Психотерапевтические истории для детей
консультация

Якимец Валерия Викторовна

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

     А всем ли полезна сказкотерапия?

     Да, сказкотерапия полезна всем.


Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых.

     Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.


«Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. …..они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться». Дорис Бретт
«Истории про Энни» психотерапевтические истории для детей.

Австралийский детский психолог Дорис Бретт предлагает родителям сочинять сказки для своих детей, при этом учитывая особенности ребенка. Такая индивидуальная сказка поможет справиться с тревогой, застенчивостью, страхами, агрессией и др. Дорис считает, что не нужно читать нотации и поучения, а лучше рассказать сказку, которая поможет ребенку справиться с психологическими проблемами. В основу данной методики положен личный опыт Дорис и ее трехлетней дочери Аманты, которая была застенчивым ребенком. Дорис Бретт при помощи «историй про Энни» помогла Аманте преодолеть застенчивость и стать уверенной в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoterapevticheskie_istorii_dlya_detey.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Психотерапевтические истории для детей

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

    А всем ли полезна сказкотерапия?

    Да, сказкотерапия полезна всем.


Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых.

   
Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.


«Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. …..они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться». Дорис Бретт
«Истории про Энни» психотерапевтические истории для детей.

Австралийский детский психолог Дорис Бретт предлагает родителям сочинять сказки для своих детей, при этом учитывая особенности ребенка. Такая индивидуальная сказка поможет справиться с тревогой, застенчивостью, страхами, агрессией и др. Дорис считает, что не нужно читать нотации и поучения, а лучше рассказать сказку, которая поможет ребенку справиться с психологическими проблемами. В основу данной методики положен личный опыт Дорис и ее трехлетней дочери Аманты, которая была застенчивым ребенком. Дорис Бретт при помощи «историй про Энни» помогла Аманте преодолеть застенчивость и стать уверенной в себе.

«Истории про Энни» подобны персонализированным, «очеловеченным» сказкам. В них действует герой или героиня, которые наделены характерными чертами вашего ребенка и которые сталкиваются с теми же проблемами, что и ваш ребенок. В «историях про Энни» герой или героиня находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут включать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными героями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Важное состоит в том, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребенка. Рассказ «подгоняется» к вашему ребенку так же как и имя его главного героя. Например, если ваш ребенок мальчик, то и герой сказки должен быть мальчик, имя так же должно походить на имя вашего ребенка.

«Истории про Энни» – не волшебная палочка, по мановению которой исчезают все беды и вся боль реально существующего мира, но они позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что их утешает, что придает им силы и от чего они начинают чувствовать поддержку и понимание.

Прежде всего «истории про Энни» позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Вед многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить о них открыто. Часто, когда вы заводите прямой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются и уходят от разговора. Слушать историю – совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах – они просто слушают рассказ о девочке, такой же, как они. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что они могут поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке. Изменив контекст, вы создаете зону безопасности.

Очень интересно понаблюдать, как дети пользуются этой зоной безопасности. С одной стороны, ребенок отождествляет себя с «Энни», но когда повествование доходит до «больного места», он становится на позицию слушателя, и тогда «Энни» – это просто девочка из рассказа. Таким образом, он получает возможность понаблюдать со стороны за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом.

Форма рассказа имеет еще одно преимущество: для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция.

Истории позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети испытывают то же самое. Это оказывает успокаивающее воздействие. Ребенок избавляется от комплекса неполноценности, он уже не считает себя уродцем, тупицей, врединой или трусом и т.д. Такое успокоение укрепляет в нем уверенность в себе и помогает бороться с трудностями.

Ниже я привожу схему поэтапного сочинения ваших собственных «историй про Энни».

  1. Обдумайте проблему, которая беспокоит вашего ребенка. «Настройтесь на волну» чувств и переживаний вашего ребенка, пытающегося справиться с этой проблемой. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения.
  2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотите донести до сознания вашего ребенка? Какие решения вы собираетесь предложить через посредство рассказа. Эти решения не должны быть слишком сложными. В их основу могут быть положены советы или ваш собственный опыт. Эти решения могут предполагать приобретение новых практических и общественных навыков, поддержку друзей и членов семьи, усвоение истины, что время тоже может лечить, и т.д.
  3. Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие страхи, опасения, тревоги или конфликты. Это позволит вашему ребенку отождествить, идентифицировать себя с героем или героиней и вовлечет в действие, сделав его участником рассказа.
  4. Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на вашего ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то своей проблемой, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. О них не лишне напомнить.
  5. Опишите в начале рассказа конфликт, а затем переходите к его положительному разрешению.
  6. Рассказывая какую-нибудь историю, будьте открытыми для вашего ребенка. Обратите внимание на то, когда ребенок увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица вы определите его реакцию на услышанное.
  7. Если ваш ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребенка, в его внутренний мир. Если вы затрудняетесь с ответом на эти вопросы, их можно обратно переадресовать ребенку, спросив его: «А что ты думаешь на этот счет?» Если ребенок ответит: «Я не знаю»,— можно все это превратить в игру типа «Угадай-ка». В таких ситуациях догадки детей помогут вам понять, о чем они думают.
  8. Если вы не знаете причину беспокойства или тревоги вашего ребенка, можно задать вопросы вроде: «А как ты думаешь, чем была встревожена героиня (герой) в то время?», или «Чего испугалась?», или «Что могло произойти?» и т.д.
  9. Если ваш ребенок прибегает к решению, которое вы предложили сами, и оно не дало результата, не надо огорчаться. Узнайте точно, что им было сделано и что не получилось так, как было задумано. После этого расскажите ребенку о герое, у него тоже не все получалось, но он проявил настойчивость и в конце концов нашел выход из своего затруднительного положения. Можно также подчеркнуть тот факт, что герой и его родственники очень гордились тем, что он настойчиво продолжал искать выход, хотя его первые попытки потерпели неудачу.
  10. Стремитесь к простоте. Приспосабливайте применяемый вами язык, ваш словарный запас к уровню своего ребенка, а длительность рассказа — к степени устойчивости его внимания.
  11. Вы как рассказчик и сам ваш рассказ могут быть далеки от совершенства. Не смущайтесь своим «пробуксовыванием» и речевой неуклюжестью, а если вы обнаружите свои промахи и огрехи (часто по выражению лица вашего ребенка), спокойно исправьте их, сказав, например: «О, я чуть не забыла, что она пошла не одна, а с подругой» и т.д. Ребенок поправит вас сочувствующим взглядом: «Бедная мамочка, она даже не может хорошо запомнить рассказ». Это не уменьшит удовольствия, получаемого им от рассказа, и пользы от его применения.

Дорис Бретт

Источник: Дорис Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя..."

Чудеса на песке ( в помощь педагогам ) Песочная терапия

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ. ПРАКТИКУМ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Книгу авторы адресуют родителям, педагогам и пси-хологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребен¬ка через игру, близкую и понятную ему. Рекомендациями авторов можно воспользоваться для работы как с дошкольниками, так и с млад¬шими и старшими школьниками.

http://lib100.com/book/art_therapy/wonders_sand/html/

Алена Войнова: Песочное рисование. Книга демонстрирует примеры использовани различных техник рисования песком.

http://www.labirint.ru/books/423319/

Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. Песочная терапия - сравнительно новый, но очень эффективный метод психологической помощи и детям, и взрослым. А "игра с песком" в сочетании со сказкотерапией может творить настоящие чудеса.
В книге описаны подходы к использованию песочной терапии и разнообразные техники работы, приведены примеры из опыта работы автора книги.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/31920128/

Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 - Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Рекомендуется использовать элементы данных игр и тренингов, как на занятиях, так и во время прогулок, предложенный материал способствует развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие), интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

http://pedlib.ru/Books/6/0136/6_0136-2.shtml#book_pag..

И. Н. Хоменко. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия». СПб. ИМАТОН, 2009
В представленном руководстве дана характеристика методики «Песочная магия» как самостоятельного малоформализованного инструментария песочной терапии - описаны общие условия организации, необходимое оснащение, механизм психокоррекционного воздействия. Предлагаемая методика не имеет ограничений в применении по воз¬расту и уровню психического развития клиента и может использоваться специалистом при решении самого широкого круга задач.

http://lib100.com/book/art_therapy/pesochnaya_magiya/..

Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту
Книга представляет собой описание технологии игры в песок — Sandplay. Эта игра дает человеку любого возраста возможность пройти по виртуальному мосту от проблем к их решению.

http://www.labirint.ru/books/169347/

Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия - В книге описаны стратегия психотерапевта, символические значения песочного поля и миниатюрных фигурок, способы ведения консультаций, а также оборудование кабинета.
http://www.klex.ru/euf

Зейц Мариелла - Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница - Русскоязычное издание книги знакомит воспитателей и учителей с различными игровыми методиками рисования на песке, которые открывают широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта книга – не скучное теоретическое издание, поскольку занятия с песком побуждают ребенка к экспериментам, позволяют пережить массу захватывающих впечатлений и ощутить радость творчества. При работе с песком учитываются индивидуальные особенности ребенка, в том числе, имеющего проблемы в развитии. Задания, описанные в данной книге, не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, а также навыки письма.

http://strezhpsyche.at.ua/knihi/pishem_i_risuem_na_pe..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Психотерапевтические истории для детей

Психотерапевтические истории для детей  Дорис Бретт “Жила-была девочка, похожая на тебя..&rdquo...

Сборник арт-терапевтических игр и упражнений для решения диагностических, коррекционных, развивающих и психотерапевтических задач для детей и взрослых

арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослымиусловия подбора техник и приемов арт-терапиимотивационные игры и упражненияарт-терапевтические игры, упражнения, этюды по развитию эмоциональной с...

"Психотерапевтические сказки для детей, которые привыкли обманывать"

В консультации представлены следующие сказки для детей, которые привыкли обманывать: “Сказка про Лягушонка Васю” (Людмила Цвирко); “Как Юля научилась говорить правду” (Ири...

Сказкотерапия как одно из основных средств психотерапевтического воздействия на детей.

На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка....

Сборник авторских психотерапевтических сказок для детей дошкольного возраста

Сборник включает в себя терапевтические сказки на следующие темы: ребенок отказывается идти в детский сад, кусает сверстников, боится темноты, забирает чужие игрушки, боится высоты, с трудом знакомитс...