Консультативно-просветительское сопровождение семьи
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
На данном этапе ведется работа с семьей воспитанника с ОВЗ. Родители (законные представители) являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они имеют право знать всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Более того, педагоги не имеют права вести коррекционную деятельность без письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой повышение педагогической компетентности, рост их активности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с психологом, воспитателями и учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Как правило, для детей с ОВЗ свойственно сужение контактов с окружающим миром, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов и проблем: становление детей с ОВЗ как активных членов общества, воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что часто появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат семьи, и так далее. В связи с чем, педагоги ставят перед собой задачи: научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; вооружить их необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития. Формировать и поддерживать адекватную самооценку.
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия; создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и в семье.
2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями - ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.
3. Составление программы индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ группой психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов с определением индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка.
4. Составление плана работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.
5. Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики ребенка, с планом работы специалистов и педагогов ДОУ по всестороннему развитию и коррекционной работе с ребенком.
Формы взаимодействия с родителями:
1. Групповые и индивидуальные беседы.
2. Консультации: групповые, индивидуальные, оперативные, по заявке, тематические. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3. Родительские собрания в форме: «круглых столов», тренинга, «Педагогической гостиной».
Задачи тренинга: выработка активной родительской позиции, повышение самооценки участников, снятие чувства вины, приобретение навыка решения
конфликтных ситуаций с ребёнком; эффективного взаимодействия с ним, осознания и оптимизация своей родительской позиции.
Задачи «круглого стола» или «педагогической гостиной»: помогает выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ, а именно возможность встречи друг с другом, обмен опытом и оказания друг другу поддержки, что даёт родителям детей с ОВЗ -ощущение того, что «они не одиноки».
4. Групповые и индивидуальные занятия детей с участием родителей
Задачи: вдохновляют и стимулируют родителей; учат не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и освоению новых методов и форм общения с ним.
5. Проведение совместных развлечений, праздников, конкурсов, и так далее.
Задачи: формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.
Такое сотрудничество родителей со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Подведем итог: Для обеспечения развития детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения необходимо обеспечить системный подход психолого-педагогического сопровождения. Воспитатели и специалисты ДОУ составляют индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции всех образовательных областей; Взаимодействие с семьей воспитанника с ОВЗ является так же основным направлением в работе педагогов и предусматривает разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий с целью обеспечения возможности наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда с родителями и педагогическим коллективом.
План работы учителя-логопеда с родителями и педагогами на 2013-2014 учебный год ....
Консультативно-просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей
В современном мире все больше растет понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребенка, но и развитие всего общества. Но и семье нужно оказывать помощь в развитии и воспитании дете...
План консультативно – просветительской работы с педагогическим коллективом (иными специалистами) МАДОУ на учебный год
В плане консультативно – просветительской работы с педагогическим коллективом (иными специалистами) МАДОУ на учебный год освещены мероприятия с педагогами. Цель данных форм работы: повышен...
Консультативно- просветительская деятельность в работе учителя-дефектолога.
Консультативно - просветительская деятельность учителя – дефектолога. В современном мире идет тенденция того, что становится все больше детей с задержко...
План консультативно – просветительской работы с сотрудниками МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара на 2022 год
В плане представлены формы работы педагога - психолога с сотрудниками ДОУ с целью повышения их психолого - педагогической компетентности...
Консультативно-просветительская деятельность
В данном разделе представлемы материалы на информационные стенды для консультурования родителей...