Защита прав ребенка в ДОУ
методическая разработка
Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много
говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к
сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по
отношению к детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._zashchita_prav_rebenka_v_dou.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Защита прав ребенка в ДОУ
Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много
говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к
сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по
отношению к детям.
Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее
поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурнодуховное
развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны
объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для
реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного
образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных
государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии
соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы.
Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и,
следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение
также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия
на ребенка.
1. Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно
полно представлена в документах международ ного права, нормативно-правовыми актами
на федеральном и ре гиональном уровнях.
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения,
является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст.
6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь
ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для
физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)[4].
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении
несовершеннолетних (ст. 106-136);
- за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять
меры по защите ребенка (ст. 56);
- меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от
жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
- немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью
(ст. 77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает:
- право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение
их человеческого достоинства» (ст. 5);
- предусматривает административное наказание педагогических работников за
допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или
воспитанника» (ст. 56).
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми,
физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников
образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом
дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере
образования и воспитания.
2. Реализация защиты прав ребенка способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства,
различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку
необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того,
пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания,
ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дизадаптированных, не
умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным
последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов
и мачех;
- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из
мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные
традиции; нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей
педагогу следует принять меры по его защите.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному
возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими
детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
- судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь
удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взро слого,
гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в
дошкольном возрасте.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь
темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что
ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие. Однако
проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание
педагога.
Что делать, если у кого-нибудь из детей отмечаются похожие признаки поведения?
В этом случае необходимо присмотреться более пристально не только к ребенку, но и его
родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых могут подтвердить
опасения в отношении родителей?
В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На
жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень
бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из
одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с
ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а
замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка
дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей.
Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его
поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
предположение подтверждается (не подтверждается);
решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения
специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию».
Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением
привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного
воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что
нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который
они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по
отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов
изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии
соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы.
Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и,
следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение
также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия
на ребенка
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ
рекомендуются следующие мероприятия:
- разработка системы планирования;
- обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;
- подготовка дидактического материала;
- определение содержания работы;
- создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного
процесса.
Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления
различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно:
ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему
работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.
Можно определить следующие формы их взаимодействия:
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы;
- инсценировки;
- встречи с интересными людьми;
- дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала)
Заключение
Подводя итоги нашей работы и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право,
следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав
человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы,
признанные мировым сообществом.
Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но
реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных
законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является
осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком
необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка
самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.
Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до
сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Этого можно
необходимо решить задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с
правами ребенка:
- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными
документами по защите прав человека;
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального
происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола,
возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика,
физических недостатков и пр.);
- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания
своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за
данное слово и др.);
- развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
- разъяснять общественные нормы и правила поведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита прав ребенка в ДОУ
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях...
Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал» Тема: защита прав ребенка
Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал»Тема: защита прав ребенкаРазработала: воспитатель 2 кв. категории Склярова М. Г.г. Таганрог, МБДОУ д/с № 100 «Рябинушка» Ц...
Презентация "Защита прав ребенка"
В презентации представлены дидиактические игры на тему "Защита прав ребенка"...
родительское собрание "Защита прав ребенка"
Предлагаю презентацию к родительскому собрани по такой проблеме, как "Защита прав ребенка. Профилактика семейного неблагополучия"...
Защита прав ребенка в Российской Федерации
Защита прав ребенка в Российской Федерации...
Как защитить права ребенка
Как защитить права ребенка...
Защита прав ребенка
Защита прав ребенка...