Эссе на тему "Я - воспитатель"
материал

Эссе на тему "Я - воспитатель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_1.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Я – воспитатель»

 «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?». Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвёртый, Высокий Дух, изрёк: «Вложи в каждого человека жажду познания и дай им учителя». Послал Бог на землю учителей: Моисея, Иисуса Христа, Будду и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей.

С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это – учителя».  

Библейская притча

Воспитатель - это самый первый и главный, после мамы, учитель, который встречается детям вначале их жизненного пути.

Воспитатель… Мы часто произносим это слово, не задумываясь о том, какую роль играет воспитатель в жизни человека. Сколько души, любви, сил, труда, терпения вкладывает воспитатель детского сада в каждого маленького человечка, которого доверили ему родители! Как хочет каждый воспитатель, чтобы малыш, заглядывающий с доверием и надеждой в его глаза, вырос успешным и счастливым человеком!

Каждый человек на Земле имеет какую-то цель, какое-то назначение, миссию. Моя миссия – быть педагогом…

Согласно словарю С.И. Ожегова слово «миссия» означает «роль, важное поручение».

Кто нам отводит эту «роль», и кто дает это самое «важное поручение»? Ответ, на мой взгляд, один – мы сами. Уже на этапе выбора профессии мы осознаем ту колоссальную долю ответственности, которая будет сопровождать нас на протяжении всей жизни и принимаем её. Педагогам приходится каждый день принимать ответственные и порой эмоционально очень непростые решения. Как правильно научить малышей мыть и вытирать руки? Как построить замок для принцессы? Как пересчитать морковки для зайчат? Как умело разрешить возникший у ребят спор? Как научить слушаться непослушные шнурки? Как доступно и интересно рассказать ребятам, почему скрипит под ногами снег? Как уследить за непоседами и вовлечь в игру «тихонь»?..

Быть воспитателем в детском саду совсем не просто. Воспитатель должен объять своим вниманием всех детей группы. А самое главное - это принять каждого ребёнка таким, какой он есть,  понять его. Важно создать психологический комфорт для каждого. Надо уметь воспринимать лучшее, что есть в детях, замечать, какие «изюминки» скрываются внутри каждого. Помогать им самим это лучшее в себе увидеть. Очень важно не оставить невостребованным ни один из талантов: способность к размышлению, к пению или танцам, к физическим упражнениям или общению с другими. Дети, как волшебные цветы, раскроются и порадуют своей чистотой и красотой, только тогда, когда именно педагог найдёт свой индивидуальный подход к каждому. Тогда всё лучшее, что в них есть, увидят они сами, и все вокруг… И группа воспитанников превратится в «необычный сказочный сад», наполненный неповторимыми яркими «цветами-малышами».

Но одно неосторожное движение, взгляд, жест, слово – и, увы, нет результата.  А это значит, что воспитатель должен обладать высоким уровнем профессионального мастерства. Ушинский говорил: «Только личность может воспитать личность!» Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью, человеком с большой буквы? Это во многом зависит от педагога, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Отдавать себя детям – значит продолжать в них самого себя, свое сознание, свою культуру. Это непросто, но и безумно интересно!

Миссия педагога ещё и в постоянном поиске новых идей, новых способов и приёмов, новых технологий. Воспитатель сам должен быть гибким, мобильным человеком, умеющим подстраиваться под новые задачи общества, и умеющим предложить пути решения этих задач. Современному воспитателю детского сада должны быть доступны все современные технологические возможности. Поэтому в своей работе я успешно применяю информационно-коммуникационные технологии, системно-деятельностный подход, проектную деятельность. Стараюсь постоянно совершенствовать свои знания, овладевать передовыми идеями и методиками.

Каким должен быть современный воспитатель? Несомненно, он должен глубоко знать дошкольную педагогику и психологию, методики дошкольного образования, обладать культурой коммуникации. Современный воспитатель детского сада должен быть человеком, идущим в ногу со временем. Меняется мир, меняются дети, а значит должен меняться и сам педагог. Педагог в современном мире – это еще и всесторонне развитая личность, способная ответить на все вопросы дошкольника, сформировать у него познавательную активность.

Современное общество выдвигает новые требования к личности человека, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте. И сегодня моё назначение как воспитателя детского сада – не давать детям готовые знания, а научить ребёнка самостоятельно находить путь к получению новых знаний, делать свои открытия, без которых нельзя построить будущее, помочь отворить перед ними дверь в жизнь, в которой они смогут стать творцами и созидателями нового мира. Перед воспитателем детского сада стоит непростая задача: он должен подготовить дошкольников к следующему уровню образования – начальной школе, и от того, насколько подготовленными они придут в первый класс, зависит их дальнейшее обучение.

При обучении и воспитании детей дошкольного возраста я придерживаюсь следующих принципов: научности (ребенок должен получать реальные знания, правильно отражающие действительность), наглядности (дошкольник имеет конкретное мышление), доступности (те знания, которые получает ребёнок в дошкольном возрасте должны быть ему понятны и доступны для осмысления), активности и сознательности (если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими),   систематичности, последовательности и постепенности (процесс обучения строится от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому), развивающего обучения (вчера ребёнок ещё чего-то не умел, а сегодня научился, то, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым), учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям (используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неблагоприятных обстоятельств).

Без системы образования невозможно представить нашу жизнь. Социальный институт образования, один из самых древних, но, вместе с тем, и самый современный. Образование играет огромную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Средствами образования можно решать многие проблемы. А проблем в современном мире действительно много.

Развитие общества привело к смещению приоритетов и подмене моральных ценностей материальными. Стремление обеспечить себе и своим близким комфортные условия существования переросло в жажду наживы, статус и положение в обществе ценятся зачатую выше нравственных качеств. Как мне думается, именно образование может помочь в решении этой проблемы. Начиная уже с дошкольного возраста, педагоги формируют у детей моральные и нравственные ценности, воспитывают патриотические чувства, устанавливают связь поколений. Именно педагоги учат детей любить родных и близких, город, в котором живёт ребёнок, свою Родину, с уважением относиться к старшему поколению, хранить и преумножать традиции родного народа.

Ещё одна проблема – экологическая угроза. И здесь тоже учреждения образования играют значимую роль. Педагоги прививают детям экологическую культуру, закладывают в сознание юных граждан понимание необходимости сохранения природы, ценности окружающего мира. Начиная с младшего возраста, казалось бы, на первый взгляд простые мероприятия и акции с детьми, такие как «Вырастим деревце», «Чистый парк», «Смастерим скворечник» и пр. закладывают основы бережного отношения к природе, любви к ней и осознания её значимости.

Дошкольное образование сегодня является первым уровнем общего образования. Как и образование в целом, дошкольное образование - процесс постоянно меняющийся и преображающийся. На современном этапе в дошкольном образовании, как и в обществе в целом, существует немало проблем. По моему мнению, они таковы.

Одна из проблем - посещаемость групп детского сада. Несмотря на то, что списочный состав групп зачастую превышает двадцать пять – тридцать человек, по факту детский сад посещают далеко не все воспитанники. Родители не осознают всей важности и значимости дошкольного образования в развитии ребёнка. Ведь именно период дошкольного детства является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения разных видов деятельности. Однако родители зачастую оставляют детей дома без уважительных причин (ребёнок не хочет утром просыпаться, сидит дома с бабушкой и пр.). Главная особенность детского развития в дошкольном учреждении - это социализация, то есть взаимодействие со сверстниками, сравнение себя с другими, возможность адекватных решений различных ситуаций. Этому ребёнок может научиться только во взаимодействии со сверстниками. Детский сад выступает как организация, предупреждающая «педагогическую запущенность ребёнка». В связи с этим хотелось бы предложить сделать дошкольный уровень образования обязательным.

Следующая проблема - педагогические кадры. К сожалению, качество подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений в настоящее время низкое. Потеряли популярность и были закрыты педагогические училища, являющиеся базовыми в подготовке воспитателей детских садов. Деятельность многих из них на сегодняшний день не возобновлена, профессорско-преподавательский состав оставшихся педучилищ не обеспечивает качества подготовки современных воспитателей. По факту в детские сады приходят люди со стороны (не имеющие изначального педагогического образования), получившие номинальную переквалификацию, которая не даёт всей полноты знаний и умений, необходимых для работы с дошкольниками. Данную проблему, как мне кажется, можно решить повышением статуса педагога дошкольного образования, выведением уровня дошкольного образования на обязательный.

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего дня стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками. Однако многие педагоги не готовы к работе с данной категорией дошкольников. На мой взгляд, необходимо более развёрнуто и углубленно готовить педагогов к работе с такими детьми. Налаживать тесное сотрудничество и обмен практическим опытом с учреждениями медицины, специализированными дошкольными учреждениями.

Ещё одной проблемой, по моему мнению,  можно назвать отсутствие реальной согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая всё ещё преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию для первоклассника, нежелание посещать школу. Считаю, что  необходимо при всей загруженности педагогов как дошкольного, так и начального школьного звена образования осуществлять реальное систематическое взаимодействие и преемственность всех специалистов данных учреждений.

Однако, не смотря на множество существующих проблем, я считаю, что не ошиблась в выборе профессии. Ведь дошколята - самые благодарные и самые открытые люди на планете. И я буду жить и учиться жизни вместе с моими маленькими первооткрывателями.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Я горжусь своей профессией! Она дает ощущение вечной молодости, вечного детства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Воспитатель - мое призвание".

Эссе на тему: "Воспитатель - мое призвание"....

Эссе на тему: "Воспитатель - транслятор духовно-нравственных ценностей"

Важность роли воспитателя в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста велика, поскольку именно личность воспитателя для них является образцом поведения. Духовное во...

Эссе на тему "Воспитатель- моё призвание!"

Почему я выбрала эту профессию? Так и должно было случиться. со школьной скамьи я четко знала, что буду педагогом.  Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия — самая...

Эссе на тему «Воспитатель-это призвание»

Несколько строк о моей любимой работе...

Эссе на тему: "Воспитатель - это ... ?"

Самый главный человек для малыша – его мама. Она обеспечивает чувство защищенности и комфорта, уюта и заботы. Именно мама помогает сделать первые шаги в познании мира. Учит общаться, быть аккуратным, ...

Педагогическое эссе на тему: Воспитатель - это звучит гордо!

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир....

Эссе на тему:"Воспитатель - работа или волшебство?"

Что такое работа воспитателя? Волшебный мир детских увлечений, творчества и обучения....