Характеристика возрастных этапов дошкольника
статья
Критерии и показатели готовности дошкольника к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.harakteristika_vozrastnyh_etapov_doshkolnika.docx | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика возрастных этапов дошкольника.
Критерии и показатели готовности дошкольника к школе
Характеристика возрастных этапов дошкольника 3-4 года. Мышление-наглядное-образное
Речь- начало формирования связной речи начинает понимать
прилагательные
Внимание и память- непроизвольны
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту
Объект познания - непосредственно окружающие предметы их свойства и
назначения
Способ познания- экспериментирование конструирование
Отношения со сверстниками- мало интересен
Отношения со взрослыми-источник способов деятельности партнёр по игре
и творчеству
Сильной модальности резкие переключения
Игровая деятельность-партнёрская со взрослыми индивидуальна, с
игрушками игровое действие
Начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого стремление настоять
на своём упорстве в осуществлении своих целей
4-5 лет Мышление-наглядно-образное
Речь-завершение стадии формирования активной речи учиться излагать
мысли
Внимание и память непроизвольные начинает развиваться произвольное
внимание в игре
Уменьшение чувствительности к дискомфорту
Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Способ познания-рассказы взрослого конструирование
Отношения со сверстником-интересен как партнёр по сюжетной игре
Отношения со взрослым-источник информации
Эмоции более ровные старается контролировать
Игровая деятельность-коллективная ролевой диалог игровая ситуация
Испытывают острую потребность в движении
Особенно важно наладить двигательный режим насытить разнообразныыми
подвижными играми игровыми заданиями хороводными играми
Заметив перевозбуждение переключить его внимание на более спокойное
занятие
5-6 лет Речь-формирование планирующей функции речи
Развитие целенаправленного запоминания
Уменьшение чувствительности к дискомфорту
Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
нравственные нормы
Способ познания-общение со сверстниками взрослыми с
Длительные игровые объединения умения согласовывать своё поведение в
соответствии с ролью
Изменяются пропорции тела вытягиваются конечности соотношение длины
тела и окружности головы
Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического
школьного обучения
Критерии и показатели готовности дошкольника к школе
Стороны готовности к школе
психологическая готовность
восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь,
сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы,
способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с
выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у
ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и
навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности,
предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать
произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью,
распределением, переключаемостью.
Память должна быть произвольной, чтобы ребенок располагал различными
эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения
учебного материала.
Мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и
представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной,
наглядно-образной и словесно-логической.
Речевая готовность
детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении
пользоваться словом для произвольного управления поведением и
познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как
средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи
следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного
детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс
интеллектуального развития ребенка
Личностная и социально-психологическая готовность.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают
сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция
школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для
учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со
сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевая готовность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок
умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать
усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется
произвольность психических процессов
Физическая готовность
общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный
тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие
нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.
Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и
пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и
уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Интеллектуальная готовность.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный
запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных
процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие
формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу,
превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Критерии подготовленности ребенка к школе
нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно
развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению
мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки
и
глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень
важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к
определенным учебным занятиям;
управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного
поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим,
организовывать себя на уроке;
владение приемами умственной деятельности — предполагает
определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это
дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления,
выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими
операциями, способами осмысленного запоминания материала;
проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и
объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные
пути,
давать различные варианты решений, обходиться в практической
деятельности
без посторонней помощи;
отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе,
считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения
со
сверстниками и взрослыми;
отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и
привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и
важности
выполняемого поручения;
умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с
ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения,
наличием чувственного опыта, глазомера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Характеристика возрастных особенностей. Познавательная деятельность старшего дошкольника»
Консультация для родителей ...
Самообразование "Использование приёмов менмотехники для работы по развитию речи с дошкольниками на разных возрастных этапах"
Эта статья рассказывает о актуальности этой темы....
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиватьс...
"Развитие ручной умелости у дошкольников в игре на всех возрастных этапах"
Предлагаю краткую информацию по изучению развития ручной умелости в игре....
Статья на тему "Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах"
В статье раскрываются направления деятельности педагога по развитию театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах....
Характеристика психического развития личности на разных возрастных этапах (Л.С.Выготский- Д.Б.Эльконин).
Таблица "Характеристика психического развития личности на разных возрастных этапах (Л.С.Выготский- Д.Б.Эльконин)"...
Общая характеристика возрастного этапа в развитии ребенка с рождения до 1 года
В статье рассматривается общая характеристика возрастного этапа в развитии ребенка с рождения до 1 года...