Практикум по профилактике эмоционального выгорания младших воспитателей
методическая разработка

Турмухаметова Махаббат Ермагамбетовна

Практикум для младших воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №146» г.Тюмени

Практикум для младших воспитателей

«Профилактика эмоционального выгорания младших воспитателей»

Подготовили:

педагог-психолог:

Отева Н.И.

Турмухаметова М.Е.

г. Тюмень 2014

Цель: профилактика эмоционального выгорания.

Задачи:

  • познакомить с приемами саморегуляции;
  • оптимизировать самооценку участников;
  • снять эмоциональное напряжение.

Ход встречи:

  • Упражнение «Конфета» 

Цель: расслабление, создание веселой позитивной  атмосферы.

Участники семинара сидят в общем кругу. Ведущий по кругу угощает участников конфетами: «Давайте подсласти нашу сегодняшнюю встречу, пожалуйста, угощайтесь конфетами, возьмите, кто сколько хочет». После того как все участники взяли конфеты, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько конфет он взял.

  • Изготовление бейджа со своим именем

Каждый участник изготавливает бейдж со своим именем и прикрепляет его к себе на грудь.

  • Теоретический материал «Профессиональное выгорание»

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания:

Первая  стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая  стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья  стадия:

  • притупляются  представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
  • безразличие ко всему. 

Симптомы профессионального выгорания:

1 ГРУППА

Психофизические симптомы: 

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

2 ГРУППА

Социально-психологические симптомы: 

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
  • немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)

3 ГРУППА

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

4.Экспресс-диагностика профессионального выгорания (приложение1).

Участники семинара заполняют предложенные им бланки анкеты.

5.Способы и методы профилактики эмоционального выгорания.

5.1. Басня «Осел и мул» (смехотерапия)

        Выбираем четырех желающих участников, трое из них выходят за дверь, а четвертому ведущий зачитывает басню. Прослушав её, он должен пересказать следующему участнику и т.д.

Басня «Осел и мул»

Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них у обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь; тогда он снял с него часть поклажи и переложил на мула.  Прошли они еще немного, и заметил он, что осел еще больше выбивается из сил; опять стал он убавлять ослу груз, пока наконец не снял с него все и не переложил на мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: "Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?". Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по концу.

5.2. Упражнение «Моечная машина» (телесно-ориентированная терапия)

         Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

5.3. Упражнение «Загораем»

«Представьте себе, что наши ноги загорают. (Показывают, как надо вытянуть ноги вперёд, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим… держим… Ноги напряглись! (Проверить у каждого из детей напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряжённые наши ноги стали твёрдые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!... Как хорошо, как приятно стало, ноги не напряжены. Слушайте и делайте, как я».

 Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… держим… напрягаем...
Загорели! Отпускаем! (Ноги резко отпустили на пол.)
Ноги не напряжены!
И расслаблены...

  • Презентация «Антистресс»
  • Подведение итогов. Рефлексия.

Приложение 1

Экспресс-диагностика профессионального выгорания

(разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой).

Обработка результатов теста

Опросник имеет три шкалы:

  • «эмоциональное истощение» (9 утверждений);
  • «деперсонализация» (5 утверждений);
  • «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

  • «никогда» – 0 баллов;
  • «очень редко» – 1 балл;
  • «иногда» – 3 балла;
  • «часто» – 4 балла;
  • «очень часто» – 5 баллов;
  • «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

  • «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
  • «Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
  • «Редукция личных достижений» – ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Приложение 2

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания 

Данные рекомендации составлены на основе многолетнего опыта Н.А. Голикова, предложений специалистов: М. Аргайла, М. Граф, Л.М. Поповой, Н. Казинс, ЛА. Китаева-Смыка, Р.Левинсона и др.

  • Используйте «тайм-ауты» - отдых от работы и других нагрузок.
  • Избегайте ненужной информации – не принимай участия в выслушивании негатива о своих коллегах.
  • Овладевайте умениями и навыками саморегуляции – релаксация, положительная внутренняя речь и т.д.
  • Профессиональное развивайтесь и самосовершенствуйтесь – различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции.
  • Избегайте ненужной конкуренции – слишком большое стремление к выигрышу создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания.
  • Поддерживайте хорошую спортивную форму.
  • Возьмите под контроль свое настроение – немедленно уходите от  человека или ситуации, которые могут привести вас в плохое настроение
  • Вставая ранним утром, улыбнитесь – и делайте это почаще в течение дня.
  • Постарайтесь не зависеть от чужого мнения.
  • Стремитесь к добрым делам и жить в соответствии с принципами общечеловеческой нравственности, чтобы не быть захваченными чувствами стыда и вины.
  • Помните, что ненависть, горечь, зависть как ничто другое ослабляют вашу нервную силу изнутри; они – злейшие враги вашего здоровья.
  • Имейте в своем духовном багаже наличие религиозной веры, цели и смысла жизни.
  • Владейте навыками самоконтроля через ведение дневников, в которых отмечается, какие события были принятые, а какие – нет.
  • Не жалуйтесь, не нойте, не пытайтесь вызвать сочувствие и жалость к себе, помните, что и у других далеко не все в порядке и что им это тоже надоедает, не забывайте, что люди бегут от нытиков и тянутся к сильным уверенным, преодолевающим любые трудности собственными усилиями.
  • Имейте семью, хорошие отношения с другими людьми, родственниками, друзьями, соседями.
  •  Стремитесь к тому, чтобы работа приносила удовлетворение, а досуг был бы приятен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.Тема: «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!» Цели семинара-практикума: Формирование навы...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Методическая разработка на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста»

Программа «Профилактика эмоционального выгорания воспитателей  и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста» направлена на формирование у воспитателей и специалистов компе...

Семинар-практикум по профилактике эмоционального выгоранию педагогов.

Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным  ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания....

Семинары- практикумы по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Практикум для педагогов "Коллектив- это мы!"; Комплекс упражнений с элементами тренинга; "Комплекс практических техник и методик по снятию напряжения"...

Семинары- практикумы по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Уважаемые коллеги, не думайте о выгорании- думайте о себе!...

Семинар-практикум по профилактике" Эмоционального выгорания педагогов в ДОУ"

Семинар-практикум по профилактике" Эмоционального выгорания педагогов в ДОУ"...