10 шагов если ребенок особенный
консультация
Как жить дальше, когда родители узнали о болезни ребенка, какими должны быть первые шаги, в каком направлении двигаться?
Семье приходится смириться со своей судьбой – крушением надежд и крахом жизненных целей. В зависимости от вида и степени нарушений у ребенка его способность достичь независимости может быть ограничена, что нарушает «стандартный» цикл семьи. Они испытывают беспокойство о будущем: какое образование сможет получить их ребенок, чем сможет заниматься, достигнет ли самостоятельности? В дополнении ко всему этому семье приходится сталкиваться со стигмой в профессиональном, школьном, социальном и общественном контекстах.
Члены семьи испытывают разнообразные и противоречивые чувства: любовь и ненависть, радость и горе, восторг и уныние.
Взаимодействие со сложной и неудобной системой предоставления услуг часто вызывает у них досаду и гнев. Для некоторых родителей серьезной проблемой может стать нехватка финансовых ресурсов. Лекарства, особое оборудование, физическая терапия, речевая терапия, консультации – все это требует денег. Тяжелые финансовые проблемы сами по себе способны подвергнуть семейную систему огромному напряжению.
Отдельно стоит еще одна проблема – необходимость принять диагноз.
И, наконец, проблема эмоционального истощения, грозящая подорвать способность семьи к полноценной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_shagov_esli_rebenok_osobennyy.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
10 шагов если ребенок особенный
Как жить дальше, когда родители узнали о болезни ребенка, какими должны быть первые шаги, в каком направлении двигаться?
1. Поиск информации, понимание. Важно понимать, в каком состоянии находится ребенок и какая помощь возможна. Родители должны найти таких специалистов, которые могли бы качественно обследовать ребенка и затем объяснить родителям состояние ребенка, проконсультировать относительно помощи, которая требуется ребенку и места, где можно её получить. Если по данному заболеванию проводятся «Родительские школы», нужно их посещать.
2. Обеспечение в партнерстве со специалистами необходимого лечения и реабилитации.
После того, как родители узнают, что у ребенка та или иная форма ограничений, перед ними встают следующие важные задачи: решить, что делать дальше, где и как лечить ребенка, какие методы использовать и т.д. Целесообразно в сотрудничестве со специалистами составить индивидуальную программу помощи ребенку и определенную временную шкалу последовательных действий-шагов: на данном этапе важно это, потом то и т.д. Большинство современных реабилитационных методик требуют непосредственного участия родителей. Развитие ребенка происходит не только на занятиях у логопеда или психолога, но и в повседневной жизни, в общении с родителями и в контакте со своим окружением. Для реабилитационной программы родителям нужна команда специалистов-партнеров. Нужно найти такую команду и установить с ней партнерские отношения.
3. Внутренняя переориентация: нужно настроиться на действительно долгий путь, на жизнь в новой реальности. И осознать, что цель состоит не в том, чтобы дойти до какой-то точки, когда «болезнь будут вылечена», а в том, чтобы жить каждый день максимально полноценно, помогать ребенку развиваться и реализовывать себя согласно его возможностям, потенциалу. Это может стать одной из сложнейших задач для родителей. Переосмысление жизни, ценностей, ориентиров – это тяжелая внутренняя работа. В процессе этой работы многие родители утверждают, что они внутренне меняются и открывают для себя новую философию жизни. В ней важно не утраченное, а имеющееся, важно настоящее, важны ценности отношений, любви, добра. В ней ребенок принят и любим таким, какой он есть.
4. Воспитание ребенка. Это может казаться странным, но так часто за нуждами лечения и реабилитации забывается, что ребенок с ограниченными возможностями остается прежде всего ребенком с такими же потребностями, как и у других детей.
5. Необходимость строить семью, беречь отношения. Болезнь ребенка является испытанием для всех ее членов.
6. Сохранение и развитие отношений с родственниками, друзьями, социальным окружением. Сила семьи не только в ее единстве, но и в ее связи с окружением, которое создает сеть добра, взаимоподдержки, солидарности.
7. Социальная интеграция ребенка с раннего возраста. Важно с раннего возраста воспитывать в ребенке чувство принадлежности к социальному сообществу. Каждый ребенок независимо от формы болезни является полноценным членом общества и ему нужно помочь занять в нем надлежащее место.
8. Реабилитация общества (общественная деятельность, объединение с другими). Общественные изменения могут открыть намного больше возможностей для полноценной жизни людям с особыми потребностями. Родители могут объединяться и вставать на защиту прав своих детей, активно добиваясь содействия общественных институтов. Заняв такую позицию, родители больного ребенка смогут увидеть, что множество людей готовы стать рядом, откликнуться, поддержать.
9. Общение с другими родителями детей с особыми потребностями. Важным источником поддержки для семьи, где есть ребенок с особыми потребностями, могут быть другие родители. Они могут найти друг в друге источник понимания, помощи, мудрости.
10. Забота о себе. Воспитание ребенка с особыми потребностями сопровождается многими стрессами. Выработка «антистрессовой программы», умение заботиться о себе, восстанавливать собственные силы – крайне важная задача для родителей.
(из книги О.И. Романчука «Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми)
Журналистка, писательница и мать ребенка с нарушением развития Лесли Макс пишет «У родителей умственно отсталых детей нет потребности, чаще и сильнее выражаемой, чем потребность выговориться, получить консультацию, просто поговорить с опытным, знающим и сочувствующим человеком».
Нужно отметить, что многие семьи особого ребенка адаптируются к своему положению. Через что же приходится пройти семье?
Семье приходится смириться со своей судьбой – крушением надежд и крахом жизненных целей. В зависимости от вида и степени нарушений у ребенка его способность достичь независимости может быть ограничена, что нарушает «стандартный» цикл семьи. Они испытывают беспокойство о будущем: какое образование сможет получить их ребенок, чем сможет заниматься, достигнет ли самостоятельности? В дополнении ко всему этому семье приходится сталкиваться со стигмой в профессиональном, школьном, социальном и общественном контекстах.
Члены семьи испытывают разнообразные и противоречивые чувства: любовь и ненависть, радость и горе, восторг и уныние.
Взаимодействие со сложной и неудобной системой предоставления услуг часто вызывает у них досаду и гнев. Для некоторых родителей серьезной проблемой может стать нехватка финансовых ресурсов. Лекарства, особое оборудование, физическая терапия, речевая терапия, консультации – все это требует денег. Тяжелые финансовые проблемы сами по себе способны подвергнуть семейную систему огромному напряжению.
Отдельно стоит еще одна проблема – необходимость принять диагноз.
И, наконец, проблема эмоционального истощения, грозящая подорвать способность семьи к полноценной жизни.
Утомленные и эмоционально истощенные члены семьи нуждаются в поддержке специалистов, способных помочь им проанализировать потребности ребенка и пути улучшения текущего состояния семейных дел.
Исследователь семейных проблем Ролланд (1993) полагает, что все семьи, имеющие дело с нарушениями развития или хронической болезнью, должны получать регулярные семейные консультации в качестве превентивной меры. Такая консультация готовит семью к психосоциальному стрессу как нормальному и ожидаемому явлению, снижает чувство беспомощности, налаживает контакт между членами семьи и специалистами. Однако, некоторые семьи могут не чувствовать необходимости в помощи такого рода – и в этом слу3чае нужно уважать их желание.
(использованы материалы авторов М. Селигман и Р.Б. Дарлинг)
Мама одной девочки, когда вскоре после рождения врачи сказали ей, что ребенок нездоров и будет не таким, как другие дети, сравнила свою семью с кораблем, попавшим в шторм.
«Тогда …мы утратили все ориентиры. В шуме бури мы не могли слышать и понимать друг друга. Мы не знали, как действовать и закончится ли это когда-нибудь…»
Причины, по которым необходимо не только «удержаться на плаву», но и как можно быстрее усмирить шторм, следующие:
1) Пока «корабль семьи» захвачен «водоворотом», а родители парализованы отчаянием, рядом ждёт любви и заботы их ребенок.
2) Уходит время для своевременных взвешенных решений о необходимой медицинской помощи, коррекции, реабилитации.
3) Когда чувства плохо контролируются, легко совершаются необдуманные поступки, злые слова могут привести к печальным последствиям – распаду семьи, разрыву отношений с близкими родственниками, друзьями.
4) Захваченные своей печалью родители не видят многогранность ребенка, сосредотачиваясь только на его «проблемности», не всегда откликаются на его потребность любить и быть любимым (а также играть, веселиться, приносить радость родителям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".
Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....
Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...
Если ваш ребенок особенный. Специфика обучения и воспитания
Что такое ЗПР? Специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер, в результате чего ребенок, достигающий школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых ин...
"Секреты воспитания вежливого ребенка" "Научите малыша трудиться" "Черты характера вашего ребенка" "Злость и жестокость" "Активные дети" "Если появился второй ребенок" "Если дети балуются" "Стеснительные и замкнутые" "Если ребенок упрямится"
Советы родителям, что делать и как вести себя с детьми, когда они проявляют различные эмоции....
Консультация для родителей «Если ребенок не говорит. Особенности развития психических процессов»
Подготовила: учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиАносова Наталия Бейбулатовна...
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"...
Консультация для родителей «Если ребенок не говорит. Особенности развития психических процессов»
Подготовила: учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиБородулина Татьяна Николаевна...