Консультация для педагогов «Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pdd.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
«Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения»
Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Причинами дорожно-транспортных происшествий с детьми чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части, неподчинение сигналам светофора, неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игры рядом с проезжей частью; неумелое управление велосипедом.
Согласно статистике ДТП наиболее опасными в течение года являются апрель-май, конец августа и сентябрь. Чаще всего ДТП с участием детей происходят в понедельник, реже всего - в четверг. Аварийное время суток – утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в детский сад и школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта.
Самостоятельными участниками дорожного движения дети становятся при поступлении в школу. В этой связи особенно актуальна необходимость обучать правилам дорожного движения с детского сада. Чем раньше дети получат сведения о безопасном поведении на улице и во дворе, тем меньше будет вероятность несчастных случаев.
Эффективность любого обучения в первую очередь зависит от мотивации. Мотивация ребенка в данном случае заключается в осознании объективной важности знать и соблюдать правила дорожного движения, как потребности в личной безопасности.
Правила поведения на дороге - это закон, не соблюдающие его - нарушители, а плата за нарушение - жизнь. Нарушающий правила рискует не только своей жизнью, он подвергает опасности и других людей.
Направления профилактических мероприятий и их эффективность тесно связаны с возрастными особенностями детей.
1. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослым значительно замедленна. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, нужно больше. Бегущий ребёнок не в состоянии сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Для того чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до четырех секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
2. Надёжная ориентация «налево-направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
3. Ребёнок до восьми лет ещё плохо распознаёт источник звука (не всегда может определить направление, откуда доносится шум) и слышит прежде всего те звуки, которые привлекают.
Проведем небольшой эксперимент. Сверните в трубку лист бумаги и посмотрите в нее на проезжую часть. То, что вы увидели, то и видит ребенок, переходящий дорогу. В Ваше поле зрение попала только малая часть дороги, машины слева и справа остаются не замеченными. Это обзор пятилетнего ребёнка. В шесть лет у ребенка появляется возможность оценить события в десятиметровой зоне.
При планировании обучения детей правилам дорожного движения важно знать:
- Ребенок, находясь на улице, не всегда осознает опасность, не знает, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Напомним, что тормозной путь автомобиля при скорости 60 км. час составляет 23 метра на сухой дороге, 35 метров на мокрой и 69 метров при обледенении;
- Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и может их объехать. Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценить дорожную ситуацию;
- Дети не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Они боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности движущихся легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов; у детей не развито боковое зрение, угол зрения в десять раз меньше, чем у взрослого;
- У детей дошкольного возраста еще недостаточно хорошо сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий;
- В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние паники, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе; ребенок принимает решение медленно, и чаще это неправильное, неадекватное решение.
Зная психофизиологические и возрастные особенности детей, воспитатели и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Наличие у детей импульсивности, спонтанности, суженное восприятие, рассеянное внимание, отсутствие опыта, способности предвидеть последствия своих действий - причины, по которым детей относят к категории пешеходов с повышенным риском.
Берегите себя и своих близких, не забывайте, что самая доходчивая форма обучения – личный пример!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".
Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....
Консультация для педагогов на тему: «Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в работе с дошкольниками при обучении правилам дорожного движения»
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения....
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые...
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
В консультации даны практические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....