Совместный проект с родителями «Цветочная и лекарственная фантазия»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Совместный проект с родителями «Цветочная и лекарственная фантазия» 2 подготовительная группа Шабаньян Нарине Андраниковна |
|
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего большого человечества
Феликс Адлер
Совместный проект с родителями
«Цветочная и лекарственная фантазия»
Цель проекта.
С участием детей, родителей, воспитателей создать условия для ознакомления с миром целебных трав, правилами сбора, применения для оздоровления организма.
Задачи проекта.
- Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, о практическом применении.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
- Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
- Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада.
Проект познавательно-исследовательский, где дети и родители узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, родители и воспитатели.
Сроки выполнения проекта.
Май-август.
Методы исследования.
- Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения.
- Наглядные: тактильно-мышечная наглядность.
- Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
- Ароматерапия.
- Слушание музыки.
Ожидаемый результат.
- Осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
- Сформированные знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. Желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями.
Взаимодействие семьи и родителей детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий и от педагогов, и от родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Общение педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным вопросом. Результатом работы является создание единого инновационного пространства, интерактивных форм работы, объединяющих педагогов и родителей. Родители становятся помощниками педагогов, не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
И здесь удачной находкой оказался метод проекта, направленный на работу с родителями детей. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями разработали экологический проект «Цветочная и лекарственная фантазия». Этот проект:
Во-первых, позволяет детям почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
На территории нашего детского сада произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства…..
Всё лето участники проекта изучали растительный мир лекарственных растений, не только в детском саду, но и выезжая с родителями на природу. В ходе работы над проектом под руководством воспитателей и родителей дети научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках лекарственных растений, использовали Интернет вместе с родителями, собирали и обобщали информацию о растениях. Эту информацию дети, родители и воспитатели использовали для изготовления игр, пособий, выпуска мини-энциклопедий, газет, буклетов, и всё это, несомненно, пополнило эколого-развивающую среду своей группы.
1 этап подготовительный
- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап исследовательский
- Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3 этап обобщающий
- Обобщение результатов работы.
Работа с детьми.
- Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растёт, когда цветёт».Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.
- Опыты, эксперименты. «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?» Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.
- Наблюдения «Наблюдаем как растёт подорожник», «Высадка мяты»
- Дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди, о чём расскажу», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов», «Мама, папа и я – цветочная семья». Цель: уметь находить лекарственное растение по описанию.
Игры с ИКТ «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом»
«Съедобное - несъедобное». Цель: закрепить знания о съедобных и ядовитых растениях.
«Чудесный мешочек». Цель: узнать лекарственное растение по запаху.
- Чтение сказок, легенд, стихов, загадок, пословиц о лекарственных растениях.
«Сказка о лекарственных растениях» с применением ИКТ.
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на другую планету».Проходили обследовательские действия на планете. Всё живое погибло на планете: необходимо найти воду, землю, посадить растения.
- Сюжетно-ролевая игра «Поможем тому, кто в этом нуждается». Цель: уточнить представление о знакомых лекарственных растениях.
- Открытие зелёной аптеки в группе. Цель: знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
- Викторины
Работа с родителями
- Консультации, беседы
- Составление гербария
- Выпуск буклетов «Зелёный доктор», «Берегите Землю», «Растения – наши лекари».
- Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем».
- Плакат
- Составление кроссвордов.
- Книги о лекарственных растениях. Дети совместно с родителями собирали информацию во время выезда на природу.
- Рисунки совместно с детьми.
- Викторина «Зелёная аптека».
- Презентация проекта.
Опыт работы показал: Используя активные и интерактивные методы работы с родителями нам удалось затронуть все виды работы проводимые с родителями. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.
Родители активно участвовали в
- озеленении оформлении участка детского сада
- регулярно участвуют в конкурсах и мероприятиях детского сада и группы
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
И завершилась работа над проектом презентацией. В группе был открыт фитобар «У Мальвины».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИТОБАРА «У Мальвины»
Цель.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.
Задачи.
- Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.
- Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
- Учить вежливо общаться, развивать умение употреблять слова приветствия, благодарности.
- Активизировать родителей на участие в совместных играх и конкурсах.
- Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
- Воспитывать любовь и уважение друг к другу и окружающим людям, чувство коллективизма, умение дружить.
Материал.
- Электронное учебное пособие
- Мешочки с сухими лекарственными травами
- Иллюстрации с изображением лекарственных трав
- Оборудование для приготовления салата, чая, посуда.
В группу входят гости-родители, их встречают дети.
Дети - Здравствуйте, гости дорогие, мы вас очень ждали, проходите, пожалуйста. Рассаживайтесь, всем хватит места.
Мальвина - Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости. Вы узнали меня? Совершенно верно, я Мальвина. Вот я с детьми решила собственный бар открыть, да не простой, а фито! Кто знает. Что это значит? Даю подсказку: «фито – означает растение» Так что в моём баре будут разные напитки из целебных трав. Нынче это модно. А ещё модно проводить презентации. Нужно начинать именно с этого мероприятия. А ещё нужна реклама.
Мальвина - И сейчас я объявляю -
Конкурс « Лучшая реклама фитобара»
- Пожалуйста, гости дорогие, как бы вы прорекламировали в устной форме наш фитобар?
- «Посещайте фитобар, будете здоровы».
- «Кто попил напитков в фитобаре – тот никогда не заболеет».
- «От болезней и мучений нас спасут плоды растений!»
- «Царство лекарственных растений».
- Молодцы. Хорошая реклама нашего фитобара.
Мальвина - Отлично! А теперь приглашаю всех посетить наш фитобар.
Позвольте начать нашу презентацию.
Появляется клоун в марлевой повязке, обвешанный чесноком.
Буратино - Где, где президент?
Мальвина - К нам едет президент?! Это весьма кстати! Хотя ничего удивительного – такой замечательный детский сад, какая красивая группа, такой великолепный фитобар! Такая приятная хозяйка. Прихорашивается.
- Так, где же твой президент?
Буратино - Почему мой? Это ж вы только что сказали – «президент».
Мальвина - Фу, какой глупый, я-то думала… А говорила я о презентации. Так в наше время называется праздничное открытие чего угодно, например, фитобара!
Буратино - А разве разрешается открывать бар в детском саду?
Что-то я сомневаюсь. Ребята, а вы как думаете?
Мальвина - Такой – можно. Здесь взрослые и дети смогут насладиться чашечкой целебного чая, чтобы укрепить своё здоровье.
Буратино- Ой, тогда я с вами дружу! Всем известно, как я забочусь о здоровье. Вот повязку ношу, чтобы никто не начихал на меня, и чеснок - он всех убивает, то есть микробов я хочу сказать. Так что обязательно пойду на эту вашу, как её …ну, которая на президента похожа.
Мальвина (с сомнением) - Я, конечно, любому гостю рада, но всё же не мог бы ты представиться?
Буратино - Я – Буратино славный,
Весёлый и забавный,
Всех ребят я веселю,
С ними песенки пою.
Ни за что не отвечаю.
Наливайте фиточаю!
Мальвина - Подожди, Буратино, не торопись. До чаю ещё дело не дошло.
Для проведения нашей презентации не хватает важных гостей – бабушки Дарьюшки и деда Матвея. Это они нам травы целебные из своего леса поставлять будут.
Буратино - А где они живут? Может оттуда долго ехать?
Мальвина - Да уж не близко, на лесной опушке. И мы решили, в поход идём, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы.
Задание 1. Проблемная ситуация. Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. И вот задание для родителей: Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).
Для детей: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).
Молодцы! Помощь оказать вы сможете.
Задание 2. Из предложенного материала (живые растения) отобрать съедобные виды растений и разложить в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.
Задание 3. Расшифруй лекарственное растение. Перед вами на доске зашифрованы названия лекарственных растений – они состоят из первых букв предметов изображённых на картинках.
- Апельсин. Мяч. Танк. Якорь. (МЯТА)
- Обруч. Экскаватор. Лопата. Акула. (Алоэ)
Молодцы! Все справились с заданием! Давайте все вместе отправимся в гости.
Мальвина - Что за гости в лес спешат?
Десять маленьких ребят!
Становитесь вот сюда: « Все на месте?»
Дети отвечают - да, да, да.
Встали друг за другом, руки положили на плечи.
Игра « Сороконожки» (Фото1).
Шла сороконожка
По сухой дорожке (все идут паровозиком пружинящим шагом, держась за плечи друг друга).
Вдруг закапал дождик Кап!
Ой, промокнут сорок лап. (Останавливаются)
Насморк нам не нужен
Обойду я лужи ( Идут высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу (Остановка и трясут правой ногой)
Каждой лапкой потрясу (Трясут левой ногой)
И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром (Идут топающим шагом)
Включается запись звуков природы: шум ветра, голоса птиц.
Подходят к избе Дарьюшки и деда Матвея.
Мальвина - Ну вот мы и пришли, смотрите, к нам навстречу идут и бабушка Дарья и дедушка Матвей.
(Из избы выходят бабушка Дарья, дед Матвей, с лекарственными травами).
Бабушка - Дарьюшка
- В нашей лесной аптеке
Нет йода и касторки
Зато есть мёд пчелиный
И мятная настойка.
Приходите все, кто болен
Вам я травки подберу,
От любой болезни, хвори
Моментально излечу.
Дед Матвей
- Есть листики, травинки
На дне моей корзинки.
Здесь зверобой и мята,
Всех вылечу, ребята.
Бабушка Дарьюшка и дед Матвей
- Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, наши внучата и внученьки! Здравствуйте гости дорогие! И вас, Мальвина и Буратино приветствуем в своей избушке. С чем пожаловали, гости дорогие?
Мальвина - Дорогая, бабушка Дарьюшка, дедушка Матвей, мы ведь вас на презентацию - открытие нашего фитобара приглашаем. Наслышаны о волшебстве ваших лекарственных трав, которые людям силу и здоровье дарят.
Бабушка Дарьюшка - За приглашение спасибо. А в гости придём.
А наш лес так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…
Буратино - А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это, верно, только никаких загадок нет. Всё давно известно: кусты, цветы, деревья.
Мальвина - А мы приготовили ЗАГАДКИ (Приложение)
- Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Под сугробом он растёт.
Снеговую воду пьёт (Ландыш)
- Он и мачеха, и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)
- Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнёт мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовётся … (Незабудкой)
- Прячет цветок сладкий.
И в названье мёд таится
Узнаёте? Медуница)
- В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)
- На каком цветке гадают
Лепесточки обрывают? (Ромашка)
- Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо…(Василёк)
- Золотист, красив на вид –
Для коровок ядовит… (Зверобой)
- Только тронь - отдёрнешь ладонь.
Обжигает травка прямо, как огонь. (Крапива)
Бабушка Дарьюшка – Молодцы! Знаете лекарственные травы. Мои волшебные лекарственные растения дают силу только тем, кто любит природу.
Тренинг
Встанем в круг, поднимем руки к солнышку. Оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до окончания пальцев. Давайте скажем волшебные слова: « Небо, солнце, природа! Дайте здоровья мне, мои друзьям и родным – нашим дорогим родителям, бабушкам и дедушкам.
А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом - сделаем глубокий вдох.
Молодцы, детки, вы стали здоровее.
А у нас есть к вам ещё задание. Узнайте лекарственное растение по запаху и найти его на карточке-картинке или в гербарии. В мешочек заглядывать нельзя!
Игра «Чудесный мешочек»
Бабушка Дарьюшка и дед Матвей - Мы вам на открытие фитобара дарим травы:
«Каждая наша травинка, цветочек, листик вобрали в себя силы целебные Земли - Матушки, Солнышка Красного. Берите их, заваривайте чай и пейте на здоровье».
( Дают мешочки с травами)
Родители с детьми дарят рисунки.
Мальвина - Спасибо вам, Дарьюшка, дедушка Матвей.
Давайте отдохнём, ведь путь обратный далёкий. Пока отдыхаем, выполним задание.
Викторина «Зелёная аптека» (Приложение)
- 1. Ты натёр ногу в пути. Какое растение может облегчить боль? (ПРИЛОЖИТЬ ЛИСТ ПОДОРОЖНИКА)
- 2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах и укусе насекомых?(ПОДОРОЖНИК)
- 3. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?
(ОТВАР ИЗ СУХИХ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ – ХОРОШЕЕ СРЕДСТВО ОТ КАШЛЯ)
- 4. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания (ЧИСТОТЕЛ)
- 5. Какое растение помогает от кашля? (РОМАШКА)
- 6. Какие растения помогут укрепить волосы?
(КРАПИВА, ЛОПУХ)
- Да, вы знакомы с названиями лекарственных трав, умеете различать, много знаете об их свойствах, способах применения с целью оздоровления организма. Но самое главное, вы научились бережно относиться к природе родного края, видеть его красоту. Я рада, что у «растений-целителей» есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.
- Мы ещё приготовили письма лекарственным растениям: «Давай дружить». Дети читают письма.
- Мне мама сказала, что ты подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень люблю всем помогать. Ты будешь помогать мне, лечить болячки всем, а я буду тебя поливать.
Мулдарова Кристина
- Ландыш, ты очень красивый цветок. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а ещё буду тебя поливать.
Базаев Алан
- Очень-очень хочу дружить с тобой, ромашка. Ты такая красивая. Я никогда не буду тебя рвать, потому что тебе будет больно»
Басиева Роксана
- Одуванчик, ты очень похож на солнышко, а оно очень тёплое и ты тёплый. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться. Мама моя с тобой тоже будет здороваться. И она хочет с тобой дружить.
Тибилов Давид
- Бабушка и дедушка обязательно передадут ваши письма лекарственным растениям. Спасибо вам за такие трогательные слова.
Мальвина - День сегодня необычный,
День сегодня непростой.
Собрались на праздник дети,
Самовар здесь золотой
Эмилия - Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного крутого,
Самоварного чайку.
Виктория - Хорошо чайку попить,
Обо всём поговорить.
Мальвина - У нас открылся фитобар
У нас открылся фитобар
Дети - Закипел наш самовар, проходите в фитобар.
Мальвина - Ну что же, наша презентация прошла отлично, правда. Буратино
Буратино- Правда- то, правда, но когда же мы по-настоящему чай пить будем?
Мальвина - Сейчас, сейчас, всех обслужим. И не только сегодня. Добро пожаловать в наш фитобар, в любой день и в любой час.
Дети заходят в фитобар, обслуживают всех гостей по правилам этикета в общественных местах.
(Чай, напитки из трав, морсы - печенье, фрукты)
…Давайте пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Давайте всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашего края. Приглашаем вас к столу!
Консультация для родителей «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев»
Зимой и ранней весной детскому организму не хватает витаминов, поэтому в рацион питания рекомендуется включать витаминные сборы и чаи, общеукрепляющие настои, которые являются, важны средством для поднятия защитных сил организма.
При приготовлении настоев не рекомендуется пользоваться металлической посудой во избежание реакции активных веществ растительного сырья с металлом. Следует использовать эмалированную или глиняную посуду. Сырье после приготовления следует отжать в нескольких слоях марли. Принимать фитопрепараты следует за 15 – 20 минут до еды. Срок реализации напитков и отваров – 1 ч.
Витаминные чаи и сборы очень разнообразны. Они состоят из цветков, листьев, ягод, иногда корней растений.
ЛИМОННО-ЧЕСНОЧНЫЙ НАСТОЙ.
Пропустить через мясорубку один лимон вместе с цедрой и косточками и одну среднюю головку чеснока, залить 1 л теплой кипяченой воды и настаивать 2-3 дня. Употреблять 2 раза в день по чайной ложке за полчаса до еды. Настой способствует повышению иммунитета. Детям его дают перед обедом и ужином в зимний период.
ОТВАР ШИПОВНИКА.
На 0, .5 стакана шиповника – 5 стаканов воды. Сушенные, очищенные от семян, волосков и измельченные плоды шиповника быстро промыть холодной водой и сразу залить кипятком. Кипятить 10 минут в посуде с плотно закрытой крышкой. Настаивать в течении 3-4 ч в прохладном месте, затем процедить через сложенную в несколько слоев марлю. Если готовить отвар из целых, неизмельченных плодов шиповника, надо брать 20г плодов на 200 г воды и отвар настаивать не менее 10 – 12 часов (до 24ч). Отвар богат витамином С. Давать детям после сна вместе с фруктами, можно чередовать его через 2 недели с некрепким зеленым чаем или соком.
НАПИТОК ЯНТАРНЫЙ.
Ягоды рябины – 50г, яблочный сок – 100г, сахар – 15г, вода – 50г. Ягоды рябины ошпарить, отжать, соединить с соком рябины, яблочным соком, водой и сахаром.
ЧАЙ МЯТНЫЙ.
Вода – 180г, чай – 3г, сахар – 15г, мята – 1 чайная ложка. Заварить чай с мятой и сахаром. Дать настояться, процедить.
"ПОМОРСКИЙ ЧАЙ"
0, 5 стакана смеси из равных частей измельченных плодов рябины обыкновенной, рябины черноплодной, листьев крапивы, травы зверобоя, гриба чага залить 5 стаканами кипятка, настаивать в течение 1 часа, затем процедить.
Витаминный напиток обладает иммунно - стимулирующим действием, способствует снятию физической и умственной усталости.
НАПИТОК КЛЮКВЕННЫЙ.
300 г клюквы протирают и отжимают сок. Мезгу заливают 2, 1л горячей воды, варят 5- 8 минут, процеживают. Добавляют 250 г сахара, доводят до кипения, вливают сок клюквы, второй раз доводят до кипения и охлаждают.
Консультация для родителей
Тема: «О чем говорят растения»
Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения? Наверняка растет за оградой вашего дома или вдоль дорожки, ведущей к нему, крошечное золото «солнышко» - цветок мать-и-мачехи. Он и будет нашим «поводырем» потому что это «барометр, предсказывающий погоду».
Обратите внимание детей на этот цветок – широко раскрытый (лепестки как бы «таращатся» во все стороны), он говорит о том, что день будет сухим и ясным. На следующее утро цветки мать-и-мачехи могут выглядеть вялыми, взъерошенными, словно уже отцвели. Посмотрите вместе с детьми на небо – оно окажется, серым, затянутым облаками. Это мать-и-мачеха «говорит» нам о том, что вечером или ночью облака прольются дождем.
Так же ведет себя и всем знакомый одуванчик: вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет он и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не дает семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком, растение еще больше следит за погодой.
В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.
Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашютики плохо летают, вои и спрятал их до хорошей поры.
Если у вас на участке растет папоротник-орляк, дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед нами, он «рассказывает», что ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух наполнен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.
В начале лета расцветает фиалка душистая. Растение маленькое, в траве не всегда заметишь его, но, увидев, не забудешь: над плотными темно-зелеными листьями чуть покачиваются довольно крупные (при таком малом росте) цветки в пять лепестков. Если погода хорошая, они сияют нежным фиолетовым цветом. Нахмурилось небо, упали первые капли дождя, и цветок спешно свернет лепестки, оберегая пыльцу от влаги.
На солнечной полянке можно увидеть полевой вьюнок. Его длинные ползучие стебли или «разбежались» по траве, или обвили попавшийся на пути куст и упорно ползут вверх, поднимая цветки все выше и выше к солнцу. Сияет оно, и граммофончик цветка раскрыт полностью. Затянуло небо тучи, и сросшиеся лепестки вьюнка упали на середину цветка, на тычинки с пестиком.
