Практико-значимый проект: «Забота о зимующих птицах»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.
Все начинается с детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Цели духовно-нравственного воспитания в ДОУ:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи нравственного воспитания в ДОУ:
Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине; доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.
Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и эле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность)
Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; прививать навыки доброделания, благотворительности.
Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.
Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.
Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия,
Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.
Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.
Тема «Забота о зимующих птицах»
Цель: закреплять представления детей о птицах, как о творениях Божьих, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
- расширять представления детей о мире природы, как о творении Божьем.
- учить отношениям заботы о птицах, как о друзьях наших меньших.
- знакомить детей с многообразием птиц зимующих и перелетных.
- формировать представление о человеке как любимом создании божьем, которому поручено беречь и охранять природу.
- развивать умение художественно отображать красоту окружающего мира в коллективной работе по аппликации с элементами рисования.
Характеристика группы Старшая
Оборудование Ватман, цветная бумага, ножницы, клей, краски, пластилин изображение птиц на карточках.
Планируемые результаты: Донести до детей, что птицы – это творения Божьи. Научить детей различать и называть птиц, учить заботиться о них.
План
1. Беседа перед прогулкой «Как появились птицы?»
2. Путешествие с книгой. Чтение стихов о птицах: «Кто сотворил наш мир?», «Пятый день», «Птичка», «Раз, два, три – на месте замри!» «Птички в плену», «Пой, птичка, пой!»
Вопросы детям по теме.
3. Подвижная игра «Птички и птицелов»:
4. Наблюдение за птицами на прогулке, на участке детского сада
5. Слушаем песенки о птицах.
6.Создаем коллективную работу по аппликации с элементами рисования и лепки
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Ребята: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу о пятом дне творения Божьего. Но сначала давайте вспомним первые дни творения. Как же возник наш мир?
Сережа: Мир сотворил Бог.
Воспитатель: Молодец, Сережа, правильно.
«Кто сотворил наш мир?»
Все, что есть на белом свете,
На моей родной планете,
Под землей, на небесах:
Море, ветер в парусах,
Человека, стрекозу,
Волка, зайца и козу,
Кошку, мышку и слона,
Тлю, что даже не видна
Нет – всего не перечесть!
Всё – всё – всё, что только есть, -
Даже камни вдоль дорог –
Сотворил Господь наш Бог!
А что потом сказал Бог? Отвечает, Настя
Настя: Бог сказал: «Да будет свет!» И стало светло.
Воспитатель: Правильно, Настя, умница. А как же появился день и ночь? Отвечает Вероника.
Вероника: Отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь.
Воспитатель: Точно, Вероника, правильно. А что же создал Бог во второй день? Отвечает Варя.
Варя: Во второй день Бог создал небо – облака и воздух.
Воспитатель: Правильно, Варя, умница. А что идёт из облаков? Отвечает Маша.
Маша: Из облаков идёт дождь и снег.
Воспитатель: Дети, а вы помните стихотворение, которое мы учили про второй день? (дети отвечают хором)
Дети: Сотворил Бог день второй
Свод небесный, голубой.
Воспитатель: Что же сотворил Бог на третий день? Отвечает Демьян:.
Демьян: На третий день Бог создал землю, моря и океаны. Потом Он повелел вырастить растениям: деревьям, травам, цветам.
Воспитатель: Правильно. Что же создал Бог на четвёртый день? Отвечает Костя.
Костя: На четвёртый день Бог создал солнце, луну и звёзды.
Воспитатель: Правильно, Костя, Солнце и луна не только освещают землю, но и благодаря им, на смену ночи приходит день, а после зимы наступает весна, потом лето и осень.
Воспитатель: Вот мы с вами и подошли к пятому дню творения. А как вы думаете, что Бог создал на пятый день? (ответы детей хором)
Дети: людей, животных, радугу, собак, кошек.
Воспитатель: А теперь, послушайте, что на самом деле создал Бог на пятый день. На пятый день Бог создал рыб и птиц, мелких насекомых: разноцветных жуков, бабочек и весёлых стрекоз. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое так и называется
«Пятый день»
Было тихо над землёй,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом
Кот, дельфин, карась и сом
Обрели с тех пор свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря.
Они песней славят Бога,
За любовь благодаря.
Воспитатель: Кого сотворил Бог на пятый день? Отвечаем все вместе.
Дети: Птиц, рыб, насекомых.
Воспитатель: Кого из творений Бог поселил в морях, океанах, речках?
Дети: Рыб.
Воспитатель: Каких рыб?
Дети: Дельфина, кита, карася, сома.
Воспитатель: О чём поют птички на заре?
Дети: О Боге и благодарят за любовь.
(Если дети затрудняются ответить на те, или иные вопросы, воспитатель читает стихотворение ещё раз)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю, посмотреть на рисунок, его нарисовала Карпова Анжелика. (Дети вместе с воспитателем внимательно рассматривают рисунок, воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают хором)
Воспитатель: Дети, вы узнаёте птиц, которые изображены на рисунке?
Дети: Да.
Воспитатель: Как же зовут этих птиц?
Дети: Снегири.
Воспитатель: А какое время года изображено на рисунке?
Дети: Зима.
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети: Идёт снег и ветки в инее.
Воспитатель: Дети, а можно встретить снегиря летом?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Снегири летом выводят птенчиков и заботятся о них.
Воспитатель: Правильно, дети, какие вы молодцы!
Летом, действительно, не увидишь снегирей. А какое время года сейчас у нас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Значит, мы с вами можем увидеть снегирей?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотите прямо сейчас их увидеть?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда собираемся на прогулку.
Воспитатель: Кого сотворил Бог на пятый день? Отвечаем все вместе.
Дети: Птиц, рыб, насекомых.
Воспитатель: Кого из творений Бог поселил в морях, океанах, речках?
Дети: Рыб.
Воспитатель: Каких рыб?
Дети: Дельфина, кита, карася, сома.
Воспитатель: О чём поют птички на заре?
Дети: О Боге и благодарят за любовь.
(Если дети затрудняются ответить на те, или иные вопросы, воспитатель читает стихотворение ещё раз)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю, посмотреть на рисунок, его нарисовала Карпова Анжелика. (Дети вместе с воспитателем внимательно рассматривают рисунок, воспитатель задаёт вопросы дети отвечают хором)
Воспитатель: Дети, вы узнаёте птиц, которые изображены на рисунке?
Дети: Да.
Воспитатель: как же зовут этих птиц?
Дети: Снегири.
Воспитатель: А какое время года изображено на рисунке?
Дети: Зима.
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети: Идёт снег и ветки в инее.
Воспитатель: Дети, а можно встретить снегиря летом?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Снегири летом выводят птенчиков и заботятся о них.
Воспитатель: Правильно, дети, какие вы молодцы!
Летом, действительно, не увидишь снегирей. А какое время года сейчас у нас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Значит, мы с вами можем увидеть снегирей?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотите прямо сейчас их увидеть?
Дети: Да.
Воспитатель: Собираемся на прогулку,
Прогулка.
(Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку, воспитатель читает детям стихотворение)
В: Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение
«Птичка»
Птичка Божия проснулась с зарёю,
А уж пахаря застала за сохою;
Полетит она к лазурным небесам
И, что видит в сёлах, всё расскажет там.
В: Дети, птичка проснулась и кого же она увидела?
Д: Пахаря.
В: Правильно, она увидела пахаря за сохою. Это значит, что уже рано утром пахарь трудился. А давайте и мы с вами потрудимся? Смотрите, сколько снега намело. Давайте расчистим нашу площадку?
Д: Давайте.
(Воспитатель вместе с детьми берут лопатки и сгребают снег в одну кучу).
В: Ну вот мы с вами и потрудились. Дети, посмотрите, пока мы с вами трудились за нами наблюдали птички (на дереве сидят, заранее приготовленные воспитателем снегири), кто это, вы их узнали?
Д: Да, это снегири.
В: А как вы догадались?
Д: У них красная грудка.
В: Правильно, дети, красная грудка отличает снегирей от других птиц.
В: Как вы думаете, для чего птицы так близко прилетают к людям?
Д: Чтобы они их покормили. Они ищут корм.
В: Ну тогда давайте возьмём наши кормушки, которые вы сделали с вашими родителями ….
(Воспитатель вместе с детьми развешивают кормушки на деревья)
В: Как вы думаете, чего не хватает в кормушках?
Д: Пшена.
В: Правильно, давайте наполним наши кормушки и покрошим Пшеном для птиц.
(Воспитатель даёт детям большой поднос с пшеном, дети самостоятельно наполняют свои кормушки)
В: Дети, а как вы думаете почему птички сейчас не едят пшено?
Д: Они нас боятся.
В: Правильно, а когда мы уйдём, они обязательно покушают.
(Воспитатель имитирует разговор со снегирями)
В: Ой, дети тихо, тихо, мне что-то говорят снегири. А они хотят с вами поиграть. А вы хотите поиграть со снегирями?
Д: Да.
В: Тогда давайте поиграем в игру «Птички и птицелов»:
Играющие выбирают себе название птиц, пению и крику которых они могут подражать. Становятся в круг, в центре которого стоит птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят:
В саду с садочке,
На зелёном кусточке
Птички ягодки клюют,
Весь день весело поют.
Ах, птицелов идёт,
Клетку и силки несёт.
В неволю нас возьмёт.
Птицы, улетайте.
В гнёзда скрывайтесь!
Птицелов командует: «Раз, два, три – на месте замри!» Играющие останавливаются. Птицелов начинает искать птиц. С тем, кого находит, ведёт разговор:
- Пичуга, пичуга! Куда ты летала?
- На новы клети.
- Чего ты видала?
- Как играют мои дети.
- как они поют?
- Кар-р-р, кар-р-р!
Как только птицелов угадывает по крику название птицы, он меняется ролями с этим участником, и игра продолжается.
В: Ну что, дети, понравилось вам играть с птичками?
Д: Да.
В: А теперь нам пора прощаться и возвращаться в нашу группу, давайте помашем нашим птичкам и скажем им до свидания!
Д: До свидания, птички!
(Дети вместе с воспитателем заходят в группу, раздеваются, садятся на стульчики и продолжают беседу)
Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение которое называется
«Птички в плену»
Поймали птичку голосистую
И ну – сжимать её рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»
Воспитатель: Дети, как вы думаете можно ли ловить птиц?
Дети: Нет.
Воспитатель: А сжимать их?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так как же поступил, тот, кто поймал и сжал птичку, хорошо или плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: А почему он поступил плохо, почему нельзя ловить и сжимать птиц?
Дети: Потому что птичка погибнет, если её сжимать.
Воспитатель: Правильно, дети, птичка погибнет, если её сжать. А почему птичка не пела, когда её сжали?
Дети: Ей нечем дышать, птички поют только на воле.
Воспитатель: Умницы, ребята, верно, птички в не воле петь не могут, птички поют на воле.
(На окне в группе прикреплены снегири, заранее заготовленные воспитателем)
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, на нас прилетели, посмотреть кто это?
Дети: Снегири.
Воспитатель: А где вы их видели?
Дети: На улице.
А в какое время года?
Дети: Зимой.
Воспитатель: А что мы для них сделали?
Дети: Повесили кормушки.
Воспитатель: А что в кормушки насыпали?
Дети: Пшено.
Воспитатель: Правильно, дети, молодцы вы всё запомнили и теперь знаете как помочь птичкам и что нельзя делать.
(воспитатель имитирует разговор со снегирями)
Воспитатель: Что такое, снегири, что вы распушились….Ой, дети, они хотят, чтобы вы создали аппликацию из цветной бумаги и наклеили , а вы сможете ?
Дети: Да.
Дети садятся за столы, дежурные раздают клей, ножницы и пластилин. Дети вместе с воспитателем на заранее заготовленном ватмане, в котором изображено окно вырезают и приклеивают снегирей. Воспитатель показывает этапы работы, а дети повторяют, затем клеят кто на кормушку, кто на ветки деревьев. Из пластилина дети катают маленькие шарики для рябины.
Воспитатель: Какая чудесная получилась картина, дети все справились.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foto.docx | 111.89 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по теме: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (вторая младшая группа)
Презентация к проекту....
Практико-значимая работа «Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в средней группе»
Проект: «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!»...
Экологический проект «Забота о зимующих птицах нашего края»
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный ко...
Практико-значимая работа проект "День Матери"
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива д...
Проект "Забота о зимующих птицах"
Актуальность проекта: в стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном п...
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Ангел – хранитель»
Актуальность темы: В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно – нравственн...
Региональная экологическая просветительная акция "С заботой о зимующих птицах
Дети группы «Солнышко» принимают участие в региональной зколого – просветительной акции «С заботой о зимующих птицах».Мы поможем птичкам:Воробьям, синичкам.Им кормушку см...