Рефлексия
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Что такое рефлексия?
Рефлексия – возврат назад. Термин ввёл классик педагогики Джон Локк, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью».
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Уже дошкольники могут самостоятельно оценить свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Рефлексия – оценка занятия в двух аспектах:
- эмоциональном (понравилось – нет, хорошо-плохо)
- смысловом (почему это важно)
Рефлексия - это технология, на каждом занятии важно узнать, что, в какой мере понравилось ребёнку, было ли интересно, трудно, легко, ново. Обычно задают словесный вопрос, но более интереснее вернуться к своей деятельности и оценить её картинкой, графикой, в игровом упражнении и т. п. Мне нравится придумывать разные формы рефлексии, некоторые из них я представляю здесь.
- Аэродром. На фланелеграф - «аэродром» садятся самолётики (за правильный ответ дается самолёт).
- Телеграмма. Дети пишут телеграмму, отвечая на вопросы (что понравилось, было ли тяжело выполнять задание и др.), телеграмму отвезет почтальон Печкин.
- В конце занятия дети отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, сказочным персонажа.
- С помощью жестов: Хлопните! Топните!
- Кормушка. На столе кормушка, на которую в течение занятия за правильный ответ садится птичка.
- Аэродром. На столе фланелеграф- «аэродром» и самолётики (за правильный ответ садится самолёт).
- Одень снеговиков. Дети одевают любой персонаж: шарф, шапка по цвету (красный- понравилось занятие, синий – не понравилось.
- Укрась елочку. Кто считает, что хорошо работал, тот украсит ёлку красными шарами. Остальные – синими.
Копилка упражнения для дошкольников: 1.) «Солнышко». 2.) «Радуга» 3) «Снежный ком» 4.) «Заплетем косичку». 5.) «Цветы и бабочки» 6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе. 7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. 8.) Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики. 9.) С помощью жестов: Во! На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться. Хлопните! Топните! 10.) «Метод пяти пальцев». Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем. |
Приёмы- Описание приёма
Цветок -На столе фишки: красные и зелёные. Кто считает, что отвечал очень хорошо, собирает цветок красного цвета, кто не отвечал или отвечал плохо – зелёного. Можно добавить ещё один цвет. На чём я сегодня покатаюсь -На самолёте или машине, на дельфине или раке, на лошади или свинье и т. п.
Украсим ёлочку -Кто считает, что хорошо работал, тот украсит ёлку разноцветными шарами. Остальные – только синими.
Кто меня любит -За каждый ответ даётся только часть карточки, на которой напечатано слово. Слово «мама», «папа», «бабушка» и т. п
Как я сегодня занимался -Карточки-рисунки: ребёнок сидя спит, сидя поднимает руку.
Мяч в ворота -На столе плоскостные футбольные ворота и мячи.
Урожай -На столе ведёрко, корзина и набор овощей или фруктов (натуральных или муляжей или плоскостных) .
У меня вот какая открытка -Составить из частей
Вот, что я купила -За каждый ответ переворачивать часть разрезной картинки или целой из набора (игрушки, одежда и т. п.)
Вот о таком доме я мечтаю-Предоставление выбора активным детям в конце занятия (конструирование из строительного набора или геометрических фигур или рисование по частям)
Я поеду отдыхать -Картинки природы
Хотите, угощу вас… - Фантазия педагога
Моя любимая сказка -Составление из частей
А я могу тебе сварить… -Борщ, компот и т. п. (ингредиенты)
Аквариум -На столе листок-аквариум и рыбки
Хоровод -У кого больше хоровод-круг, составленный из матрёшек
Банки с вареньем -Две стеклянные банки, на одной надпись «Я справился! », на другой – «Я не справился». «Да», «Победа» - брось фишку-ягоду в банку №1, «Нет», «Неудача» - в банку №2. Бросать можно пуговицы, бусинки и т. п.
Ваза с конфетами -Ваза и набор конфет, которые кладутся в вазу за удачный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн...
Тест для рефлексии дошкольных работников
Этот материал отличается от научных статей. Попробуйте пройти его вместе с коллегами. Может быть, узнаете что-нибудь новенькое или начнёте мыслить по-другому. Спасибо Кондрашову А.В. за идею!...
Лист рефлексии
Лист рефлексии (семинара)...
Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....
КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ КОНФЛИКТОВ
Что же делать, если в работающем коллективе выделяется сотрудник, который провоцирует конфликты, выступает в процессе конфликта активным «борцом за справедливость», а также и...
Рефлексия
РЕФЛЕКСИЯ (от лат. REFLEXIO - обращение назад), способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Междициплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания СУБЪЕКТА на са...
Примеры рефлексии для детей шестилетнего возраста.
Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности....