Статья "Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста"
статья по логопедии

Уварова Ирина Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_razvitie_melkoy_motorika_.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Уварова Ирина Викторовна

учитель-логопед, МБДОУ детский сад №9

комбинированного вида города Орла

uvarova.ru@mail.ru

«Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста»

Аннотация: В своей статье я постаралась раскрыть взаимосвязь развития мелкой моторики детей  с развитием речи.

Ключевые слова: развитие речи, мелкая моторика, дошкольный возраст, ограниченные возможности здоровья.

За последнее время взрослым и детям жизнь предъявляет высокие требования: с каждым годом растет объем знаний, которые педагог или взрослый должен передать детям. Мало того, педагоги стремятся, чтобы знания были осмысленные. Для этого надо своевременно и полноценно работать над формированием речи. Чтобы ребенок начал говорить, а это чаще всего бывают неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья,  педагоги не только развивают артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику рук.  Дети, имеющие развитую моторику рук, более сообразительные и внимательные.  Поэтому развивать мелкую моторику рук необходимо с самого раннего возраста.  Если развивается моторика рук, то и развивается внимание, память, формируется словарный запас.

На основе проведения обследования детей с ограниченными возможностями здоровья, прослеживается следующая закономерность: развита моторика рук, значит - речь соответствует возрасту ребенка и наоборот.

Значит можно сделать вывод, что эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.

Мною проводилась диагностика каждого ребёнка  с ОВЗ. Детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи.

Диагностика речевого развития показала, что 15% детей имеют средний уровень развития речи, 65% воспитанников - низкий уровень развития речи, 20% - отсутствие речи. На основе полученных данных была разработана программа по развитию речи по средствам развития мелкой моторики рук младшего дошкольного возраста для детей с ОВЗ.

В программу были включены следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:

- Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры (развивают речь и мелкую моторику, развиваются сенсорные навыки)

- Выкладывание фигур из счетных палочек (развивают ловкость рук, координацию, воображение, мышление, конструктивные навыки)

- Использование прищепок (развивает пальчиковый захват у ребенка)

- Сухой бассейн (используется крупа - развивает речь, мелкую моторику рук)

- Нанизывание мелких изделий (материал: пуговицы, макароны, трубочки – развивает мелкую моторику)

- Шнуровка.

- Игры с пазлами.

- Вдавливание деталей в пластилин (развивает силу рук)

- Сортировка круп.

- Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

- Игры в мозаику.

- Игры с раскручиванием и закручиванием крышек (развивает соотносящие действия рук)

- Игры застежками.

- Су-джок шарики (развивается ловкость рук и кистей, снимает напряжение, активирует нервные окончания)

- Определи на ощупь (улучшается микроциркуляция крови, концентрирует внимание)

Для того чтобы развивать ребенка, важно подобрать правильные методы и приёмы обучения. Я в своей работе использую следующие методы и приёмы:

  1. Словесный метод (объяснения и рассказ должен быть кратким, так как лишние слова отвлекают ребенка от зрительного восприятия)
  2. Наглядно-действенный метод обучения (познание мира,  происходит путем наглядно-действенного опыта: показываю, а затем дети трогают и самостоятельно рассматривают)
  3. Практический метод (любые знания должны быть применены на практике)
  4. Игровой метод (именно игра помогает в обучении детей, а именно, игровые упражнения, сюрпризные моменты, решение маленьких проблем)

   Дети, быстро развиваются, и моя задача заключается в том, чтобы применяемые мною методы способствовали постепенному переходу в более высокую ступень развития ребенка.

Результативность работы.

В процессе работы,  по составленной мною программе, я достигла определенных результатов. Проведя повторно диагностику,  обнаружила положительную динамику в росте показателей.

45% воспитанников имеют - средний уровень развития речи;  у - 49% детей низкий уровень;   6%- неговорящих детей.

- В самостоятельной деятельности детей стали присутствовать стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.

- За счет систематических проведения игры, расширился словарный запас детей.

- Наблюдается лексика – грамматическое развитие  детей.

- Сформировалось умение составлять фразы из двух и более слов.

- Сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.

- Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.

- Играя, дети стремятся к общению с взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях.

Таким образом, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, помогли добиваться поставленной цели.

В результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература

  1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. - М., 2012.
  2. Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс, 2010.
  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2012.
  4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. – СПб., 2010.
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-na-temu-razvitie-rechi-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-razvitija-melkoi-motoriki-ruk.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.  «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки сноваспособствуют разви...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...

«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Вопрос развития  речи и мелкой моторики рук  детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...

Час общения с родителями «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Час общения с родителями «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Доклад из опыта работы на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие речи - это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первонач...