Занятие "Играем пальчиками". Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-4 лет.
план-конспект занятия (младшая группа)
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развивать мелкую моторику необходимо с рождения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_igraem_palchikami.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что речевой центр в коре головного мозга и центр, отвечающий за мелкую моторику, находятся очень близко друг к другу. Рука в процессе формирования созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней и интеллект. Поэтому с самого раннего возраста необходимо развивать маленькие пальчики. Ежедневный массаж ладошек с растиранием каждого пальчика, гимнастика, игры с пазлами, мозаикой, кубиками растормаживают нервные клетки речевого центра и побуждают их к работе. Для достижения желаемого эффекта работу по развитию тонкой моторики необходимо сделать систематической. Традиционно пальчиковая гимнастика проводится в сочетании движений с речью. Сочетание движений пальцев с речевым сопровождением в стихотворной форме обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы позитивно влияет на слуховое восприятие. В ходе таких занятий детям предлагается «конструировать» из пальцев различные объекты и предметы. Дети изображают зайцев, собак, птиц и многое другое. Такая необычная игровая деятельность у детей вызывает ярко выраженный интерес и позитивный эмоциональный настрой, что позволяет предельно максимально мобилизовать внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести нужную комбинацию стимулирует процесс запоминания. Итак, развитие и совершенствование тонкой моторики позволяет: опосредованно стимулировать деятельность речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью, а также облегчить будущим школьникам освоение письма.
Ниже представлено занятие, которое направленно на развитие и совершенствование мелкой моторики и речи.
Занятие "Играем пальчиками".
Цель: развитие высших психических функций
Категория участников: дети 3-4 лет
Количество человек: 8-10
Задачи:
1. Развитие тонкой моторики рук и тактильной чувствительности 2. Снятие эмоционального напряжения, преодоление двигательных автоматизмов.
3. Создание позитивного фона настроения.
Оборудование: глубокая пластиковая миска или тарелка, фасоль белая и красная, маленькие тарелочки по количеству детей.
Вводная часть.
- Приветствие.
Все дети и психолог встают вкруг, держась за руки, и , проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают шаг вперед и встречаются в центре круга.
- Упражнение «Волшебник»
Хлопать в ладоши в такт стихотворения:
Шел волшебник на работу,
Сел на ежика в субботу,
Скушал яблочный пирог,
На затылке вырос рог.
- Упражнение «Флажок».
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Основная часть.
- Упражнение «Зайка»
Сложить пальчики в виде мордочки зайчика и пошевелить ушками зайчика (двумя пальцами), проговаривая слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
(Некоторые дети не могут найти нужный набор движений, они начинают перебирать пальчики, выставлять другие или не могут выполнить тоже самое упражнение другой рукой, им необходимо помочь сложить пальчики правильно и зафиксировать комбинацию. Когда ребенок самостоятельно может выполнить упражнение одной рукой, предложите ему сделать тоже самое другой рукой, а затем двумя руками одновременно).
2. Игра «Волшебный мешочек»
Различные предметы складываются в мешочек, затем ребенок с закрытыми глазами, на ощупь должен отгадать какой это предмет.
(Если дети затрудняются в определении предмета на ощупь, то
предварительно можно продемонстрировать, что находится в мешочке.)
3. Психогимнастика.
Ой, лады, лады, лады (хлопать в ладоши)
Не боимся мы воды (повороты головы вправо и влево )
Чисто умываемся, (поглаживать личико круговыми движениями)
Маме улыбаемся! (вытянуть руки вперед и улыбнуться)
- Игра «Золушка»
Смешать в большой глубокой тарелке красную и белую фасоль, и предложить детям рассортировать её по тарелочкам.
(Сортировать можно различные крупы, макароны, камешки, бусины)
- Игра «Ручки»
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину)
Где вы рученьки мои? (оглядеться по сторонам)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! (показать ручки)
Заключительная часть.
- Упражнение – рефлексия «Понравилось – не понравилось»
Предложить детям по кругу сказать, чем занимались на занятии, чему научились, было хорошо или плохо.
- Прощание.
Дети, взявшись за руки, собираются в круг. Затем, говоря «До
свидания», машут рукой на прощание.
Используемая литература:
1. Г.А. Ширкова, Е.Г. Жадько “Практикум для детского психолога” – Ростов н/Д .: 2005.
2. И.Ю. Кондратенко “Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте” - М.: 2005
Анализ группового занятия «Играем пальчиками»
Групповое занятие на тему "Играем пальчиками" было проведено с воспитанниками МБДОУ " Большенреченский детский сад "Сказка". В занятии приняли участие 13 детей младшей группы. Содержание занятия соответствует возрастным и психологическим особенностям детей 3-4-летнего возраста. Структура занятия: основные этапы взаимосвязаны между собой, применяемые игры и упражнения постепенно усложняются. Чередование и разнообразие различных видов активности обеспечило устойчивое внимание и интерес детей.
На первом этапе была озвучена тема занятия . Проведены упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и преодоление двигательных автоматизмов.
Затем были проведены упражнения и игры, направленные на развитие речи через совершенствование мелкой моторики и тактильной чувствительности. Большинству детей было трудно выполнять элементы пальчиковой гимнастики. Дети нуждались в помощи взрослого, так как сформированность двигательных умений и навыков рук не соответствует возрастным особенностям.(не могут найти нужный набор движений, перебирают пальцами, движения диффузны, не правильно располагают руки в пространстве, с трудом переключаются на другую позу, помогают другой рукой, наблюдается билатеральное нарушение переноса поз с одной руки на другую, т.е. не могут воспроизвести позу слева-направо и наоборот.)
Рекомендации:
1. Ежедневная пальчиковая гимнастика:
а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальное упражнение на столе (выполняется сидя).
2. Теневой, пальчиковый театр.
3. Упражнение в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование "петелькой" и "штрихом'" (упражнение выполняется только карандашом).
4. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур (мячик, дом и т. п.) по контуру и без него.
5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
6.Работа с пластилином (лепка).
7.Печатание букв в тетради.
8. Конструирование и работа с мозаикой.
9.Выкладывание фигур из спичек (палочек).
10.Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
11.Массаж и самомассаж рук.
12. Нанизывание бусин, макаронин на нитку.
13. Шнуровка, плетение.
14. Рисование пальцами.
Педагог-психолог Иванова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для развития мелкой моторики и речи у детей.
Все мы высоко оцениваем значимость развития мелкой моторики.Развитие мелкой моторики рук детей важна ни только для общего развития ребёнка, умения одеваться, писать, а также выполнять различные бытовы...
Развитие мелкой моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста
Презентация содржит информационный материал для родителей. На что влияет развитие мелкой мотрики? Почему так необходимо детям с речевыми нарушениями развивать мелкую мотрику и каковы же стартовые уров...
Пальчиковые игры и упражнения как эффективные средства развития мелкой моторики и речи у детей
Консультация для родителей...
Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»
Пальчиковые игры - это один из способов развития детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....
«Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»
Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощ...
Развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста
Развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженн...
Использование пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи для детей раннего возраста
Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые сложно назвать обучением, так как это очень веселый и увлекательный процесс. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказыв...