Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»
методическая разработка
Тренинг дает возможность участникам образовательного процесса получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»
Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
-обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
-помочь участникам научиться, непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
-сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия;
Оборудование и материалы: проектор, магнитная доска, магниты, листы бумаги для участников, материалы для упражнений, запись спокойной музыки, два мяча, дерево нарисованное, яблоки для рефлексии, клей
Педагог: В начале нашего тренинга, в качестве разминки и для установления контакта я предлагаю вам два упражнения.
«Знакомство»
Участники стоят в кругу, ведущий кидает мяч и тот кто поймал, называет свои имя и фамилию, а так же какие-нибудь свои черты или свойства начинающиеся на первые буквы имени и фамилии.
И второе упражнение – разминка, способствующее установлению более доверительных отношений, снимающее барьеры в общении, улучшающее атмосферу на тренинге.
«Разговор руками»
Для выполнения задания, нам необходимо создать два круга внутренний и внешний и встать лицом друг к другу. Кол-во участников должно быть одинаковым.
|
Задача участников — пообщаться со своим партнером, используя только руки. Я задаю тему для разговора, через некоторое время прошу сместиться на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему.
■участники только что встретились и рады видеть друг друга;
■участники ссорятся;
■один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;
■один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;
■один пытается поддержать, подбодрить второго.
Вопросы после выполнения упражнения:
- какие чувства возникали в процессе игры;
- на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно;
- было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера;
Ну вот! Познакомились, контакт установили – можно и начать.
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Конфликт — в переводе с греческого столкновение. Столкновение противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.
Участниками конфликта могут быть:
- Администрация (заведующий, заведующий по АХЧ, старший воспитатель)
- Педагоги (воспитатели, специалисты)
- Родители
Любой конфликт может оказать как положительное влияние на участников, так и отрицательное.
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Предлагаю вам разделиться на две команды «Плюс» и «Минус». Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» необходимо назвать как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (3 минуты) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато … (2 команда))
Подвести итог Надежда Владимировна Клюева предлагает следующую характеристику конфликта.
СЛАЙД Конструктивные стороны конфликта:
- Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
- Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
- Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
- Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
- Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
- Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
- Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
- Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
- Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
- Представление о победителях или побежденных как о врагах.
- Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя. Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Как реагировать на конфликтное поведение
- Главное — внутреннее принципиальное отношение.
- Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
- Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
- Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
- Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
- Миролюбие — ваш союзник.
- Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.
- Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
Давайте рассмотрим стили поведения в конфликтной ситуации
Выделяются следующие стили поведения:
- «Конкуренция»
- «Приспособление»
- «Компромисс»
- «Сотрудничество»
- «Избегание»
Психолог: Для выполнения следующего упражнения приглашаю несколько человек.
Упражнение «Найди правильный ответ»
Ответы:
- Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
- Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
- Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
- Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
- Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Психолог: Из всех названных стилей какой является наиболее
- активным и эффективным (сотрудничество)
- наиболее конфликтным (конкуренция)
- занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и пассивную форму поведения (компромисс)
- пассивная форма поведения (избегание и приспособление)
Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок» (участники зачитывают свои ответы) Давайте определим, к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение)
Примеры ответов участников:
- Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
- Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
- Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!
- Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
- Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Итак, мы выяснили, что сотрудничество – самый активный и эффективный стиль поведения в конфликтной ситуации, а также как реагировать на конфликтное поведение.
Но чтобы мы могли использовать эти знания, нам необходимо научиться управлять своими эмоциями и в первую очередь бороться со стрессом. Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и детей. Мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса. Давайте обратимся к приемам саморегуляции.
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: "Стоп!» - чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.
Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните,что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение {если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам».
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1—2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку, Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Например, упражнение «Семь свечей»
Дыхательное упражнение «Семь свечей»
Цель: снятие напряжения
Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.
Психолог: Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»
Обсуждение:
- Как менялось ваше состояние по мере выполнения этого упражнения?
- Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?
Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.
Психолог: Позвольте представить еще одно упражнение на выражение позитивных эмоций, и на повышение эмоционального настроя участников.
Упражнение «Ладошки»
Возьмите листы бумаги, Напишите свое имя и фамилию, приложите свою ладонь и обведите. Затем, в каждом пальце напишите какое-то свое хорошее качество. И по сигналу передайте соседу справа. В течение 30 секунд пишем то, что нравится в хозяине ладошки. Так через весь круг. Пока ладошка не вернется к хозяину.
Обсуждение: что, по вашему мнению, было трудно или легко в выполнении этого задания?
Попрошу, чтобы каждый из вас прочитал, что думают о вас ваши коллеги.
На ваш взгляд, что приятнее говорить хорошее о ком-то или слышать о себе?
Притча «О храме с тысячью зеркал»
Психолог: В конце нашей встречи мне хотелось бы рассказать вам притчу «О храме с тысячью зеркал».
Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.
Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.
Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.
Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Психолог: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.
И в заключение, в качестве рефлексии и обратной связи ответьте, пожалуйста, понравился ли вам наш тренинг. Вот дерево нашей сегодняшней встречи. Если вам понравилось, приклейте зеленое яблочко, если нет – красное. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...
Семинар-практикум с воспитателями " Предупреждение и разрешение конфликта в процессе педагогическоговзаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"
Понятие « конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях.Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»...
"Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Психолого-педагогический практикум с педагогами ДОУ...
Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...
Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных...
« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...
Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и прете...