Консультация для педагогов "Игра у дошкольников необходимость и закономерность".
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_u_doshk_neobh_i_zakonomern._.docx | 85.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра у дошкольников необходимость и закономерность.
«Дети играют жадно, особенно в детском саду, потому что времени для игр почти нет. Перерыв между занятиями 10 минут. Дети уже знают, что скорее надо играть, так как времени мало, скоро прервут и прерывают их игру без сожаления». Это высказывание часто звучит из уст наших педагогов.
В то же время, каждый родитель стремится самостоятельно или с помощью дополнительный кружков делать акцент на развитие детей в интеллектуальном плане.
Недооценивая важность позитивной эмоциональной социализации включающий в себя эмоциональность как свойства человека (характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств), родители относятся к детской игре как к праздному, бесполезному проведению времени. Причина может быть разной: желание выглядеть в глазах общества «хорошим родителем», свое не благополучное детство, проекция своей неуверенность и как результат подготовка ребенка к трудностям взрослого человека.
Для детей игра - это порой неосуществимое желание, которое переходит в нереализованную потребность. Л.С. Выгодский в своих работах отметил, что в дошкольном возрасте, примерно в пять лет, возникают своеобразные потребности и побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре: «Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, непосредственных желаний. Отсрочка выполнения желаний трудна для ребенка». Воображение в действии, лучший способ справиться с сиюминутной неудовлетворенной потребности, способ развития и укрепления волевой и мотивационной сфере – это только одна из сторон игровой деятельности.
Говоря об игре необходимо учитывать удовлетворение метапотребностей Метопотребности это высшие идеальные потребности, т.е. проявление тенденции к самоактулизации и полноценному развитию личностного потенциала. Маслоу выделяет две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (мотивы нужды) и роста к которой относится мотивы развития или метапотребности. Это целостность, совершенство, активность, доброта, красота, уникальность.
Это очень емкое понятие.
Проявление – это какое-то движение, изменение. Тенденция, т.е. имеющее направление. Самоактулизация это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. И далее полноценное значит равномерное развитие (опять мы имеем характеристику движения, траектория, направление, сила и т.д.) личностного потенциала:
- положительный образ «Я»;
- эмоционально-положительную адекватную оценку;
-благополучие внутреннего мира (нормальный уровень тревожности).
Так вот источником таких качеств как:
- Недоверие, цинизм, скептицизм
- Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя
- Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность
- Дезинтеграция
- Утрата чувства собственного «Я» и индивидуальности
- Безнадежность, нежелание чего — либо добиваться
- Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм
- Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора
- Перекладывание ответственности на других
- Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни
является неудовлетворение метапотребностей!
Обратимся к тому, как в играх проявляются различные метапотребности.
«Игры-защитники» ближе к 5 годам - (домики, сооружения укрытия за диваном или под столом, норки, крепости, «секретики») – обеспечивают метапотребность в безопасности, позволяют ребенку почувствовать себя в безопасности, время подготовится к контакту к окружающим миром, сориентироваться в своих ощущениях, позаботиться о себе. Так как дети-дошкольники находятся в самом начале пути взаимодействия с вешним миром и сталкивается с новым на каждом шагу, то их потребность в ориентировке и безопасности очень велика.
«Игры-отношения» (5-6 лет) - это игры учат ребенка «выходить в мир» и опять возвращаться к себе, туда, где было безопасно. Это игры про взаимодействие, про изучение внешнего мира, где можно знакомиться, ходить в гости, проверять прочность границ, возвращаться в укрытие.. здесь проявляются возможность удовлетворять потребность привязанности, в отношениях, в изучении мира, приглядывании к тому, как быть с другим.
Очень важно что бы «игры-защитники» были освоены ребенком хорошо. Они формируют уверенность, представления о разных ролях (мама, жена, отец, сын, профессионал) .
К 6 годам более ярко проступает интерес к «играм-достижениям»: кто первый добежит, дойдет до цели, построит. Не играя в эти игры, мы видим детей, которые не умеют проигрывать, плачу, спорят.
Для того, что бы дойти до этого уровня необходимо последовательно ознакомиться с предыдущими стадиями в играх и пройти их.
Каждая стадия игры может развиваться, затухать, сюжет может развиться до неузнаваемости, но смысл останется тот-же.
Еще один аспект игры, в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с тем, что у многих детей способность к совместной игре не развита, они не знают, как присоединиться к группе играющих детей, как играть по правилам, как благодарить, спрашивать разрешения взять игрушку, делиться. Дети бесцеремонно вмешиваются в игру, разрушают ее, где такие дети, там крик, слезы и т.д. Дети такого ребенка отвергают, они свою очередь становятся агрессивными. Замкнутый круг!
Многие специалисты считают, что одним из факторов негативно влияющих на игровую деятельность является индустрия игрушек.
Выход нашли, как сказали бы взрослые, в «мусорной коробке». В ней не работающие часы, старые занавески, куски ткани, шишки, желуди, подушки и т.д.
Второй причиной неумения детей играть совместно - это акцентирование программой на интеллектуальное развитие. В результате без внимания остается ведущая деятельность дошкольника – ролевая игра. Так как навыки взаимодействия не у всех детей развиты в достаточное мере, мы видим, что игра у детей отличается конфликтностью, проявляется агрессивность, обида. Детская игра эмоционально аффективна. Говоря своими словами, дети во время игры могут кричать, толкаться, отбирать игрушки и т.д. Воспитатели вмешиваются в игру, порой, не доходя до сути конфликта, с которыми дети не могут справиться, делают общие замечания. Программа «Жизненные навыки» дает отличную возможность воспитателям освоить базовые технологии организации игровой деятельности.
Программ и технологий много и все они нацеливают на приобретение ребенком хороших результатов. Но все же самое важное, не только освоить эти конкретно технологии и применять их целиком или элементы, главное научиться видеть ребенка. А для этого необходимо наблюдать, наблюдать и наблюдать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"
консультация для родителей. даны рекомендации по выбору игрушек для детей; рекомендованы игрушки в зависимости от возраста....
Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям".
Материал для родителей....
Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.
Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...
Презентация по развитию речи «Театрализованная деятельность дошкольников-необходимое условие повышения эффективности речевого развития детей»
Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Театрально- игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: акт...
« Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»
консультация « Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»...
«Исследовательская деятельность дошкольников-необходимое условие успешного познавательного развития ребенка дошкольника.»
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»Ральф У. Эмерсон....
Консультация на тему : "Навыки дошкольников, которые необходимо развивать»
Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей. Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности.Прислушивайтесь к ребёнку и помогайте раз...