Выступление на мастер-классе по теме: "Вальс".
консультация

Герасимова Екатерина Юрьевна
Цель: сформировать представление о бальном танце – вальсе; создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкальной активности учащихся, познакомить детей с историей вальса, движениями вальса, музыкальным размером ¾. Задачи: Обучающие: - познакомить с танцем вальс; историей вальса; техникой исполнения вальса. - Разучить основные шаги и повороты вальса - выучить этюд «Вальс цветов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3.

143405 РФ, Московской обл. г.Красногорск, ул.Вокзальная

Тел/факс: 562-00-04; 562-01-51

Выступление на мастер-классе по теме: «Вальс»

Подготовила и провела: Герасимова Е.Ю.

15.05.2018г.

Красногорск

25.04.2018

Тема «Вальс и его разновидности».

Цель: сформировать представление о бальном танце – вальсе; создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкальной активности учащихся, познакомить детей с историей вальса, движениями вальса, музыкальным размером ¾.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с танцем вальс; историей вальса; техникой исполнения вальса.

- Разучить основные шаги и повороты вальса

- выучить этюд «Вальс цветов»

Воспитывающие:

способствовать:

- привитие уважения к особенностям и традициям бальных танцев.

Развивающие:

развивать:

- кругозор, чувство ритма, музыкальный слух и память;

- воспитанию эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);

- умение работать в коллективе;

- способность учащихся к сотрудничеству;

- коммуникативные умения.

История возникновения вальса.

  • Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению с аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто.
  • Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах. По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера – трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного вальса.
  • Танец со временем многократно видоизменялся, приобретая очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Вальс проник на светские балы и приемы, правда, претерпев множество негативных откликов. Так, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе. После чего танец подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они считали его «развратным», «постыдным», лишенным целомудрия, нарушающего нормы морали и нравственности, ибо такое поведение в танце могли демонстрировать только куртизанки. На танец навесили ярлык «греховного», «вульгарного» и «непристойного», и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие.
  • Но полностью вальс не удалось задушить. Буржуазия с восторгом приняла немецкий танец. Он распространялся среди горожан в светских танцевальных салонах, хотя это и вызывало негодование среди моралистов, которые сравнивали любовь к вальсу как к пагубной привычке.
  • Может вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся на 30е годы 19 века. Облагороженная музыка дала толчок для развития вальсовой хореографии, приобретая грациозность, легкость и красоту. К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.

Разновидности вальса.

На данный момент различают множество разновидностей вальса. Самыми популярными, любимыми и распространенными считаются следующие версии танца:

Медленный вальс (английский вальс или вальс-бостон) – этот вид танца отличает сдержанность движений и чрезвычайная элегантность. Для его исполнения требуется отличное владение техникой и высокая дисциплинированность. Характерными чертами медленного вальса считаются присутствие фермат и выдержанных пауз, а также быстрое изменение темпа;

Венский вальс – это стремительный, зажигательный, чрезвычайно быстрый танец, который при этом наполнен изяществом и небывалой легкостью – партнеры как будто передвигаются в воздухе, не касаясь ногами пола;

Танго-вальс – это удивительный танец, в котором сочетаются элементы нежного вальса и страстного танго. Относится к комбинированному жанру. В силу пылкости и накала страстей танго-вальс также получил второе название «Аргентинский вальс»;

Фигурный вальс – танец, который вошел в спортивную программу бальных танцев СССР (в 60-х годах XX века). Своим названием танец обязан четкому исполнению танцевальных элементов (фигур).

Из истории медленного вальса.

Медленный вальс – очень красивый, изящный, мягкий и плавный танец, возник из венского быстрого вальса. Слово Вальс произошло от немецкого «walzen» – кружиться в танце.

Это трехдольный парный бальный танец. Исполняют Вальс, как правило, в закрытой позиции. Это медленный танец с характерно выраженной и постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" – вместе с легким платьем для бальных танцев, она и создаёт ощущение полета и невесомости. Мягкий характер исполнения снижений придёт особую привлекательность и выразительность. Управление партнером пары носит мягко завуалированный, скрытый характер. Появился этот нежный танец в средневековье. Своё происхождение вальс ведёт от многих танцев народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце “матеник” и его разновидности “фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце “вольт” и, наконец, в австрийском “линдлере”, самом близком к вальсу из его предшественников.

Из истории венского вальса.

Что такое венский вальс?

Венский вальс – это одна из разновидностей вальса. Вместе с медленным вальсом этот танец входит в европейскую программу бальных танцев. Среди других видов вальса, эту разновидность отличает более быстрый темп и более выраженный акцент на первую долю такта. Однако, несмотря на быстрый темп, венскому вальсу свойственны плавность исполнения, изящество, которому не мешают стремительное кружение и повороты.После победы над Наполеоном, в Вене, в 1815 году состоялся конгресс союзников. Представители многих стран праздновали победу на балах, самозабвенно танцуя новый восхитительный танец. Именно тогда вальс приобрел четкий, акцентированный на первой доле такта, ритм. Вернувшись на родину, участники конгресса привезли с собою новый романтичный танец, который, несмотря на сопротивление светского общества, быстро вошел в моду. Триумфальное шествие вальса уже было не остановить.

Из истории танго-вальса.

Самый малоизвестный из вальсов родился на улицах Байроса (так аргентинцы называют свою столицу). Вальс пришел на землю Аргентины вместе с европейцами, пересекшими океан в поисках лучшей доли. В Америке оказалось много земли и работы, при остром недостатке рабочей силы. Все вновь прибывшие становились в основном строителями (Буэнос-Айрес изначально строился с имперским размахом), работниками скотобоен (крупнейших в мире на то время) и другими специалистами, рабочими и служащими, нужными независимой Аргентине. Классический тангоА по вечерам после изнурительной работы бывшие иммигранты доставали привезённые вместе со скудным скарбом музыкальные инструменты своих стран. И звенели мелодии итальянских скрипок, приправленных плачем немецкого бандонеона и гитарными переборами испанских гитар. Тогда мужчин, приехавших на аргентинские заработки, было в десятки раз больше, чем женщин. Прикоснуться к даме можно было разве что в танце под импровизированный оркестр на мощёной камнем улице. Так рождались первые фигуры танго. Позднее, когда города Аргентины разрослись, мужчины выписали на заработанные деньги свои семьи со всего Старого Света. Так на аргентинских улицах стало больше женщин и танцев, привезённых из Европы. Однако основной тон в Буэнос-Айресе задавало танго. Вальс, покоривший до этого полмира, в Аргентине сам оказался покорён. Однако он не был забыт безвозвратно, а видоизменился под влиянием танго, превратившись фактически в новый танец: Танго-вальс танцуется под ритм и мелодию одновременно, что придало ему невероятную гибкость исполнения. Как и танго, танго-вальс способен обходиться минимумом площади для своего исполнения. Для молодоженов этот танец хоть и достаточно сложен для освоения, однако это компенсируется его «демократичностью» к танцевальному пространству и нетребовательностью к ритму.

Фигурный вальс

Руководство бывшего Советском Союзе (СССР) в середине 20-го века поставило задачу по созданию советской программы бальных танцев –«Советский человек должен и танцевать по-советски!» Эта программа включала танцы народов СССР:  "Сударушка", "Русский лирический", украинский лирический," "Вару-вару" (латышский), Риллио" (литовский) и прочие. Конечно же в эту программу был включен и вальс в постановке С. Жукова, которому дали название «Фигурный вальс».

В основе Фигурного Вальса лежат простые танцевальные движения Венского вальса, такие как перемена вперед, натуральный и обратный повороты. Каждая фигура исполняется на 8 тактов, а весь танец - на 32 такта.

В фигурном вальсе нет ни подъемов, ни спусков, которые весьма сложны для освоения новичками, он весь основан на кружении. В фигурном вальсе не запрещается изменять позиции: вставать перед партнершей на колено или вращать её под рукой – большой простор для воображения хореографа. Возможно из-за этого фигурный вальс очень часто исполняют на торжествах и свадьбах.

Музыкальный размер фигурного вальса в течение всего танца — 3/4.

Темп медленнее, чем в Венском вальсе, всего 52 - 55 тактов в минуту.

История отечественного бального танца напоминает, что его танцевали люди всех возрастов. Было принято привозить на бал своих детей, как бы вводить их в общество, представлять собравшимся, и день первого бала запоминался молоденькими девушками и юношами на всю жизнь как одно из самых торжественных событий. Но на этих балах танцевали не только юные. Восьмидесятилетний Лев Николаевич Толстой прекрасно танцевал бальный танец, бытовавший в те годы. А в 1951 году в Будапеште, на приеме в Советском посольстве замечательно вальсировал прославленный маршал Климент Ворошилов. В середине 20-го века была создана программа бальных танцев. Конечно же, в эту программу был включен и вальс в постановке С. Жукова, которому дали название "Фигурный вальс". В основе Фигурного вальса лежат простые танцевальные движения Венского вальса. Каждая фигура исполняется на 8 тактов, а весь танец - на 32 такта. Фигурные вальсы исполняются по большей части по 3-й позиции, по кругу. Исходная позиция - кавалер стоит спиной к центру, дама - лицом. Вальсы исполняются по фиксированным схемам. Обычно темп музыки средний, однако возможно исполнение и под медленную, и под быструю музыку. В фигурном вальсе нет ни подъемов, ни спусков, которые весьма сложны для освоения новичками, он весь основан на кружении. В фигурном 6вальсе не запрещается изменять позиции: вставать перед партнершей на колено или вращать ее под рукой - большой простор для воображения хореографа. Возможно из-за этого фигурный вальс очень часто исполняют на торжествах. Особенности вальса - его импровизационные возможности. Они заключены в свободе выбора и сочетаний танцевальных движений, а также последовательности фигур. Фигурный вальс по праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители как бы проходят необходимую «школу» пластической культуры, усваивая хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивые движения рук. Свободно овладев основными элементами фигурного вальса — поворотами в правую и левую стороны, променадом, балансе, танцующие могут создавать разнообразные фигуры и композиции. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный.


Основные движения входящие в состав фигурного вальса.

  • Балансе

Балансе – одно из основных движений фигурного вальса. Партнер становится спиной к центру зала, выставив вперед левую ногу, а партнерша, наоборот, лицом к центру, правая нога впереди. Ладони дамы находятся на плечах кавалера, а движение начинается по линии танца. Первый шаг должен быть очень широким.

  • Менуэт-балансе. Партнер стоит напротив партнерши. Правые ладони  партнёров касаются друг друга.  Балансе вперед-назад со сменой мест.

  • Вальсовая дорожка

Еще одно движение, характерное для русского фигурного вальса, это окошечко. Здесь танцующие стоят лицом друг к другу, правые руки партнеров соединены. Левая рука партнерши опущена вниз, а у партнера находится за спиной. Движение начинается с правой ноги навстречу друг другу, руки не размыкаются.

Как и во многих видах вальса, в фигурном есть своя вальсовая дорожка. Она исполняется одинаково и партнером, и партнершей: на трех проходящих шагах вперед по линии танца. Дорожка может исполняться и вперед, и назад. На счет «раз» нужно со всей силы отталкиваться от пола каблуком опорной ноги, а счет «два» и «три» сделать шаги на полупальцах. При необходимости некоторые движения повторяются.

  • Окошечко:Разворот друг от друга.
  • Променад. (с вращением дам). Поворот партнерши под рукой.
  • Поклон и реверанс.

Отработанные движения рекомендуется объединять в танцевальные комбинации. 

Идут годы, но вальс по - прежнему свеж, он прекрасен, как в дни своей молодости. Он желанный гость танцевальных вечеров, свадеб и выпускников школ.. К нему никогда не остывает интерес композиторов. Можно с уверенность сказать вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению с мастер-классом для педагогов на семинаре –практикуме по теме: «Нетрадиционное техники рисования в доу"

О способах альтернативныхХотим вам  немного рассказать.Свою большую эффективностьОни успели доказать.Занятия нетрадиционныеВключают множество идей.Порою провокационные,Но интересны для детей.В ни...

Текст выступления к мастер- классу "Умные пчёлки"

Текст выступления к мастер-классу по теме"Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования"...

Из опыта работы по теме: «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ» (выступление с мастер-классом)

Материал интересен воспитателям детских садов. Каждый ребенок- первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег  - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает во...

Выступление с мастер – классом «Волшебный мир математики. Система «Мате плюс. Математика в детском саду». Рекомендации по использованию». 16.02.2022г.

Выступление с мастер – классом «Волшебный мир математики».Система «Мате плюс. Математика в детском саду». Рекомендации по использованию».16.02.2022г....

выступление на мастер-классе

Делюсь опытом работы с коллегами района...