Зрительные игры
картотека (средняя группа)
Активизация, стимулирование, улучшение различных зрительных функций, психического здоровья ребенка, формирование навыков самокоррекции; обогащение и активизация словаря, развитие грамматических компонентов языка и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zritelnye_igry.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Зрительные игры по лексическим темам.
Задача.
Цель. Активизация, стимулирование, улучшение различных зрительных функций, психического здоровья ребенка, формирование навыков самокоррекции; обогащение и активизация словаря, развитие грамматических компонентов языка и связной речи.
Зрительные игры комплексно воздействуют на развитие речи, пространственной ориентировке и физическому совершенствованию детей. Обязательно проведение зрительных игр в сочетании с двигательной активностью.
Комплексы зрительных упражнений систематизированы по лексическим темам, что позволяет педагогам достаточно легко подбирать их к содержанию деятельности.
Темы: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды» | |
«Ослик» Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва, Выбрать ничего не смог И без сил на землю лег. И. Лопухина | (дети вытягивают вперед указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами) (посмотреть наверх) (посмотреть вниз) (движения глазами влево-вправо) (посмотреть вниз) (посмотреть вверх) (круговые движения глазами) (закрыть глаза) |
«Наша грядка» Раз, два, три, четыре, пять, Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Там редиска, там салат, Наша грядка просто клад. | (круговые движения глазами) (посмотреть вниз) (влево – вправо) (поморгать глазами) |
«Опята» Посмотри-ка вокруг: Сколько опят! Шляпки грибов, Как монетки горят, От шляпок рябит В глазах у ребят. | (движения глазами вправо-влево) (дети смотрят вдаль) (часто поморгать глазками) |
«Фруктовая загадка» Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты мы считать. Перед нами лежит груша, Сочная, но нельзя скушать Слева на столе –лимон – Фруктовый господин – барон, Справа – яблоко в корзине. Его купили в магазине. Ну а снизу – апельсин, на полу лежит один. Сколько фруктов, посчитали? Четыре фрукта – угадали! | (дети смотрят перед собой) (дети смотрят влево) (дети смотрят вправо) (дети смотрят вниз) |
«По ягоды» Справа зреет земляника, Слева – сладкая черника. Справа – красная брусника, Слева спеет ежевика. Ягоды все соберем, Отдохнем, Домой пойдем. | (движения глазами вправо-влево) (сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, повторить 6-8 раз) |
«Рябина» Гроздья рябины на солнце горят, Рябит от рябины в глазах у ребят. | (плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд) (в течение 3 секунд посмотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза) |
«Лесные ягоды» Собираем землянику, Ищем вкусную чернику, Голубику, костянику, Кисловатую бруснику. | (по заданному педагогом направлению дети перемещают взгляд) |
Тема «Животные» | |
«Мишка» Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки. А внизу – берлога мишки Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | (движения глазами снизу вверх) (движения глазами слева-направо) (посмотреть вверх) (движения глазами вниз) (прикрыть глаза) |
«Васька» Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, Только мыши заскребут, Чуткий Васька тут как тут, Когти расправляются, Глазки закрываются. Васька мышек сторожит, Притворился, будто спит. | (движения глазами влево-вправо) (указательные пальцы обеих рук поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились в щелочку, одновременно часто моргая) (опустить руки, расслабиться на 2-3 секунды) |
«Однажды в лесу» Как-то осенью в лесу висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела И тихонечко висела. Лось сказал, что низко, А зайчонок – высоко, Белочка сказала – близко, А ежонок – далеко. | (смотреть на указательный палец вытянутой руки) (движения глазами вниз) (движения глазами вверх) (движения глазами на кончик носа) (движения глазами вдаль) |
«Медвежонок» Медвежонок потянулся Раз – направо посмотрел Два – налево посмотрел. Лапы в стороны развел, Меда видно не нашел. А. Гриднева | (движения глазами вверх) (направо) (налево) (смотрят вдаль и разводят руками) (закрывают глаза) |
«Три медведя» Три медведя шли домой. Папа был большой-большой. Мама с ним поменьше ростом, А сынок малютка просто. | (движения глазами вверх) (движения глазами вперед) (смотрят вниз) |
«Медведь» Сел медведь на бревнышко, Стал глядеть на солнышко. - Не гляди на свет, медведь! Глазки могут заболеть! | (сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стих-я) (прикрывают глаза ладонями) |
Тема «Цветы» | |
«Бутончики» Каждый бутончик Склониться бы рад Влево и вправо Вперед и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо В цветочном букете.
| (движения глазами влево-вправо) (посмотреть вдаль и на кончик носа) (сомкнуть веки) |
«Душистые цветы» На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот – душистые цветы. | (поднять глаза вверх) (круговые движения глазами) (посмотреть вправо-влево) (посмотреть вперед) |
Тема «Осень» | |
«Осенний лес» Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева – сосны, справа – дуб, Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой-открой И скорей бегом домой! | (круговые движения глазами) (движения глазами влево-вправо) (движения глазами вверх-вниз) (движения глазами по тексту) |
«Осень» Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. Толстой | (движения глазами вверх-вниз) (круговые движения глазами влево и вправо) (посмотреть вдаль) (закрыть глазки) |
«Листопад» Листопад, листопад, листья желтые летят, Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг, Желтый двор, желтый дом Вся земля желта кругом. Ю. Вакуленко | (движения глазами вверх-вниз) (движения глазами вправо-влево) (движение глазами вверх, по кругу) (движения глазами вниз, вдаль) (движение глазами по кругу) |
Тема «Зима» | |
«Снег - снежок» Снег-снежок, снег-снежок По дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, Белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, Замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, Тает на ладошке. | (частое моргание глазами) (движения глазами влево-вправо) (частое моргание глазами) (круговые движения глазами) (частое моргание глазами) (посмотреть вдаль) (частое моргание глазами) (посмотреть на ладошку) |
Тема «Весна» | |
«Весна» Весна, весна! пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой Расцвел подснежник голубой. В. Ковалько | (потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки) (широко открыть глаза) (поморгать глазками) |
Тема «Птицы» | |
«Петушок» Перед нами петушок – Он с земли зерно клюет. Слева – курица идет, Справа – уточка плывет Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете | (посмотреть вдаль) (посмотреть вниз) (посмотреть влево) (посмотреть вправо) (посмотреть вверх) (быстро-быстро поморгать глазами) |
«Жаворонок» В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине. Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет счастлив круглый год. | (движения глазами вверх) (движения глазами вниз) (частое моргание глазами) |
«Кукушка» Летела кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду. И кричала: «Ку-ку-мак, Раскрывай один кулак!» Ты, кукушка, не кричи, И немножко помолчи. | (дети вытягивают вперед правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце) (двигают рукой вправо-влево, прослеживая движения взглядом) (прослеживают движение пальца вверх-вниз) (закрывают глаза ладонями) |
Тема «Транспорт» | |
«В городе» По городу автобусы и трамваи идут Их по маршрутам водители ведут. Поедут направо, налево, кругом Свободны машины и ночью, и днем. | (круговые движения глазами) (движения глазами влево, вправо) (похлопать глазками) |
«Машины» По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень, Поедут направо, налево, кругом, Свободны машины и ночью, и днем. Н. Нищева | (движения глазами по кругу) (движения глазами направо, налево, кругом) (дети закрывают глаза – открывают) |
«На луну» Старших всех мы уважаем, Младших мы не обижаем. Мы гуляем и читаем, На луну слетать мечтаем. А. Гриднева | (посмотреть вверх) (посмотреть вниз) (движения глазами направо-налево) (посмотреть вверх) |
«Ракета» А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. Посмотри вверх, вниз, вперед. Отправляемся в полет! | (выполнять движения глазами по тексту стихотворения) |
«Самолет» Пролетает самолет. С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел- Посмотрел, Левое крыло отвел – Поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу! | (движения глазами вверх) (движения глазами вправо) (движения глазами влево) (круговые движения глазами) (движения глазами вверх) |
Тема «Игрушки» | |
«Игрушки» Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрешки, медвежата. Все на полочках сидят, Поиграть они хотят. | (движения глазами влево-вправо, вверх-вниз за указкой) (сомкнуть веки) |
«Юла» Как юла я весела, Я забыла про дела. Стала я кружиться, Не могу остановиться. С. Левина С. Тукачева | (круговые движения глазами) |
Тема «Насекомые» | |
«Насекомые» Посмотри-ка на ребят, Теперь на небо – там птички летят, Внизу, по травке, жук ползет, А слева – деревце растет, Направо – алые цветы, Закрыв глаза, понюхай ты. Над ними бабочка кружит, С ней рядом шмель большой жужжит. | (бросить взгляд вперед) (движения глазами вверх) (движения глазами вниз) (влево) (вправо) (закрыть глаза, потом открыть) (влево) (вправо) |
«Две бабочки» Две бабочки летели Друг на друга посмотрели, И к цветочку вместе полетели. | (быстро моргать глазками) (посмотреть на кончик носа) (движения глазами влево-вправо) |
«Бабочки» Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз – два – три – четыре – Полетели, закружились. | (широко открывать и закрывать глаза) (дети смотрят вдаль) (выполнять круговые движения глазами) (часто моргать глазками, затем закрыть глаза) |
«Жук» На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На ромашки погляжу. Я на тучке покачаюсь И на землю опускаюсь. | (движения глазами вправо-влево) (движения глазами вверх-вниз) (круговые движения глазами) (прикрыть веки) |
«Пчела» Я пчела! С утра жужжу, Цветы бужу, Кружу, гужу И мед вожу. | (движения глазами влево-вправо, вверх-вниз) (круговые движения глазами) |
«Стрекоза» Вот какая стрекоза, Как горошины глаза! А сама, как вертолет, Влево, вправо, Назад и вперед. В. Ковалько | (круговые движения глазами) (круговые движения глазами в другую сторону) (влево, вправо) (посмотреть вдаль и на кончик носа) |
Тема «Лес» | |
«Прогулка» Собираемся мы в лес, Там деревьев много есть. Вдалеке мелькает степь, И вблизь надо посмотреть, Оглянемся мы вокруг, Иди рядом со мной, друг! По дороге мы идем Песню звонкую поем. Слева – ягоды растут, Справа – ландыши цветут, Сверху – неба синева, А внизу растет трава. А теперь пора домой, Загулялись мы с тобой. | (дети смотрят вдаль) (дети смотрят перед собой) (круговые движения глазами вправо) (круговые движения глазами влево) (движения глазами влево) (движения глазами вправо) (движения глазами вверх) (движения глазами вниз) |
«Косари» Тишина стоит вокруг. Вышли косари на луг Взмах косой туда-сюда Делай раз и делай два! | (глаза закрыты) (широко открыть глаза) (движения глаз слева-направо) |
«Солнышко встает» Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше, К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам Хорошо живется. | (движения глазами вверх) (движения глазами вниз) (дети часто моргают глазами) (дети широко открывают, а потом закрывают глаза) |
«Мечта» Давайте с вами помечтаем. Глаза закроем и представим: Как по лесу мы гуляем, Грибы и шишки собираем. Слева – ягоды цветут, А справа здесь грибы растут. Снизу – шишки, да трава, А сверху – неба синева. Открывайте, дети, глазки, Вот и вышли мы из сказки. | (дети закрывают глаза) (круговые движения глазами) (движения глазами влево) (движения глазами вправо) (движения глазами вниз) (движения глазами вверх) (открыть глаза) |
Тема «Деревья» | |
«Клен» Ветер тихо клен качает, Влево – вправо наклоняет, Ветер дует – задувает, Листья с дерева срывает. | (движения глазами влево-вправо) (движения глазами вверх-вниз) (быстро поморгать глазами) |
«Липы» Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят, Вниз верхушки пригибают, И качают их, качают… | (колебательные движения глазами справа налево, затем слева направо) (дети совершают движения глазами вверх-вниз, вниз-вверх) |
Тема «Природа» | |
«Сосулька» Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз. Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз! | (дети выполняют движения глазами по тексту) (посмотреть на кончик носа) (посмотреть вниз) |
