Семинар-практикум по профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
материал по психологии

Котова Дарья Андреевна

Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8-391-32) 2-66-77.

Email: ds1@uo-minusinsk.ru

Семинар-практикум по профилактики эмоционального выгорания

педагогов ДОУ

Разработала: педагог-психолог

Котова Дарья Андреевна

Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния

Задачи:

1. Снизить уровень эмоционального выгорания педагогов.

2. Повысить уровень сплоченности педагогического коллектива.

3. Научить способам здоровье сберегающих технологий.

Приветствие:

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»?

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

В настоящее время эмоциональное выгорание понимается как механизм психологической защиты. Этот синдром включает в себя три основных составляющих:

  1. Эмоциональную истощенность - проявляется как эмоциональное перенапряжение, чувство опустошённости, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. (потеря интереса к работе он как бы израсходовал свою психическую энергию без остатка.)
  2. Деперсонализация – возникает равнодушие и даже негативное отношение к коллегам, циничное отношение к труду и объектам своего труда.
  3. Редукция профессиональных достижений – возникновения чувства некомпетентности, неудовольствие собой, негативное отношение к себе как к личности и, главное, формальное выполнение профессиональных обязанностей. (Е.А. Панькова, Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова).

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».

Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

Экспресс оценка выгорания 

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

Да

Нет

1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда (выходного) уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.

5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

6. Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.

10. За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.

Итого


Оценка результатов:

0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.

2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Ход тренинга:

Ритуал приветствия.

1.Упражнение «Представление» («Эхо»)

Инструкция: Ведущий (тренер) просит участников представиться, он называет свое тренинговое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет все за ним. 

Установление правил группы

После знакомства ведущий объясняет, что каждая группа должна иметь правила для полноценной и результативной работы. Выносятся правила на обсуждение:

  • доверительное общение
  • общение по принципу «здесь и теперь»
  • искренность в общении
  • конфиденциальность
  • определение сильных сторон личности
  • недопустимость непосредственных оценок человека

Разминка.

2. Упражнение «Порядковый счет».

Участники стоят в кругу.

Инструкция: «Я говорю «один» и смотрю на любого участника игры; тот, на кого я посмотрел (а), говорит «два» и смотрит на другого».

Примечание. Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками.

3. Упражнение «Ведро мусора»

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…» т.д.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

- А сейчас чтобы у вас поднялось настроение я предлагаю вам порисовать. Тот рисунок который у вас получится расскажет вам о том какой вы работник.

4. Тест «Какой вы работник»

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

hello_html_m308b564b.png

Тест «ЛОШАДЬ»

Какой вы работник

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Ключ к тесту

В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.

- Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания» можно увидеть связь этого феномена со стрессом. Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее.

Поэтому сейчас я бы хотела рассказать и показать на практике, какие приемы могут помочь нам справиться со стрессом и напряжением.

Обычно для снятия мышечного и нервно-психического напряжения используются различного рода упражнения. 2 из них мы сейчас выполним.

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1.

Его можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет. На котором сосредоточить своё внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох (выдох должен быть заметно длиннее вдоха).

2. Закройте глаза. Сначала посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте. Медленно выдыхайте, представляя. Как с каждым выходом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

3. Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый Вами воздух окрашен в тёплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращаясь в облако.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счёта, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, ещё через неделю – от 30 до 1, в конце концов – от 50.

Упражнение 2 «Мантра от усталости»

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Я уникальна во всей Вселенной.

Я единственная в своем роде и неповторимая.

Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

Я верю в себя и в свое будущее.

Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

Я – хозяйка своей жизни.

Я – свободная личность.

5. Таблица «Помоги себе сам»

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

6. Упражнение «Удовольствие» 

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома «выгорания»?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;
  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;
  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;
  • невозможность влиять на принятие важных решений;
  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым);
  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением);
  • отсутствие каких – либо интересов вне работы;
  • переживание несправедливости;
  • неудовлетворенность работой.

  1. Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
  2. Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
  3. Третьим признаком является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

7. Упражнение «Мне обидно, когда...»

Цель: избавиться от внутренних обид.

Участники пишут на листочках фразу, начинающуюся словами: «мне обидно, когда...» и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Далее участникам предлагается изобразить обиду. Каждый участник по кругу говорит «моя обида похожа на...» и изображает. Предлагается скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна».

8. Упражнение «Пять поступков, которыми я горжусь в своей жизни»

Цель: Повышение самооценки

Во многих из нас воспитывали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух – «нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человека постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми? Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение.

«Напишите пять поступков в своей жизни, которыми вы гордитесь. Написали??? А выбрать один самый главный для вас и сказать его нам.

Словами «Я не хочу хвастаться, но я горжусь…..!»

 Легко  ли  вы  справились  с  этим  заданием?»

9. Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 1, 2).

Инструкция.

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья».

У Андерсена есть сказка с таким же названием. В этой сказке Фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху.

Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача, надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат:

Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе.

Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Приложение 1

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»

Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.

• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам предстоит пройти курсы переподготовки и получить высшее дошкольное образование.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с детьми.

Вам выпала честь представлять свой детский сад на конкурсе педагогического мастерства.

• Есть возможность попробовать свои силы.

На работе задержали зарплату.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги.

• Пройдусь босиком.

• Ситуация вызовет сочувствие коллег.

Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо.

• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

• Хороший повод отдохнуть.

• Заняться наконец-то своим здоровьем.

• Прочесть книги по ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Вас бросил муж.

• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

• Больше времени на хобби.

• Возможность пересмотреть отношения и оценить чувства.

Вы попали под сокращение.

• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

• Новый коллектив, новые перспективы.

У Вас возник конфликт с мамой воспитанника.

• Хорошая возможность выяснить взгляды конфликтных сторон на воспитание ребенка.

Вас отправили в отпуск в ноябре.

• Наконец, отдохну!

В группу поступил гиперактивный ребенок.

• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими воспитанниками.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.

10. Упражнение «Мои достоинства»

Цель: Поднятие самооценки

«Сейчас на альбомном листе мы каждый рисует солнышко. В центре солнышка пишем свое имя, а лучиков у солнышка должно совпадать с количеством человек. Теперь пускаем свои солнышки по кругу, а мы друзья пишем положительный качества, достоинства, пожелания этого человека…. Листочек должен прийти к вам. Посмотрите что вам написали. Теперь этот листочек надо повесить на видное место, когда вам будет плохо вы посмотрите и настроение у вас поднимется.»

Памятка «Как избавиться от стресса»

1.Окружающий мир – это зеркало, в котором каждый человек видит своё отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2.Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего Вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда Вы почувствуете себя лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

3.Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать и любить всех, начиная с себя.

4.Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить моё отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в моё нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5.Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести – значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6.Каждый день будьте настолько активны, насколько Вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте заняты. Это самое дешёвое средство и самое эффективное.

7.По возможности радуйте себя тем, что способно Вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте Ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8.Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в Вас больше всего.

9.Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

10.Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11.Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нём ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его ещё нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12.Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

13.Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможно просто поболтать на отвлечённые темы – тоже лекарство от стресса.

14. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов – важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но употреблять алкоголь, сигареты, наркотики и другие «излишества» не стоит.

15. Укрепление физического здоровья – важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле – здоровый дух.

16.Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишён этого чувства.

17. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.

11. Игра «Ларец желаний»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.

Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты:

В ближайшее время тебе особенно повезет!

Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!

Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!

Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!

Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе зима!

Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!

Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!

Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы!

А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!

Загляни внутрь себя, там есть все то, что тебе так импонирует в других людях!

Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!

Внутри каждого человека есть хотя бы одно малюсенькое позитивное качество…рассмотри его!

Экспресс оценка выгорания 

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

Да

Нет

1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда (выходного) уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.

5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

6. Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.

10. За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.

Итого

hello_html_m308b564b.png

hello_html_m308b564b.png

Упражнение 1 для снятия стресса

Его можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет. На котором сосредоточить своё внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох (выдох должен быть заметно длиннее вдоха).

2. Закройте глаза. Сначала посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте. Медленно выдыхайте, представляя. Как с каждым выходом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

3. Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый Вами воздух окрашен в тёплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращаясь в облако.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счёта, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, ещё через неделю – от 30 до 1, в конце концов – от 50.

Упражнение 2 «Мантра от усталости»

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Я уникальна во всей Вселенной.

Я единственная в своем роде и неповторимая.

Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

Я верю в себя и в свое будущее.

Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

Я – хозяйка своей жизни.

Я – свободная личность.

5. Таблица «Помоги себе сам»

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»

Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.

Вам предстоит пройти курсы переподготовки и получить высшее дошкольное образование.

Вам выпала честь представлять свой детский сад на конкурсе педагогического мастерства.

На работе задержали зарплату.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо.

Вы внезапно заболели.

Вас бросил муж.

Вы попали под сокращение.

У Вас возник конфликт с мамой воспитанника.

Вас отправили в отпуск в ноябре.

В группу поступил гиперактивный ребенок.

Вам нужно показать открытое занятие на город.

Вас назначили ведущим на концерте посвященному юбилею детского сада.

Вас перевели работать на другую группу

Вас вызвали поработать в свой выходной день (отгул).

Вас на Новый год не премировали.

Памятка «Как избавиться от стресса»

1.Окружающий мир – это зеркало, в котором каждый человек видит своё отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2.Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего Вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда Вы почувствуете себя лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

3.Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать и любить всех, начиная с себя.

4.Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить моё отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в моё нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5.Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести – значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6.Каждый день будьте настолько активны, насколько Вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте заняты. Это самое дешёвое средство и самое эффективное.

7.По возможности радуйте себя тем, что способно Вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте Ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8.Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в Вас больше всего.

9.Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

10.Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11.Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нём ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его ещё нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12.Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

13.Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможно просто поболтать на отвлечённые темы – тоже лекарство от стресса.

14. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов – важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но употреблять алкоголь, сигареты, наркотики и другие «излишества» не стоит.

15. Укрепление физического здоровья – важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле – здоровый дух.

16.Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишён этого чувства.

17. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.

11. Игра «Ларец желаний» Варианты:

В ближайшее время тебе особенно повезет!

Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!

Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!

Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!

Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе зима!

Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!

Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!

Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы!

А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!

Загляни внутрь себя, там есть все то, что тебе так импонирует в других людях!

Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!

Внутри каждого человека есть хотя бы одно малюсенькое позитивное качество…рассмотри его!

Тебе сегодня особенно повезет!

Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

Сегодня твой день, успехов тебе!

Сегодня чудесный день для прогулок с родными людьми!

Источники:

  1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991
  2. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001
  3. Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2005
  4. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000
  5. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.
  6. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003
  7. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000
  8. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996
  9. Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005
  11. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003
  12. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса сем...

Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Семинар-практикум для педагогов - "Профилактика эмоционального выгорания"

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания....