программа кружковой работы "Волшебная пуговица"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чигринь Марина Александровна

Цель программы – развитие творческих способностей и мелкой моторики рук детей с помощью бросового материала - пуговиц, развитие речи, фантазии, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_volshebnaya_pugovitsa_word.docx485.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 53»

Программа кружковой работы

«Волшебная пуговица»

для детей 5-6 летНеобычный мастер-класс: делаем потрясающие коллажи из пугови

Подготовила воспитатель:

Чигринь Марина Александровна

Новосибирск 2018г.

Перспективное планирование работы кружка

 «Волшебная пуговица»

Пояснительная записка

Актуальность. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью.                          

Остановимся на пуговицах. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.

Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость реализации и создания кружка «Волшебная пуговица», где дети будут развивать мелкую моторику, расширять кругозор посредством организованной познавательной и творческой деятельности.

Новизна: состоит в разработке системы занятий по продуктивным видам деятельности и использование на них игр с пуговицами, создание поделок из пуговиц. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях, позволят детям почувствовать свою успешность.

Проблемы:

  • Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
  • Недостаточный уровень речевой активности детей.
  • Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

1.2. Цель программы – развитие творческих способностей и мелкой моторики рук детей с помощью бросового материала - пуговиц, развитие фантазии, мышления.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире
  2. Развивать воображение детей, творчество, интерес к коллекционированию; развивать мелкую моторику кистей рук, познавательную активность, фантазию, коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.

1.3.Мониторинг освоения результатов

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  • Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  • Владеет приемами работы с различными материалами.
  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  • Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  • Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  • Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  • Выполняет работу по замыслу.
  • Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  • Показывает уровень воображения и фантазии.
  • Использует в работе разные способы ручного труда.

Предполагаемый результат:

Занимаясь в кружке, дети старшей группы к концу года смогут:

- Расширить свой кругозор через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения;

- Использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами;

- Уметь классифицировать пуговицы по различным признакам;

- Занятия помогут детям в развитии речи, мышления, творческих способностей, фантазии, коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов реализации программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ детей:

– в группе, 
– в МАДОУ

• Участие в конкурсах.

II Содержательный раздел

2.1. Перспективный план работы кружка

 

                октябрь

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пуговица

Познакомить детей с историей пуговицы.

Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире.

2.

«Сортировка»

Развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного восприятия, классификации.

Предложить ребенку разложить пуговицы по кучкам:                         — В одной кучке пуговицы с двумя дырочками, в другой с 4-мя дырочками;                                              —Рассортировать по форме;               — разложить пуговицы по цветам., и т.д.

3.

Раскрась рисунок

Развивать воображение детей, творческих способностей, мелкую моторику кистей рук.

Украсить рисунок при помощи пуговиц

4.

Осеннее дерево

Развивать зрительное внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве.

На готовой схеме дерева, выложить крону из пуговиц.

ноябрь

ТЕМА

  ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

«Чудесный мешочек»

Учить на ощупь определять количество, форму, величину, материал. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

      Поочередно дети на ощупь определяют форму, величину и материал пуговицы не вынимая её из мешочка.                                                                                

2.

«Пуговичная мозаика»

Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться.

3.

«Разноцветные домики»

Формировать чувство вкуса. Развивать воображение, чувство цвета, формы.

Составление рисунка из пуговиц.

4.

«Мы дизайнеры» - пуговицы из пластилина

Учить передавать в лепке форму диска (пуговицы), различать и называть основные цвета, развивать творчество.

Лепка.

декабрь

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Снежинка»

Учить детей составлять аппликативное изображение снежинки, используя для работы пуговицы одинакового цвета.

Составление рисунка из пуговиц.

Д/и «Больше - меньше»

2

«Ёлочка»

Учить детей мастерить Новогоднюю открытку используя в работе пуговицы.

Развивать мелкую моторику, воображение, закреплять понятия цвет, форма, величина

 Составление рисунка из пуговиц.

Д/и «Найди пару»

3

 «Новогодняя игрушка»

Укреплять и развивать руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из пуговиц.

Д/и «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

4

«Снеговик»

Закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, развивать тактильные ощущения.

Выкладывание снеговика из пуговиц.

Д/и «Пуговичный массаж»

январь

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

«Близнецы»

Формировать умение подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Д/и «Выложи картинку»

2.

«Поезд»

Развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

Сложить пуговицы в виде дорожки. Чем больше пуговиц выстроено в дорожке, тем длиннее поезд. 

Д/и «Найди такую же»

3.

«Пуговичное ожерелье»

Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Нанизывание пуговиц на леску.

февраль

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

«Рыбка»

Развивать мелкую моторику, воображение, закреплять понятия цвет, форма, величина.

Составление рисунка из пуговиц.

Д/и «Аквариум»

2.

«Машина»

Укреплять и развивать руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из пуговиц.

Составление рисунка из пуговиц.

Д/и «Большой - маленький»

3.

«Украшаем платье»

Развивать мелкую моторику, воображение, закреплять понятия цвет, форма, величина.

Составление рисунка из пуговиц, на готовой основе.

Д/и «Коврики»

4.

«Открытка для папы»

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.

Изготовление открытки для папы к дню защитника отечества.

март

тема

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

«Букет для любимой мамочке»

Учить создавать поделку из пуговиц чередуя их по цвету использовать в работе леску или клей.

Закреплять навык чередования пуговиц разного цвета создавая поделку.

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.

Изготовление поделки при помощи пуговиц к дню 8 марта для мамы.

2.

Украшаем тарелочку

Развивать воображение детей, творческих способностей, мелкую моторику кистей рук.

Украсить тарелочку с помощью пуговиц, выкладывая узор.

3.

Игры на развитие  логического мышление

Учить анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

д/и «Найди по адресу», д/и «Рассели пуговицы», д/и «найди лишнюю пуговицу»

4.

Игры на развитие  логического мышление

Учить анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

д/и «Продолжи ряд пуговиц», д/и «Разложи пуговицы по мешочкам» и т.д.

апрель

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

«Волшебный цветочек»

Учить чередовать цвета в соответствии с образцом.

Составление композиции из пуговиц, на готовой основе.

2.

«Космос»

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.

Создавать композицию из пуговиц, на готовой основе.

3.

«Коробочка»

Развитие математических представлений. Слухового восприятия.

Д/и «Сколько пуговиц в коробочке»

4.

Игры на развитие мышления

Развитие логического мышления, мелкой моторики

Д/и «Продолжи закономерность»

май

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

«Волшебные бабочки»

Закрепить умение создавать коллективную композицию с использованием пуговиц.

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.

Создавать композицию из пуговиц, на готовой основе.

Д/и «Цифры»

2.

«Божья коровка»

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.

Составить картину из пуговиц.

Д/и «Уголки»

3.

«Весенний букет»

Развивать мелкую моторику, закрепить представление о видах пуговиц и их материала, развивать воображение и творчество детей

Составить картину из пуговиц.

Д/и «Продолжи закономерность»

4.

«Волшебные пуговицы»

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.

Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

2.2. Список литературы.

  1. Деникеева Ф. Ахунова К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц//ж.Дошкольное воспитание №2/2013 с. 69
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. – Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Сфера, 2004г.
  3. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
  4. Рыжова Н.А. — статья «Как стать коллекционером», ж. «Игра и дети» № 3, №4 — 2004гг.
  5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  6. Солоненко Л. Пуговичный мир// ж. Дошкольное воспитание №2/2013 с. 28
  7. Цирулик Н. А. Технология. Умные руки – Учебная литература. – 2008 г.
  8. Штиль С. Сенсорное развитие детей с особыми потребностями с помощью пуговичной терапии//ж. Коррекционная работа в ДОУ №1/2016 с.8
  9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. - учеб.-метод. пособие - М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...