Тема «Части тела» | |
«Будь здоров!» Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить. Эти нужные движенья предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ножки. Влево, вправо побыстрей. Удивился – что такое? И закроем их скорей. А теперь вращай по кругу, Словно стрелочка часов. Открывай глаза. И снова на занятье. Будь здоров! | (движения глазами по тексту стих-я) |
«Треугольник» Рисуй глазами треугольник, Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами Ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально, Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! В. Ковалько | (дети представляют внешний вид геометрических фигур по тексту) |
Тема «Наш дом» | |
«Наш дом» Это наш уютный дом Всей семьей мы в нем живем! Посмотри-ка вверх, дружок, Ты увидишь потолок. Белый-белый он на вид – Белой краскою покрыт. На полу лежит ковер, Как красив на нем узор! Видишь голубой плафон? Он висит под потолком. На полу стол, стулья, кресло – В нашем доме интересно! Видишь, вешалка висит, У стены диван стоит, Смотри прямо – там буфет, Много сладких в нем конфет. Дальше – кухня, в ней – кладовка, Мышка там живет, плутовка. Принесем мы мышке сыр, Пусть она устроит пир. Давайте представим, как она от неожиданности начнет часто моргать своими бусинками-глазами. Для начала мы с тобой Повращаем головой. Оборот и оборот, А потом наоборот. Поднимаем глазки вверх, Плавно опускаем вниз, Снова посмотри наверх, Ну, дружочек, не ленись. Посмотри-ка влево-вправо – Это легкая забава. Нам известно всем давно – Там стена, а там окно. А теперь смотрите вместе Вы на доску. Интересно? Отдых кончен наш ребята, Продолжается игра. | (круговые движения глазами) (движение глазами вверх) (посмотреть вниз) (движение глазами вверх) (движение глазами вниз) (движения глазами направо-налево) (посмотреть на кончик носа) (закрыть глаза и несколько секунд подумать о чем-нибудь приятном, расслабиться в течении2-3 сек) (частое моргание глазами 5-10 раз) (вращение головой в стороны) (движение глазами вверх) (движение глазами вниз) (движение глазами вверх) (движение глазами направо-налево) (движение глазами направо-налево) (движение глазами прямо перед собой на предмет на доске) |
Литература.
- Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» №8(33), 2008
Лапп Е.А., к.п.н.,доцент кафедры специальной педагогики и психологии ВГПУ г.Волгоград, «Зрительная гимнастика на занятиях учителя-логопеда», с.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, способствующие развитию зрительных функций и зрительного восприятия
Представлены игры, которые помогут в развитии зрительных функций и зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Игра-упражнение для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления у детей «Пальчик-мальчик»
Профилактика зрительного утомления и близорукостиИгру-упражнение могут использовать воспитатели и логопеды детских садов на своих занятиях для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрит...
Коррекционная работа с дошкольниками с тяжёлой зрительной патологией. Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных з...
ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения....
Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.
Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....
«Использование игр-головоломок «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Листик» и Др. для совершенствования зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти и комбинаторики»
В своей работе мы часто используем игры-головоломки. Это логические упражнения и задачи по нахождению пропущенной фигуры, нахождение ряда фигур, поиск недостающей фигуры в ряду, знаков и др. Эт...
Тифлопедагог рекомендует. Игры, способствующие развитию зрительных функций и зрительного восприятия
Представлены игры, в которые ребенок и родитель могут поиграть дома....