Характеристика возрастных этапов дошкольника
статья

Луговая Елена Леонидовна

Критерии и показатели готовности дошкольника к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.harakteristika_vozrastnyh_etapov_doshkolnika.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика возрастных этапов дошкольника.

Критерии и показатели готовности дошкольника к школе

Характеристика возрастных этапов дошкольника 3-4 года. Мышление-наглядное-образное

Речь- начало формирования связной речи начинает понимать

прилагательные

Внимание и память- непроизвольны

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Объект познания - непосредственно окружающие предметы их свойства и

назначения

Способ познания- экспериментирование конструирование

Отношения со сверстниками- мало интересен

Отношения со взрослыми-источник способов деятельности партнёр по игре

и творчеству

Сильной модальности резкие переключения

Игровая деятельность-партнёрская со взрослыми индивидуальна, с

игрушками игровое действие

Начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого стремление настоять

на своём упорстве в осуществлении своих целей

4-5 лет Мышление-наглядно-образное

Речь-завершение стадии формирования активной речи учиться излагать

мысли

Внимание и память непроизвольные начинает развиваться произвольное

внимание в игре

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Способ познания-рассказы взрослого конструирование

Отношения со сверстником-интересен как партнёр по сюжетной игре

Отношения со взрослым-источник информации

Эмоции более ровные старается контролировать

Игровая деятельность-коллективная ролевой диалог игровая ситуация

Испытывают острую потребность в движении

Особенно важно наладить двигательный режим насытить разнообразныыми

подвижными играми игровыми заданиями хороводными играми

Заметив перевозбуждение переключить его внимание на более спокойное

занятие

5-6 лет Речь-формирование планирующей функции речи

Развитие целенаправленного запоминания

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

нравственные нормы

Способ познания-общение со сверстниками взрослыми с

Длительные игровые объединения умения согласовывать своё поведение в

соответствии с ролью

Изменяются пропорции тела вытягиваются конечности соотношение длины

тела и окружности головы

Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического

школьного обучения

Критерии и показатели готовности дошкольника к школе

Стороны готовности к школе

психологическая готовность

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь,

сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы,

способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с

выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у

ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и

навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности,

предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать

произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью,

распределением, переключаемостью.

Память должна быть произвольной, чтобы ребенок располагал различными

эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения

учебного материала.

Мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и

представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной,

наглядно-образной и словесно-логической.

Речевая готовность

детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении

пользоваться словом для произвольного управления поведением и

познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как

средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи

следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного

детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс

интеллектуального развития ребенка

Личностная и социально-психологическая готовность.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают

сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция

школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для

учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со

сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевая готовность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок

умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать

усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется

произвольность психических процессов

Физическая готовность

общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный

тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие

нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.

Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и

пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и

уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный

запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных

процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие

формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу,

превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Критерии подготовленности ребенка к школе

нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно

развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению

мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки

и

глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень

важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к

определенным учебным занятиям;

управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного

поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим,

организовывать себя на уроке;

владение приемами умственной деятельности — предполагает

определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это

дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления,

выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими

операциями, способами осмысленного запоминания материала;

проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и

объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные

пути,

давать различные варианты решений, обходиться в практической

деятельности

без посторонней помощи;

отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе,

считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения

со

сверстниками и взрослыми;

отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и

привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и

важности

выполняемого поручения;

умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с

ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения,

наличием чувственного опыта, глазомера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах  Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиватьс...

"Развитие ручной умелости у дошкольников в игре на всех возрастных этапах"

Предлагаю краткую информацию по изучению развития ручной умелости в игре....

Статья на тему "Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах"

В статье раскрываются направления деятельности педагога по развитию театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах....

Характеристика психического развития личности на разных возрастных этапах (Л.С.Выготский- Д.Б.Эльконин).

Таблица "Характеристика психического развития личности на разных возрастных этапах  (Л.С.Выготский- Д.Б.Эльконин)"...

Общая характеристика возрастного этапа в развитии ребенка с рождения до 1 года

В статье рассматривается общая характеристика возрастного этапа в развитии ребенка с рождения до 1 года...