описание опыта работы
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
описание опыта работы по грамматическому строю речи у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_2019.docx | 47.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п.г.т. Малиновский
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений»
Воспитатель: Абзалова
Рамиля Мавлавиевна
2019г.
Введение
Готовность ребенка к получению новых знаний, а так же легкость и быстрота их усвоения зависит в первую очередь от развития умственных способностей ребенка, т. е. умение ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно анализировать происходящее.
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Формирование грамматического строя речи особенно тесно связано с освоением детьми навыков предметной и игровой деятельности, расширением ориентировки в окружающем, а также с овладением звуковой стороны речи, обогащением и активизацией словаря. Закономерности усвоения детьми грамматического строя языка: овладение синтаксической и морфологической сторонами речи.
Если смысл грамматических форм остается ребенку, непонятен, он будет затрудняться в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.
Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.
Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис - словосочетания и предложения.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский называл грамматику «логикой языка». Ребенок дошкольного возраста, осваивая грамматические законы родного языка, совершенствует не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.
Первоначально морфологические формы заменяются из речи взрослых в том виде, как слышатся. Но затем усвоенный материал в процессе языковых игр подвергается анализу путем экспериментирования. При этом верные в грамматическом отношении формы заменяются на ошибочные, но «правильные» с точки зрения языковой системы, т.е. на «хорошие ошибки».
Р.Г. Левина, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова и другие ученые считали, что ребенок не может научиться грамматической правильности, не пройдя этап нарушения «правильности». Следовательно «языковые эксперименты» - закономерное явление, это детский способ обследовать слова, его формы и семантические отношения между словами. Если у детей не исправлять речевых ошибок, то изжить их из речи детей впоследствии будет трудно.
Педагог - специалист по дошкольному воспитанию А. Г. Арушанова в своих работах отмечает, что в процессе занятий, дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием дети обучаются тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными в роде; образованию трудных форм глаголов; форм существительных родительного падежа множественного числа и другие.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие, и закладываются основы успешного обучения в школе. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.
Речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
Общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»
Стараюсь, стать на позицию ребенка:
- учитываю его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.
Изучив теоретические источники, определила цель:
создание условий для успешного освоения грамматического строя речи и развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи:
1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение слова по родам, числам, падежам).
2.В овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных предложений и сочетанию их в связном тексте.
3.Сообщить знания о некоторых нормах образования слов – словообразования.
Новизна данного опыта - использование дидактических игр при формировании грамматической стороны речи у ребенка дошкольного возраста в игровой форме, во время всей совместной деятельности с детьми (НОД, режимные моменты). Такой способ считается одним из самых эффективных приемов обучения. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
Описание опыта работы
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В группе были созданы центры: «Речевой уголок», «Сюжетно – ролевых игр», «Театральный уголок», «Полочка красоты», «Библиотека», «Математический центр», «Экспериментальный центр» и т. д.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы, для этого были изготовлены лэпбуки: «Пожарная безопасность», «Дорожная безопасность», «Весна», «Космос». Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя. Составлены перспективные планы на возрастные группы: вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы (приложение 1); изготовлена картотека дидактических игр (приложение 2).
Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:
- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;
- в ходе режимных моментов;
- в свободной самостоятельной деятельности;
- во взаимодействии с семьями.
Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии.
Образец: правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно, говорить слова, запомнить их:
Ехать - приезжай; махать - маши; искать - ищи;
Снять (что?) пальто, но раздеть (кого?) - куклу;
Надеть (что?)- шапку, но одеть(кого?)- мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например, все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кофе, кино, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей – апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение её детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Используются и такие приёмы:
-создание проблемной ситуации;
- показ нужной формы;
-исправление ошибки;
-напоминание о том, как сказать правильно.
Продолжая повышать свою компетентность по данному вопросу, в 2018 году прошла курсы профессиональной переподготовки по программе «Педагогика и методика дошкольного образования» г. Волгоград 22.03.2018г.
С целью повышения качества профессиональной деятельности прошла курсы повышения квалификации:
1. По дополнительной профессиональной программе «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» г. Екатеринбург 02.05.2018г.;
2. По дополнительной профессиональной программе «По программе ФГОС в дошкольном образовании» г. Волгоград 05.02.2018г.
Постоянно интересуюсь новинками методической литературы по развитию речи; посещаю открытые занятия других педагогов, методические объединения воспитателей.
Разработала консультации (приложение 3) для воспитателей: «Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе», «Организация работы по грамматической правильности речи вне занятий», «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Разработала и провела занятия (приложение 4):
1. Занятие «Путешествие на воздушном шаре» (2 младшая группа).
2. Итоговое занятие «Экскурсия Лунтика по городу и поездка в деревню» (средняя группа).
3. Итоговое занятие «У сороки – белобоки» (разновозрастная старше-подготовительная группы).
4. Игра-викторина «Весна» (подготовительная группа).
С целью охвата всех участников воспитательно-образовательного процесса, взаимодействую с родителями. Проведены консультации по темам: «Игры в кругу семьи», «Развитие грамматического строя речи у детей 4-6 лет», «Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче»
(приложение 5).
Провела родительское собрание по теме: «Как работать с ребенком дома над развитием правильной речи» и мастер-класс по теме «Домашняя игротека для детей и их родителей» (приложение 6).
Результаты освоения обучающимися образовательных программ
в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Учебный год | 2015-2016уч.г. | 2016-2017уч.г. | 2017-2018уч.г. |
Уровень развития | к/г | к/г | к/г |
Сформирован | 35% | 70% | 40% |
На стадии формирования | 65% | 30% | 60% |
Не сформирован | 0% | 0% | 0% |
Заключение
Дидактические игры и упражнения являются наиболее подходящей и активной формой обучающего воздействия для детей дошкольного возраста.
Воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Играя, ребёнок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Проанализировав опыт работы по формированию грамматического строя, сделала вывод, у наших детей заметно пополнился словарный запас, дети допускают меньше ошибок при согласовании слов в предложении, научились образовывать однокоренные слова, глаголы с приставками, используют в речи прилагательные в сравнительной форме. Формирование грамматического строя речи ребенка постепенно совершенствуется, чему способствуют в первую очередь общение, дидактические игры-занятия, речевые, народные и подвижные игры, экскурсии, прогулки и т.д. Понимая, как при этом важна роль взрослого, мы должны продолжать создавать развивающую среду, активнее общаться с ребенком, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество.
Список литературы
1.Арушанова А. Г. Речь речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. - М.: Мозаика - Синтез, 2005г.
2.Гризик Т. И., Тимощук Jl. Е. Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2005г.
3.Смирнова Jl. М. Занятия с детьми 5-6 лет - М.: «Мозаика - Синтез», 2006г.
4.Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Зимняя одежда и обувь. СПб.: Паритет, 2006г. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).
5.Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Мамин день. СПб.: Паритет, 2006г. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).
6.Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями, - Екатеринбург: Из-во «Литур» 2000г.
7.Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий. - СПб.: «Детство-Пресс» 2005г.
8.Новиковская О. А. «Логопедическая грамматика для малышей»
Пособие для занятий с детьми 2-4 лет, 4-6 лет, 6-8 лет. ООО «Корона принт», Санкт-Петербург. 2004г.
9.Ю.Нищева Н.В. Будем говорить правильно. - СПб., ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....