Современные подходы к конструированию образовательного процесса в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

В статье рассматривается конструирование образовательного процесса с помощью культурно-смысловых контекстов: "путешествие в реке времени", коллекционирование, путешествие по карте и опыты с предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к конструированию образовательного процесса в детском саду

И.Н. Маслова, воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «ЦРР «Алые паруса» - детский сад №26,

 г. Железногорск, Курская область

Модель образовательной среды, в которую погружается ребёнок в детском саду состоит из трёх составляющих, это:

-позиция взрослого по отношению к детскому сообществу,

-организация содержания образования,

-структура предметной среды.

В рамках данных измерений существуют программы (традиционные и инновационные), в которых отражены три типа моделей образовательного процесса, это:

-учебная модель,

-комплексно-тематическая модель,

-предметно-средовая модель.

Учебная модель связана с определённой функцией взрослого при которой инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому.

В комплексно - тематической модели позиция взрослого более свободна, приближена к партнёрской. Реализация темы в разных видах детской активности проживается ребёнком через игру, рисование, конструирование.

Содержание предметно-средовой модели проецируется непосредственно на предметную среду (система М. Монтессори). Взрослый в этой модели - организатор предметной среды: осуществляет подбор развивающего практического материала, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребёнка.

Из вышеизложенного следует, что предметно-средовая модель является оптимальной. В соответствии с ней образовательный процесс состоит из 2-х блоков:

-совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Данная модель является «каркасной» для всего дошкольного возраста.

Если воспитатель правильно подбирает содержание занятий с воспитанниками, соответствующее их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.

Сформулирую характеристики организации занятий в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми:

1.Включённость взрослого в деятельность наравне с детьми;

2.Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).

3.Свободное общение и перемещение детей во время занятия(при соответствующей организации рабочего пространства).

4.Открытый временной конец занятия (каждый работает в своём темпе)

Культурно - смысловые контексты в образовательном процессе.

При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо облечь развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребёнка, стимулировало его активность. Это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразным посредником между интересами педагога и интересами детей.

Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла, позволяющие детям занять активную исследовательскую позицию, относятся следующие:

-опыты с предметами и их свойствами;

-коллекционирование;

-путешествие по карте;

-путешествие по «реке времени».

В рамках этих культурно-смысловых контекстов можно ввести любое содержание, традиционно входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром, то есть любую тематику.

Из своего опыта я хочу рассказать, как используя культурно-смысловой контекст путешествие по «реке времени», знакомлю детей с историческим временем, где в рамках прошлого-настоящего располагаются предметы с их назначением и людьми с их образом жизни. Здесь я не преследую цель снабдить детей точными историческими сведениями, хочу создать в воображении ребёнка целостные образы истории человечества через «метки»-символы исторической цивилизации.

Для того, чтобы начать работу в рамках смыслового контекста «Путешествие по «реке времени», я определяю предметный материал, который стимулирует деятельность детей. Это панно «Река времени», заполняемое метками (остановками) с названиями: «Древность», «Старина», «Наше время», которые заполняется детьми, как в процессе совместной деятельности с воспитателем, так и по собственной инициативе.

Путешествия по «реке времени» хотя и протекают в условном плане, их основной девиз: узнавать, сравнивать, различать, и соединять факты и явления в пространстве и времени. Важно знать то, что к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Ребёнок начинает отходить от конкретной ситуации и переходить к исследованию в мысленном плане.

Работая над данной проблемой, я сделала для себя открытие, что культурно-смысловой контекст путешествие по «реке времени, можно использовать в тесной связи событий ранее происходивших в мире, стране, городе, семье с реальными событиями нашего времени.

О том, как я это реализую на практике, я представляю в перспективном плане.

Тематическое планирование занятий в рамках культурно-смыслового контекста «Путешествие по «Реке времени»

Месяц

Реальные события в окружающем мире

Тема, цель

Сентябрь

«День города»

«История моего города»                 Цель: познакомить детей с историей возникновения города Железногорска и его развитием.

Октябрь

«Годовщина образования ГО и ЧС»

«История огня»                               Цель: познакомить детей с добычей огня в разное историческое время и средствами от его защиты.

Ноябрь

«День матери»

«История моей семьи»                    Цель: формировать у детей интерес к своей родословной.

Декабрь

Встреча Нового года

«История праздника «Новый год» Цель: Познакомить детей как люди отмечали новогодние праздники в разное время»

Январь

Рождественские забавы

«История жилища и быта»             Цель: познакомить с историей возникновения жилища человека и его бытом.

Февраль

День защитников Отечества.

«Профессия - Родину защищать» Цель: Знакомство с разными родами войск, историей создания Армии, её легендарных подвигах.

Март

Международный женский День 8-е Марта

«История создания женской одежды» Цель: познакомить детей с одеждой женщин в разные эпохи.

Апрель

День космонавтики

«История транспорта»                       Цель: дать детям представление о том, как развивались средства передвижения до нашего времени.

Май

День Победы

Познакомить детей со значимыми событиями ВОВ: битва за Москву. Блокада Ленинграда. Курская битва. День Победы.

Структуру и содержание плана я меняю в зависимости от интереса детей и ситуации в группе. Например, ребёнок принёс из дома книгу о первых людях,  населяющих нашу планету и показывает её детям. Увидев их заинтересованность, я предлагаю узнать историю происхождения жизни на Земле и проследить, как она менялась в течение времени. Так родился проект «История жилища человека».

Из всего изложенного я хочу сделать вывод: что познавательно-исследовательская деятельность может быть на занятии поддержана другими видами культурной практики:

-чтение художественного произведения, вводящего в культурно-смысловой контекст и в конкретную тему, затем собственно познавательно-исследовательскую деятельность;

-собственно-познавательная деятельность, затем продуктивная деятельность, практическое моделирование;

-собственно-познавательная деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Список литературы:

  1. Коноваленко С.В. «Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста». С.-П., Детство-Пресс, 2011г.
  2. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». М., Линка-Пресс, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов ДОУ«Современные  подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»...

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженно...

"Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ"

quot;Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ"...

Рекомендации для педагогов на тему «Современные подходы к планированию образовательного процесса в ДОО (НОД)»

Рекомендации предназначены для педагогов дошкольных образовательных организаций. Данные материалы позволят педагогам ориентироваться в структуре НОД, граммотно сформулировать задачи для организации ра...

Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратко...