Родительское собрание "Почему уходит игра"
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Надежда Сергеевна

Сегодня педагоги находятся в постоянном поиске форм организации детской деятельности, позволяющих эффективно решать задачи, которые ставит перед педагогами современное общество. Одной из основных задач является формирование общей культуры личности дошкольника, развитие их социальных и нравственных качеств. Но, не смотря на изменения, происходящие в нашем обществе, ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте по-прежнему является игра. Игра помогает дошкольнику освоиться в социуме, развивает его умение хорошо ориентироваться в реалиях окружающего мира, дает возможность ребенку научиться устанавливать широкие межличностные отношения. Игры бывают разные. Все они по-своему полезны детям....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_pochemu_uhodit_igra.docx37.42 КБ
Файл pochemu_uhodit_igra.pptx184.4 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Почему уходит игра?».

Смирнова Н.С. воспитатель первой категории МАДОУ «Центр развития ребенка– детский сад №113»  г. Сыктывкара

Вольвах О.И. воспитатель высшей категории МАДОУ «Центр развития ребенка– детский сад №113»  г. Сыктывкара

     Арасланова Н.В., педагог-пспсихолог МАДОУ «Центр развития реребенка – детский   сад №113»  г. ССыктывкара

        Сегодня педагоги находятся в постоянном поиске форм организации детской деятельности, позволяющих эффективно решать задачи, которые ставит перед педагогами современное общество.Одной из основныхзадач является формирование общей культуры личности дошкольника, развитие их социальных и нравственных качеств.Но не смотря на изменения происходящие в нашем обществе, ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте по-прежнему является игра. Игра помогает дошкольнику освоиться в социуме, развивает его умение хорошо ориентироваться в реалиях окружающего мира, дает возможность ребенку научиться устанавливать широкие межличностные отношения. Игры бывают разные. Все они по-своему полезны детям. По нашим наблюдениям из всего многообразия игр наши воспитанники отдают предпочтение ролевым играм. Основными сюжетами для таких игр становятся просмотренные мультфильмы, детские телепередачи. Не секрет, что в последнее время отношение общества к детским мультфильмам неоднозначное. Как и в «кино для взрослых» в мультфильмы пришла агрессия, что несомненно нашло отражение в играх детей, особенно мальчиков, которые стали играть в различных роботов, монстров, терминаторов и соответственно сюжет игры – это драки, войны. Встала проблема о необходимости контроля за просмотром мультфильмов детьми, проблема отбора мультфильмов по содержанию, с целью исключить просмотр сцен агрессии. Эти вопросы мы, воспитатели средней группы совместно с психологом нашего ДОУ,   решили обсудить с родителями наших воспитанников на собрании. И еще раз напомнили родителям о значении игры в жизни дошкольника, о том, что игра не возникает сама по себе, она передается от одного поколения детей к другому. Но в настоящее время эта связь прервана.  Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда. Продуктом  такого родительского собрания стало проведение совместно с родителями «Парада подвижных игр». Каждую пятницу в течение месяца родители организовывали для детей нашей группы обучение подвижным играм. При этом было предложено вспомнить игры своего детства. Удовольствие от такого времяпрепровождения получили все – и родители, и дети, и мы воспитатели. Ниже мы приводим конспект родительского собрания на тему «Почему уходит игра?».

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

  1. Расширить представления родителей о значении игры в развитии ребенка.
  2. Показать родителям значение совместных игр для развития ребенка.
  3. Привлечь внимание родителей к проблеме необходимости  отбора игрушек и просматриваемых детьми мультфильмов.

Форма проведения - круглый стол.

Тема нашего родительского собрания выбрана не случайно. Наблюдая за играми наших ребят, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев ребята (особенно мальчики) отдают предпочтение играм, связанным с битвами и сражениями монстров, чудовищ, суперменов. Однако ребята, в силу возрастных особенностей не владеют самоконтролем и такие игры перетекают в потасовки. А это не может не вызывать тревогу у нас, воспитателей. Мы предлагаем вам задуматься, почему так происходит. (см. приложение слайд №1)

Лейтмотивом для нашего разговора мы выбрали картину великого нидерландского художника Питера Брейгеля «Детские игры» (1560), гдеизображена часть улицы воображаемого города, на которой двести пятьдесят детей играют в восемьдесят четыре различные игры. Это подсчитали современные искусствоведы, а специалисты по культурной антропологии подтвердят: это все или почти все игры, которыми забавлялись дети в тогдашней Европе. Искусствоведы полагают, что изображенные на полотне детские игры – образ всего человеческого бытия. Дети, забавляясь, разыгрывают сюжеты взрослой жизни – в войну, в дочки-матери, в магазин, в профессиональные игры, с одной стороны, и в игры-соревнования, смысл которых – достичь победы  лично или командно.Довольно долгое время в науке о Брейгеле ее рассматривали как замечательный, даже уникальный каталог детских игр. (см. приложение слайд №2)

- Помните, во что играли вы в своем детстве? (по кругу передается мячик, и каждый родитель называет свою любимую детскую игру)

- Давайте послушаем, в какие игры играют современные дети. Мы взяли интервью у наших ребят и предложили ответить на вопросы:

- любишь ли ты играть?

- в какие игры любишь играть?

- где тебе больше нравиться играть: дома или в детском саду?

- с кем ты играешь дома?        

(просмотр видеофильма)

Мы можем наблюдать, что современные дети практически не знают игр своих родителей. Сегодня, с прогрессом науки и новых технологий, можно отметить, что закончился тот период человеческого детства, который проходил на улице, во дворе. Сегодняшние дети играют электронными игрушками, гаджетами, компьютерными приложениями. Играть стали не меньше. Изменилось само качество детской игры. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). Среди наиболее веских причин происходящего называют (см. приложение слайд №3, 4):

•        засилье современных технологий, которые ставят ребенка в положение пассивного созерцателя предлагаемых ему сюжетов, а не активного творца событий

•        установка на потребление активно формируется и усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр  мультфильмов, художественные достоинства  и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет  игру как более активную и творческую форму деятельности.

•        коммерциализация игрушечного рынка

  • невозможность ребенка стать участником разновозрастного играющего коллектива

А зачем ребенку нужна игра? (высказывания родителей)

О значении игры в жизни ребенка написано и сказано многое. Нам бы хотелось напомнить вам основные моменты и поможет нам в этом психолог нашего ДОУ – Арасланова Наталья Владимировна

Выступление психолога:«Куда уходит детская играя?»

 Почему на пятом году жизни  наших детей мы говорим с вами об игровой, а не учебной деятельности ребенка? Давайте вспомним этапы развития детской игры и рассмотрим алгоритм:

От примитивных действий с предметами  к учебной деятельности

- Манипуляции с предметами

- Простые манипулятивные игры

- Простые сюжетные игры

- Сюжетно-ролевые игры

- Игры с правилами

- Интеллектуальные игры

- Учебная деятельность

  1. Всё начинается с того момента, когда у ребенка появляется хватательное движение. Он захватывает предметы и начинает ими манипулировать-трясти, стучать, кидать.
  2. Уже с года малыш способен на простые манипулятивные игры-покатать машинки, покачать куклу, постучать молоточком.
  3. Вскоре появляются и первые простые, подсказанные взрослым сюжеты в детской игре- девочки кормят игрушки, укладывают их спать, катают на коляске, мальчики перевозят грузы на машинах, ремонтируют их.
  4. Сюжетно-ролевая игра приходит к ребенку ближе к 4 годам и развивается до самого выхода в школу. Усложняются сюжеты в играх, которые дети уже способны черпать из личного жизненного опыта. Дети примеряют и отыгрывают разные роли. Из наблюдений за детьми 5 лет: три  девочки играют в детский сад- воспитатель, няня и кошечка. На вопрос, почему кошечка, девочка отвечает, что роль воспитателя уже занята, а ребенком она быть не хочет.
  5. У старших дошкольников появляются игры с определенными правилами, выполнение которых становится для ребенка обязательным, если он хочет оставаться в игре со сверстниками. Это учит самоконтролю над своим поведением, групповому взаимодействию.
  6. К более сложным интеллектуальным играм появляется интерес к 6-7 годам. Это игры на внимание, память, мышление, игры-викторины, интеллектуальные конкурсы. Такие игры развивают познавательный интерес ребенка, готовят его к усвоению новых научных знаний.
  7. Только полноценно пережив все этапы игры, ребенок готов перейти на новую для него учебную деятельность. Мы взрослые должны помнить о ценности детской игры, потому что именно игра помогает переработать накопленный информационный опыт, делая ребенка полноценным участником жизни. И именно в игре каждый ребенок приходит к успешной учебной деятельности.

Вопрос детской игры всегда интересовал педагогов и детских психологов. Проанализировав уровень игры в нашей группе (наблюдения, видеоопрос детей), мы пришли к следующим выводам:

  • Уровень игры детей находится в диапазоне от простых манипулятивных игр, сюжетных игр с 1-2 ролями, до более сложных развернутых сюжетов с 3-4 участниками, и  зависит от возраста детей, уровня их развития и игровых навыков.
  • В играх детей, особенно мальчиков, часто появляются сюжеты, взятые из современных мультфильмов с дракой, борьбой, сражением. Характер этих игр часто агрессивный, сюжет упрощённый, это игры на соперничество, а не сотрудничество. Они не носят развивающего характера.

После проведённой работы, вопрос «Куда уходит детская игра?»  зазвучал по- новому. В рамках подготовки к родительскому собранию мы предложили вам анкеты, с теми же вопросами, которые задавали детям:

- любимые мультфильмы вашего ребенка

-любимые игры и игрушки вашего ребенка

-совместные игры с ребенком

Анализ анкет родителей  показал, что среди игр и игрушек ваших детей присутствуют как традиционно детские- машинки, куклы, лего, пазлы, дочки-матери, рисование, лепка, конструирование, так и современные игры-компьютер, планшет, трансформеры, нидзя, монстры. Особенно нас порадовал тот факт, что в своих совместных занятиях дома вы часто воссоздаете игры своего детства-лото, домино, прятки, догонялки, игры в мяч, в школу, в дочки-матери, в магазин. Это способствует укреплению детско-родительских отношений, в совместной игре происходит передача игрового опыта прошлых поколений. Ваши ответы не вызывают тревоги за состояние игры ваших детей. Однако,  рассказы детей и наши наблюдения показывают, что сегодня дети повсеместно играют в различных монстров, чудовищ, драки, сражения. Упрощаются сюжеты, игровые действия,  ролевые взаимоотношения становятся более примитивными. Меняется характер самой игры. Давайте рассмотрим это явление с точки зрения детской психологии, возрастной физиологии.

Сегодня появилось много исследований  современной игрушки, современных мультфильмов, доказывающих плохое влияние на психику ребенка, его невротизацию.

Отрицательное влияние современных игр, игрушек, м\ф
на физическое и психическое здоровье детей

Компьютер, сот.телефон, приставки, интерактивные игрушки

  1. Уже не требует доказательства тот факт, что регулярная, не контролируемая игра в компьютерные игры приводит к раннему нарушению зрения и осанки. Громкие звуки, чрезмерно яркие цвета, световые вспышки, неожиданные эффекты, которые длительное время воздействуют на ещё не зрелые, не окрепшие зрительный и слуховой анализаторы  ребенка приводят к быстрому возбуждению всей нервной системы. Заставляют её бурно реагировать ещё долго после того, как закончилось воздействие.
  2. Длительная, напряжённая работа всех сенсорных систем, перевозбуждение нервной системы приводит к нарушениям поведения ребенка, аффективным вспышкам, другим эмоциональным нарушениям.
  3. Детские психиатры, психотерапевты, психологи, а так же и сами родители отмечают рост компьютерной зависимости у детей, в том числе дошкольного возраста, которая, как и другие формы зависимости, проявляется в повышенном интересе получить желаемое, невозможности отказаться от предмета страсти, обесценивание и потеря интереса, в нашем случае, к другим занятиям, играм, а так же раздражение и агрессивность ко всему, что мешает удовлетворить эту страсть.
  4. В группах детского сада, в которых родители и педагоги разрешили детям приносить игровые приставки, значительно снижается игровая активность детей (они собираются около играющего сверстника и подолгу наблюдают за игрой). Снижается познавательный интерес к занятиям, поскольку никакие методические, учебные пособия, сюрпризные моменты не могут превзойти по силе воздействия интерактивные игры и игрушки.
  5. Дети пятого года жизни очень доверчивы и с трудом могут отличить вымысел от реальности. Поэтому информацию, которую они получают из разных источников, дети воспринимают как существующий факт. Большой объём информации, часто противоречивой, искажённой и просто опасной для детской психики должен контролировать взрослый, выполняя  роль фильтра. Иначе, этот бесконтрольный поток способен значительно исказить  картину мира наших детей.
  6. Так, например, сцены драк, погонь, борьбы в современных мультфильмах, особенно между условно положительными героями, учат детей воспринимать эти всегда сопернические отношения как норму. Именно эти сцены дети воспроизводят в своих играх и не понимают острые реакции сверстников, ведь  герои, с которых они копируют свою игру не страдают, не обижаются друг на друга, не чувствуют боли. Такие сцены в детских программах есть скрытая завуалированная пропаганда силы и агрессии.
  7. Наконец, тесты на выявление уровня детских страхов, фобий, эмоционального благополучия, рисуночные тесты доказывают, что героями их далеко  недетских переживаний часто становятся монстры, чудовища, зомби, вампиры. Хочется напомнить родителям, что нервная система ребенка ещё полностью не сформировалась, она уязвима для любых сильных отрицательных воздействий и обязательно проявится в дальнейшем в виде повышенной тревожности, двигательной и речевой расторможенности, длительных страхах, нарушениях поведения, сна, стула, аппетита, агрессивных тенденциях, нарушениях в общении, чувства неуверенности, нерешительности и т.д.

Роботы, трансформеры, бакуганы, нечистая сила, монстры Хай

  1. Есть ещё одна опасность, которую таят в себе современные игры и игрушки детей. Они легко трансформируются и даже расчленяются в мультфильмах, иногда с кровью. В то время как телесная целость, ощущение защищённости и безопасности всё детство, вплоть до начала подросткового периода, является естественной, возрастной потребностью ребёнка.
  2. Хотелось бы обратить внимание родителей  на образы мужчины и женщины, которые предлагаются нашим детям. Они часто гипертрофированы: мужчины- непобедимые супергерои, без страха, боли, переживаний; женские образы- исключительные красавицы, с совершенным лицом и телом. Далеко не все мамы и папы соответствуют этим образам. Идентифицируя себя с предложенным шаблоном, и не имея возможности соответствовать ему, наши дети приобретают невротические реакции, в подростковом возрасте морфофобию (неприятие своего тела), а в более старшем возрасте- комплекс неполноценности.

Главная задача взрослых, была и остается,  передача  детям жизненного опыта и знаний. Делаем мы это через личное общение, игры и игрушки, мультфильмы.

Какой опыт мы хотим передать детям, создавая монстров, чудовищ и т.д.?

Какие личные качества культивируем через  суперменов, воинов, роботов?

Завершить собрание мы бы хотели словами Антуана де Сент-Экзюпери

«Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе».(см. приложение слайд №5)

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. А совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений.

При проведении анкетирования от родителей поступило предложение провести в нашей группе проект «Парад подвижных игр».

Уважаемые родители, предлагаем вам разбиться на микрогруппы по 3 человека (один представитель от семьи)  и один раз в неделю, в пятницу, в физкультурном зале в 18.00  организовать обучение подвижным играм наших ребят. Каждый родитель разучивает с ребятами одну подвижную игру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

почему уходит игра?

Слайд 3

засилье современных технологий, которые ставят ребенка в положение пассивного созерцателя предлагаемых ему сюжетов, а не активного творца событий коммерциализация игрушечного рынка невозможность ребенка стать участником разновозрастного играющего коллектива

Слайд 4

оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. в игре развивается воображение. и грая, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным.

Слайд 5

« Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе.» А де Сент-Экзюпери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Причины «ухода» игры из жизни детского сада

И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько....

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...

Родительское собрание "Почему уходит игра"

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию "Уход за зубами дошкольника"

Презентация предназначена для воспитателей и педагогов ДОО для проведения родительского собрания по теме "Уход за зубами дошкольника"...