«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ.» Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа " Мы живем в России" по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myzhivem_v_rossii.docx | 65.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» Управление образования Артёмовского городского округа 623770, Свердловская область, Артемовский р-он, п. Красногвардейский, ул. Станочников,6 тел. 8-343-63-44-9-64 Регистрационный номер № 00000050 |
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ № 27
____________ Л.В.Серебренникова
«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ.»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет
Разработчик:
Горбунова Т.Г. воспитатель высшей к.к.
п. Красногвардейский
Екатеринбургская метрополия Русской православной церкви
gorbunovatatyana70@mail.ru
+79024421597
2023 г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цели и задачи…………………………………………………………………...6
1.2. Принципы и подходы к реализации программы……………………………..7
1.3. Нормативно- правовое обеспечение программы…………………………….7
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………..9
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности по духовно-нравственному
и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного
возраста: направления (блоки), формы, способы, методы и средства……10
- Организация взаимодействия с семьей по духовно-нравственному
и гражданско-патриотическому воспитанию детей……………………… 12
2.3 Организация взаимодействия воспитателей и специалистов по реализации программы………………………………………………………………………….13
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
- Примерное тематическое планирование по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………....15
- Инновационные формы работы…………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………….20
Приложение 1. Перспективный план по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 2. Сценарий весеннего развлечения «День птиц».
Приложение 3. План-конспект бесед о зимних православных праздниках.
Приложение 4. Сценарий праздника «День защитника Отечества».
Приложение 5. Сценарий НОД «Широкая масленица».
Приложение 6. Сценарий праздника «Осень в гостях у ребят».
Приложение 7.Развлечение «Собирайся народ, праздник Пасхи у ворот».
Приложение 8. Сценарий развлечения «Яблочный спас».
Приложение 9. Утренник, посвященный Дню Победы «Рассказ о той весне…»
Приложение 10. Сценарий утренника ко Дню матери.
Приложение 11. Сценарий развлечения «День семьи, любви и верности».
Приложение 12. Сценарий развлечения «Святки -колядки».
Приложение 13. Педагогический проект «Этот удивительный КОСМОС»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В настоящее время, в сложных условиях экономической и геополитической неуравновешенности, нестабильности, в Российской Федерации назрела необходимость укрепления и развития системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания граждан всех возрастных категорий, в том числе и детей дошкольного возраста. Изменения, коснувшиеся России в последнее десятилетие, привели к значительной социальной разобщенности населения и пересмотру общих для всех граждан страны духовных ценностей.
Эти негативные преобразования снизили воспитательное действие российской культуры и образования как основных факторов формирования чувства патриотизма, гражданственности, нравственности.
Таким образом, становится очевидной необходимость (уже с дошкольного возраста) систематической и планомерной деятельности по повышению гражданской ответственности, формированию национальной безопасности, укреплению чувства сопричастности детей к истории и культуре своей страны, обеспечению преемственности поколений, воспитанию высоконравственной личности, имеющей активную жизненную позицию, восстановлению духовности.
Тема возрождения России особенно актуальна сейчас: прежние идеалы утрачены, а новые размыты, неустойчивы, не отвечают основным принципам нравственности, духовности. Со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования усилено внимание к решению задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания: активно внедряются факультативы, парциальные программы, организуется тесное взаимодействие светских образовательных учреждений с Церковью.
Несомненно, современная ситуация обуславливает необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, и процесс этот необходимо формировать уже с дошкольного возраста, что и прослеживается в нормативных документах. Так, ФГОС дошкольного образования одним из главных направлений государственной политики определяет внедрение регионального компонента в систему образования.
Воспитание в ребенке гражданина своей Родины сочетается с воспитанием в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Немалое значение для воспитания у детей нравственных качеств, патриотизма имеет и ближайшее окружение: детский сад, улицы поселка, ближайшие города, а затем и страна, ее столица и символы. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что данное качество у каждого ребенка формируется индивидуально, и связано оно с духовным мировосприятием, мироощущением человека.
