Совместный проект с родителями «Цветочная и лекарственная фантазия»
методическая разработка (подготовительная группа)

Проект проводился совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx64.58 КБ

Предварительный просмотр:

Совместный проект с родителями «Цветочная и лекарственная фантазия»

2 подготовительная группа

Шабаньян  Нарине Андраниковна

  

 «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит

безопасность всего большого человечества

Феликс Адлер

Совместный проект с родителями

«Цветочная и лекарственная фантазия»

Цель проекта.

С участием детей, родителей, воспитателей создать условия для ознакомления с миром целебных трав, правилами сбора, применения для оздоровления организма. 

Задачи проекта.

  • Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, о практическом применении.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.   
  • Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада.

Проект познавательно-исследовательский, где дети и родители узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты. 

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, родители и воспитатели. 

Сроки выполнения проекта.

Май-август. 

Методы исследования.

  • Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения.
  • Наглядные: тактильно-мышечная наглядность.
  • Словесныебеседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
  • Ароматерапия.
  • Слушание музыки.

Ожидаемый результат.

  • Осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
  • Сформированные знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. Желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями. 

Взаимодействие семьи и родителей детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий и от педагогов, и от родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Общение педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным вопросом.  Результатом работы является создание единого инновационного пространства, интерактивных форм работы, объединяющих педагогов и родителей. Родители становятся помощниками педагогов, не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проекта, направленный на работу с родителями детей. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями разработали экологический проект «Цветочная и лекарственная фантазия». Этот проект:

Во-первых, позволяет детям почувствовать себя исследователем.

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

На территории нашего детского сада произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства…..

Всё лето участники проекта изучали растительный мир лекарственных растений, не только в детском саду, но и выезжая с родителями на природу. В ходе работы над проектом под руководством воспитателей и родителей дети научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках лекарственных растений, использовали Интернет вместе с родителями, собирали и обобщали информацию о растениях. Эту информацию дети, родители и воспитатели использовали для изготовления игр, пособий, выпуска мини-энциклопедий, газет, буклетов, и всё это, несомненно, пополнило эколого-развивающую среду своей группы.

1 этап  подготовительный

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. 

2 этап исследовательский

  • Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. 

3 этап обобщающий

  • Обобщение результатов работы.

Работа с детьми.

  • Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растёт, когда цветёт».Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.
  • Опыты, эксперименты. «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?» Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.
  • Наблюдения «Наблюдаем как растёт подорожник», «Высадка мяты»
  • Дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди, о чём расскажу», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов», «Мама, папа и я – цветочная семья». Цель: уметь находить лекарственное растение по описанию.

Игры с ИКТ «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом»

«Съедобное - несъедобное». Цель: закрепить знания о съедобных и ядовитых растениях.

«Чудесный мешочек». Цель: узнать лекарственное растение по запаху.

  • Чтение сказок, легенд, стихов, загадок, пословиц о лекарственных растениях.

«Сказка о лекарственных растениях» с применением ИКТ.

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на другую планету».Проходили обследовательские действия на планете. Всё живое погибло на планете: необходимо найти воду, землю, посадить растения.
  • Сюжетно-ролевая игра «Поможем тому, кто в этом нуждается». Цель: уточнить представление о знакомых лекарственных растениях.
  • Открытие зелёной аптеки в группе. Цель: знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
  • Викторины

Работа с родителями

  • Консультации, беседы
  • Составление гербария
  • Выпуск буклетов «Зелёный доктор», «Берегите Землю», «Растения – наши лекари».
  • Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем».
  • Плакат
  • Составление кроссвордов.
  • Книги о лекарственных растениях. Дети совместно с родителями собирали информацию во время выезда на природу.
  • Рисунки совместно с детьми.
  • Викторина «Зелёная аптека».
  • Презентация проекта.

Опыт работы показал: Используя активные и интерактивные методы работы с родителями нам удалось затронуть все виды работы проводимые с родителями. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.

Родители активно участвовали в

- озеленении оформлении участка детского сада

- регулярно участвуют в конкурсах и мероприятиях детского сада и группы

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.  

И завершилась работа над проектом презентацией. В группе был открыт фитобар «У Мальвины».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИТОБАРА «У Мальвины»

Цель.

Развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.

 

Задачи.

  • Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.
  • Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
  • Учить вежливо общаться, развивать умение употреблять слова приветствия, благодарности.
  • Активизировать родителей на участие в совместных играх и конкурсах.
  • Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
  • Воспитывать любовь и уважение друг к другу и окружающим людям, чувство коллективизма, умение дружить.

Материал.

  • Электронное учебное пособие
  • Мешочки с сухими лекарственными травами
  • Иллюстрации с изображением лекарственных трав
  • Оборудование для приготовления салата, чая, посуда.

 

В группу входят гости-родители, их встречают дети.

Дети - Здравствуйте, гости дорогие, мы вас очень ждали, проходите, пожалуйста. Рассаживайтесь, всем хватит места.

 Мальвина - Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости. Вы узнали меня? Совершенно верно, я Мальвина. Вот я с детьми решила собственный бар открыть, да не простой, а фито! Кто знает. Что это значит? Даю подсказку: «фито – означает   растение»  Так что в моём баре будут разные напитки из целебных трав. Нынче это модно. А ещё модно проводить презентации. Нужно начинать именно  с этого мероприятия. А ещё нужна реклама.

 Мальвина - И сейчас я объявляю  - 

Конкурс « Лучшая реклама фитобара»

 - Пожалуйста, гости дорогие, как бы вы прорекламировали в устной форме наш фитобар? 

  • «Посещайте  фитобар, будете здоровы».
  • «Кто попил напитков в фитобаре – тот никогда не заболеет».
  • «От болезней и мучений нас спасут плоды растений!»
  •  «Царство лекарственных растений».

- Молодцы. Хорошая реклама нашего фитобара. 

Мальвина - Отлично! А теперь приглашаю всех посетить наш фитобар.

Позвольте начать нашу презентацию.

Появляется клоун  в марлевой повязке, обвешанный чесноком.

Буратино - Где, где президент?

Мальвина - К нам едет президент?! Это весьма кстати! Хотя ничего удивительного – такой замечательный детский сад, какая красивая группа, такой великолепный фитобар! Такая приятная хозяйка. Прихорашивается.

 - Так, где же твой президент?

Буратино - Почему мой? Это ж вы  только что сказали – «президент».

Мальвина - Фу, какой глупый, я-то думала… А говорила я о презентации. Так в наше время называется праздничное открытие  чего угодно, например, фитобара!

Буратино - А разве разрешается открывать бар в детском саду?

Что-то я сомневаюсь. Ребята, а вы как думаете?

Мальвина - Такой – можно. Здесь взрослые и дети смогут насладиться чашечкой целебного чая, чтобы укрепить своё здоровье.

Буратино- Ой, тогда я с вами дружу! Всем известно, как я забочусь о здоровье. Вот повязку ношу, чтобы никто не начихал на меня, и чеснок - он всех убивает, то есть микробов я хочу сказать. Так что обязательно пойду на эту вашу, как её …ну, которая на президента похожа.

Мальвина (с сомнением) - Я, конечно, любому гостю рада, но всё же не мог бы ты представиться?

Буратино - Я – Буратино славный,

              Весёлый и забавный,

              Всех ребят я веселю,

              С ними песенки пою.

              Ни за что не отвечаю.

              Наливайте фиточаю!

 Мальвина - Подожди, Буратино, не торопись. До чаю ещё дело не дошло.

Для проведения нашей презентации не хватает важных гостей –  бабушки Дарьюшки и деда Матвея. Это они нам травы целебные из своего леса поставлять будут.

Буратино - А где они живут? Может оттуда долго ехать?

 Мальвина - Да уж не близко, на лесной опушке. И мы решили, в поход идём, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы. 

Задание 1. Проблемная ситуация. Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. И вот задание для родителей: Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).

Для детей: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).

Молодцы! Помощь оказать вы сможете.

 

Задание 2. Из предложенного материала (живые растения) отобрать съедобные виды растений и разложить в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.

 

Задание 3. Расшифруй лекарственное растение. Перед вами на доске зашифрованы названия лекарственных растений – они состоят из первых букв предметов изображённых на картинках.

- Апельсин. Мяч. Танк. Якорь.  (МЯТА)

- Обруч. Экскаватор. Лопата. Акула.  (Алоэ)

Молодцы! Все справились с заданием! Давайте все вместе отправимся в гости.

 

Мальвина  - Что за гости в лес спешат?

Десять маленьких ребят!

Становитесь вот сюда: « Все на месте?»

Дети отвечают -  да, да, да.

Встали друг за другом, руки положили на плечи.

 

Игра « Сороконожки» (Фото1).

Шла сороконожка

По сухой дорожке (все идут паровозиком пружинящим шагом, держась за плечи друг друга).

 Вдруг закапал дождик Кап!

Ой, промокнут сорок лап. (Останавливаются)

 Насморк  нам не  нужен

Обойду я лужи ( Идут высоко поднимая колени)

 Грязи в дом не принесу (Остановка и трясут правой ногой)

Каждой лапкой потрясу (Трясут левой ногой)

 И потопаю потом

Ой, какой от лапок гром (Идут топающим шагом)

 Включается запись звуков природы: шум ветра, голоса птиц.

 

Подходят к избе Дарьюшки и деда Матвея.

Мальвина - Ну вот мы и пришли, смотрите, к нам навстречу идут и бабушка Дарья и дедушка Матвей.

(Из избы выходят бабушка Дарья, дед Матвей, с  лекарственными травами).

Бабушка - Дарьюшка

          - В нашей лесной аптеке

Нет йода и касторки   

Зато есть мёд пчелиный

И мятная настойка.

          Приходите все, кто болен

          Вам я травки подберу,

          От любой болезни, хвори

          Моментально излечу.

 Дед Матвей

- Есть листики, травинки

  На дне моей корзинки.

  Здесь зверобой и мята, 

  Всех вылечу, ребята.

Бабушка Дарьюшка и дед Матвей

- Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, наши внучата и внученьки! Здравствуйте гости дорогие! И вас, Мальвина и Буратино приветствуем в своей избушке. С чем пожаловали, гости дорогие?

Мальвина  - Дорогая, бабушка Дарьюшка, дедушка Матвей,  мы ведь вас на  презентацию - открытие нашего фитобара приглашаем. Наслышаны о волшебстве ваших лекарственных трав, которые людям силу и здоровье дарят.

  Бабушка Дарьюшка - За приглашение  спасибо. А в гости придём.

А наш лес так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…

Буратино - А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это, верно, только никаких загадок нет. Всё давно известно: кусты, цветы, деревья.

Мальвина - А мы приготовили  ЗАГАДКИ (Приложение)

- Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?

 Под сугробом он растёт.

Снеговую воду пьёт (Ландыш)

  • Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)

  • Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня

И шепнёт мне: «Не забудь

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовётся …             (Незабудкой)

  • Прячет цветок сладкий.

И в названье мёд таится

Узнаёте?          Медуница)

  •  В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет!     (Одуванчик)

  •  На каком цветке гадают

Лепесточки обрывают? (Ромашка)

  • Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо…(Василёк)

  • Золотист, красив на вид –

Для коровок ядовит… (Зверобой)

  • Только тронь  -  отдёрнешь ладонь.

Обжигает травка прямо, как огонь.   (Крапива)

Бабушка Дарьюшка – Молодцы! Знаете лекарственные травы. Мои волшебные лекарственные растения дают силу только тем, кто любит природу. 

Тренинг

           Встанем в круг, поднимем руки к солнышку. Оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до окончания пальцев. Давайте скажем волшебные слова: « Небо, солнце, природа! Дайте здоровья мне, мои друзьям и родным – нашим дорогим родителям, бабушкам и дедушкам.

А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом - сделаем глубокий вдох.

Молодцы, детки, вы стали здоровее.

А у нас есть к вам ещё задание. Узнайте лекарственное растение по запаху и найти его на карточке-картинке или в гербарии. В мешочек заглядывать нельзя!

Игра «Чудесный мешочек» 

Бабушка Дарьюшка и дед Матвей - Мы вам на открытие  фитобара дарим травы:

«Каждая наша травинка, цветочек, листик вобрали в себя силы целебные Земли - Матушки, Солнышка Красного. Берите их, заваривайте чай и пейте на здоровье».         

( Дают мешочки с травами)

Родители с детьми дарят рисунки.

Мальвина - Спасибо вам, Дарьюшка, дедушка Матвей.

Давайте отдохнём, ведь путь обратный далёкий. Пока отдыхаем, выполним задание.

Викторина «Зелёная аптека» (Приложение)

  1. 1.     Ты натёр ногу в пути. Какое растение может облегчить боль? (ПРИЛОЖИТЬ ЛИСТ ПОДОРОЖНИКА)
  2. 2.     Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах и укусе насекомых?(ПОДОРОЖНИК)
  3. 3.     Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?

(ОТВАР ИЗ СУХИХ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ – ХОРОШЕЕ СРЕДСТВО ОТ КАШЛЯ)

  1. 4.     Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания (ЧИСТОТЕЛ)
  2. 5.     Какое растение помогает от кашля? (РОМАШКА)
  3. 6.     Какие растения помогут укрепить волосы?

(КРАПИВА, ЛОПУХ)

- Да, вы знакомы с названиями лекарственных трав, умеете различать, много знаете об их свойствах, способах применения с целью оздоровления организма. Но самое главное, вы научились бережно относиться к природе родного края, видеть его красоту. Я рада, что у «растений-целителей» есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.

- Мы ещё приготовили письма лекарственным растениям: «Давай дружить». Дети читают письма.

  • Мне мама сказала, что ты подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень люблю всем помогать. Ты будешь помогать мне, лечить болячки всем, а я буду тебя поливать.

Мулдарова Кристина 

  • Ландыш, ты очень красивый цветок. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а ещё буду тебя поливать.

Базаев Алан 

  • Очень-очень хочу дружить с тобой, ромашка. Ты такая красивая. Я никогда не буду тебя рвать, потому что тебе будет больно»

Басиева Роксана 

  • Одуванчик, ты очень похож на солнышко, а оно очень тёплое и ты тёплый. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться. Мама моя с тобой тоже будет здороваться. И она хочет с тобой дружить.

Тибилов Давид 

Бабушка и дедушка обязательно передадут ваши письма лекарственным растениям. Спасибо вам за такие трогательные слова.

 

Мальвина - День сегодня необычный,

           День сегодня непростой.

           Собрались на праздник дети,

           Самовар здесь золотой

 

Эмилия - Лучше доктора любого

                Лечит скуку и тоску,

                Чашка вкусного крутого,

                 Самоварного чайку.

                                     

Виктория - Хорошо чайку попить,

                 Обо всём поговорить.

 

Мальвина - У нас открылся фитобар

             У нас открылся фитобар

Дети - Закипел наш самовар, проходите в фитобар.

  

 Мальвина -  Ну что же, наша презентация прошла отлично, правда. Буратино

Буратино- Правда- то, правда, но когда же мы по-настоящему чай пить будем?

 Мальвина - Сейчас, сейчас, всех обслужим. И не только сегодня. Добро пожаловать в наш фитобар, в любой день и в любой час.

 

Дети заходят в фитобар, обслуживают всех гостей по правилам этикета в общественных местах.

(Чай, напитки из трав, морсы  -  печенье, фрукты)

 

Давайте пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Давайте всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашего края. Приглашаем вас к столу!

Консультация для родителей «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев»

Зимой и ранней весной детскому организму не хватает витаминов, поэтому в рацион питания рекомендуется включать витаминные сборы и чаи, общеукрепляющие настои, которые являются, важны средством для поднятия защитных сил организма.

При приготовлении настоев не рекомендуется пользоваться металлической посудой во избежание реакции активных веществ растительного сырья с металлом. Следует использовать эмалированную или глиняную посуду. Сырье после приготовления следует отжать в нескольких слоях марли. Принимать фитопрепараты следует за 15 – 20 минут до еды. Срок реализации напитков и отваров – 1 ч.

Витаминные чаи и сборы очень разнообразны. Они состоят из цветков, листьев, ягод, иногда корней растений.

ЛИМОННО-ЧЕСНОЧНЫЙ НАСТОЙ.

