Защита прав ребенка в ДОУ
методическая разработка

Егорушкина Татьяна Владимировна

Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много

говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к

сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по

отношению к детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._zashchita_prav_rebenka_v_dou.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Защита прав ребенка в ДОУ

Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много

говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к

сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по

отношению к детям.

Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее

поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурнодуховное

развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны

объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для

реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного

образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных

государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии

соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы.

Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и,

следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение

также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия

на ребенка.

1. Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно

полно представлена в документах международ ного права, нормативно-правовыми актами

на федеральном и ре гиональном уровнях.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения,

является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст.

6);

- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь

ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для

физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)[4].

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении

несовершеннолетних (ст. 106-136);

- за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять

меры по защите ребенка (ст. 56);

- меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от

жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

- немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью

(ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает:

- право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение

их человеческого достоинства» (ст. 5);

- предусматривает административное наказание педагогических работников за

допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или

воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми,

физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников

образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом

дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере

образования и воспитания.

2. Реализация защиты прав ребенка способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства,

различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку

необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того,

пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания,

ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дизадаптированных, не

умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным

последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов

и мачех;

- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из

мест лишения свободы;

- безработица, финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные

традиции; нежеланный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей

педагогу следует принять меры по его защите.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному

возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими

детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь

удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взро слого,

гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в

дошкольном возрасте.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь

темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что

ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие. Однако

проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание

педагога.

Что делать, если у кого-нибудь из детей отмечаются похожие признаки поведения?

В этом случае необходимо присмотреться более пристально не только к ребенку, но и его

родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых могут подтвердить

опасения в отношении родителей?

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На

жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень

бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из

одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с

ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а

замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка

дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей.

Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его

поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

 предположение подтверждается (не подтверждается);

 решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения

специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию».

Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением

привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного

воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что

нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который

они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по

отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов

изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии

соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы.

Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и,

следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение

также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия

на ребенка

Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ

рекомендуются следующие мероприятия:

- разработка системы планирования;

- обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

- подготовка дидактического материала;

- определение содержания работы;

- создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного

процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления

различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно:

ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему

работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Можно определить следующие формы их взаимодействия:

- сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы;

- инсценировки;

- встречи с интересными людьми;

- дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала)

Заключение

Подводя итоги нашей работы и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право,

следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав

человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы,

признанные мировым сообществом.

Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но

реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных

законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является

осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком

необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка

самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до

сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Этого можно

необходимо решить задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с

правами ребенка:

- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными

документами по защите прав человека;

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального

происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола,

возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика,

физических недостатков и пр.);

- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания

своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за

данное слово и др.);

- развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

- разъяснять общественные нормы и правила поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита прав ребенка в ДОУ

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международ­ного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и ре­гиональном уровнях...

Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал» Тема: защита прав ребенка

Конспект занятия в средней группе   «Как мамонтенок маму искал»Тема: защита прав ребенкаРазработала: воспитатель 2 кв. категории Склярова М. Г.г. Таганрог, МБДОУ д/с № 100 «Рябинушка» Ц...

Презентация "Защита прав ребенка"

В презентации представлены дидиактические игры на тему "Защита прав ребенка"...

родительское собрание "Защита прав ребенка"

Предлагаю презентацию к родительскому собрани по такой проблеме, как "Защита прав ребенка. Профилактика семейного неблагополучия"...

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Защита прав ребенка в Российской Федерации...

Как защитить права ребенка

Как защитить права ребенка...

Защита прав ребенка

Защита прав ребенка...