Планирование внеучебной деятельности в режиме дня ДОУ
консультация
Проблема планирования внеучебной деятельности детей в ДОУ является многогранной и повседневной. Определено , что отсутствие плана работы внеучебной деятельности дошкольников не реализуются ее воспитательный, обучающий и развивающий потенциалы.
Игры, посильный труд, экспериментирование, наблюдение, знакомство с произведениями искусства, участие в познавательных беседах – повседневная практика общения, самореализация, саморазвитие, источник нового опыта, впечатлений, информации, возможность уточнения и применения знаний и умений, основа и двигатель личностного становления.
Рассмотрим отражение основных принципов построения системы внеучебной работы с детьми на разных этапах создания календарного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.dlya_vospit.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Планирование внеучебной деятельность в режиме дня»
Старший воспитатель : Веденеева Д.В.
Проблема планирования внеучебной деятельности детей в ДОУ является многогранной и повседневной. Определено , что отсутствие плана работы внеучебной деятельности дошкольников не реализуются ее воспитательный, обучающий и развивающий потенциалы.
Игры, посильный труд, экспериментирование, наблюдение, знакомство с произведениями искусства, участие в познавательных беседах – повседневная практика общения, самореализация, саморазвитие, источник нового опыта, впечатлений, информации, возможность уточнения и применения знаний и умений, основа и двигатель личностного становления.
Рассмотрим отражение основных принципов построения системы внеучебной работы с детьми на разных этапах создания календарного плана.
Этап 1. Планирование внеучебной нагрузки на неделю.
1.Выявление спектра организуемых педагогом видов детской деятельности и определение регулярности обращения к каждому из них. Эта работа осуществляется в ходе анализа образовательной программы, по которой работает ДОУ, методических рекомендаций к ней с учетом стратегии реализации задач воспитания, обучения и развития дошкольников в детском саду, индивидуальных особенностей детей данной группы.
2. Определение места в режиме дня для всех организуемых педагогом видов внеучебной деятельности детей, выявление оптимальных форм проведения запланированных мероприятий. Выбор видов деятельности и их количества, определение форм организации обучения в режиме дня должны осуществляться с учетом колебания работоспособности детей в течение дня и недели, возрастных и индивидуальных особенностей.
Так , в утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил, предусматриваются наиболее трудоемкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, подвижные игры, трудовые поручения, дежурство. По мере утомления детей педагогу целесообразно включить такие виды деятельности, как сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, песенное творчество и др.
С учетом необходимости чередования различных видов деятельности детей в течение дня педагог должен обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья условную половину периода бодрствования ребенка во время пребывания в ДОУ следует отводить на двигательно-активные виды деятельности, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Это могут быть подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, оздоровительные пробежки, психогимнастика, психологические этюды, работа в физкультурном уголке, игры, направленные на ориентировку в пространстве, строевые упражнения, ритмическая гимнастика, игровой стрейчинг, хороводные и музыкальные игры, нерегламентируемая и самостоятельная двигательная деятельность детей при косвенном руководстве педагога.
Важнейшая отличительная черта и одновременно определяющее условие эффективности - индивидуализированный, адресный характер организации внеучебной деятельности детей.
Результатом первого этапа работы над созданием календарного плана становится разработка технологической карты «Планирование внеучебной нагрузки на неделю».
Этап 2. Создание календарного плана работы педагога по организации внеучебной деятельности детей.
- Распределение нагрузки по дням недели с учетом рекомендуемого дня каждого возраста содержания и количества видов деятельности. Успех обучения во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение недели.
Физиологами доказано, что в понедельник дети наименее собраны. Это связано с тем, что в выходные дни родители, как правило, не поддерживают строгого распорядка дня. Поэтому в понедельник ребенок постепенно перестраивается, включается в выполнение режимных моментов. В связи с этим виды деятельности, требующие повышенной нагрузки, в первый день недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности детей в середине недели ( вторник, среда). К пятнице у детей дошкольного возраста накапливается утомление, поэтому число планируемых мероприятий вновь снижается.
Колебание работоспособности детей в течение недели определяется также содержание планируемых педагогом видов деятельности в разные дни.
Результатом работы на данном этапе становится создание модуля – унифицированного структурного блока плана работы педагога по организации внеучебной деятельности детей.
- Создание календарного плана педагога по организации внеучебной деятельности детей. Каждый педагог на основе реализуемой ДОУ программы с учетом особенностей развития детей данной группы составляет примерное перспективное планирование работы по каждому направлению воспитания, обучения, развития. Используя модуль как структурную основу календарного плана, педагог сможет равномерно распределить нагрузку по месяцам, установить очередность и сменяемость различных видов деятельности, обеспечить преемственность образовательных задач, решаемых различными специалистами детского сада в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Составленный с учетом названных выше требований план должен помочь педагогу рационально распределить свое время, более четко организовать свой труд, планомерно и последовательно осуществлять задачи воспитания в течение всего времени пребывания ребенка в
дошкольном учреждении. Следование единой системе планирования призвано обеспечить грамотную организацию педагогического процесса в целом и каждой из его сторон (физического воспитания, нравственного, умственного, трудового и др.), способствуя тем самым осуществлению комплексного подхода к воспитанию и обучению дошкольников.
Основываясь на рассмотренном нами алгоритме создания календарного плана организации внеучебной деятельности детей, педагог может составить расписание на каждый конкретный день с учетом текущих задач воспитания и обучения, дня недели, погодных условий, индивидуальных успехов детей.
Необходимо отметить, что в правильно составленном планировании должна быть наглядно отражена не только периодичность обращения к предусмотренным программой играм, заданиям, тематическим беседам, наблюдениям, трудовым поручениям в течение года, но и преемственность образовательных задач на каждом этапе работы.
Так, задачи работы в вечернее время связаны с дополнением, уточнением, повторением информации, полученной в ходе утренней прогулки и работы в группе. Задачи поддержки развития дошкольников требуют увеличения доли самостоятельности детей при выполнении различных видов деятельности. Например, при описании задач проведения игр с правилами необходимо отразить разнообразие ролей, поручаемых педагогом детям: от пассивного участника через освоение функций водящего, капитана, судьи к действиям в качестве ведущего, организатора игры, творческой переработке правил.
Аналогичная динамика должна прослеживаться в календарном плане и по отношению к осваемым детьми знаниям и умениям. Безусловно, не соответствует прогрессивным подходам в современном образовании планирование, в котором предусмотрено лишь ознакомление дошкольников с новой информацией и действиями. Необходимо отразить задачи организации педагогом использования опыта, знаний и умений детей для решения учебных и практических задач, разрешения посильных проблем, осуществления актуальной для ребят деятельности.
Педагогически обоснованное планирование мероприятий помогает удовлетворить потребность детей в разнообразной деятельности, поддерживает и активизирует их интерес к занятиям, играм, труду, ускорит процесс развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ в ГБДОУ.Планирование внеучебной нагрузки на неделю в старшей группе.
Проблема планирования организации внеучебной деятельности дей в ДОУ является многогранной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне. Педагоги -практики сталкиваютя с отсутствием ед...
Реализация ФГТ в ГБДОУ. Модуль плана организации внеучебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проблема планирования организации внеучебной деятельности дей в ДОУ является многогранной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне. Педагоги -практики сталкиваютя с отсутствием ед...
Реализация ФГТ в ГБДОУ.Фрагмент календарного плана по организации внеучебной деятельности детей второй младшей группы.
Проблема планирования организации внеучебной деятельности дей в ДОУ является многогранной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне. Педагоги -практики сталкиваютя с отсутствием ед...
Рекомендации по планированию образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ
Рекомендации по планированию образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ. В настоящее время у педагогических работников возникает много вопросов при составлении календарных и ...
Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ
В настоящее время у педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений возникает множество вопросов при составлении календарных и перспективных планов образовательной ...
Планирование внеучебной деятельности детей в режиме дня. Средняя группа.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАЙ 2014 г....
Планирование игровой деятельности в режиме дня
Доклад к семинару....