Конечно, наше дошкольное учреждение не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это входит в компетенции семьи. Но основы духовности, нравственности, мы обязаны заложить в ребенке, ведь то, каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, качеств личности, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его будущая деятельность, таким и будет мир, созданный ребенком вокруг себя.
Таким образом, на основании выявленных проблем, и с учетом основных актуальных направлений государственной образовательной политики, мною была разработана программа «Мы живем в России», по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Данная программа дополняет образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», реализация программы осуществляется через интеграцию данных областей с такими образовательными областями, как «речевое развитие» и «художественно-эстетическое», что предполагает тесное взаимодействие воспитателей с такими узкими специалистами, как музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по ФИЗО.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цели и задачи программы
Цели: Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма на основе исторических и природных особенностей родного края, страны. Создание благоприятных условий для освоения ценностей культуры православия, приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Осуществление педагогической поддержки становления и развития гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с ближайшим окружением.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины, уважение к культуре своей страны.
- Воспитание чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
- Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные
- интересы с общественными.
- Формирование основ эколого-краеведческой культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Ознакомление детей с основами православной культуры: православные праздники, духовно-нравственный уклад жизни предков, некоторые доступные события и герои Библии.
- Развитие представлений о русской православной церкви. Знакомство с
некоторыми образцами православного искусства: архитектура, музыка,
живопись.
- Оказание помощи семье в формировании ценностной ориентации личности ребенка посредством приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни
1.2. Принципы и подходы к реализации программы
- Доступность: предполагает соответствие содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность: на данном этапе необходимо сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному накоплению запаса имеющихся знаний и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность: все сведения, сообщаемые детям, должны быть достоверными, реальными.
- Системность: предполагает анализ взаимодействия различных направлений воспитания. Реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о гражданско-патриотических чувствах, духовно-нравственных качеств через разные виды деятельности и действенное отношение к окружающему миру.
- Преемственность: реализацию работы по данным направлениям необходимо продолжать на следующей ступени образования.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.
- Дифференцированный подход к каждому ребенку: максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, потребностей и интересов.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
1.3. Нормативно- правовое обеспечение программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2): «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, созидательно-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.05.2015 № 996-р: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности… Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г.): объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Устав МБДОУ № 27 п. Красногвардейский.
1.4.Ожидаемые результаты освоения и реализации программы.
Данный раздел представлен критериями, разработанными воспитателями и специалистами ДОО, которые могут быть сформированы у детей 5-7 летнего возраста и быть использованы в процессе мониторинга.
Ребенок 5-7 лет может:
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОО.
- Уметь рассказывать о своем родном поселке. О ближайшем окружении.
- Знать свой домашний адрес, название поселка, района (с 6-7 лет).
- Иметь представление о символике поселка, округа, страны.
- Иметь некоторые представления о жизни и быте русского народа.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, района, страны, уметь рассказывать о них.
- Проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свой край, страну, их достижения, иметь представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
-Проявлять уважение к своему и противоположному полу, ощущать принадлежность к определенной культуре.
- Знать 3-4 православных праздника, понимать некоторые особенности православной культуры
- Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие)
- Иметь потребность и готовность проявлять сострадание и сопереживание.
- Осознавать ответственность за свои дела и поступки.
- Иметь некоторые представления о жизни людей в других странах.
- Иметь представления о правах и некоторых обязанностях ребенка
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного
возраста: направления (блоки), формы, способы, методы и средства.
Структура программы
Программа составлена по возрастным периодам старшего дошкольного возраста: старшая группа (5-6 лет), и подготовительная группа (6-7 лет).
Содержание образовательной деятельности представлено в четырех основных тематических блоках:
1 блок: «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» (представление о себе как о личности, о своем ближайшем окружении, о традициях семьи);
2 блок: «Моя родина, моя Россия» (формирование патриотизма, гражданственности, представлений о своей малой и большой Родине, её героях, защитниках, известных людях, о традиционных событиях и праздниках);
3 блок: « Русская православная культура, традиции, обычаи» ( представления о православной культуре, традициях, обрядах, о церкви, праздниках, знакомство с некоторыми образцами православного искусства, с доступными событиями и героями из Библии)
4 блок: «правила, по которым мы все дружно живем». (представления об основных духовных и нравственных ценностях, качествах личности)
Структурная организация образовательной деятельности.
Основными формами ознакомления детей с программным материалом являются непосредственно образовательная и совместная деятельность, в ходе которых педагоги используют разнообразные методы, приемы, средства, технологии и другие формы работы. Полученные знания дети закрепляют в самостоятельной деятельности (таблица 1). Длительность деятельности варьируется в зависимости от возраста детей, усваиваемого материала: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.
Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, представлений. Тематика на следующем возрастном этапе сохраняется, при этом объем и содержание познавательного материала усложняется, дополняется в соответствии с возрастом детей.
Таблица 1
Формы, средства и методы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Формы, методы и средства в совместной деятельности | Формы, методы и средства в самостоятельной деятельности |
НОД, экскурсии, походы, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, народные игры, дидактические игры, беседы, игровые занятия- ситуации, сюжетно- ролевые игры, игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые, словесные игры). Беседы-занятия, проблемные ситуации, праздники, поисково–творческие задания, просмотр фильмов, театрализованные постановки, решение задач. Музыкальные и физкультурные досуги, развлечения, целевые прогулки, игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность. Ситуативный разговор, моделирование, настольные игры. Создание коллекций, музейных экспозиций, альбомов и т.д Проектная деятельность, викторины, КВН, тематические досуги, акции, квест-игры, просмотр презентаций, слайд-шоу. Выставки, конкурсы, фестивали. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Игры-экспериментирования. Самостоятельные сюжетно- ролевые игры. Наблюдение. Рассматривание. Интегрированная детская деятельность: (включение ребенком полученного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую). Исследовательская деятельность. Конструирование. Развивающие игры. рассматривание иллюстраций, изобразительная деятельность. |
- Организация взаимодействия с семьей по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Основные формы работы
Родительские собрания.
- Октябрь: «Доброта- она от века украшение человека» с чаепитием.
-Январь: Мастер-класс «Волшебные русские лоскутки» по технике «аппликация».
- Апрель: Викторина «История нашего поселка»
Беседы и консультации для родителей. (Индивидуальные и групповые)
- «Роль семьи в воспитании ребенка»;
- «Безопасность и здоровье ребенка»;
- «Воспитание добротой»;
- «Как мы проводим выходные»;
- «Значение и роль семейных традиций в воспитании ребенка»;
- «Русская сказка в жизни ребенка»;
- «Формирование у детей самостоятельности и инициативности»;
- «Фольклор вокруг нас».
- «Ходим ли мы в церковь?».
Буклеты для родителей.
- «Мой ребенок- положительные и отрицательные стороны характера»;
- «Куда пойти с ребенком в выходные»;
- «Варианты организации семейных праздников»;
- «Потешки, пальчиковые игры для детей старшего возраста»;
Конкурсы, выставки для родителей.
- выставка поделок из овощей и природного материала «Осенние фантазии»;
- конкурс на лучшую новогоднюю игрушку;
- Выставка «Головные уборы родов войск Российской Армии»
- Конкурс «Русский кокошник»
- Православный конкурс «Пасхальные радости»;
- Конкурс - выставка «Славянские мотивы: от древности к современности»
- Выставка старинных народных костюмов «Сударушка»
- Конкурс «Расписная досочка»
- Выставка «Флаг России» ( в любой технике)
- Конкурс макетов «Православная церковь»
2.3. Взаимодействие воспитателей и специалистов по реализации программы.
Интеграция и координация деятельности узких специалистов и воспитателей в реализации программы предполагает:
- обсуждение и формулирование целей и образовательных задач;
- согласование образовательных блоков по направлениям деятельности и образовательным областям;
- совместное планирование работы с детьми в рамках непосредственно-образовательной, совместной деятельности;
- согласование по времени;
- совместные консультации воспитателей и специалистов по темам программы;
- реализация технологии совместной проектной деятельности;
Воспитатели: организуют ОД в группе, на улице, общественных местах. Закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения, интегрируя к цели и содержание программы в повседневную жизнь детей (в игровую, творческую, коммуникативную и др. деятельность).
