Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
консультация по психологии (младшая группа)
Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния дошкольника, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости.
Можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.
Первая группа - те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Они проявляют интерес к игрушками и деятельности, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. Общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное.
Вторая группа - дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия, капризов. Не хватает доверия в отношении с воспитателями, другими детьми. Навыки игры и общения развиты недостаточно. Малоинициативны. Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием.
Третья группа - дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту. Как правило, несамостоятельные, неконтактные. Привычные к нестабильности в режиме дня. Быстро устают. Игровые навыки не сформированы. В опыте таких детей - проявление авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие к воспитателю или полное игнорирование его и других детей. Сон, аппетит - плохие или вовсе отсутствуют. Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям.
Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме определенной продолжительности во времени, различного для разных детей, имеет несколько основных этапов (фаз). Это, в частности, такие этапы:
1. «Шторм» - в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышаются возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохие сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая буря длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у отдельных детей).
2. «Шторм утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-3 месяцев.
3. «Штиль» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.
Поэтому воспитатель и психолог детского сада должны помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. По нашему мнению, обязательным правилом при приеме ребенка должно стать посещение кабинета психолога. Этот визит нужен еще в ходе оформления документов.
Внимательный, наблюдательный психолог во время разговора сделает определенные выводы относительно подготовленности ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении и по стилю воспитания в семье. Он начнет с определения некоторых индивидуальных особенностей новичка, чтобы выбрать группу, которая лучше всего будет соответствовать его привычкам, особенностям поведения, темпераменту. Важно дать конкретные рекомендации родителям, как они должны подготовить ребенка к новому быту.
Ориентировочные вопросы для беседы психолога с родителями
(после получения общей информации об имени, фамилии, возрасте, состоянии здоровья и т.д.):
Имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми?
Какой характер имеет это общение?
В какие игры любит играть сын (дочь)?
Что именно больше всего влияет на поведение ребенка? (Стиль общения, место, режим, обстановка, здоровье и т.д.).
Какое настроение преобладает в течение дня?
Чем интересуется? Какие виды деятельности больше всего любит?
Как происходит физическое развитие ребенка? Закаляете ли его? Как?
Каким видите сына (дочь): уравновешенным; чрезмерно подвижным, стремительным, шумным; медленным, вялым?
Какой системы воспитания придерживаетесь: авторитарной; демократической; либеральной?
Существует ли согласованность в воспитании со стороны членов семьи? Кто еще участвует в воспитании?
Есть ли у ребенка братья, сестры? Как она с ними общается?
Стремится ли соблюдать дома режим дня? Совпадает ли он с режимом детского сада?
Как засыпает ваш малыш? Крепко спит? Какой у него аппетит?
Является ли ребенок самостоятельным для своего возраста? Что он может делать самостоятельно?
Послушный ли ваш сын (дочь)? Если не слушается, как реагируете: обижаетесь; ругаете; наказываете; не обращаете внимание и т.д.?
Как реагируете на жалобы ребенка о ссорах с другими детьми: защищаете, обвиняете; отмахиваетесь; делаете попытки разобраться и др.?
Если понимаете, что были неправы, просите ли прощения у сына (дочери)?
Что больше всего нравится ребенку?
Что беспокоит в поведении и развитии ребенка?
Каким, по-вашему, должен быть воспитатель?
Проводя ознакомительную беседу с родителями, следует учитывать не только содержание того, что говорят родители, но и на интонацию, выражение лица и особенно - на поведение ребенка. Требуют внимания, в частности, следующие моменты:
как ведет себя ребенок в присутствии незнакомых взрослых (робко, уверенно, заинтересованно, безразлично, нагло);
общий стиль поведения (спокойный, уравновешенный, инертный, излишне энергичный);
заинтересованность обстановкой, игрушками, играми (просит поиграть, с интересом смотрит, играет, если предлагают, играет сам);
характер общения матери с ребенком (говорит ласково, вежливо, с уважением, с восклицаниями, раздраженно, с угрозой);
как реагирует ребенок на обращения и просьбы матери (слушается, капризничает, игнорирует).
Согласно полученной информации определяют группу, в которой будет находиться малыш. Эта проблема обостряется, если в детском саду несколько групп детей одного возраста (две старшие, три средние и др.) или имеются разновозрастные группы. В этом случае следует учесть количественный и качественный состав детей в группе (например, принять во внимание особенности высшей нервной деятельности). Нельзя не учитывать и стиль поведения воспитателя, его манеру общаться с детьми: целесообразно, чтобы она совпадала с манерой поведения матери, привычной для ребенка.
Первый день пребывания малыша в детском саду стоит ограничить знакомством с воспитателем, детьми, групповым помещения. В последующие дни воспитатель и психолог внимательно наблюдают за его поведением в группе, предоставляют дополнительные консультации родителям.
Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков.
1. Настроение ребенка (бодрый, спокойный, раздраженный, подавленный, неустойчивый):
бодрый - положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашенные, часто улыбается, смеется; охотно контактирует с другими;
спокойный - положительно относится к окружающему, на инициативу отвечает, но сам не проявляет ее, положительные эмоции проявляются в меньшей степени;
раздраженный, возбужденный - наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, капризы, плач, часто возникают конфликты с другими;
подавленное - наблюдаются вялость, бездействие, пассивность, замкнутость, печаль, тихий и долгий плач;
неустойчивое - быстро переходит от одного настроения к другому, может быть веселым, смеяться и тут же плакать, часто конфликтует, бывает замкнутым.
2. Сон (засыпание, характер сна, продолжительность):
засыпание - быстрое, медленное (более 10-15 мин.), спокойное, беспокойное, с дополнительными воздействиями; характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный; продолжительность сна - короткий, длительный, в соответствии с возрастом.
3. Аппетит: хороший, плохой, выборочное отношение к еде.
4. Поведение во время бодрствования (активный, малоактивный, пассивный):
активный - ребенок занят деятельностью;
малоактивный - не всегда занят, активная деятельность сменяется периодами бездействия;
пассивный - преобладает бездействие.
5. Коммуникабельность (высокая, средняя, низкая):
высокая - ребенок осуществляет инициативные действия с взрослыми, другими детьми, решает конфликтные ситуации справедливо, самостоятельно, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, может правильно оценить свое поведение;
средняя - сам не проявляет инициативы, но отвечает на инициативные действия со стороны других, в случае конфликта обращается за помощью к взрослым, правильно оценивает свое поведение;
низкая - на инициативные действия не отвечает и сам не проявляет инициативы, на конфликты реагирует слезами, криком, не может оценить поведение свое и других.
Также обобщаются выводы наблюдений относительно уровня развития речи ребенка (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; по уровню развития навыков самообслуживания (в соответствии с возрастом): высокий, средний, низкий; по уровню развития игровых навыков (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; относительно индивидуальных особенностей поведения: доброжелательность - агрессивность; инициативность - пассивность; медлительность - подвижность; заинтересованность играми, занятиями - равнодушие; контактность - замкнутость и др.
Результаты обследования ребенка фиксируются в дневнике адаптации.
Схема записи (вертикальные графы): порядковый номер; дата наблюдения; фамилия, имя, возраст; настроение; сон; аппетит; поведение во время бодрствования; коммуникабельность; уровень развития навыков самообслуживания; уровень развития игровых навыков; уровень развития речи; индивидуальные особенности поведения; рекомендации родителям; воспитателям.
Своеобразной информативной достопримечательностью для воспитателя и психолога могут служить перечисленные ниже психолого-педагогические условия обеспечения процесса адаптации детей к посещению детского сада:
1. Постепенная выработка у ребенка привычки соблюдать определенный режим дня. Лучше всего осуществлять это в домашних условиях еще до начала посещения детского сада. В саду - обеспечение гибкого режима.
2. Формирование навыков самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться, складывать игрушки, одежду и т.д.).
3. Развитие игровых навыков, навыков общения. Постепенное расширение круга знакомств малыша.
4. Организация положительного эмоционального общения ребенка с воспитателем и персоналом детского сада.
5. Оборудование групповой комнаты должен предусматривать возможность осуществления индивидуальных игр, занятий, удовлетворять стремление ребенка побыть одному или наедине с воспитателем.
6. Обеспечение межвозрастного общения детей как одной из наиболее эффективных условий успешной адаптации к новому быту.
7. Обеспечение содержательной деятельности дошкольников с учетом индивидуальных интересов каждого ребенка и его возрастных возможностей.
8. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам облегчения адаптации к детскому саду (индивидуальные беседы, консультации).
9. Постепенное увеличение продолжительности пребывания ребенка в детском саду (сначала - только прогулка, игра, потом - прогулка, обед, через несколько дней - прогулка, обед, сон и т. д. ).
10. Расширение круга близких людей, которые приводят ребенка в детский сад (не только мама, но и папа, сестра, дедушка, - это облегчает прощание).
11. Проведение специальных игровых комплексов, направленных на расширение круга общения, выработки уверенности, снятия тревожности, страхов.
Благодаря обеспечению этих и других условий у детей-новичков достаточно быстро восстанавливаются сон, аппетит. Правда, длительным бывает процесс нормализации эмоциональной сферы ребенка, которая и должна стать предметом особой заботы психолога, воспитателей, родителей. Адекватное поведение, заинтересованность в общении со взрослыми и детьми, активное участие в занятиях и играх, бодрое настроение являются основными показателями социально-психологической адаптации ребенка к условиям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_psihologo-pedagogicheskie_usloviya_adaptatsii_detey_v_dou.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния дошкольника, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости.
Можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.
Первая группа - те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Они проявляют интерес к игрушками и деятельности, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. Общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное.
Вторая группа - дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия, капризов. Не хватает доверия в отношении с воспитателями, другими детьми. Навыки игры и общения развиты недостаточно. Малоинициативны. Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием.
Третья группа - дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту. Как правило, несамостоятельные, неконтактные. Привычные к нестабильности в режиме дня. Быстро устают. Игровые навыки не сформированы. В опыте таких детей - проявление авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие к воспитателю или полное игнорирование его и других детей. Сон, аппетит - плохие или вовсе отсутствуют. Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям.
Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме определенной продолжительности во времени, различного для разных детей, имеет несколько основных этапов (фаз). Это, в частности, такие этапы:
1. «Шторм» - в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышаются возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохие сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая буря длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у отдельных детей).
2. «Шторм утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-3 месяцев.
3. «Штиль» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.
Поэтому воспитатель и психолог детского сада должны помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. По нашему мнению, обязательным правилом при приеме ребенка должно стать посещение кабинета психолога. Этот визит нужен еще в ходе оформления документов.
Внимательный, наблюдательный психолог во время разговора сделает определенные выводы относительно подготовленности ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении и по стилю воспитания в семье. Он начнет с определения некоторых индивидуальных особенностей новичка, чтобы выбрать группу, которая лучше всего будет соответствовать его привычкам, особенностям поведения, темпераменту. Важно дать конкретные рекомендации родителям, как они должны подготовить ребенка к новому быту.
Ориентировочные вопросы для беседы психолога с родителями
(после получения общей информации об имени, фамилии, возрасте, состоянии здоровья и т.д.):
Имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми?
Какой характер имеет это общение?
В какие игры любит играть сын (дочь)?
Что именно больше всего влияет на поведение ребенка? (Стиль общения, место, режим, обстановка, здоровье и т.д.).
Какое настроение преобладает в течение дня?
Чем интересуется? Какие виды деятельности больше всего любит?
Как происходит физическое развитие ребенка? Закаляете ли его? Как?
Каким видите сына (дочь): уравновешенным; чрезмерно подвижным, стремительным, шумным; медленным, вялым?
Какой системы воспитания придерживаетесь: авторитарной; демократической; либеральной?
Существует ли согласованность в воспитании со стороны членов семьи? Кто еще участвует в воспитании?
Есть ли у ребенка братья, сестры? Как она с ними общается?
Стремится ли соблюдать дома режим дня? Совпадает ли он с режимом детского сада?
Как засыпает ваш малыш? Крепко спит? Какой у него аппетит?
Является ли ребенок самостоятельным для своего возраста? Что он может делать самостоятельно?
Послушный ли ваш сын (дочь)? Если не слушается, как реагируете: обижаетесь; ругаете; наказываете; не обращаете внимание и т.д.?
Как реагируете на жалобы ребенка о ссорах с другими детьми: защищаете, обвиняете; отмахиваетесь; делаете попытки разобраться и др.?
Если понимаете, что были неправы, просите ли прощения у сына (дочери)?
Что больше всего нравится ребенку?
Что беспокоит в поведении и развитии ребенка?
Каким, по-вашему, должен быть воспитатель?
Проводя ознакомительную беседу с родителями, следует учитывать не только содержание того, что говорят родители, но и на интонацию, выражение лица и особенно - на поведение ребенка. Требуют внимания, в частности, следующие моменты:
как ведет себя ребенок в присутствии незнакомых взрослых (робко, уверенно, заинтересованно, безразлично, нагло);
общий стиль поведения (спокойный, уравновешенный, инертный, излишне энергичный);
заинтересованность обстановкой, игрушками, играми (просит поиграть, с интересом смотрит, играет, если предлагают, играет сам);
характер общения матери с ребенком (говорит ласково, вежливо, с уважением, с восклицаниями, раздраженно, с угрозой);
как реагирует ребенок на обращения и просьбы матери (слушается, капризничает, игнорирует).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 годак условиям ДОУ» Автор:воспитатель ...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...