Очень интересно наблюдать за кислицей. Особенно там, где она густым ковром устилает землю. В зеленом полумраке старого ельника в тихий солнечный день белые цветы ее даже слегка светятся. Но стоит упасть первой капле дождя, как кислица тотчас скрутит и опустит вниз к земле цветки, сложит, словно бабочка крылья, трехлопастные листочки. И весь «ковер» как бы ощетинится навстречу дождю – одни ребра да стебли. Можно устроить для детей развлечение – стукнуть слегка по зеленому листу прутиком, растение не уловит подвоха и тотчас скрутит цветки и листья: а вдруг это капля дождя…
Если позволяет размер участка, непременно посадите и другие растения – «предсказатели» погоды.
Очень красива лиана – жимолость каприфоль. Если ее цветки издают особенно сильный аромат, можно быть уверенным: через 15-20 часов, т.е. на следующий день, пойдет дождь.
Клен начинает «плакать» даже за тое суток до дождя. Его «слезки» - избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломавшейся ветки и медленно стекает по стволу.
Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Найдите в лесу еловую ветку, напоминающую рогатику. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду подставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10-11 см.!
Но растения не только предсказывают погоду, они еще могут указать и время: ведь многие открывают и закрывают свои цветки каждый день в один и тот же час, конечно, в сухую солнечную погоду. В дождь цветки таких растений чаще всего не раскрываются вовсе.
Большинство растений просыпаются очень рано, вместе с солнцем. Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком. Но как показать это явление в детском саду ? ведь всем известный шиповник раскрывается в 5 часов, а одуванчик – от 6 до 7. В это время не пойдешь на прогулку. Правда, можно показать, когда эти растения закрываются.
Но интереснее сделать цветочные часы из растений, которые будут просыпаться к 8 часам, когда ребята приходят в детский сад. Несколько примеров. В мае в это время расцветает горечавка бесстебельная (очень красивое растение с венчиком глубокого колодца ярко-синего цвета). В апреле в 9-10 часов раскрывают лепестки лесная фиалка, кислица, в мае – лесная лилия, лилейник, в июне-июле – эшшольция, ноготки.
Если дошкольное учреждение с круглосуточным пребыванием детей, посадите на клумбе душистый табак и маттиолу. Весь день цветки душистого табака будут полураскрыты, а к 20 часам вдруг проснутся, раскроются, засветятся белыми крупными звездами (есть и другие тона – розовый, темно-красный, но белые в сумраках выглядят эффективнее), и «поплывет» над клумбой терпкий аромат. Позднее, в 21 час, нежный и прямо запахнут мелкие лиловатые цветки маттиолы. Очень полезно понюхать на сон грядущий, чтобы сны снились приятнее.
При желании можно составить более подробный список растений, раскрывающих и закрывающих цветки в разное время в разные месяцы, и высадить их на клумбе. Есть еще в XVIII веке любители растений могли устроить такие часы, то у вас должно получиться еще лучше?
Но вернемся к нашему первому провожатому по весенней земле – к золотым цветкам мать-и-мачехи… она может служить не только барометром, это еще и прекрасное лекарственное растение.
Примечание. Если захотите посадить мать-и-мачеху на своем участке, то сажайте ее в контейнер – она сильно разрастается. Корни этого растения дают мощные побеги даже на метровой глубине.
У мать-и-мачехи собирают и сушат цветки. Заваренные в чай, они хорошо смягчают горло при кашле. Таким чаем промывают раны. Свежие листья в виде компресса снимают боли в суставах.
В мае начинает цвести василек посевной. Мы знаем его как сорняк на полях пшеницы ржи. Для лечебных целей используют краевые лепестки цветков. Детям можно рассказать о том, что отваром из этих сушеных цветков промывают глаза. О других свойствах препаратов из василька им пока объяснить сложно.
В июне-июле цветет тимьян ползучий, он же чабрец, он же борогодская трава. Очень подходит и для альпийской горки (постом мал, но растет густой куртинкой, красивые мелкие цветки необычайно ароматны), и для аптечного огорода (хорошее отхаркивающее и болеутоляющее средство).
Около забора в аптечном огороде можно посадить алтей лекарственный - ближайшего родственника садовой мальвы. Растет многолетник кустом, цветет крупными розовыми цветками почти все лето, с июня до сентября. Его используют при заболеваниях верхних дыхательных путей.
Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду. И если не позволяют размеры участка, посадить всего по несколько растений.
Главное – пробудить у детей интерес и уважение к окружающей природе!
Лекарственные растения рядом с нами, и их использование
Лекарственные растения рядом с нами. (Использование лекарственных растений. Как избавиться от кашля детям)
Буковица лекарственная.
Для изготовления лекарств используют высушенную траву и корневище:
- Отхаркивающее средство
Настой: 1 ст.ложку травы залить 1 стаканом кипятка и настоять.
Прием по 1 ст.ложке 3 раза в день
Вероника лекарственная
В лечебных целях используют стебли, листья и цветки растения.
- Грипп: бронхит, астма.
Отвар: 1 ст.ложку травы залить 1 стаканом кипятка, довести до кипения и охладить.
Приём тёплого отвара 3 раза в день по 50г
Девясил высокий.
В лечебных целях используют его корневище с корнями.
Отхаркивающее средство.
Настой: 1 ч.ложку сухих корневищ залить 1 стаканом холодной кипячёной воды,
настоять 8 часов и процедить.
Приём: по ¼ стакана 4 р. в день за 20 мин. до еды.
Отвар: 1 ст.ложку измельчённых корней залить 1 стаканом кипятка, кипятить 10-15 мин., охладить и процедить. Приём тёплого отвара по 1 ст.ложке каждые 2 часа.
Лечебная смесь: 1 часть сока, выделенного из корневищ девесила и 1 часть мёда. Приём по 1 ч.ложке 3 раза в день.
Можжевельник обыкновенный.
В лечебных целях применяют ягоды
- Отхаркивающее средство.
Настой: 10г измельчённых ягод залить 1 стаканом кипячёной воды и настоять. Приём по 1 ст.ложке 3-4 раза в день.
Незабудка полевая.
Используют листья, стебли и цветки.
- Кашель
Настой: 2 ч.ложки травы залить 200 мл кипятка, настоять 4 часа и процедить. Прием по 1 ст.ложке 3 раза в день.
Петрушка кудрявая.
Используют корни, сок растения.
Настой: корни петрушки, семена аниса, цветки коровяка, корни алтеи и корни солодки голой в равных частях. 2ч.ложки смеси залить 1 ст.холодной кипячёной воды, настоять 8 часов и процедить. Выпить весь настой в течение дня.
Пион уклоняющийся.
Используют корни растений.
- Кашель
Настойка: 1 часть корней пиона на 10 частей спирта (водки), настоять 1 неделю. Прием по 30 капель 3 раза в день до еды.
Малина.
Как лекарственное растение малина применяется с древности.
Листья малины (сухие и свежие) хорошо заваривать и пить как один из видов витаминных чаёв.
Ценность малины: содержание сахара, органических кислот, дубильных веществ, пектиновых и минеральных веществ, каротина, витаминов и эфирного масла.
Смородина чёрная.
В народной медицине чёрную смородину используют как поливитаминное, тонизирующее и противовоспалительное средство.
Настой или чай используют как витаминное средство (листья).
Как укрепляющее средство после тяжелой болезни рекомендуется сбор.
Настой: листья смородины, черники и берёзы в равных частях. 2ч.ложки смеси заварить 1 стаканом кипятка. Пить как чай по 1 стакану утром и вечером.
Шиповник майский.
В народной медицине используют плоды и корни растения, реже листья. Плоды шиповника природный концентрат многочисленных витаминов. Шиповник обладает успокаивающим, антимикробным, противовоспалительным действием. Кроме того, он стимулирует пищеварение и обмен веществ, повышает сопротивляемость организма к ряду инфекционных заболеваний и восстанавливает работоспособность при умственном и физическом переутомлении.
Чай: по 0,5 ст.ложки рябины и шиповника заварить 2 стаканами кипятка. Пить по ¼ стакана 2-3 раза в день. Является поливитаминным чаем.
Брусника.
В народной медицине сок ягод брусники применяют при авитоминозах.
Ценность брусники: содержание сахара, органических кислот, пектиновых и дубильных веществ, витамина С и кератина.
Клубника и садовая земляника.
В лечебных целях клубнику используют как средство для лечения авитоминозов.
Листья используют в сушеном и свежем виде как добавку к чаю.
Подорожник большой.
Используют листья.
- Отхаркивающее средство.
Настой: 1 ст.ложку измельчённых листьев залить 1 стаканом кипятка. Приём по 1 ст.ложке 3-4 раза в день.
Отвар: 2 ст.ложки измельчённых листьев залить 1 ст.кипятка/горячей воды, закрыть посуду крышкой и кипятить на водяной бане 30 мин., охладить 10 мин., затем процедить. Приём по 1/3 стакана за 10-15 мин. до еды 3 раза вдень.
Сироп: 3 ст.ложки свежих листьев смешать с 3 столовыми ложками мёда, оставить на тёплой плите в закрытой посуде настаиваться 4 часа. Полученный сироп принимать по 1 ч.ложке 4 раза в день за 30 мин. до еды.
Витаминные чаи.
Витаминный чай из Мята перечная.
В лечебных целях используют наземную часть растения. Мята оказывает сосудорасширяющее, успокаивающее, болеутоляющее, противовоспалительное действие.
Народная медицина рекомендует пить чай с мятой как общеукрепляющее и тонизирующее средство.
Витаминный чай из Мелисса лекарственная.
В лечебных целях используют листья и цветущие стебли. Отвар листьев мелиссы успокаивает нервную систему, улучшает сон.
Свежие или сушеные листья мелиссы употребляют как ароматизированную витаминную добавку к чаю (заваривать).
Витаминный чай из Рябина обыкновенная.
В народной медицине используют плоды и цветки рябины. Рябина является витаминным средством.
Чай: по 0,5ст.ложки ягод рябины и шиповника заварить 2 стаканами кипятка. Пить по ¼ стакана 2-3 раза в день
Кашель. как избавиться от кашля детям
Кашель возникает при воспалении слизистой оболочки дыхательных путей и лёгочной ткани. При их раздражении нервный импульс передаётся в кашлевой центр, расположенный в продолговатом мозгу, и далее – к дыхательным мышцам.
Анис обыкновенный.
Анис используется не только как пряное растение, но и как лекарственное.
При изготовлении настоя используют семена аниса
- Отхаркивающее средство.
Настой: 1 ст.ложку семян залейте 1 стаканом кипятка, накройте посуду крышкой, настаивайте на водяной бане 20 минут, затем процедите. Принимать по ¼ стакана 3-4 раза в день за 30 минут до еды.
Белокопытник лекарственный.
В народной медицине используют листья и корни растения.
- Отхаркивающее средство.
Настой: 2 ч.ложки сухих листьев и 1 стакан кипятка настаивайте 30 мин. Приём по 1 ст.ложке 3 раза в день.
Отвар: 2 ч.ложки сухих корней + 1 ст. отвара перловой крупы варить 10 мин., процедить и добавить по вкусу мёд. Приём по 1 ст.ложке 3 раза в день.
Душица обыкновенная.
Используют верхние части стебля с листьями и соцветиями.
- Кашель.
Настой: 15г травы душицы залить 1 стаканом кипятка и настоять 2 часа. Приём по 1ст. ложке 3 раза в день.
Настой: 5 г травы душицы, 5 г травы мать-и-мачехи, 15 г травы алтея. 2ч.ложки смеси залить 1 ст.кипятка, настоять и процедить. Приём тёплого настоя по ½ стакана 3 раза в день.
Липа сердцелистная.
В лечебных целях используют липовый цвет.
- Отхаркивающее средство.
Настой: по 2ст.ложки липового цвета, корневищ пырея, цветков чёрной бузины, листьев белокопытника и цветков коровяка. 3ст.ложки смеси залить 3 ст.кипятка. Приём на ночь как чай по 1 стакану.
Мать-и-мачеха.
Используют листья и цвет корзинки растения.
- Отхаркивающее средствою
Настой: 20 г листьев или цвет корзинок залить 1 ст. кипятка. Приём по ½ стакана 4 раза в день.
Порошок из листьев мать-и-мачехи в смеси с сахарной пудрой даёт хорошие результаты в лечении сильного кашля.(как избавиться от кашля детям)
Существование без растений немыслимо для человечества. Много тысяч лет назад животные и люди питались и лечились растениями. Вокруг нас, а часто прямо под нашими ногами, существует колоссальное количество полезных растений, о свойствах которых современный человек даже не догадывается. Возможное их применение весьма разнообразно это пищевые и лекарственные, красящие и ароматические, инсектицидные и косметические и просто декоративные травы. Предыстория фитотерапии одинакова во всех странах мира. Это этап, если так можно выразиться, первобытной медицины, когда накопление знаний о действии различных растений на организм шло в процессе их хозяйственного освоения человеком.(Использование лекарственных растений)
познавательное занятие, старшая группа "Осень золотая, расписная"
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. |
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детского сада. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детского сада. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем.
В детском саду регулярно проводятся:
· утренняя гимнастика (разработаны комплексы для всех возрастных групп);
· физкультурные занятия;
· занятия в бассейне;
· профилактические мероприятия:
· вакцинация;
· ароматерапия
· физиотерапия
· дыхательная гимнастика
· закаливание (босохождение)
· подвижные игры и игровые упражнения на улице
Для групп компенсирующего вида дополнительно проводятся:
· массаж
· лечебная физкультура
Здоровье и развитие дошкольников во многом зависит от правильно организованного питания в ДОУ. Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Организация питания в нашем детском саду осуществляется в соответствии с утвержденными 20-дневными меню. На каждое блюдо имеется технологическая карта. Качество продуктов и приготовленных блюд контролируется специальной комиссией.
Физкультурно-оздоровительная работа направлена на охрану укрепления здоровья ребенка, формирование двигательных умений и навыков, поддержание у него бодрого и жизнерадостного настроения, физически совершенного, гармонически развитого ребенка. Строится такая работа на основе традиционных и коррекционных занятий физкультурой, ЛФК, плавания, а также реализуя авторскую программу педагогического коллектива ГОУ детский сад комбинированного вида № 2495 "Здоровье".
Занимаясь физическими упражнениями, ребенок приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, оздоровительном воздействии их на организм, познает свое тело. В рамках физкультурно-оздоровительной работы проводятся следующие мероприятия: спортивные досуги, праздники, дни и недели здоровья и др.
Основной задачей медицинского персонала дошкольного учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важный этап - проведение профилактических мероприятий, направленных снижение заболеваемости. В осеннее-зимний период осуществляется подготовка детского организма к сезонным инфекциям (противогриппозная профилактика: вакцинация против гриппа). Медицинский персонал занимается санитарно-просветительской работой с воспитателями и родителями.
В детском саду функционирует бассейн. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению, физическому развитию, закаливанию детей, укрепляют их нервную систему. Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в водно-спортивном празднике на воде «Дельфиненок» и тест Мэра Москвы «Умею плавать» на уровне округа и города.
Во всех возрастных группах в детском саду воспитателями проводится утренняя гимнастика. Комплексы упражнений подбирает воспитатель по физической культуре, включая общеразвивающие, коррекционные упражнения, разные виды ходьбы, дыхательную гимнастику.
Физкультминутки и динамические паузы проводятся между занятиями и на занятиях с различным содержанием.
На занятиях, требующих статического положения тела, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение, утомляется нервная система. С целью предупреждения и снятия усталости на занятиях учебный материал сочетается с движениями.
В детском саду проводятся сеансы ароматерапии с целью профилактики вирусных респираторных заболеваний у детей. Подобные ингаляции эфирных масел показаны для всех возрастов, начиная с самого младшего. Контролируется этот процесс врачом-физиотерапевтом.
Воспитатели в группах осуществляют закаливание, используя такие формы какумывание, полоскание рта после каждого приема пищи, воздушное закаливание совместно с гимнастикой после дневного сна, босохождение. Дети выполняют упражнения с элементами ЛФК.
Медицинский персонал имеет возможность для широкого использования физиотерапевтических методов профилактики, реабилитации и лечения воспитанников. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Основная задача - снижение числа острых и хронических болезней у детей.
На улице оборудована спортивная площадка для проведения спортивных мероприятий. На прогулках воспитатели проводят эстафеты, подвижные и спортивные игры и упражнения. Для закрепления в двигательной деятельности правил дорожного движения, на территории детского сада размечена площадка, на которой проходят занятия и праздники безопасности.
Важнейшим методом оздоровления является детский массаж, поскольку способствует не только оздоровлению или лечению, но и более быстрому и гармоничному психофизическому развитию ребенка. В зависимости от цели, врач назначает детям гигиенический или расслабляющий, профилактический или лечебный массажи. При проведении сеансов массажа медицинская сестра использует в своей
работе гидромассажную ванну для ног. Гидромассаж улучшает кровоснабжение мышц свода стопы, повышает их тонус.
Занятия лечебной физкультурой направлены на профилактику и лечение опорно-двигательного аппарата и проводятся с детьми, посещающие группу компенсирующего вида. Лечебная физкультура не имеет отрицательного побочного действия, применяется длительно, переходя из лечебной в общеоздоровительную. А самое главное, что имеет особенное значение для детей, – в него можно играть!
Занятия проводятся в игровой форме, играя, дети познают мир спорта, развивают ловкость, гибкость, силу, а так как в детском возрасте сильна связь между моторикой и интеллектом, то улучшаются и умственные возможности ребёнка.
Мы стараемся вовлекать родителей участвовать в спортивно-оздоровительной работе детского сада по средствам проведения родительских собраний, консультаций, бесед, круглых столов и мастер-классов.
Положительные результаты в реализации оздоровительных программ при осуществлении учебно-воспитательного процесса позволило дошкольному учреждению перейти в режим инновации. С января 2010 года наш детский сад вступил в Ресурсный центр «Здоровый ребенок» в рамках Совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Направление работы Ресурсного центра: «Укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей». В рамках данного направления наш детский сад работает над темой: «Использование тренажеров-балансиров для развития координации движений детей 5-7 лет».
Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Поэтому мы - педагоги и специалисты ДОУ - будем и в дальнейшем расширять применение здоровьесберегающих технологий, современных оздоровительных программ и методик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Осенние фантазии –2018»
Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Осенние фантазии –2018»Осень-чудесная пора, которая своей красотой вдохновляет на создание чего-то прекрасного! В МКДОУ с. Вос...
Совместный проект с родителями «Профессии наших родителей»
Проект направлен на знакомство детей с профессиями родителей и их профессиональной деятельностью....
Совместное изготовление поделок родителей с детьми "Конфетная фантазия" к Новому году.
Совместное изготовление поделок родителей с детьми "Конфетная фантазия" к Новому году....
Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»
Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...
Совместный проект с родителями «Космические фантазии» (старшая группа)
Целью проекта является формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....
Совместный проект с родителями «Готовим вкусно и полезно вместе с родителями»
Совместный проект с родителями «Готовим вкусно и полезно вместе с родителями»...
Презентация "Метод проектов- как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ. Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»
Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о...