Музыкальный руководитель: развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Закрепление совместно со специалистами и воспитателями ДОО полученного материала в НОД, праздниках, развлечениях, утренниках и других формах работы. Участие в качестве персонажей или помощников в итоговых мероприятиях.
Учитель-логопед: проведение фронтальных и индивидуальных занятий по развитию речи, отработке навыков коммуникации с воспитанниками, накопление, обогащение пассивного и активного словаря детей с учетом тематического планирования Программы. Организация помощи воспитателям и музыкальному руководителю в разработке методических материалов к НОД; помощь в написании конструктов, конспектов бесед, разговоров, викторин, и других материалов. Разработка, создание или подбор презентаций, слайд-шоу, фильмов в соответствии с планированием. Участие в качестве персонажей, ведущих или помощников в итоговых мероприятиях.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Таблица 2
3.1 Примерное тематическое планирование по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-6л).
Дата | Основные темы (в соответствии с блоками) |
Сентябрь | День знаний, Наш детский сад, Моя дружная семья ; |
Октябрь | День пожилого человека, День воспитателя, Праздник Урожая, конкурс поделок «Что нам осень принесла», Праздник Покрова, Праздник «Осень золотая»; |
Ноябрь | День народного единства, Я живу на Урале, День Матери.; |
Декабрь | Мой родной поселок, Неделя доброты, Новогодний праздник; |
Январь | Рождество Христово, Зимние народные забавы, Православные праздники на Руси, Святки-колядки ; |
Февраль | День поэзии, День защитника Отечества, История богатырей русских, Масленица; |
Март | Женский день 8 Марта, Моя планета Земля, Моя родословная; |
Апрель | День птиц, Международный день детской книги, Всемирный день здоровья, День космонавтики, Праздник «Пасха»; |
Май | Праздник «День Победы»,Герои нашего поселка, Неделя добрых дел, День славянской письменности и культуры; |
Июнь | Международный день защиты детей, Праздник белой березы (Троица), Моя родина- Россия |
Июль | Народы нашего края, Олимпийские игры, Путешествие по карте мира; |
Август | День Нептуна, День здоровья, О чем поют колокола в церкви. |
Таблица 3
Примерное тематическое планирование по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 л).
Дата | Основные темы (в соответствии с блоками) |
Сентябрь | День знаний, Мой любимый детский сад, СемьЯ, Что такое Дружба; |
Октябрь | День пожилого человека, День дошкольного работника, Праздник Урожая, конкурс поделок «Что нам осень принесла» ,Конкурс рисунков «Мой родной поселок»,Праздник Покрова, Праздник «Осенины»; |
Ноябрь | День народного единства, О, Русь моя! Край родной- навек любимый, День Матери; |
Декабрь | Природа родного поселка, Неделя доброты, Конкурс поделок «Елочка – иголочка», Праздник «Новый год стучится в окна!»; |
Январь | Рождество Христово, Народные традиции, Православные праздники на Руси, Святки-колядки. |
Февраль | Конкурс чтецов, День защитника Отечества, Русские богатыри, Масленицу встречаем-зиму провожаем. |
Март | Женский день 8 Марта, Бабушкин сундучок, Моя планета Земля, Моя родословное дерево, День ангела. |
Апрель | День птиц, Неделя книги, День здоровья, День космонавтики, светлый Праздник «Пасха» |
Май | Праздник «День Победы»,Обелиск и памятники в нашем поселке, Неделя добрых дел ,День славянской письменности, «Прощание с детским садом» |
3.2. Инновационные формы работы
- Работа с ИКТ:
В сентябре презентация «Что такое детский сад? Это домик для ребят»
- в сентябре презентация «Осень»;
- в октябре презентация «Кто такие пожилые люди»;
- в октябре презентация «Покров день»;
- в ноябре презентация «Россия- Русь»;
- в ноябре презентация «История праздника - День Матери»;
- в ноябре презентация «Мой «Талый ключ»;
- в декабре презентация « История книги»;
- в декабре презентация «Что такое Новый Год»;
- в январе презентация « Зимние православные праздники»;
- в январе презентация «Зимние забавы»
- в феврале презентация «Русские богатыри»
- в феврале презентация «Военная техника»;
- в феврале презентация «Военные профессии»;
- в марте презентация «Международный женский день»;
- в марте презентация «Идет весна-красна!»;
- в марте презентация «Масленица»
- в апреле просмотр презентации «светлый праздник Пасха»;
- в апреле презентация «Космос»
- в апреле презентация «Перелетные птицы»;
- в мае презентация «История праздника - День Победы»;
- в мае презентация « Наши герои - земляки: Старченков и Панов»;
- в мае презентация «Кирилл и Мефодий».
- Проектная деятельность:
- В сентябре проект «Осень»
- в октябре проект «Бабушки и дедушки. День пожилого человека»;
- в октябре проект «Приобщение к истокам народной культуры через ознакомление с народной сказкой»;
- в октябре проект «Мама, папа, я – дружная семья»;
- в ноябре проект «Моя любимая мама»;
- в ноябре проект « Моя семья»
- в декабре проект «История празднования Нового года на Руси»;
- проект «Рождественская звезда»;
- в январе проект «Русский национальный костюм»
- в феврале проект «День Защитника Отечества»;
- в марте проект «8 марта»;
- в марте проект «Весна-красна»;
- в апреле проект «День космонавтики»;
- в апреле проект «Пасха»;
- в мае проект « День победы»
- в мае проект « Книга Памяти»
- в июне проект «День независимости России»;
- в июле проект «Мы со спортом крепко дружим»;
- в августе проект «Спас- урожай припас».
3. Изготовление лэпбуков:
Сентябрь-октябрь- ноябрь: « Осень» (приложение), «Моя семья», «Наш поселок»;
Декабрь-январь-февраль: «Православные зимние праздники», «День Защитника Отечества» (Приложение );
Март-апрель-май: «Перелетные птицы», «Все о космосе», «Светлый праздник Пасхи».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства. Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребенок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.
Привитие ребенку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает все новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребенка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребенок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребенком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.
В результате внедрения мною в МБДОУ № 27 программы «Мы живем в России» наблюдается значительное увеличение уровня патриотической и духовно-нравственной воспитанности старших дошкольников .Программа выполняет все цели духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ребенок 5-7 лет может:
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОО.
- Уметь рассказывать о своем родном поселке. О ближайшем окружении.
- Знать свой домашний адрес, название поселка, района (с 6-7 лет).
- Иметь представление о символике поселка, округа, страны.
- Иметь некоторые представления о жизни и быте русского народа.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, района, страны, уметь рассказывать о них.
- Проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свой край, страну, их достижения, иметь представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
-Проявлять уважение к своему и противоположному полу, ощущать принадлежность к определенной культуре.
- Знать 3-4 православных праздника, понимать некоторые особенности православной культуры
- Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие)
- Иметь потребность и готовность проявлять сострадание и сопереживание.
- Осознавать ответственность за свои дела и поступки.
- Иметь некоторые представления о жизни людей в других странах.
- Иметь представления о правах и некоторых обязанностях ребенка
Список использованной литературы
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий . изд. 4-е допол.-М.: Уц Перспектиыва, 2008,-248с.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. и др. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты» методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2010 – 192с.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
- Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
- Основы православной культуры. Программа курса и методическое
пособие для преподавателей воскресных школ. Под редакцией В.
Дорофеева, О.Л. Янушкявичене. – Москва, 2007
- Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».
Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...
Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
В сообщении описывается работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...
Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".
Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...
Результаты проекта «Мы - дети России!» по духовно-нравственному развитию и воспитанию
Результаты проекта «Мы - дети России!» по духовно-нравственному развитию и воспитанию...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Моя Родина –Россия»
Создание условий для формирования у детей основ православного мировосприятия, развития духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств....