Познавательная деятельность для ребенка дошкольного возраста
статья

Титова Анна Вячеславовна

Информация для родителей. Познавательная деятельность для ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_deyatelnost.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Значение познавательной деятельности для ребенка дошкольного возраста.

В философии «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

Все мы хотим видеть своих детей сильными, смелыми, находчивыми. Мы хотим вырастить их способными справляться даже с трудными ситуациями, хотим научить детей управлять своей жизнью, добиваться своих целей, быть независимыми и приспособленными к современным условиям жизни. Разве не так? А для того что бы ребенок был таким необходимо помочь ему набраться определенного опыта и как можно больше в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями (вспомните «параллелограмм развития» памяти А.Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «взращивание» (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника — обобщение собственного чувственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение.

Познавательное развитие - это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка - дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

В дошкольном возрасте можно выделить стадии познавательного развития.

Стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. 

Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью.

Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности.

Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Чтобы ребенок впоследствии стал интеллектуально развитой личностью, следует помнить о таких правилах:

  1. Важно подключать детей к процессу, давать пробовать свои силы. Они не должны быть наблюдателям, а должны являться непосредственно участниками познавательного процесса.
  2. Необходимо общаться с ребенком, рассуждать вслух, разъяснять свои мысли, называть окружающие объекты. В этот период все дети почемучки, и от их вопросов нельзя отмахиваться. Если нет возможности пояснить сразу, можно предложить вместе выяснить этот момент попозже.
  3. Следует постоянно задавать ребенку вопрос «Как ты считаешь/думаешь?». Его ответы выслушивать внимательно и без иронии.
  4. Организовывать совместно с ребенком опыты и эксперименты, наблюдать явления природы.
  5. Разнообразие досуга. С дошколенком желательно больше путешествовать, гулять, посещать различные детские мероприятия. Также важно показывать ему интересные вещи, читать книги, рассказывать истории. Если в дом приходят гости, лучше не отсылать малыша в другую комнату, а разрешить пообщаться с ними.
  6. Эмоциональная поддержка. За все начинания и исследования ребенка следует хвалить, а его самостоятельность и инициативу поощрять.

Если следовать этим правилам, а также помнить о важности процесса изучения мира для малышей, то развитие познавательной деятельности дошкольников будет проходить в правильном русле, а интерес к освоению окружающей жизни не пропадет. И родителям впоследствии не придется переживать из-за того, что у их взрослого ребенка отсутствует самостоятельность, увлечения и желание чему-то учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим по теме "Огонь"

Это занятие уточняет знания детей о горючих свойствах материалов и о способах возникновения и тушения огня, способствует развитию опытно-эксперементальной деятельности...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии...

«Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду».

В процессе познавательной деятельности ребенок удовлетворяет свое любопытство. Он учится наблюдать, размышлять и сравнивать, задавать и  отвечать на вопросы, делать выводы и устанавливать п...

Мнемотехника в познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста

       Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти.         Мнемотехника – искусственн...