Краткосрочный проект «Перелётные птицы» для детей от 3 до 5 лет
проект (средняя группа)
Пояснительная записка.
- Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о перелётных птицах. Познакомится с их образом жизни.
Актуальность темы:
- Наиболее существенной причиной снижения численности многих видов птиц у нас является изменение среды их обитания. Вырубка старых лесов навредила в первую очередь большим птицам, которые устраивают свои гнезда на ветвях деревьев и в дуплах. Наши леса и луга становятся беднее на разноголосое щебетание. Чаще случаются вспышки опасных вредителей сельского и лесного хозяйства, так как нарушено нормальное функционирование природных экосистем. Эти неблагоприятные изменения возникли благодаря человеческой деятельности, человек же может в некоторой степени и исправить их. Дети в возрасте(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
- Именно в этом возрасте дети более открыты в своих эмоциональных переживаниях, и поэтому и воспитателю и родителям намного легче привить ребёнку высокие моральные качества: внимательное отношение и забота о «братьях наших меньших» (птицах). Помощь пернатым - весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы. Прежде всего, это может быть постройка искусственных гнездовий, защита существующих мест гнездования, подкормка птиц и т.п.
Вид проекта: познавательно-творческий; краткосрочный, недельный.
Цель проекта: дать представление о перелётных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни, средой обитания, приносимой пользе природе и человеку.
Задачи проекта:
- закладывать основы экологического воспитания.
- расширить и закрепить представления детей о перелётных птицах.
- воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе, привить любовь к «братьям нашим меньшим» (птицам).
Ресурсное обеспечение:
- литература;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- наглядный материал;
- занятия;
- прогулки;
- наблюдения;
- сюжетно-ролевые игры.
Предполагаемый результат проекта:
- сформировать у детей представление о перелетных птицах;
- заинтересовать детей в наблюдении за птицами;
- расширить словарный запас;
- заложить основы экологического воспитания;
- воспитать бережное отношение к окружающему миру.
Способы реализации проекта:
- организация развивающей среды;
- знакомство детей с литературными произведениями по теме;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр мультфильма и видеороликов о птицах;
- проведение цикла занятий по тематике;
- работа с родителями в ходе реализации проекта;
- подготовка и проведение развлекательного мероприятия.
Реализация познавательных областей:
- Познавательное развитие:
Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
- Речевое развитие:
Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
- Социально-коммуникативное развитие:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Развивать ролевое взаимодействие.
- Художественно-эстетическое развитие:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
- Физическое развитие:
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
Срок реализации проекта: с 20.03. 2017г по 24.03.2017г
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Необходимые материалы:
- книги, иллюстрации, мультфильм;
- картотека дидактических и пальчиковых игр, потешек, закличек;
- предметы для дидактических игр;
- видеоролики о птицах;
- сюрпризы для детей;
- консультации для родителей.
Продукт проекта:
- досуг «Прилетайте, жаворонушки»;
- выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный | Основной | Заключительный |
Постановка цели | Ознакомление с литературными произведениями | Проведение развлекательного мероприятия. |
Определение актуальности и значимости проекта | Рассматривание иллюстраций и беседы по ним | Анализ результата проекта |
Подбор методической литературы для реализации проекта | Прослушивание и обсуждение художественных произведений | Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем». |
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы | Разучивание стихов, песен и загадок о птицах. | Выставка рисунков «Вестники весны». |
Организация развивающей среды | Проведение занятий | Презентация экологического проекта. |
Дидактические и пальчиковые игры | ||
Просмотр видеороликов о птицах. | ||
Консультации для родителей | ||
Досуг «Прилетайте, жаворонушки» |
План работы:
Дата | Содержание работы | Участники | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
20.03.2017 | Определение цели и значимости проекта | Воспитатели | |
20.03.2017-23.03.2017 | Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видео материала. | Воспитатели | |
23.03.2017 | Организация развивающей среды | Воспитатели, родители | |
20.03-24.03.2017 | Разработка бесед, занятий | Воспитатели | |
24.03.2017 | Разработка сценария праздника | воспитатели | |
Основной этап | |||
20.03.2017 | Первая половина дня: Рассматривание иллюстраций. ОО «Познавательное развитие» - ФЦКМ- беседа о том какие птицы прилетали к нам зимой, как мы о них заботились, кормили,а какие весной: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?». Стихотворение « Грач». ОО «Физическое развитие» п/игра: «Лягушки и цапля».
Вторая половина дня: д/ игра «Чем похожи и чем отличаются». Учить находить сходство и отличие во внешнем виде снегиря, синицы, воробья.
Консультация для родителей «Перелетные птицы». Рекомендация родителям познакомить ребенка с перелетными птицами: жаворонком, грачом, скворцом, ласточкой. | Дети, воспитатели | Воспитатели |
21.03.2017 | Первая половина дня: Д/игра «Назовем птенца» (Знакомство с названием птенцов птиц); чтение стихотворения «Ласточка» ОО «Познавательное развитие»-ФЭМП-закрепление чисел и цифр 1-5 «На поиски цифры пять» ОО «Физическое развитие» п/игра: «Пчёлки и ласточки».
Вторая половина дня: д/игра «Расскажи о птице»; разучивание стишка о «Ласточке» | Дети, воспитатели | Воспитатели |
22.03.2017 | Первая половина дня – пальчиковая гимнастика «Встретим птиц» Загадки про перелетных птиц ; ОО «Речевое развитие» Перессказ описательного рассказа: «Грач»; Просмотр видео ролика «Перелетные птицы»; ОО «Физическое развитие»-п/игра: «Птицы, гнезда, птенцы».
Вторая половина дня: п/ игра «Птички и автомобиль»; чтение рассказа «Скворцы» Куприн Александр Иванович | Дети, воспитатели | Воспитатели |
23.03.2017 | Первая половина дня: Беседа « Берегите птиц» о бережном отношении к птицам. Дидактическая игра «Один — много» ОО «Художественно-эстетическое развитие – интегрированное занятие «Птички прилетели»-лепка - «Птичка перелётная». Словесная игра : «Узнай птицу по описанию»
Вторая половина дня – просмотр видео ролика «Птицы – вестники весны»; конструирование-«Скворечник»; д/игра: «Назови ласково». | Дети, воспитатели | Воспитатели, музыкальный руководитель |
24.03.2017 | Первая половина дня: рассматривание альбома «Перелетные птицы»; пальчиковая гимнастика «Птички»; ОО «ОО «Художественно-эстетическое развитие – рисование- «Вестники весны»; чтение рассказа «Жаворонок» Соколов-Микитов Иван Сергеевич;
Вторая половина дня – музыкальный досуг «Прилетайте, жаворонушки» | Дети, воспитатели родители | Воспитатели |
Заключительный этап: ожидаемый результат в ходе проекта достигнут:
- входе реализации проекта у детей сформированы первоначальные знания о перелетных птицах;
- сформированы представления о поведении птиц весной, знают, что птиц надо беречь;
- дети владеют обобщающим понятием перелётные птицы;
- дети проявляют интерес к наблюдению за птицами;
- обогатился словарный запас детей;
- повысился интерес у родителей к совместной деятельности с педагогами по воспитанию детей;
- дети и родители получили положительные эмоции.
Список используемой литературы
1.Е. А. Янушенко «Развитие речи у детей раннего возраста», Москва, изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» - 2010г.
2.Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников » Санкт-Петербург, изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС» ;2013г.
3.Н.Н. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольников» изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»; 2011г.
4.Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир» Творческий Центр СФЕРА, Москва; 2009г.
5.Е.А. Ульева Времена года «Весна» для работы с детьми 2-3 лет. Москва «ВАКО»; 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по проекту "Перелётные птицы" для детей старшей группы (ОНР) "ПТИЦЫ В ГОСТИ К НАМ СПЕШАТ"
Конспект итоговой НОД по проекту "Перелётные птицы" с использованием ИКТ ( работа с интерактивной доской), ТРИЗ...
Краткосрочный проект "Перелётные и зимующие птицы"
Проект разработан для детей 5-7 лет, включает различные этапы работы во всех образовательных областях....
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей младшей группы
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формировани...
Краткосрочный проект «Перелётные птицы» (старшая группа)
Цель: расширять знания детей о перелётных птицах....
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». для детей второй младшей группы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». для детей второй младшей группы...
Краткосрочный проект "Перелётные птицы"
Знакомства с перелетными птицами, их образом жизни...
краткосрочный проект " Перелётные и зимующие птицы"
Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокор...