Проектный метод в ДОУ.
материал

Яценко Любовь Викторовна

Виды и этапы проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_v_dou.docx17.39 КБ
Файл proekt.pptx131.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в ДОУ.

Все виды проектов в ДОУ частично взаимодействуют и помогают ребенку расширять собственные знания о планете, природе, людях, различных процессов, развивают в нем коммуникативные и познавательные способности. Применение проектных программ развивает в мальчиках и девочках самоконтроль, умение регулировать и корректировать свое поведение. Работая над проектами, малыши учатся определять различные этапы выполнения заданий, соблюдать созданный план или следовать инструкциям. Все виды педагогических проектов в ДОУ помогают воспитать в ребенке активного и креативного деятеля, способствуют развитию логики, абстрактному мышлению и способности быстро и интуитивно принимать решения или делать выбор.

Существует несколько видов проектов в ДОУ по ФГОС, а именно:

  1. Творческий вид. Это специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме.
  2. Исследовательский вид. Малыши проводят разнообразные безопасные опыты. Полученные результаты они оформляют в стенгазеты или альбомы, устраивают выставки.
  3. Игровой вид. Это проекты, в основе который лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач.
  4. Информационный вид. Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

1. Что знаю?

2. Чего хочу узнать?

3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

- собирает информацию, материал.

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,

-использования операций сравнения и сопоставления,

- проблемного изложения информации педагогом,

- организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

- даёт домашние задания родителям и детям;

- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Этапы работы над проектом кратко представим в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Этапы работы над проектом

этапы

деятельность педагога

деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10. Презентация

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод деятельности в ДОУ (виды и этапы проекта) Выполнила : Яценко Л. В.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Все виды проектов в ДОУ частично взаимодействуют и помогают ребенку расширять собственные знания о планете, природе, людях, различных процессов, развивают в нем коммуникативные и познавательные способности. Применение проектных программ развивает в мальчиках и девочках самоконтроль, умение регулировать и корректировать свое поведение. Работая над проектами, малыши учатся определять различные этапы выполнения заданий, соблюдать созданный план или следовать инструкциям. Все виды педагогических проектов в ДОУ помогают воспитать в ребенке активного и креативного деятеля, способствуют развитию логики, абстрактному мышлению и способности быстро и интуитивно принимать решения или делать выбор.

Слайд 3

Виды проектов по ФГОС (Федеральному Государственному Образовательному Стандарту): 1. Творческий вид. Это специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме. 2. Исследовательский вид. Малыши проводят разнообразные безопасные опыты. Полученные результаты они оформляют в стенгазеты или альбомы, устраивают выставки.

Слайд 4

3. Игровой вид. Это проекты, в основе который лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач . 4. Информационный вид. Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.

Слайд 5

этапы работы над проектом: этапы деятельность педагога деятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта . 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию . 3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему . 2. Вживание в игровую ситуацию . 3. Принятие задачи . 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 4. Помогает в решении задачи . 5. Помогает спланировать деятельность6. Организует деятельность . 5. Объединение детей в рабочие группы . 6. Распределение амплуа 3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. 4 этап 9. Подготовка к презентации . 10. Презентация 8. Продукт деятельности готовят к презентации . 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Слайд 6

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...