Защита прав ребенка
материал на тему
Предварительный просмотр:
Материал подготовила педагог-психолог Удалова Л.А.
ГБОУ детский сад №1654
Детский адвокат
Службы здравоохранения
Психолог
Телефоны доверия
Специальные службы защиты от насилия
Перечень государственных органов и должностных лиц Московской области, обеспечивающих защиту прав ребенка
Наименование | Адрес руководителя | Телефон для связи |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области. | 103070, Москва, Старая пл., 6 Председатель комиссии, советник Губернатора Московской области Тропина Людмила Ивановна Заведующий отделом Поспелова Ольга Евгеньевна | 206-76-38; 334-41-44, отдел по делам несовершеннолетних аппарата Правительства Московской области |
Уполномоченный по правам человека в Московской области | 107084, г. Москва, ул. Мясницкая, 47 Уполномоченный Жаров Александр Евгеньевич Заведующий отделом содействия защите прав человека Будаева Ольга Васильевна | 207-78-98, приемная Уполномоченного E-mail: ombumo@ropnet.ru 207-95-49 |
Министерство образования Московской области | 117049, г. Москва, Спасоналивковский пер., 2/42 Министр Антонова Лидия Николаевна 232-00-00 приемная; | 232-00-00, отдел социально-педагогической поддержки детства, опеки, попечительства и охраны прав детей |
Министерство здравоохранения Московской области | 123056,г. Москва, Электрический пер., 8, стр.1 Министр Семенов Владимир Юрьевич | 253-50-27, приемная; |
Министерство социальной защиты населения Московской области | 125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6 Министр Лагункина Валентина Ивановна | 152-98-07, приемная 785-25-29, Управление по делам семьи, женщин и детей |
Комитет по делам молодежи Московской области | 125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6 Председатель комитета Бойко Юрий Тимофеевич | 152-75-10, приемная; |
Комитет по вопросам науки, образования, культуры, спорту и делам молодежи Московской областной Думы | 103070, г. Москва, Старая пл., 6 Председатель комитета Липатов Валерий Вячеславович | 206-33-64, приемная |
Комитет по физической культуре и спорту Московской области | 103006, г. Москва, ул. Садовая -Триумфальная, 10/13, стр.1 Председатель комитета Перников Сергей Николаевич | 232-00-00, приемная; 785-25-29, Управление спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы |
Государственная инспекция в Московской области Федеральной службы по труду и занятости | 115182, г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24 к. 3 Руководитель - главный гос. инспектор труда в Московской области Панкратов Владимир Владимирович | 343-99-51, приемная |
Главное Управление внутренних дел Московской области | 101999, г. Москва, Никитский пер., 3 Начальник Главного Управления Головкин Николай Владимирович | 232-00-00, 785-25-29, дежурный; 334-41-44, 207-78-98, подразделение по делам несовершеннолетних ГУВД Московской области |
Прокуратура Московской области | 103031, г. Москва, Малый Кисельный пер., 5 Прокурор Васильев Сергей Васильевич | 621-64-66, приемная 785-25-29, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних |
Признаки жестокого обращения и насилия
• Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
• Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
• Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
• У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
• Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
• Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.
• Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов.
Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.
• У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
• Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
• Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых
взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
• Он демонстрирует не соответствующее возрасту "взрослое"
поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
• Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
• У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.
ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Самое главное в воспитании детей - любовь, терпение и личный пример.
• Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
• Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
• Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
• Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
• Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
• Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
• Будьте всегда доброжелательны.
• Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
• Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.
Воспитывая детей, стремитесь.
• Любить ребенка таким, каков он есть.
• Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
• Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
• Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
• Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
• Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. "Ты все можешь" - главная формула образования.
• Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
• Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
В детском саду нельзя:
• кричать на детей;
• наказывать;
• выставлять проступки ребенка на всеобщее обозрение;
• упрекать ребенка;
• читать нотации;
• унижать ребенка;
• приходить к детям с плохим настроением;
• распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);
• обсуждать с родителями поведение не их ребенка.
Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста с широким использованием разнообразных средств и методов\6 этические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых , педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр – драматизаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа…
Педагог должен поставить перед собой следующие задачи:
* Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
* Познакомить родителей с основными документами по защите прав человека.
* развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков…).
* Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово…).
* Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
* Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Для решения поставленных задач должна быть организованна работа и с детьми, и с родителями. Работа с родителями по правовому воспитанию должна вестись в ДОУ совместно с работой по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. В этом должны принимать участие все участники педагогического процесса.
Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка:
Права ребёнка
Ребенок имеет право:
- Право на жизнь. Право на имя.
- Право на гражданство.
- Отсутствие дискриминации.
- Право на свободу совести и религиозных убеждений.
- Право на жизнь с родителями.
- Право на труд.
- Право на отдых.
- Право на защиту жизни и здоровья.
- Право на образование.
- Право на отсутствие рабства.
- Право на жилище.
- Право на свободу слова.
- Право на получение информации.
- Право пользоваться достижениями культуры.
- Право создавать семью.
- Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
С рождения
Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество, фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
С 1,5 лет
Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.
C 3 лет
Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад
C 6 лет
Шестилетний гражданин в праве:
- посещать школу (с 6 лет и 6 месяцев, в исключительных случаях и в более раннем возрасте);
- вправе самостоятельно заключать:
- мелкие бытовые сделки
- сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения
- при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства.
Советы родителям
* главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье.
* заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
* создайте условия для развития интеллекта (игра, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
* поощряйте общение со сверстниками.
* учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения, специальные игры и упражнения).
* следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
* психологически готовьте к школе : расскажите, что ему предстоит ( с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию в школу).
* реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в специальный класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции.
Правила для воспитателей
Воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении при соблюдении прав ребенка.
Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример.
* создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
* растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педаогической науки.
* будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
* выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
* прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
* живите радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что человек ни взялся.
* всюду наводите порядок, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
* будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.
* будьте защитником
* умейте прощать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита прав ребенка в ДОУ
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях...
Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал» Тема: защита прав ребенка
Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал»Тема: защита прав ребенкаРазработала: воспитатель 2 кв. категории Склярова М. Г.г. Таганрог, МБДОУ д/с № 100 «Рябинушка» Ц...
Презентация "Защита прав ребенка"
В презентации представлены дидиактические игры на тему "Защита прав ребенка"...
родительское собрание "Защита прав ребенка"
Предлагаю презентацию к родительскому собрани по такой проблеме, как "Защита прав ребенка. Профилактика семейного неблагополучия"...
Защита прав ребенка в Российской Федерации
Защита прав ребенка в Российской Федерации...
Как защитить права ребенка
Как защитить права ребенка...
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА
ЗАЩИТА ПРАВРЕБЕНКА...