игру целиком. На начальных этапах можно ограничиться только первой частью, т.е. обеспечить вхождение в образ.
  2. В ходе второй части игры, так же, как и в первой части, необходимо называть детей лисятами (бельчатами…). Однако, не стремиться постоянно навязывать им эту роль. Маленькому ребенку трудно длительное время удерживать себя в игровом образе. Некоторые дети могут проявить индивидуальность и переключиться на другой персонаж, который наиболее притягателен для них. Поэтому, играя в “лисенка”, ребенок вдруг может сказать: “А сейчас я медвежонок”.
  3. Организуя вторую часть игры, не затягивать ее по времени. Малыши должны получать удовольствие от игры, от общения с воспитателем.
  4. Совсем не обязательно, чтобы все дети были охвачены игрой. Ведь некоторые дети подключаются к игре гораздо позже.

Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на начальном этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке. Именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель: проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому (“я вас всех спрячу от дождя” - подвижная игра “Солнышко и дождик”). Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если варится каша для детей, то угощая их, воспитатель обязательно должен найти приветливое слово, выражающее расположение к ребенку (“Я так старалась сделать тебе вкусную кашу. А это, Костя, тебе кашка”).

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, известные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, ехать на паровозе… По возможности необходимо предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится одинаково хорошо.

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры со взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в детском саду. Зато, благодаря этим играм, воспитатель доказывает свое добросердечное отношение к детям, становится для них интересным партнером, способствует накоплению у малышей игрового опыта. Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу.

Итак, сюжетная игра детей второго и третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребенка с одной игрушкой до развернутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношения. Игра становится все более самостоятельной и творческой. Малыш овладевает самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.

Предлагаем Вашему вниманию практические разработки:

1. План-сетка проведения сюжетно – отобразительных игр в 1 младшей группе.

Сентябрь

1) «Кошка и котята»

2) «Лягушка и лягушата»

3) «Белка и бельчата»

4) «Коза и козлята»

Октябрь

1) «Собака и щенята»

2) «Медведица и

                медвежата»

3) «Ежихи и ежата»

4) «Кошка и котята»

Ноябрь

1) «Белка и бельчата»

2) «Корова и телята»

3) «Мотыльки»

4) «Лиса и лисята»

Декабрь

1) «Коза и козлята»

2) «Лошадка и жеребята»

3) «Мышь и мышата»

4) «Самолёты»

Январь

1) «Воробьиха и

               воробьята»

2) «Утка и утята»

3) «Курица и цыплята»

Февраль

1) «Мышь и мышата»

2) «Зайчиха и зайчата»

3) «Обезьянки»

4) «Самолёты»

Март

1) «Тигрица и тигрята»

2) «Ворона и  воронята»

3) «Гуси и гусята»

4) «Паровозики»

Апрель

1) «Слониха и  слонята»

2) «Гули-голубочки»

3) «Комарики»

4) «Ворона и  воронята»

Май

1) «Пчёлки»

2) «Солнечные  зайчики»

3) «Паровозики»

4) «Бабочки»

2. Развернутый план проведения сюжетно – отобразительных игр в раннем возрасте .

Сентябрь

  1. Тема «Кошка и котята».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Способствовать развитию речевой и двигательной координации. Побуждать детей войти в образ другого. Заинтересовать и увлечь детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию.

Материал: маска и хвост кошки, маленькие мячи по количеству детей, игрушки, 2 дуги.

Предварительная работа: 

  • беседа о домашних животных – кошках
  • чтение потешек «Ходит кот по лавочке», «Как у нашей кошки лапочки»
  • рассматривание иллюстраций.
  • разучивание пальчиковой игры «Котенок растеряшка»
  • подвижная игра «Кошки – мышки».
  1. Тема: «Лягушка и лягушата».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Развивать способность к развитию речевой и двигательной координации. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом.

Материал: маска лягушки, желтые круги по количеству детей, книга со стихотворением  «Цапли и лягушата».

Предварительная работа:

  • дидактическая игра «Кто где живет?»
  • рассматривание иллюстраций
  • чтение потешек «Я лягушка – ква, ква...»,  «Лягушонок, лягушонок...»
  • рассказ воспитателя о том, где живут лягушки, как они кричат
  • подвижная игра «Лягушки» (Д.Силверг).
  1. Тема: «Белка и бельчата».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Формировать элементарные способы общения. Поддерживать уверенность в себе. Учить детей выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями, координировать слово с движением. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, согласуя свои движения с движениями других детей.

Материал: маска-шапочка белки, мячи по количеству детей, корзина.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций и рассказ о жизни белок (где живет, чем питается, как передвигается)
  • пальчиковая игра «Белка сказала...»
  • лепка «Орешки для белочки»
  • дидактическая игра «Кто где живет»
  1. Тема  «Коза и козлята».

Цель: Развивать у детей способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлечь детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Воспитывать у детей доброжелательное отношение со взрослыми и детьми.

Материал: рожки для козы, игрушки из киндер-сюрприза по количеству детей.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Волк и семеро козлят»
  • потешка «Идет коза рогатая»
  • рассматривание иллюстраций и беседа о домашних животных – козах
  • дидактическая игра «Чей детеныш?»

Октябрь

1.Тема «Собака и щенята».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлечь детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Учить выполнять игровые и плясовые движения, напевая. Поддерживать уверенность в себе. Привлекать детей к участию в занимательных подвижных играх.

Материал: Маска-шапочка собака, хвост, маленькие брусочки.

Предварительная работа:

  • чтение потешек
  • загадки про собаку
  • подвижная игра «Ты, собаченька, не лай»
  • рассматривание иллюстраций и беседа о домашних животных – собаках
  • наблюдение за собакой на улице
  • пение песенок «Бобик», «Вот собачка – Жучка».

2. Тема «Медведица и медвежата».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Способность развитию речевой и двигательной координации.

Материал: Маска, скамейка, 2 дуги.

Предварительная работа:

  • чтение сказки “Три медведя, Маша и медведь»
  • потешка «У медведя у бору»
  • рассматривание иллюстраций
  • дидактическая игра «Движения животных».
  1. Тема «Ежиха и ежата».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению.

Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом. Учить детей выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями, координировать слово с движением.

Материал: Корзинка, листики по количеству детей, обруч.

Предварительная работа:

  • чтение потешки «Ежик-ежинька»
  • рассматривание иллюстраций
  • кукольный театр «Теремок»
  • лепка «Грибочки»
  • песня «Маленький ежик».

4. Тема «Кошечка и котята»

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению.

Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Привлекать детей к участию в занимательных подвижных играх. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, согласуя свои движения с движениями других детей.

Материал: Маска, хвост, модули, игрушка совочки, гимнастическая палка к которой привязана ленточка.

Предварительная работа: 

  • чтение потешек «Как у нашей кошки лапки, Киска-киска»
  • рассматривание иллюстраций на тему «Домашние животные»

Ноябрь

1. Тема: «Белка и бельчата».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Формировать жизненно важные движения, координацию и пространственную ориентировку. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом.

Материал: Муляжи ягод по количеству детей, корзинка, скамейка, пластилин

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций на тему: «Дикие животные»
  • чтение сказки «Миша и его друзья»
  • рассказ воспитателю о том, где живут белки и чем питаются.

2. Тема: «Корова и телята».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Воспитывать умение самостоятельно действовать ориентируясь в пространстве, согласуя свои движения с движениями других детей.

Материал: Рожки и скамейка.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • пение песни «Далеко, далеко…»
  • дидактическая игра «Я зверюшка»
  • чтение потешки «Корова-коровушка».

3. Тема: «Мотыльки».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Использовать сюжетно-полевые игры для закрепление у детей представлений о разнообразных свойствах предмета. Учить выполнять игровые и плясовые движения, напевая. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом. Способствовать развитию речевой и двигательной координации. Поддерживать уверенность в себе.

Материал: Ленточки по количеству детей, колокольчики, муляжи ягод, зеленые листья.

Предварительная работа:

  • рассматривание картинок с изображением мотыльков, отметить внешние признаки.
  • иммитировать полет бабочек «полетали» в группе
  • дидактическая игра «Как бабочки».
  1. Тема: «Лиса и лисята»

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Формировать жизненно важные движения, координацию и пространственную ориентировку. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Привлекать детей к участию в занимательных подвижных играх. Воспитывать у детей доброжелательное отношение с взрослыми и сверстниками.

Материал: Маска, модули, игрушка зайца, погремушки.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций
  • чтение сказок «Колобок, Лисичка со скалочкой»
  • чтение потешек «Лиса по лесу бежала…».

Декабрь

1. Тема: «Коза и козлята».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Развить у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер. Привлекать детей к участию в занимательных подвижных играх. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, согласуя свои движения с движениями других детей.

Материал: Рожки, модули, кружки, чайник.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций «Домашние животные»
  • чтение сказки «Волк и семеро козлят.»
  • лепка «Заборчик для избушки».

2. Тема: «Лошадка и жеребята».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Обучать навыкам взаимодействия друг с другом. Привлекать детей к участию в занимательных подвижных играх. Формировать элементарные способы общения.

Материал: Маска, игрушки по количеству детей (куклы, мишки, зайчики).

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»
  • пение песни «Далеко, далеко…»
  • дидактическая игра «Галопом, галопом».

3. Тема: «Мышь и мышата».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Воспитывать у детей доброжелательное отношение со взрослыми и сверстниками. Поддерживать уверенность в себе.

Материал: 2-3 дуги, мячики по количеству детей, игрушка-кошка.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • показ фланел.театра «Репка, Подлезание под ворота»
  • дидактическая игра «Спрячь мышку, Движение животных».

4. Тема: «Самолеты».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Формировать жизненно важные движения, координацию и пространственную ориентировку.Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию.

Материал: Кубики и ленточки.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций «Транспорт»
  • п/и «Самолеты», «Аэропорт» Д.Силберг
  • дидактическая игра «Спрячь мышку, Движение животных».

Январь

1. Тема: «Воробьиха и воробьята».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Формировать жизненно важные движения, координацию и пространственную ориентировку.Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию.

Материал: Шапочки, шарики различной величины, стулья (большие кирпичики) по количеству детей, игрушки-кошки или собачки.

2. Тема: «Утка и утята».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом. Учить детей выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями, координировать слово с движением. Привлекать детей к участию в занимательных, подвижных играх. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом.

Материал: Маска, бубен, игрушки-кошки, желтые круги.

Предварительная работа:

  • чтение потешки «Наш утенок кри-кри, Утка»
  • рассматривание иллюстраций
  • дидактическая игра «Кря и кулдык» Д.Силберг
  • танец маленьких утят.

3. Тема: «Курица и цыплята».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Учить выполнять игровые и плясовые движения, напевая. Воспитывать у детей доброжелательное отношение со взрослыми и сверстниками.

Материал: 2-3 обруча, маска-кошка, книжка «Курочка-ряба».

Предварительная работа: 

  • пение песни «Вышла курочка гулять»
  • дидактическая игра «Кто так поет»
  • чтение рассказа К.Чуковского «Цыпленок».

Февраль

1. Тема: Мышь и мышата».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Повысить двигательную активность, способность возникновению положительных эмоций от совместных действий. Побуждать детей действовать в соответствии со словами. Продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других детей, развивать подражание, поощрять самостоятельную инициативу детей.

Материал: 2-3 дуги, маска, кубики по количеству детей, 2 длинные веревки.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • показ кукольного театра «Курочка-ряба»
  • дидактическая игра «Угадай, кто как кричит, Подлезание под ворота».

2. Тема: «Зайчиха и зайчата».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом.

Материал: Ушки, хвостик, игрушка (маска) волка, ленточки, мячи по количеству детей.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • п/и «Зайка беленький сидит»
  • чтение сказки «Заюшкина избушка»
  • пение песни «Заинька-зайка, Серый зайка улыбается».

3. Тема: «Обезьянки».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Использовать сюжетно-полевые игры для закрепления у детей представлений о разнообразных свойствах предметов. Развить зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Воспитывать у детей доброжелательное отношение со взрослыми и сверстниками.

Материал: Бананы-игрушки, маска, стулья по количеству детей.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • п/и «Обезьянки»
  • лепка «Бананы»
  • посещение вместе с родителями зоопарка
  • дидактическая игра Д.Силберг «Гориллы».

4. Тема: «Самолеты».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Упражнять детей в умении бегать не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, согласуя свои движения с движениями других детей.

Материал: Скамейка, бубен, игрушки (мишки, зайки).

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • чтение А.Барто «Самолет».

Март

1. Тема: «Тигрица и тигрята».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого, вызвать удовольствие от собственных действий.

Материал: Маска, крупный строитель, модули, бруски, пластилин, 2-3 больших стула.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • чтение потешки «Тигренок»
  • дидактическая игра «Киска-киска»
  • п/и «Ползем через джунгли» Д.Силберг

2. Тема: «Ворона и воронята».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Выполнять действия в соответствии с литературным текстом. Воспитывать у детей доброжелательное отношение со взрослыми и сверстниками.

Материал: Игрушки-собачки, маска, шарики различной величины, 3-5 обручей. Н/т «Курочка-ряба».

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • п/и «Воронята»
  • лепка «Зернышки»
  • дидактическая игра Д.Силберг «Движения животных».

3. Тема: «Гуси и гусята».

Цель: Развивать способность к двигательному перевоплощению. Развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Учить детей выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями, координировать слово с движением.

Материал: Маска, 3-5 обруча.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • чтение «Гусь и цыпленок»
  • рисование карандашами «Травка для гусят»
  • п/и «Волк и гуси».

4. Тема: «Паровозики».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Формировать жизненно важные движения, координацию и пространственную ориентировку. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом. Поддерживать уверенность в себе.

Материал: 2 кирпичика на каждого ребенка, игрушки (куклы, мишки, зайки).

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций «Транспорт»
  • п/и «Едет поезд ту-ту-ту»
  • рисование гуашью «Рельсы для поезда».

Апрель

1. Тема: «Слониха и слонята».

Цель: Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, развивать равновесие, укреплять стопу, учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения, поощрять самостоятельность.

Материал: Дорожки разной длины, ширины твердая, мягкая, извилистая, мулежи фруктов. Коробочки от киндер-сюрпрюзов.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • чтение А.Барто «Слон»
  • дидактическая игра «Чей детеныш?, Слоники ищут пропитание»
  • п/и «По ровненькой дорожке» Д.Силберг

2. Тема: «Гули-голубочки».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Привлекать детей к участию в занимательных подвижных играх. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Воспитывать у детей умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, согласуя свои движения с движениями других детей.

Материал: Игрушки-волка, тазик с водой, полотенце, мягкие мячи.

Предварительная работа: 

  • чтение потешки «Гули-голубочки»
  • п/и «Волк и гуси»

3. Тема: «Комарики».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Формировать элементарные способы общения.

Материал: Желтые круги по количеству детей, платочки, игрушки-лягушки.

Предварительная работа: 

  • чтение потешки «Сел комарик»
  • дидактическая игра «Споем песенку как… .»
  • п/и «Комарики и лягушка».

4. Тема: «Ворона и воронята».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность у детей в процессе двигательной активности. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Обогащать двигательный опыт, побуждать детей выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность, вызвать чувство удовольствия от общения со взрослыми и сверстниками.

Материал: Маска, игрушки-кошки.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций
  • п/и «Высоко-высоко в небе» Д.Силберг

Май

1. Тема: «Пчелки».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Формировать жизненно важные движения, координацию и пространственную ориентировку. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Способствовать развитию речевой и двигательной координации. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом.

Материал: 2-3 дуги, цветочки, игрушка медведя.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций «Насекомые»
  • чтение потешки «Шустрый шмель»
  • п/и «Пчелки и медведь».

2. Тема: «Солнечные зайчики».

Цель: Побуждать детей войти в образ другого. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Обучать навыкам взаимодействия детей друг с другом.

Материал: 2 зеркала, модули, платочки по количеству детей.

Предварительная работа: 

  • рисование точками «Солнечные зайчики»
  • п/и «Солнечные зайчики»
  • игры с зеркалами
  • наблюдение за солнцем.

3. Тема: «Паровозики».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Формировать жизненно важные движения, координацию и пространственную ориентировку. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Продолжать знакомить детей с понятиями «быстро», «медленно».Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.

Материал: Стулья по количеству детей.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций «Транспорт»
  • пение песни «Мы едем едем… .»
  • п/и «Поезд».

4. Тема: «Бабочки».

Цель: Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению. Выполнять движения в соответствии с литературным текстом. Заинтересовать и увлекать детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. Способствовать развитию речевой и двигательной координации.

Материал: Платочки по количеству детей, бубен, игрушки (маска) кошки, фантики.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций с изображением бабочек.
  • п/и «Жуки»
  • дидактическая игра «Как бабочка»
  • рисование карандашами «Узор на крылышках».

3.Конспект сюжетно-отобразительной игры с детьми 2-3-летнего возраста “Кошка и котята”

Задачи: 

  1. Заинтересовать и увлечь детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию.
  2. Побуждать детей входить в образ другого (животного).
  3. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению.
  4. Способствовать развитию речевой и двигательной координации.
  5. Воспитывать чувство любви и заботы к животным.

Материал:

Маска и хвост мамы-кошки (для воспитателя), маленькие мячи по количеству детей, 2 дуги, игрушки.

Предварительная работа:

  1. Чтение потешек «Как у нашей кошки лапки», «Ходит кот по лавочке».
  2. Рассматривание различных картинок с изображением кошек.
  3. Подвижная игра «Кошки-мышки».
  4. Пальчиковая игра «Котенок-растеряшка».

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку про кошку:

Мохнатенькая, усатенькая

На лапках царапки

Молочко пьет

Мяу-мяу поет.

Воспитатель:  Кто это? Правильно, кошка.

Воспитатель надевает шапочку кошки.

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду мамой кошкой. У меня есть ушки, хвостик, на лапках острые коготки. Я живу дома, ем рыбку, мясо, пью молочко. Я люблю играть с клубочком и бантиком. А еще я люблю ловить мышей.

Вот только некому мне мышей ловить. Мои котята выросли и ушли жить к другим людям. Теперь мне поиграть не с кем, покормить некого. Если бы у меня были котята, я бы с ними в клубочки поиграла, молочком бы напоила. Кто хочет быть моим котенком? Все хотят?

Вот сколько у меня стало котят: и Даня мой котенок, и Настя – котенок и Артем – котенок… Как котята поют свою песенку? (мяу-мяу).

Котята, а где у вас ушки? А хвостики есть? А острые коготки покажите. Вот как много у меня котят. И для вас есть у меня клубочки (показывает мячики). Поиграем?

Педагог раздает каждому ребенку по мячу. Предлагает прокатить мяч вперед, догнать его, подбросить вверх. Во время игры детей воспитатель ставит воротики из модулей. Обращает внимание детей на то, кто же там живет.

Воспитатель: Ой, ребята-котята, посмотрите, кто же здесь живет? Чей это домик? Да здесь живет мышка-норушка. Она нас всех приглашает в гости в норку.

Дети вслед за воспитателем подлезают под ворота. Здороваются с мышкой. Предлагают поиграть и ними.

Воспитатель: Котята, выходите из норки, поиграем с мышкой в прятки.

Проводится подвижная игра «Прятки». Сначала дети ищут мышку, затем она их.

Воспитатель: Весело поиграли. Давайте сядет на ковер, я вам приготовила подарки. (воспитатель раздает детям по маленькой игрушке).

Усложнение игры:

  1. Нарисовать вместе с детьми клубочки для игры.
  2. Построить из стульчиков автобус и поехать в магазин за молоком.

«Котята» отправились на речку купаться через мостик (скамейк

4. Конспект сюжетно-отобразительной игры с детьми 2-3-летнего возраста “Курица и цыплята”

Задачи: 

  1. Заинтересовать и увлечь детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию.
  2. Побуждать детей входить в образ другого (птицы).
  3. Учить выполнять игровые и плясовые движения, напевая при этом.
  4. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению.
  5. Способствовать развитию речевой и двигательной координации.
  6. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Материал:

Маска курочки (для воспитателя), шарики различной величины, 2-3 обруча, игрушка (маска) кошечки, собачки, книжка «Курочка-ряба».

Предварительная работа:

  1. Пение песенки «Вышла курочка гулять».
  2. Дидактическая игра «Кто так поет?»
  3. Чтение рассказа К.И.Чуковского «Цыпленок».
  4. Рассматривание иллюстраций.

Ход игры:

Воспитатель:  Ребята, давайте поиграем в вами. Я буду курочка (надевает маску, хвостик). Посмотрите, у меня есть клюв, я им клюю зернышки вот так (показывает). На голове у меня маленький гребешок, есть лапки. А еще у меня есть перышки, крылья и хвостик. Я живу в курятнике. Очень люблю искать в травке зернышки и червячков.

Затем взрослый побуждает детей войти в образ цыпленка.

Воспитатель: Ребята, мне некому искать зернышки и червячков. Все мои детки-цыплята выросли. Кто хочет стать моим цыпленком?...Вот у меня Таня-цыпленок и Коля-цыпленок… Как цыплята поют свою песенку? (пи-пи). Цыплята, а где у вас лапки? А клюв у вас есть? А крылышки? Вот как много у меня цыплят.

Воспитатель поет песенку «Вышла курочка гулять»:

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко

Лапками гребите

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Воспитатель с детьми гуляют по группе.

Грозят пальцем друг другу.

Перебирают пальцами по полу.

Гладят себя по животу.

«пьют» воду из ладошек

        Воспитатель заранее готовит игрушку кошки. Цыплята совсем близко подходят к кошке. Она сердито мяукает и бежит за цыплятами. В последующих играх роль кошки может выполнять ребенок. Курочка широко разводит руками, защищая цыплят, говорит: «Уходи, кошка! Не дам тебе своих цыплят». Игру можно повторить 2-3 раза.

Воспитатель:  Наша кошечка устала. А вы? Давайте сядем на ковер и почитаем сказку про курочку-рябу.

Усложнение игры:

  1. Цыплята пришли в гости к кошечке, убегая от нее, подлезают под ворота.
  2. Слепить зернышки для других цыплят.
  3. Цыплята вышли на прогулку, а в это время дождь пошел. Мама-курица достает зонтик. Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

Используемая литература:

  1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
  2. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. – Сост. Т.Н.Доронова. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста.

Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста....

«Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста»

Третий год жизни ребёнка знаменуется зарождением, началом игры. Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей....

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста

Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением,началом игры.Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей.Это еще не игра в полном смысле этого слова:малыш пробует свойства разных и...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...

Консультация для педагогов раннего возраста Тема:"Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различ...