Статья.Знакомство детей с русским народным творчеством.
статья по теме

Белоусова Анна Геннадьевна

СПб ГАДОУ д.с. № 18 Калининского района.

Музыкальный руководитель Белоусова Анна Геннадьевна.

 

Знакомство детей с русским народным творчеством.

 

 Чем же привлекает народная песня?

 Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят.

    Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, обязательно систематическое вокальное воспитание.

Пение народных песен и потешек – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.

  Помогает решать следующие образовательные и воспитательные задачи:

Развивать умение детей исполнять вокальные произведения чистым, протяжным звуком.

Научить слушать музыкальный звук, воспринимать и различать его высоту, тембр, силу, продолжительность.

Воспитывать интерес к русским народным праздникам и традициям.

Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка.

Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение без сопровождения.    Русская песня обычно имеет очень простой музыкальный строй и почти не требует сопровождения инструмента. Мелодии - быстро запоминаются и легко воспроизводятся, позволяя сопровождать песню танцевальными движениями.

   Народную песню ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ценностей.

На музыкальных занятиях во всех возрастных группах обязательно включаем русский песенный фольклор – попевки, песенки, прибаутки. Интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. В ясельных группах развитие звуковысотного слуха начинаем с формирования слуховой сосредоточенности, т.е. с выработки умения вслушиваться в музыку. Проигрывая на фортепиано или металлофоне русские народные песенки, потешки («Петушок», «Ладушки» и другие плясовые мелодии), учим детей реагировать на начало и окончание музыки. «Заиграет музыка, и детки полетят как птички, а кончится – детки сядут». 

Следующий этап в работе – слушание музыки. Дети с удовольствием слушают и запоминают русские народные мелодии, что дает возможность закреплять представление детей о звучании низкого и высокого регистров. Часто вносим игрушки для создания звуковых образов: поет маленькая птичка, пищит мышка, играет дудочка, рычит медведь. Также включаем в музыкальные занятия дидактические игры, например, «На чем играем?» – звучит запись оркестра русских народных инструментов, если музыка в низком регистре, дети играют на бубнах, если в верхнем – на погремушках. Стараемся связать звучание контрастных регистров с величиной игрушек: кукла маленькая звонко поет, а волк поет грубым голосом. Предлагаем подпевать звукоподражания, используя такие игры, как «Где мои детки?», «Кто как кричит?». Одну и ту же попевку можно использовать во всех возрастных группах, усложняя музыкальное задание. Например, играя попевку «Сорока» в низком, среднем и высоком регистре, учим младших дошкольников различать звуки по высоте.

Детям постарше предлагаем петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В старшем возрасте эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на металлофоне. Для пения и распевания голоса берем попевку «Скок-поскок», она помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает легкость, подвижность голоса. Также песенки «Патока с имбирем», «Андрей-воробей», «Заинька-зайка», «Петушок», «Дождик», «Ворон» удобны для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу. 

Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягодку земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплются яблонькой. Несмотря на то, что в песнях есть незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова: коромысел, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

   Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего:

    распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры. 

Народный музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...