Пропустить через мясорубку один лимон вместе с цедрой и косточками и одну среднюю головку чеснока, залить 1 л теплой кипяченой воды и настаивать 2-3 дня. Употреблять 2 раза в день по чайной ложке за полчаса до еды. Настой способствует повышению иммунитета. Детям его дают перед обедом и ужином в зимний период.

ОТВАР ШИПОВНИКА.

На 0, .5 стакана шиповника – 5 стаканов воды. Сушенные, очищенные от семян, волосков и измельченные плоды шиповника быстро промыть холодной водой и сразу залить кипятком. Кипятить 10 минут в посуде с плотно закрытой крышкой. Настаивать в течении 3-4 ч в прохладном месте, затем процедить через сложенную в несколько слоев марлю. Если готовить отвар из целых, неизмельченных плодов шиповника, надо брать 20г плодов на 200 г воды и отвар настаивать не менее 10 – 12 часов (до 24ч). Отвар богат витамином С. Давать детям после сна вместе с фруктами, можно чередовать его через 2 недели с некрепким зеленым чаем или соком.

НАПИТОК ЯНТАРНЫЙ.

Ягоды рябины – 50г, яблочный сок – 100г, сахар – 15г, вода – 50г. Ягоды рябины ошпарить, отжать, соединить с соком рябины, яблочным соком, водой и сахаром.

ЧАЙ МЯТНЫЙ.

Вода – 180г, чай – 3г, сахар – 15г, мята – 1 чайная ложка. Заварить чай с мятой и сахаром. Дать настояться, процедить.

"ПОМОРСКИЙ ЧАЙ"

0, 5 стакана смеси из равных частей измельченных плодов рябины обыкновенной, рябины черноплодной, листьев крапивы, травы зверобоя, гриба чага залить 5 стаканами кипятка, настаивать в течение 1 часа, затем процедить.

Витаминный напиток обладает иммунно - стимулирующим действием, способствует снятию физической и умственной усталости.

НАПИТОК КЛЮКВЕННЫЙ.

300 г клюквы протирают и отжимают сок. Мезгу заливают 2, 1л горячей воды, варят 5- 8 минут, процеживают. Добавляют 250 г сахара, доводят до кипения, вливают сок клюквы, второй раз доводят до кипения и охлаждают.

Консультация для родителей

Тема: «О чем говорят растения»

Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения? Наверняка растет за оградой вашего дома или вдоль дорожки, ведущей к нему, крошечное золото «солнышко» - цветок мать-и-мачехи. Он и будет нашим «поводырем» потому что это «барометр, предсказывающий погоду».

Обратите внимание детей на этот цветок – широко раскрытый (лепестки как бы «таращатся» во все стороны), он говорит о том, что день будет сухим и ясным. На следующее утро цветки мать-и-мачехи могут выглядеть вялыми, взъерошенными, словно уже отцвели. Посмотрите вместе с детьми на небо – оно окажется, серым, затянутым облаками. Это мать-и-мачеха «говорит» нам о том, что вечером или ночью облака прольются дождем.

Так же ведет себя и всем знакомый одуванчик: вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет он и не полетит по ветру, не опустится  с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не дает семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком, растение еще больше следит за погодой.

В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.

Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашютики плохо летают, вои и спрятал их до хорошей поры.

Если у вас на участке растет папоротник-орляк, дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед нами, он «рассказывает», что ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух наполнен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.

В начале лета расцветает фиалка душистая. Растение маленькое, в траве не всегда заметишь его, но, увидев, не забудешь: над плотными темно-зелеными листьями чуть покачиваются довольно крупные (при таком малом росте) цветки в пять лепестков. Если погода хорошая, они сияют нежным фиолетовым цветом. Нахмурилось небо, упали первые капли дождя, и цветок спешно свернет лепестки, оберегая пыльцу от влаги.

На солнечной полянке можно увидеть полевой вьюнок. Его длинные ползучие стебли или «разбежались» по траве, или обвили попавшийся на пути куст и упорно ползут вверх, поднимая цветки все выше и выше к солнцу. Сияет оно, и граммофончик цветка раскрыт полностью. Затянуло небо тучи, и сросшиеся лепестки вьюнка упали на середину цветка, на тычинки с пестиком.

Очень интересно наблюдать за кислицей. Особенно там, где она густым ковром устилает землю. В зеленом полумраке старого ельника в тихий солнечный день белые цветы ее даже слегка светятся. Но стоит упасть первой капле дождя, как кислица тотчас скрутит и опустит вниз к земле цветки, сложит, словно бабочка крылья, трехлопастные листочки. И весь «ковер» как бы ощетинится навстречу дождю – одни ребра да стебли. Можно устроить для детей развлечение – стукнуть слегка по зеленому листу прутиком, растение не уловит подвоха и тотчас скрутит цветки и листья: а вдруг это капля дождя…

Если позволяет размер участка, непременно посадите и другие растения – «предсказатели» погоды.

Очень красива лиана – жимолость каприфоль. Если ее цветки издают особенно сильный аромат, можно быть уверенным: через 15-20 часов, т.е. на следующий день, пойдет дождь.

Клен начинает «плакать» даже за тое суток до дождя. Его «слезки» -  избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломавшейся ветки и медленно стекает по стволу.

Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Найдите в лесу еловую ветку, напоминающую рогатику. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду подставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10-11 см.!

Но растения не только предсказывают погоду, они еще могут указать и время: ведь многие открывают и закрывают свои цветки каждый день в один и тот же час, конечно, в сухую солнечную погоду. В дождь цветки таких растений чаще всего не раскрываются вовсе.

