Что такое детский эксперимент?
презентация на тему

Сысоева Мария Николаевна

Презентация раскрывает цели, задачи, принципы экспериментальной деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.pptx367.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты Что такое детский эксперимент? Сысоева Мария Николаевна, воспитатель

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса предполагается не через занятия, а другие инновационные формы работы. Одной из таких форм является опытно-экспериментальная деятельность, дающая возможность ребёнку творчески формировать интерес и потребность к активной созидательной деятельности.

Слайд 3

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных образовательных задач. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. метод экспериментирования

Слайд 4

Актуальность метода экспериментирования в дошкольном возрасте Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы; Развивается речь; Формируется самостоятельность, целеполагание , способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки

Слайд 5

Цели и задачи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста - Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); Расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; Расширение кругозора у детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу; Воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности

Слайд 6

Методы и приемы, используемые в экспериментальной деятельности - Практические, внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования и позволяющие самостоятельно овладевать способами поисково-познавательной деятельности. - Наблюдения в природе плановые и случайные. - Поисковые действия (наблюдения, рассматривание, взвешивание, пересыпание, переливание и т.д.). - Коллективные и индивидуальные обсуждения хода поисковой деятельности и ее результатов. - Игровая мотивация, в том числе введение игровых сказочных персонажей. - Экспериментальные игры, опыты. - Дидактические игры – сериация , группировки, классификация, обобщение, систематизация. - Словесные приемы и игры: описание, сравнение качеств, свойств, исследуемых объектов, объяснение причинно-следственных связей; драматизация или режиссерское обыгрывание. - Моделирование проблемных ситуаций – как мотивация к поисково-познавательной деятельности. - Метод проектов.

Слайд 7

Принципы построения опыта 1. Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. 2. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Слайд 8

Принципы построения опыта 4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. 5. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; 6. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Слайд 9

Принципы построения опыта 7. Принцип креативности : - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. 8. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Слайд 10

Структура эксперимента Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов: 1. Постановка проблемы; 2. Поиск путей решения проблемы; 3. Проведение наблюдения; 4. Обсуждение увиденных результатов; 5. Формулировка выводов.

Слайд 11

Эксперименты бывают: - индивидуальные или групповые - однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.) По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: - констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление), - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса); - обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. - Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). - В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты , так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .

Слайд 12

Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Что такое детская неотложка и чем она отличается от скорой помощи? "

Что такое детская неотложка и чем онаотличается от "скорой"?   ØЧто такое ОКМПД? ØЧто такое "скорая помощь", или 03? ØЧем занимается ОКМПД? ØЧем занимается ССиНМП? ØВ ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».

"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....

Форум для родителей, будущих воспитанников ДОУ: «Что такое детский сад?»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким че...

Что такое детская одарённость

Данный материал представляет собой конспект выступления на методическом объединении и содержит  сведения по вопросу детской одарённости и работе с родителями одарённых детей....

Что такое дети? Что такое детский сад?

Что такое дети?Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.Дети, как ни странно, такж...

СТИХИ ПРО ДЕТСКИЙ САД: ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ САД

Стихи в помощь педагогом и родителя про детский сад...