«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ.» Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей
рабочая программа (старшая группа)

Горбунова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа " Мы живем в России" по  духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myzhivem_v_rossii.docx65.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»

Управление образования Артёмовского городского округа

623770, Свердловская область, Артемовский р-он,

п. Красногвардейский, ул. Станочников,6                       тел. 8-343-63-44-9-64

Регистрационный номер № 00000050

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ № 27

____________ Л.В.Серебренникова

«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ.»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического

воспитания детей  

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5-7 лет

Разработчик:

Горбунова Т.Г. воспитатель высшей к.к.

п. Красногвардейский

Екатеринбургская метрополия Русской православной церкви

gorbunovatatyana70@mail.ru

+79024421597

2023 г.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цели и задачи…………………………………………………………………...6

1.2. Принципы и подходы к реализации программы……………………………..7

1.3. Нормативно- правовое  обеспечение программы…………………………….7

1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………..9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности по духовно-нравственному  

       и  гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного  

       возраста: направления (блоки), формы, способы, методы и средства……10

  1.  Организация взаимодействия с семьей по духовно-нравственному

       и гражданско-патриотическому воспитанию детей……………………… 12

2.3 Организация взаимодействия воспитателей и специалистов по реализации программы………………………………………………………………………….13

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

  1. Примерное тематическое планирование по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………....15
  2. Инновационные формы работы…………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………18

          Список использованной литературы……………………………………….20

Приложение 1.  Перспективный план по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 2. Сценарий весеннего развлечения «День птиц».

Приложение 3. План-конспект бесед о зимних православных праздниках.

Приложение 4. Сценарий праздника  «День защитника Отечества».

Приложение 5. Сценарий НОД «Широкая масленица».

Приложение 6. Сценарий праздника  «Осень в гостях у ребят».

Приложение 7.Развлечение «Собирайся народ, праздник Пасхи у ворот».

Приложение 8. Сценарий развлечения «Яблочный спас».

Приложение 9. Утренник, посвященный Дню Победы «Рассказ о той весне…»

Приложение 10. Сценарий утренника ко Дню матери.

Приложение 11. Сценарий развлечения «День семьи, любви и верности».

Приложение 12. Сценарий развлечения «Святки -колядки».

Приложение 13. Педагогический проект «Этот удивительный КОСМОС»

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность.

       В настоящее время, в сложных условиях экономической и геополитической неуравновешенности, нестабильности, в Российской Федерации назрела необходимость укрепления и развития системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания  граждан всех возрастных категорий, в том числе и детей дошкольного возраста. Изменения, коснувшиеся России в последнее десятилетие, привели к значительной социальной разобщенности населения и пересмотру общих для всех граждан страны духовных ценностей.      

       Эти негативные преобразования снизили воспитательное действие российской культуры и образования как основных факторов формирования чувства патриотизма, гражданственности, нравственности.

       Таким образом, становится очевидной необходимость (уже с дошкольного возраста) систематической и планомерной деятельности по повышению гражданской ответственности, формированию национальной безопасности,  укреплению чувства сопричастности детей к истории и культуре своей страны, обеспечению преемственности поколений, воспитанию высоконравственной личности, имеющей активную жизненную позицию, восстановлению духовности.

       Тема возрождения России особенно актуальна сейчас: прежние идеалы утрачены, а новые размыты, неустойчивы, не отвечают основным принципам нравственности, духовности. Со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования усилено внимание к решению задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания: активно внедряются факультативы, парциальные программы, организуется тесное взаимодействие светских образовательных учреждений с Церковью.    

       Несомненно, современная ситуация обуславливает необходимость возвращения  к приоритетам любви к Отечеству, и  процесс этот необходимо формировать уже с дошкольного возраста, что и прослеживается в нормативных документах. Так, ФГОС дошкольного образования одним из главных направлений  государственной политики определяет внедрение регионального компонента в систему образования. 

      Воспитание в ребенке гражданина своей Родины сочетается с воспитанием в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Немалое значение для воспитания у детей нравственных качеств, патриотизма  имеет и  ближайшее окружение: детский сад,  улицы поселка, ближайшие города,  а затем и  страна, ее столица и символы. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что данное качество у каждого ребенка формируется индивидуально, и  связано оно с духовным мировосприятием, мироощущением человека.

