Проект "Волшебные пальчики. Развитие мелкой моторики"
проект (младшая группа)
Проект «Волшебные пальчики. Развитие мелкой моторики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2_mladshaya_gruppa.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебные пальчики. Развитие мелкой моторики» (вторая младшая группа)
Сафина Эльвина Ришатовна
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»
В. Д Сухомлинский
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так, у детей с речевым нарушением при использовании упражнений, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым. Повышается его концентрация, активно развивается воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук.
К 3-м годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.
Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем воспитателю и родителям надо знать чему учить, и какими методами пользоваться.
В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2-4 лет – наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, речи, накоплений представлений об окружающем мире.
Правильное восприятие цвета, формы, величины и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Специальные сенсорные занятия позволяют уменьшить эмоциональное напряжение у детей, формируют доверительное отношение к окружающему миру, создают бодрое и оптимистичное настроение. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей. Специальные игры, оборудование возбуждает интерес детей младшего возраста (2-4 года), стимулирует их исследовательскую деятельность, помогает развитию мышления, памяти, внимания, речи.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики, и, сенсомоторики в целом, у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх. Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды.
Задачи проекта:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.
- Развивать речь как средство общения;
- Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем; учить внятно и отчётливо отвечать на вопросы.
- Создавать условия для накопления первичного позитивного опыта взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Способствовать развитию координации движения кистей рук;
- Побуждать детей к выполнению простейших трудовых поручений – убирать игрушки после игры.
- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.
Время проведения: октябрь – январь.
Реализация проекта:
Работа с воспитателями.
- мною была проведена для воспитателей мини-лекция «Важность развития мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста».
- Был организован круглый стол обмен опытом по теме «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Работа с родителями.
В начале учебного года во 2-х младших группах было проведено родительское собрание по теме «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка». – Приложение 1.
Привлечение родителей данных групп к участию в конкурсе поделок из природного материала.
Также привлечение родителей к изготовлению самодельных игрушек для развития моторики – «волшебные» мешочки для развития мелкой моторики, различные шнуровки, разрезные пазлы.
В период реализации проекта на занятиях с детьми включались игры, упражнения, задания, способствующие правильному выделению таких качеств предмета, как цвет, форма, величина, звук и, формированию представлений об отношениях между предметами. Дети с удовольствием и интересом включались в новые увлекательные задания, игры, становились маленькими исследователями, как во время занятий, так и в повседневной игре в группе, на прогулке на улице.
Широко использовались мной на занятиях пальчиковые гимнастики, игры с бусинами, крупами, пуговицами, камешками.
Использовались игры:
«Геометрические вкладыши»;
«Крупная и мелкая мозаика»;
«Пирамидка»;
«Матрешка»;
«Подбери по цвету»;
«Подбери по форме»;
«Игры в сухом бассейне для рук»;
«Узнай что в мешочке?»;
«Разрезные картинки»;
«Строим из Лего»;
«Пазлы деревянные и картонные»;
«Шнуровка», «Лото»;
«Прищепки»;
«Построй башенку из стаканчиков»;
«Чудесные мешочки» (с крупами)».
Лепка с применением различных круп.
«Дорожка для колобка» – лепка - выкладывание дорожки из пластилина фасолью;
«Солнышко» - лепка - лучики солнышка выкладывали пластилина к приклееной основе;
«Шарфик для Зайки» - аппликация;
«Покормим цыплят» - аппликация с применением зерен пшена.
Рисование, аппликация:
«Украсим сарафан для Кати»;
«Собери бусы»;
«Укрась елочку»;
«Раскрась пирамидку»;
«Подружка неваляшка».
Итак, организуя среду и создавая условия в детском саду, дома для развития детей, а именно, игры и упражнения, пальчиковые разминки, направленные на развитие сенсомоторики, проводимые в системе с самого раннего возраста, развивают детей всесторонне, стимулируют скорейшее развитие речи, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
По итогам проекта все поставленные мной задачи были успешно выполнены.
У детей сформированы представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;
У детей развиты умения и навыки обследовать предметы.
Дети способны группировать и дифференцировать предметы по определённому признаку.
Улучшения качества и «количества» речи у детей 2-ой младшей группы.
У родителей сформировано осознанное отношение в необходимости развития сенсорных способностей детей.
Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
- Варенцова Н.С. Готовим руку к письму. Занятия с детьми трех-четырех лет// Дошкольное воспитание. 1996 №2.
- Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001
- Гуськова Т.В. Трехлетние дети в саду и дома // Дошкольное воспитание. 1983. №4.
- Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. 2000. №2.
- Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2012.
- Справочник педагога-психолога, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Играем пальчиками". Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-4 лет.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.В.А.Сухомлинский В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Уровень развити...
Программа кружка «Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики рук в первой младшей группе
Предлагаю Вашему вниманию один из способов развития мелкой моторики рук в первой младшей группе...
Проект «Умелые пальчики» (развитие мелкой моторики рук)
Речевое развитие...
«Наши пальчики. Развитие мелкой моторики»
На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития Данные статистики неутешительны: если во второй половине XX-го века было окол...
Программа «Умелые пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через занятия пластилинографией.
Авторская программа «Умелые пальчики» позволяет организовать конструктивно- художественную деятельность детей 4-7лет, стимулирующую развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, восприят...
Проект «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики» (вторая младшая группа)
В данном проекте предложен план работы с детьми на развитие мелкой моторики, что ведет за собой развитие речи, координацию кистей рук, развитие головного мозга....
Поиграем пальчиками! (развитие мелкой моторики)
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точн...