Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»
методическая разработка

Сорокина Оксана Анатольевна

Тренинг дает возможность участникам образовательного процесса получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов  участников образовательного процесса»

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

-обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

-помочь участникам научиться, непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;

- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

-сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия;

Оборудование и материалы: проектор, магнитная доска, магниты, листы бумаги для участников, материалы для упражнений, запись спокойной музыки, два мяча, дерево нарисованное, яблоки для рефлексии, клей

Педагог: В начале нашего тренинга, в качестве разминки и для установления контакта я предлагаю вам два упражнения.

«Знакомство»

Участники стоят в кругу, ведущий кидает мяч и тот кто поймал, называет свои имя и фамилию, а так же какие-нибудь свои черты или свойства начинающиеся на первые буквы имени и фамилии.

И второе упражнение – разминка, способствующее установлению более доверительных  отношений, снимающее барьеры в общении, улучшающее атмосферу на тренинге.

 

«Разговор руками»

Для выполнения задания, нам необходимо создать два круга внутренний и внешний и встать лицом друг к другу. Кол-во участников должно быть одинаковым.

 

Задача участников — пообщаться со своим партнером, используя только руки. Я задаю тему для разговора, через некоторое время прошу  сместиться на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему.  

■участники только что встретились и рады видеть друг друга;

■участники ссорятся;

■один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;

■один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;

■один пытается поддержать, подбодрить второго.

Вопросы после выполнения упражнения:

- какие чувства возникали в процессе игры;

- на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно;

- было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера;

          Ну вот! Познакомились, контакт установили – можно и начать.

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.

Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Конфликт — в переводе с греческого столкновение.  Столкновение противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.

Участниками конфликта могут быть:

  • Администрация (заведующий, заведующий по АХЧ, старший воспитатель)
  • Педагоги  (воспитатели, специалисты)
  • Родители

Любой  конфликт может оказать как положительное влияние на участников, так и отрицательное.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Предлагаю вам разделиться на две команды «Плюс» и «Минус». Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» необходимо назвать  как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде  «Минус» – описать негативные последствия конфликта (3 минуты) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато …  (2 команда))

Подвести итог Надежда Владимировна Клюева предлагает следующую характеристику конфликта.

СЛАЙД Конструктивные стороны конфликта:

- Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

-     Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

-  Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

-   Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

- Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

-   Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

- Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

-   Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

-  Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

-   Представление о победителях или побежденных как о врагах.

-   Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя. Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры  педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Как реагировать на конфликтное поведение

  1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.
  2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
  3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
  4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
  5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
  6. Миролюбие — ваш союзник.
  7. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.
  8. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

Давайте рассмотрим стили поведения в конфликтной ситуации

Выделяются следующие стили поведения:

- «Конкуренция»

- «Приспособление»

- «Компромисс»

- «Сотрудничество»

- «Избегание»

Психолог: Для выполнения следующего упражнения приглашаю несколько человек.

Упражнение «Найди правильный ответ»

Ответы:

  1. Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  2. Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  3. Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
  4. Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
  5. Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Психолог: Из всех названных стилей какой является наиболее

- активным и эффективным (сотрудничество)
- наиболее конфликтным (конкуренция)
- занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и пассивную форму поведения (компромисс)
- пассивная форма поведения (избегание и приспособление)

Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок» (участники зачитывают свои ответы) Давайте определим,  к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение)

Примеры ответов участников:

  • Конкуренция:  «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
  • Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
  • Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!
  • Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  • Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

      Итак, мы выяснили, что сотрудничество – самый активный и эффективный стиль  поведения в конфликтной ситуации, а также как реагировать на конфликтное поведение.

Но чтобы мы могли использовать эти знания, нам необходимо научиться управлять своими эмоциями и в первую очередь бороться со стрессом. Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и детей. Мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса. Давайте обратимся к приемам саморегуляции.

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: "Стоп!» - чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2.  Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните,что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3.  Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации».  Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4.  Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение {если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам».

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1—2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6.  Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку, Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7.  Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8.  Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9.  Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Например, упражнение «Семь свечей»

Дыхательное упражнение «Семь свечей»

Цель: снятие напряжения

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Психолог:  Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Обсуждение:

  • Как менялось ваше  состояние  по мере выполнения этого упражнения?
  • Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Психолог: Позвольте представить еще одно упражнение на выражение позитивных эмоций, и на повышение эмоционального настроя участников.

Упражнение «Ладошки»

Возьмите листы бумаги, Напишите свое имя и фамилию, приложите свою ладонь и обведите. Затем, в каждом пальце напишите какое-то свое хорошее качество. И по сигналу передайте соседу справа.  В течение 30 секунд пишем то, что нравится в хозяине ладошки. Так через весь круг. Пока ладошка не вернется к хозяину.

Обсуждение: что, по вашему мнению, было трудно или легко в выполнении этого задания?

Попрошу, чтобы каждый из вас прочитал, что думают о вас ваши коллеги.

На ваш взгляд, что приятнее говорить хорошее о ком-то или слышать о себе?

Притча «О храме с тысячью зеркал»

Психолог: В конце нашей встречи мне хотелось бы рассказать вам притчу «О храме с тысячью зеркал».

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!

Психолог:  Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди  смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к  сотрудничеству.

И в заключение, в качестве рефлексии и обратной связи ответьте, пожалуйста, понравился ли вам наш тренинг. Вот дерево нашей сегодняшней встречи. Если вам понравилось, приклейте зеленое яблочко, если нет – красное. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Семинар-практикум с воспитателями " Предупреждение и разрешение конфликта в процессе педагогическоговзаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"

Понятие « конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях.Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»...

Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

На фоне  повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...

Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных...

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и прете...