       Конечно, наше дошкольное учреждение не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это входит в компетенции  семьи. Но основы духовности, нравственности,  мы обязаны заложить в ребенке, ведь то, каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, качеств личности, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его будущая деятельность, таким и будет мир,  созданный ребенком вокруг себя.  

       Таким образом, на основании выявленных проблем, и с учетом основных актуальных направлений  государственной образовательной политики, мною была разработана программа «Мы живем в России», по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.  Данная программа дополняет образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и  «Познавательное развитие», реализация программы осуществляется через интеграцию данных областей с такими образовательными областями, как «речевое развитие» и «художественно-эстетическое», что предполагает тесное взаимодействие воспитателей с такими узкими специалистами, как музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по ФИЗО.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цели и задачи программы

Цели: Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма на основе исторических и природных особенностей родного края, страны. Создание благоприятных условий для освоения ценностей культуры православия, приобщение детей  к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Осуществление педагогической поддержки становления и развития гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с ближайшим окружением.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины, уважение к культуре своей страны.
  4. Воспитание чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  5. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
  6. Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные
  7. интересы с общественными.
  8. Формирование основ эколого-краеведческой культуры, гуманного   отношения ко всему живому.
  9. Ознакомление детей с основами православной культуры: православные праздники, духовно-нравственный уклад жизни предков, некоторые доступные события и герои Библии.
  10. Развитие  представлений  о русской православной церкви.  Знакомство с

     некоторыми образцами православного искусства:  архитектура,  музыка,

         живопись.

  1.  Оказание помощи семье в формировании ценностной ориентации личности ребенка посредством приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни

1.2. Принципы и подходы к реализации программы 

  1. Доступность: предполагает соответствие содержания, характера и объема  материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность: на данном этапе необходимо сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному накоплению запаса имеющихся знаний и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность: все сведения, сообщаемые детям, должны быть достоверными, реальными.
  4. Системность: предполагает анализ взаимодействия различных направлений воспитания. Реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о гражданско-патриотических чувствах, духовно-нравственных качеств  через разные виды деятельности и действенное отношение к окружающему миру.
  5. Преемственность: реализацию работы по данным направлениям необходимо продолжать на следующей ступени образования.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.
  7. Дифференцированный подход к каждому ребенку: максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, потребностей и интересов.

          Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

1.3. Нормативно- правовое  обеспечение программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2): «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  •  Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, созидательно-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»;
  • Стратегия развития воспитания в  РФ на период до 2025г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.05.2015  № 996-р: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности… Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России»;
  • Федеральный  государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г.):  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Устав МБДОУ № 27 п. Красногвардейский.

1.4.Ожидаемые результаты освоения и реализации программы.

       Данный раздел представлен критериями, разработанными воспитателями и специалистами ДОО, которые могут быть сформированы у детей 5-7 летнего возраста и быть использованы в процессе мониторинга.

Ребенок 5-7 лет может:          

- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОО.

- Уметь рассказывать о своем родном поселке. О ближайшем окружении.

- Знать свой домашний адрес, название поселка, района (с 6-7 лет).

- Иметь представление о символике поселка, округа, страны.

- Иметь некоторые представления о жизни и быте русского народа.

- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, района, страны, уметь рассказывать о них.

- Проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свой край, страну, их достижения, иметь представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

-Проявлять уважение к своему и противоположному полу, ощущать принадлежность к определенной культуре.

- Знать 3-4 православных праздника, понимать некоторые  особенности православной культуры

- Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие)

- Иметь потребность и готовность проявлять сострадание и сопереживание.

- Осознавать ответственность за свои дела и поступки.

- Иметь некоторые представления о жизни людей в других странах.

- Иметь представления о правах и некоторых обязанностях ребенка

                                 

 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности по духовно-нравственному  и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного

возраста: направления (блоки), формы, способы, методы и средства.

       Структура программы

       Программа составлена по возрастным периодам старшего дошкольного возраста: старшая группа (5-6 лет), и подготовительная группа (6-7 лет).

       Содержание образовательной деятельности представлено в четырех основных тематических блоках:

1 блок: «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» (представление о себе как о личности, о своем ближайшем окружении, о традициях семьи);

2 блок: «Моя родина, моя Россия» (формирование патриотизма, гражданственности, представлений о своей малой и большой Родине, её героях, защитниках, известных людях, о традиционных событиях и праздниках);

3 блок: « Русская православная культура, традиции, обычаи» ( представления о православной культуре, традициях, обрядах, о церкви, праздниках, знакомство с некоторыми образцами православного искусства, с доступными событиями и героями из Библии)

4 блок: «правила, по которым мы все дружно живем». (представления об основных духовных и нравственных ценностях, качествах личности)

Структурная организация образовательной деятельности.

       Основными формами ознакомления детей с программным материалом являются непосредственно образовательная  и совместная деятельность, в ходе которых педагоги используют разнообразные методы, приемы, средства, технологии и другие формы работы. Полученные знания дети закрепляют в самостоятельной деятельности (таблица 1). Длительность деятельности варьируется в зависимости от возраста детей, усваиваемого материала: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

       Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, представлений. Тематика на следующем возрастном этапе сохраняется, при этом объем и содержание познавательного материала усложняется, дополняется в соответствии с возрастом детей.

                                                                                                                       Таблица 1 

Формы, средства и методы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Формы, методы и средства в совместной деятельности

Формы, методы и средства в самостоятельной  деятельности

НОД, экскурсии, походы,  наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, народные игры, дидактические игры, беседы, игровые занятия- ситуации, сюжетно- ролевые игры,

игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые, словесные игры).

 Беседы-занятия, проблемные ситуации, праздники,

поисково–творческие задания, просмотр фильмов,

театрализованные постановки, решение задач.

Музыкальные и физкультурные досуги, развлечения, целевые прогулки, игра-экспериментирование.

Исследовательская деятельность. Ситуативный разговор, моделирование, настольные игры.

Создание коллекций, музейных экспозиций, альбомов и т.д

Проектная деятельность, викторины, КВН, тематические досуги, акции, квест-игры, просмотр презентаций, слайд-шоу.

Выставки, конкурсы, фестивали.

Игры  (дидактические,

развивающие, подвижные).

Игры-экспериментирования. Самостоятельные сюжетно- ролевые игры.

Наблюдение. Рассматривание.

Интегрированная детская деятельность: (включение ребенком полученного  опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую).

Исследовательская деятельность.

Конструирование.

Развивающие игры.

рассматривание иллюстраций, изобразительная деятельность.

  1. Организация взаимодействия с семьей по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей.

       Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Основные формы работы

Родительские собрания.

- Октябрь: «Доброта- она от века украшение человека» с чаепитием.

-Январь: Мастер-класс «Волшебные русские лоскутки» по технике «аппликация».

- Апрель: Викторина «История нашего поселка»

Беседы и консультации для родителей.  (Индивидуальные и групповые)

  •  «Роль семьи в воспитании ребенка»;
  • «Безопасность и здоровье ребенка»;
  • «Воспитание добротой»;
  •  «Как мы проводим выходные»;
  • «Значение и роль семейных традиций в воспитании ребенка»;
  • «Русская сказка в жизни ребенка»;
  • «Формирование у детей самостоятельности и инициативности»;
  • «Фольклор вокруг нас».
  • «Ходим ли мы в церковь?».

Буклеты для родителей.

  • «Мой ребенок-  положительные и отрицательные стороны характера»;
  • «Куда пойти с ребенком в выходные»;
  • «Варианты организации семейных праздников»;
  • «Потешки, пальчиковые игры для детей старшего возраста»;

Конкурсы, выставки  для родителей.

  • выставка поделок из овощей и природного материала «Осенние фантазии»;
  •  конкурс на лучшую новогоднюю игрушку;
  • Выставка «Головные уборы родов войск Российской Армии»
  • Конкурс «Русский кокошник»
  • Православный конкурс  «Пасхальные радости»;
  • Конкурс - выставка «Славянские мотивы: от древности к современности»
  • Выставка старинных народных костюмов «Сударушка»
  • Конкурс «Расписная досочка»
  • Выставка «Флаг России» ( в любой технике)
  • Конкурс макетов «Православная церковь»

2.3. Взаимодействие воспитателей и специалистов по реализации программы.

Интеграция и координация деятельности узких специалистов и воспитателей в реализации программы предполагает:

- обсуждение и формулирование целей и образовательных задач;

- согласование образовательных блоков по направлениям деятельности и образовательным областям;

- совместное планирование работы с детьми в рамках непосредственно-образовательной, совместной деятельности;

- согласование по времени;

- совместные консультации воспитателей и специалистов по темам программы;

- реализация технологии совместной проектной деятельности;

       Воспитатели: организуют ОД в группе, на улице, общественных местах. Закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения, интегрируя к цели и содержание программы в повседневную жизнь детей (в игровую, творческую, коммуникативную и др. деятельность).

Музыкальный руководитель: развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Закрепление совместно со специалистами и воспитателями ДОО полученного материала в НОД, праздниках, развлечениях, утренниках и  других формах работы. Участие в качестве персонажей или помощников в итоговых мероприятиях.

Учитель-логопед: проведение фронтальных и индивидуальных занятий по развитию речи, отработке навыков коммуникации с воспитанниками, накопление, обогащение пассивного и активного словаря детей с учетом тематического планирования Программы. Организация помощи воспитателям и музыкальному руководителю в разработке методических материалов к НОД; помощь в написании конструктов, конспектов бесед, разговоров, викторин, и других материалов. Разработка, создание  или подбор презентаций, слайд-шоу, фильмов в соответствии с планированием. Участие в качестве персонажей, ведущих или помощников в итоговых мероприятиях.

                                 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Таблица 2

3.1 Примерное тематическое планирование по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-6л).

Дата

Основные темы (в соответствии с блоками)

Сентябрь

 День знаний, Наш детский сад, Моя дружная семья ;

Октябрь

День пожилого человека, День воспитателя, Праздник Урожая, конкурс поделок «Что нам осень принесла», Праздник Покрова, Праздник «Осень золотая»;

Ноябрь

 День народного единства, Я живу на Урале, День Матери.;

Декабрь

Мой родной поселок, Неделя доброты, Новогодний  праздник;

Январь

Рождество Христово, Зимние  народные забавы, Православные праздники на Руси, Святки-колядки ;

Февраль

День поэзии, День защитника Отечества, История богатырей русских, Масленица;

Март

 Женский день 8 Марта, Моя планета Земля, Моя родословная;

Апрель

День птиц, Международный день детской книги, Всемирный день здоровья, День космонавтики, Праздник «Пасха»;

Май

 Праздник «День Победы»,Герои нашего поселка, Неделя добрых дел, День славянской письменности и культуры;

Июнь

Международный день защиты детей, Праздник белой березы (Троица),  Моя родина- Россия

Июль

Народы нашего края, Олимпийские игры, Путешествие по карте мира;

Август

День Нептуна, День здоровья, О чем поют колокола в церкви.

Таблица 3

Примерное тематическое планирование по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 л).

Дата

Основные темы (в соответствии с блоками)

Сентябрь

День знаний,  Мой любимый детский сад, СемьЯ, Что такое Дружба;

Октябрь

 День пожилого человека, День дошкольного работника, Праздник Урожая, конкурс поделок «Что нам осень принесла» ,Конкурс рисунков «Мой родной поселок»,Праздник Покрова, Праздник «Осенины»;

Ноябрь

День народного единства, О, Русь моя! Край родной- навек любимый, День Матери;

Декабрь

Природа родного поселка, Неделя доброты, Конкурс поделок «Елочка – иголочка», Праздник «Новый год стучится в окна!»;

Январь

Рождество Христово,   Народные традиции, Православные праздники на Руси, Святки-колядки.

Февраль

Конкурс чтецов, День защитника Отечества, Русские богатыри, Масленицу встречаем-зиму провожаем.

Март

 Женский день 8 Марта, Бабушкин сундучок, Моя планета Земля, Моя родословное дерево, День ангела.

Апрель

День птиц, Неделя книги, День здоровья, День космонавтики, светлый Праздник «Пасха»

Май

Праздник «День Победы»,Обелиск  и памятники в нашем поселке, Неделя добрых дел ,День славянской письменности, «Прощание с детским садом»

3.2. Инновационные формы работы

  1. Работа с ИКТ:

В сентябре презентация «Что такое детский сад? Это домик для ребят»

  • в сентябре презентация «Осень»;
  • в октябре презентация «Кто такие пожилые люди»;
  • в октябре презентация «Покров день»;
  • в ноябре презентация «Россия- Русь»;
  • в ноябре  презентация «История праздника - День  Матери»;
  • в ноябре презентация «Мой «Талый ключ»;
  • в декабре презентация « История книги»;
  • в декабре презентация «Что такое Новый Год»;
  • в январе  презентация « Зимние православные праздники»;
  • в январе  презентация «Зимние забавы»
  • в феврале презентация «Русские богатыри»
  • в феврале презентация «Военная техника»;
  • в феврале презентация «Военные профессии»;
  • в марте презентация «Международный женский день»;
  • в марте презентация «Идет весна-красна!»;
  • в марте презентация «Масленица»
  • в апреле просмотр презентации «светлый праздник Пасха»;
  • в апреле презентация «Космос»
  • в апреле презентация «Перелетные птицы»;
  • в мае презентация «История праздника  - День Победы»;
  • в мае презентация « Наши герои - земляки: Старченков и Панов»;
  • в мае презентация  «Кирилл и Мефодий».

  1. Проектная деятельность:

  • В сентябре  проект «Осень»
  • в октябре проект «Бабушки и дедушки. День пожилого человека»;
  • в октябре проект «Приобщение к истокам народной культуры через ознакомление с народной сказкой»;
  • в октябре проект «Мама, папа, я – дружная семья»;
  • в ноябре проект «Моя любимая мама»;
  • в ноябре проект « Моя семья»
  • в декабре проект «История празднования Нового года на Руси»;
  • проект «Рождественская звезда»;
  • в январе проект «Русский национальный костюм»
  • в феврале проект «День Защитника Отечества»;
  • в марте проект «8 марта»;
  • в марте проект «Весна-красна»;
  • в апреле проект «День космонавтики»;
  • в апреле проект «Пасха»;
  • в мае проект « День победы»
  • в мае проект « Книга Памяти»
  • в июне проект «День независимости России»;
  • в июле проект «Мы со спортом крепко дружим»;
  • в августе  проект «Спас- урожай припас».

3. Изготовление лэпбуков:

Сентябрь-октябрь- ноябрь:  « Осень» (приложение), «Моя семья», «Наш поселок»;

Декабрь-январь-февраль: «Православные зимние праздники», «День Защитника Отечества» (Приложение );

Март-апрель-май: «Перелетные птицы», «Все о космосе», «Светлый праздник Пасхи».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства. Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребенок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.

       Привитие ребенку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает все новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребенка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребенок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

    Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребенком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.

      В результате внедрения мною в МБДОУ № 27 программы «Мы живем в России» наблюдается значительное увеличение уровня патриотической и духовно-нравственной воспитанности старших дошкольников .Программа выполняет все цели духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ребенок 5-7 лет может:          

- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОО.

- Уметь рассказывать о своем родном поселке. О ближайшем окружении.

- Знать свой домашний адрес, название поселка, района (с 6-7 лет).

- Иметь представление о символике поселка, округа, страны.

- Иметь некоторые представления о жизни и быте русского народа.

- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, района, страны, уметь рассказывать о них.

- Проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свой край, страну, их достижения, иметь представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

-Проявлять уважение к своему и противоположному полу, ощущать принадлежность к определенной культуре.

- Знать 3-4 православных праздника, понимать некоторые  особенности православной культуры

- Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие)

- Иметь потребность и готовность проявлять сострадание и сопереживание.

- Осознавать ответственность за свои дела и поступки.

- Иметь некоторые представления о жизни людей в других странах.

- Иметь представления о правах и некоторых обязанностях ребенка

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий . изд. 4-е допол.-М.: Уц Перспектиыва, 2008,-248с.
  2.  Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. и др. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты» методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2010 – 192с.
  3. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  5. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  6. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  8. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  9. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  10.  Основы православной культуры. Программа курса и методическое

            пособие для преподавателей воскресных школ. Под редакцией В.    

          Дорофеева, О.Л. Янушкявичене. – Москва, 2007

  1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010
  2. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  3. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

В сообщении описывается  работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...

Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".

Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...

Результаты проекта «Мы - дети России!» по духовно-нравственному развитию и воспитанию

Результаты проекта «Мы - дети России!» по духовно-нравственному развитию и воспитанию...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Моя Родина –Россия»

Создание условий для формирования у детей основ православного мировосприятия, развития духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств....