Экспериментальная деятельность дошкольников
методическая разработка на тему

Чугунова Надежда Николаевна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_eksperimentalnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx56.58 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер – класс для педагогов ДОУ.

Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников.

Цель:  дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;                                                               -продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
-распространение педагогического опыта.
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Задачи: 
 Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: подносы, стаканчики, пластиковые карточки, пенка для бритья, пищевые красители, шприц, пипетки, подсолнечное масло, цветные льдинки, вода., растворимые шипучие таблетки, бумажные салфетки.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Ход мастер-класса. 

І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Как гласит китайская пословица:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.


В.: Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании. Давайте вспомним, что же такое эксперимент?

- Эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом.

В.: Для чего служит эксперимент?

- Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.


По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
По определению Н.Н. Поддъякова, детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. 
Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. 
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:

* осознание того, что хочешь узнать

* формулирование задачи исследования

* продумывание методики эксперимента

* выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний

* прогнозирование результатов

* выполнение работы

* соблюдение правил безопасности

* наблюдение результатов

* фиксирование результатов

* анализ полученных данных

* словесный отчет об увиденном

* формулирование выводов.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например, определить, из какого материала  можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 1. Вопросы к участникам семинара

-Какие виды деятельности способствуют познавательному развитию ребенка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Все виды деятельности способствуют  формированию основ экологической культуры ребенка.

-Какие средства помогают решить эту проблему?  Наблюдения, экскурсии,  тематические беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы и т.д.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

 Познавательно - исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

-Какие типы исследований используете вы в своей работе?  (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с водой, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах.

2. О природных явлениях.

3.О закономерностях в природе.

 Эксперимент  «Радуга». 

Необходимый инвентарь: 7 стаканчиков, пищевые красители, бумажные салфетки.

Так как радуга имеет 7 цветов, я приготовила 7 стаканов, но только в четырех стаканах цветная вода: красная, синяя, желтая, красная. Они чередуются с пустыми стаканами. Другие цвета мы получим путем смешивания, используя бумажные салфетки. Один конец салфетки опускаем в стаканчик с красной водой, другой – с синей. А середину салфетки опускаем в пустой стаканчик. Салфетка здесь является проводником, впитывая воду из двух стаканчиков и переливая ее в пустой, в которой цвета смешиваются, и получается третий цвет. Так проделать со всеми стаканами. Этот процесс долгий, поэтому мы его пока оставим.

Перейдем ко второму эксперименту.

 

Эксперимент «Цветные льдинки»

Необходимый инвентарь: стакан с подсолнечным маслом, цветные льдинки, шипучая растворимая таблетка (витамин), вода.

Заранее замороженные цветные льдинки положить в стакан с маслом.  Кубики льда плавают в масле. Но когда лед начнет таять, капли воды пойдут ко дну, так как вода тяжелее масла. Пока цветные льдинки тают, проделаем следующий эксперимент.

 Эксперимент «Дождевые облака»

Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.  

С помощью этого опыта схематично объясним детям как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.  

Вернемся к цветным льдинкам. Что же там происходит? Посмотрите, как красиво! Разноцветный дождик в стакане и прекрасные капельки на дне, выглядят просто волшебно. Когда весь лед растает, можно понаблюдать за жидкостями еще. Для этого в стакан с маслом добавляем немного воды и смешиваем все содержимое. Обратите внимание, что вся подкрашенная вода из льдинок смешалась в один цвет, а масло осталось своего исходного цвета. Это происходит потому, что масло и вода – две жидкости, которые не смешиваются.  А теперь, возьмем шипучую, растворимую таблетку и бросаем в стакан и наблюдаем. Как красиво она растворяется в воде, поднимая ее на поверхность, как лаву.  

Эксперимент с холодной и теплой водой.

Необходимый инвентарь: 4 стаканчика, поднос, пластиковая дощечка, пищевые красители.

В один стакан наливаем теплую воду, в другой – холодную, воду подкрашиваем в разные цвета. Накрываем стакан с теплой водой пластиковой дощечкой, переворачиваем и ставим его на стакан с холодной водой. Аккуратно вынимаем карточку - вода не смешивается. Это происходит потому,  что теплое стремится вверх, а холодное вниз. Если поменять стаканчики местами, вода будет смешиваться.

Давайте вернемся к первому эксперименту. Что мы видим? По бумажным салфеткам цветная вода стекала в пустые стаканчики и смешивалась. В результате мы получили все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

                       
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Рефлексия.
1. Полезна ли была вам информация мастер – класса.
2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию.

3. Памятки.

Спасибо за внимание и участие  мастер – классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."

Экспериментирование - дея­тельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину ми­ра, основанную на собственных наблюде­ниях, ответах, установлении взаимозави­симостей, зак...

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....