Большинство растений просыпаются очень рано, вместе с солнцем.  Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком. Но как показать это явление в детском саду ? ведь всем известный шиповник раскрывается в 5 часов, а одуванчик – от 6 до 7. В это время не пойдешь на прогулку. Правда, можно показать, когда эти растения закрываются.

Но интереснее сделать цветочные часы из растений, которые будут просыпаться к 8 часам, когда ребята приходят в детский сад. Несколько примеров. В мае в это время расцветает горечавка бесстебельная (очень красивое растение с венчиком глубокого колодца ярко-синего цвета). В апреле в 9-10 часов раскрывают  лепестки лесная фиалка, кислица, в мае – лесная лилия, лилейник, в июне-июле – эшшольция, ноготки.

Если дошкольное учреждение с круглосуточным пребыванием детей, посадите на клумбе душистый табак и маттиолу.   Весь день цветки душистого табака будут полураскрыты, а к 20 часам вдруг проснутся, раскроются, засветятся белыми крупными звездами (есть и другие тона – розовый, темно-красный, но белые в сумраках выглядят эффективнее), и «поплывет» над клумбой терпкий аромат. Позднее, в 21 час, нежный и прямо запахнут мелкие лиловатые цветки маттиолы. Очень полезно понюхать на сон грядущий, чтобы сны снились приятнее.

При желании можно составить более подробный список растений, раскрывающих и закрывающих цветки в разное время в разные месяцы, и высадить их на клумбе. Есть еще в XVIII веке любители растений могли устроить такие часы, то у вас должно получиться еще лучше?

Но вернемся к нашему первому провожатому по весенней земле – к золотым цветкам мать-и-мачехи… она может служить не только барометром, это еще и прекрасное лекарственное растение.

Примечание.  Если захотите посадить мать-и-мачеху на своем участке, то сажайте ее в контейнер – она сильно разрастается. Корни этого растения дают мощные побеги даже на метровой глубине.

У мать-и-мачехи собирают и сушат цветки. Заваренные в чай, они хорошо смягчают горло при кашле. Таким чаем промывают раны. Свежие листья в виде компресса снимают боли в суставах.

В мае начинает цвести василек посевной. Мы знаем его как сорняк на полях пшеницы  ржи. Для лечебных целей используют краевые лепестки цветков. Детям можно рассказать о том, что отваром из этих сушеных цветков промывают глаза. О других свойствах препаратов из василька им пока объяснить сложно.

В июне-июле цветет тимьян ползучий, он же чабрец, он же  борогодская трава. Очень подходит и для альпийской горки (постом мал, но растет густой куртинкой, красивые мелкие цветки необычайно ароматны), и для аптечного огорода (хорошее отхаркивающее и болеутоляющее средство).

Около забора в аптечном огороде можно посадить алтей лекарственный -  ближайшего родственника садовой мальвы. Растет многолетник кустом, цветет крупными розовыми цветками почти все лето, с июня до сентября. Его используют при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду. И если не позволяют размеры участка, посадить всего по несколько растений.

Главное – пробудить у детей интерес и уважение к окружающей природе!

Лекарственные растения рядом с нами, и их использование

Лекарственные растения рядом с нами. (Использование лекарственных растений. Как избавиться от кашля детям)

Буковица лекарственная.

Для изготовления лекарств используют высушенную траву и корневище:

  • Отхаркивающее средство

Настой: 1 ст.ложку травы залить 1 стаканом кипятка и настоять.

Прием по 1 ст.ложке 3 раза в день

 Вероника лекарственная

В лечебных целях используют стебли, листья и цветки растения.

  • Грипп: бронхит, астма.

Отвар: 1 ст.ложку травы залить 1 стаканом кипятка, довести до кипения и охладить.

Приём тёплого отвара 3 раза в день по 50г

 Девясил высокий.

В лечебных целях используют его корневище с корнями.

Отхаркивающее средство.

Настой: 1 ч.ложку сухих корневищ залить 1 стаканом холодной кипячёной воды,

настоять 8 часов и процедить.

Приём: по ¼ стакана 4 р. в день за 20 мин. до еды.

Отвар: 1 ст.ложку измельчённых корней залить 1 стаканом кипятка, кипятить 10-15 мин., охладить и процедить. Приём тёплого отвара по 1 ст.ложке каждые 2 часа.

Лечебная смесь: 1 часть сока, выделенного из корневищ девесила и 1 часть мёда. Приём по 1 ч.ложке 3 раза в день.

 Можжевельник обыкновенный.

В лечебных целях применяют ягоды

  • Отхаркивающее средство.

Настой: 10г измельчённых ягод залить 1 стаканом кипячёной воды и настоять. Приём по 1 ст.ложке 3-4 раза в день.

 Незабудка полевая.

Используют листья, стебли и цветки.

  • Кашель

Настой: 2 ч.ложки травы залить 200 мл кипятка, настоять 4 часа и процедить. Прием по 1 ст.ложке 3 раза в день.

Петрушка кудрявая.

Используют корни, сок растения.

Настой: корни петрушки, семена аниса, цветки коровяка, корни алтеи и корни солодки голой в равных частях. 2ч.ложки смеси залить 1 ст.холодной кипячёной воды, настоять 8 часов и процедить. Выпить весь настой в течение дня.

 Пион уклоняющийся.

Используют корни растений.

  • Кашель

Настойка: 1 часть корней пиона на 10 частей спирта (водки), настоять 1 неделю. Прием по 30 капель 3 раза в день до еды.

Малина.

Как лекарственное растение малина применяется с древности.

Листья малины (сухие и свежие) хорошо заваривать и пить как один из видов витаминных чаёв.

Ценность малины: содержание сахара, органических кислот, дубильных веществ, пектиновых и минеральных веществ, каротина, витаминов и эфирного масла.

 Смородина чёрная.

В народной медицине чёрную смородину используют как поливитаминное, тонизирующее и противовоспалительное средство.

Настой или чай используют как витаминное средство (листья).

Как укрепляющее средство после тяжелой болезни рекомендуется сбор.

Настой: листья смородины, черники и берёзы в равных частях. 2ч.ложки смеси заварить 1 стаканом кипятка. Пить как чай по 1 стакану утром и вечером.

 Шиповник майский.

В народной медицине используют плоды и корни растения, реже листья. Плоды шиповника природный концентрат многочисленных витаминов. Шиповник обладает успокаивающим, антимикробным, противовоспалительным действием. Кроме того, он стимулирует пищеварение и обмен веществ, повышает сопротивляемость организма к ряду инфекционных заболеваний и восстанавливает работоспособность при умственном и физическом переутомлении.

Чай: по 0,5 ст.ложки рябины и шиповника заварить 2 стаканами кипятка. Пить по ¼ стакана 2-3 раза в день. Является поливитаминным чаем.

 Брусника.

В народной медицине сок ягод брусники применяют при авитоминозах.

Ценность брусники: содержание сахара, органических кислот, пектиновых и дубильных веществ, витамина С и кератина.

 Клубника и садовая земляника.

В лечебных целях клубнику используют как средство для лечения авитоминозов.

Листья используют в сушеном и свежем виде как добавку к чаю.

 Подорожник большой.

Используют листья.

  • Отхаркивающее средство.

Настой: 1 ст.ложку измельчённых листьев залить 1 стаканом кипятка. Приём по 1 ст.ложке 3-4 раза в день.

Отвар: 2 ст.ложки измельчённых листьев залить 1 ст.кипятка/горячей воды, закрыть посуду крышкой и кипятить на водяной бане 30 мин., охладить 10 мин., затем процедить. Приём по 1/3 стакана за 10-15 мин. до еды 3 раза вдень.

Сироп: 3 ст.ложки свежих листьев смешать с 3 столовыми ложками мёда, оставить на тёплой плите в закрытой посуде настаиваться 4 часа. Полученный сироп принимать по 1 ч.ложке 4 раза в день за 30 мин. до еды.

Витаминные чаи.


Витаминный чай из Мята перечная.

В лечебных целях используют наземную часть растения. Мята оказывает сосудорасширяющее, успокаивающее, болеутоляющее, противовоспалительное действие.

Народная медицина рекомендует пить чай с мятой как общеукрепляющее и тонизирующее средство.

 Витаминный чай  из Мелисса лекарственная.

В лечебных целях используют листья и цветущие стебли. Отвар листьев мелиссы успокаивает нервную систему, улучшает сон.

Свежие или сушеные листья мелиссы употребляют как ароматизированную витаминную добавку к чаю (заваривать).

Витаминный чай из Рябина обыкновенная.

В народной медицине используют плоды и цветки рябины. Рябина является витаминным средством.

Чай: по 0,5ст.ложки ягод рябины и шиповника заварить 2 стаканами кипятка. Пить по ¼ стакана 2-3 раза в день

Кашель.                         как избавиться от кашля детям

Кашель возникает при воспалении слизистой оболочки дыхательных путей и лёгочной ткани. При их раздражении нервный импульс передаётся в кашлевой центр, расположенный в продолговатом мозгу, и далее – к дыхательным мышцам.

 Анис обыкновенный.

Анис используется не только как пряное растение, но и как лекарственное.

При изготовлении настоя используют семена аниса

  • Отхаркивающее средство.

Настой: 1 ст.ложку семян залейте 1 стаканом кипятка, накройте посуду крышкой, настаивайте на водяной бане 20 минут, затем процедите. Принимать по ¼ стакана 3-4 раза в день за 30 минут до еды.

Белокопытник лекарственный.

В народной медицине используют листья и корни растения.

  • Отхаркивающее средство.

Настой: 2 ч.ложки сухих листьев и 1 стакан кипятка настаивайте 30 мин. Приём по 1 ст.ложке 3 раза в день.

Отвар: 2 ч.ложки сухих корней + 1 ст. отвара перловой крупы варить 10 мин., процедить и добавить по вкусу мёд. Приём по 1 ст.ложке 3 раза в день.

Душица обыкновенная.

Используют верхние части стебля с листьями и соцветиями.

  • Кашель.

Настой: 15г травы душицы залить 1 стаканом кипятка и настоять 2 часа. Приём по 1ст. ложке 3 раза в день.

Настой: 5 г травы душицы, 5 г травы мать-и-мачехи, 15 г травы алтея. 2ч.ложки смеси залить 1 ст.кипятка, настоять и процедить. Приём тёплого настоя по ½ стакана 3 раза в день.

 Липа сердцелистная.

В лечебных целях используют липовый цвет.

  • Отхаркивающее средство.

Настой: по 2ст.ложки липового цвета, корневищ пырея, цветков чёрной бузины, листьев белокопытника и цветков коровяка. 3ст.ложки смеси залить 3 ст.кипятка. Приём на ночь как чай по 1 стакану.

 Мать-и-мачеха.

Используют листья и цвет корзинки растения.

  • Отхаркивающее средствою

Настой: 20 г листьев или цвет корзинок залить 1 ст. кипятка. Приём по ½ стакана 4 раза в день.

Порошок из листьев мать-и-мачехи в смеси с сахарной пудрой даёт хорошие результаты в лечении сильного кашля.(как избавиться от кашля детям)

Существование без растений немыслимо для человечества. Много тысяч лет назад животные и люди питались и лечились растениями. Вокруг нас, а часто прямо под нашими ногами, существует колоссальное количество полезных растений, о свойствах которых современный человек даже не догадывается. Возможное их применение весьма разнообразно это пищевые и лекарственные, красящие и ароматические, инсектицидные и косметические и просто декоративные травы. Предыстория фитотерапии одинакова во всех странах мира. Это этап, если так можно выразиться, первобытной медицины, когда накопление знаний о действии различных растений на организм шло в процессе их хозяйственного освоения человеком.(Использование лекарственных растений) 

познавательное занятие, старшая группа "Осень золотая, расписная"

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. 
Задачи: 
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. 
• Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения. 
• Закрепить навык образования прилагательного от существительного. 
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
• Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным. 

Развивающая среда: 
• Стулья расставлены полукругом по количеству детей. 
• Доска с таблицей, фломастер, шкатулка. 
• Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик. 
• Две ветки в вазах. 
• Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". 
• Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса». 
Словарная работа 
• Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя. 
Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие. 
Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза. 
ХОД: 
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку: 
Воспитатель: 
Прошла по лугам, 
По лесам, по полям. 
Припасы она заготовила нам, 
Упрятала их в погреба, в закрома, 
Сказала: За мною нагрянет зима. 
Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо. 
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо? 
Детский сад N 204 детям группы «Затейники». 
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса. 
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. 
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу. 
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. 
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение. 
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает. 
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). 
Игра "Погода осенью" 
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, 
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. 
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью: 
когда идет дождь - дождливая. 
• Когда дует ветер - ветреная 
• Холодно - холодная 
• Пасмурно - пасмурная 
• Сыро - сырая 
• Хмуро - хмурая 
• Ясно - ясная 
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно. 
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? 
Дети: (Ранняя, поздняя) 
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют) 
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени. 
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. 
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью? 
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква. 
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко. 
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем. 
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени. 
Приметы осени 

Осень подойдет неслышно, 
Тихо встанет у ворот. 
В огороде листик вишни, 
На дорогу упадет. 
Это первая примета, 
Что от нас уходит лето. 
А вторая куст малины, 
В нитях белой паутины. Чуть короче станет день, 
Потемнеют облака, 
Словно их накроет тень, 
Станет пасмурной река - 
Третья верная примета: 
Осень бродит близко где-то 
Ранним утром на поляны, 
Лягут белые туманы. 
А потом уж жди, не жди 
Моросящие дожди 
Пеленой затянут просинь 
Значит, наступила осень. 

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да). 
В круг ребята становитесь, 
Крепче за руки держитесь. 
Я шкатулочку возьму, 
И приметы соберу. 
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы. 
Пословицы 
• Коли ясно, то и осень прекрасна. 
• Осень идет, и дождь за собой ведет. 
• Красна весна цветами, а осень пирогами. 
• От осени к лету, поворота нету. 
• Лето со снопами, осень с пирогами. 
• Грибок в кузовок - зимой будет пирожок. 
Приметы 
• Осенью паутина на ясную погоду. 
• Гром в сентябре - теплая осень. 
• Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. 
• Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме. 
• Когда гусь улетает, снег выпадает. 
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. 
(Дети садятся на стульчики) 
А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице. 
Плакали ночью желтые клены, 
Вспомнили клены, что были зелены. 
С желтой березы тоже капало, 
Значит, береза тоже плакала. 
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза? 
Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки). 
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки? 
Дети: (Мало солнца, стало холодно) 
Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве? 
Дети: (Приклеить, пришить). 
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся? 
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут). 
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют). 
Физминутка "Листочки". 
Осенние листочки закружились. 
Веселый ветер зашумел над ними, 
Весело они летели 
И на землю сели. 
Вот ветер снова тихо набежал, 
Вдруг листочки красивые поднял. 
Весело они летели 
И на землю сели. 
Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру. 
Раскрась листья в соответствии со значками 
Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок. 
Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья. 
Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. 
Игра осенние слова 
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая. 
Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом. 
Эхо лесное, спросить могу? 
Ау-ау-ау! 
Куда это листья лесные пропали? 
Опали-опали-опали: 
Птички- певички, давно ли галдели? 
Летели, летели, на юг улетели: 
Белки и зайцы, про вас не знаем? 
Линяем, линяем, линяем: 
Так что же творится в лесу? - спросим. 
Осень, осень, осень. 
Итог занятия 
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам. 
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. 
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей) 
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ

      В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детского сада. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем.

 

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детского сада. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем.

В детском саду регулярно проводятся:

· утренняя гимнастика (разработаны комплексы для всех возрастных групп); 

· физкультурные занятия; 

· занятия в бассейне;

· профилактические мероприятия:

· вакцинация;

· ароматерапия

· физиотерапия

 · дыхательная гимнастика

 · закаливание (босохождение)

 · подвижные игры и игровые упражнения на улице

            Для групп компенсирующего вида дополнительно проводятся:

· массаж

· лечебная физкультура

   Здоровье и развитие дошкольников во многом зависит от правильно организованного питания в ДОУ. Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

   Организация питания в нашем детском саду осуществляется в соответствии с утвержденными 20-дневными меню. На каждое блюдо имеется технологическая карта. Качество продуктов и приготовленных блюд контролируется специальной комиссией.

   Физкультурно-оздоровительная работа направлена на охрану укрепления здоровья ребенка, формирование двигательных умений и навыков, поддержание у него бодрого и жизнерадостного настроения, физически совершенного, гармонически развитого ребенка. Строится такая работа на основе традиционных и коррекционных занятий физкультурой, ЛФК, плавания, а также реализуя авторскую программу педагогического коллектива ГОУ детский сад комбинированного вида  № 2495 "Здоровье".

   Занимаясь физическими упражнениями, ребенок приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, оздоровительном воздействии их на организм, познает свое тело. В рамках физкультурно-оздоровительной работы проводятся  следующие мероприятия: спортивные досуги, праздники, дни и недели здоровья и др.

    Основной задачей медицинского персонала дошкольного учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важный этап - проведение профилактических мероприятий, направленных снижение заболеваемости. В осеннее-зимний период осуществляется подготовка детского организма к сезонным инфекциям (противогриппозная профилактика: вакцинация против гриппа).  Медицинский персонал занимается санитарно-просветительской работой с воспитателями и родителями.

    В детском саду функционирует бассейн. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению, физическому развитию, закаливанию детей, укрепляют их нервную систему. Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в водно-спортивном празднике на воде «Дельфиненок» и тест Мэра Москвы «Умею плавать» на уровне округа и города.

    Во всех возрастных группах в детском саду воспитателями проводится утренняя гимнастика. Комплексы упражнений подбирает воспитатель по физической культуре, включая общеразвивающие, коррекционные упражнения, разные виды ходьбы, дыхательную гимнастику.
   
Физкультминутки и динамические паузы проводятся между занятиями и на занятиях с различным содержанием.

На занятиях, требующих статического положения тела, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение, утомляется нервная система. С целью предупреждения и снятия усталости на занятиях учебный материал сочетается с движениями.

    В детском саду проводятся сеансы ароматерапии с целью профилактики  вирусных респираторных заболеваний у детей. Подобные ингаляции  эфирных масел показаны для всех возрастов, начиная с самого младшего. Контролируется этот процесс врачом-физиотерапевтом.

   Воспитатели в группах осуществляют закаливание, используя такие формы какумывание, полоскание рта после каждого приема пищи, воздушное закаливание совместно с гимнастикой после дневного сна, босохождение. Дети выполняют упражнения с элементами ЛФК.
    Медицинский персонал имеет возможность для широкого использования физиотерапевтических методов профилактики, реабилитации и лечения воспитанников. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Основная задача - снижение числа острых и хронических болезней у детей.

      На улице оборудована спортивная площадка для проведения спортивных мероприятий. На прогулках воспитатели проводят эстафеты, подвижные и спортивные игры и упражнения. Для закрепления в двигательной деятельности правил дорожного движения, на территории детского сада размечена площадка, на которой проходят занятия и праздники безопасности.

  Важнейшим методом оздоровления является детский массаж, поскольку способствует не только оздоровлению или лечению, но и более быстрому и гармоничному психофизическому развитию ребенка. В зависимости от цели, врач назначает детям  гигиенический или расслабляющий, профилактический или лечебный массажи. При проведении сеансов массажа медицинская сестра использует в своей

работе гидромассажную ванну для ног. Гидромассаж улучшает кровоснабжение мышц   свода стопы, повышает их тонус.

    Занятия лечебной физкультурой направлены на профилактику и лечение опорно-двигательного аппарата и проводятся с детьми, посещающие группу компенсирующего вида. Лечебная физкультура не имеет отрицательного побочного действия, применяется длительно, переходя из лечебной в общеоздоровительную. А самое главное, что имеет особенное значение для детей, – в него можно играть!

Занятия проводятся в игровой форме, играя, дети познают мир спорта, развивают ловкость, гибкость, силу, а так как в детском возрасте сильна связь между моторикой и интеллектом, то улучшаются и умственные возможности ребёнка.

    Мы стараемся вовлекать родителей участвовать в спортивно-оздоровительной работе детского сада по средствам проведения родительских собраний, консультаций, бесед, круглых столов и мастер-классов. 
    Положительные результаты в реализации оздоровительных программ при осуществлении учебно-воспитательного процесса позволило дошкольному учреждению перейти в режим инновации. С января 2010 года наш детский сад вступил в  Ресурсный центр «Здоровый ребенок» в рамках Совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО  «Московское образование: от младенчества до школы». Направление работы Ресурсного центра: «Укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей». В рамках данного направления наш детский сад работает над темой: «Использование тренажеров-балансиров для развития координации движений детей 5-7 лет».
     Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.  Поэтому  мы - педагоги и специалисты ДОУ - будем и в дальнейшем расширять применение здоровьесберегающих технологий, современных оздоровительных программ и методик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Осенние фантазии –2018»

Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Осенние фантазии –2018»Осень-чудесная пора, которая своей красотой вдохновляет на создание чего-то прекрасного! В МКДОУ с. Вос...

Совместный проект с родителями «Профессии наших родителей»

Проект направлен на знакомство детей с профессиями родителей и их профессиональной деятельностью....

Совместное изготовление поделок родителей с детьми "Конфетная фантазия" к Новому году.

Совместное изготовление поделок родителей с детьми "Конфетная фантазия" к Новому году....

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

Совместный проект с родителями «Космические фантазии» (старшая группа)

Целью проекта является формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....

Совместный проект с родителями «Готовим вкусно и полезно вместе с родителями»

Совместный проект с родителями  «Готовим вкусно и полезно вместе с родителями»...

Презентация "Метод проектов- как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ. Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»

Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их    значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о...