Пальчиковая гимнастика для детей 5 – 7 лет
материал (подготовительная группа) на тему

Якушева Юлия Сергеевна

Представлена пальчиковая гимнатика в стихах для детей 5-7 лет. Данную гимнастику можно использовать на занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_dlya_detei.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика для детей 5 – 7 лет

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–7 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письмуГимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:

  • работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
  • развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
  • развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);

«Птички»

Эта птичка – соловей,                      (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.       (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.         (Машут обеими руками, как крыльями.)

«Грибы»

Топ-топ — пять шагов,                              (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.                    (Показали 5 пальцев правой руки.)

Мухомор красный —                          (Загибают пальцы на одной руке.)

Гриб опасный.

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом                   (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,          (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

«Машина каша»

Маша каши наварила,                          (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.        руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                                  (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                                (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.                        (Сдувают «крошку» с ладошки.)

«Подарки»

Дед Мороз принес подарки:        (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки,              (Загибают пальцы левой руки.)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

«Повар»

Повар готовил обед,               (Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.

Повар леща берет                    (Загибают пальцы на левой руке.) 

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!                 (Разводят руками.)

«Акула»

Приплывали две севрюги,             (Двумя ладонями дети изображают,

                                                                                   как плывут севрюги.)

У них спины словно дуги.                           (Выгибают ладони тыльной

                                                                                          стороной вверх.)

Налетали с двух сторон.                                (Изображают, как севрюги

                                                                   плывут навстречу друг другу.)

Ты, акула, выйди вон.                  (Делают толчок ладонями от груди.)

***

Вот забор.                                                  (пальцы правой руки прижать друг к другу)
В заборе щели.                                          (раздвинуть пальцы)
Пальцы в них пролезть хотели.               (просунуть большой палец левой руки)
Сунул голову Большак                             (между большим и указательным пальцами)
Дальше не пройти никак!                         (крепко зажать большой палец)
Вслед за ним застрял Указка.                   (указат.палец левой руки между)
Середняк хотел – напрасно!                    (указат. и средним пальцами правой)
Безымянный – безуспешно!                     (средний палец левой руки между)
Хоть один прошёл? Конечно!                  (средним и безымянным пальцами правой)
Щуплый, маленький мизинчик                (мизинец несколько раз согнуть )
Помощь братьям оказал:                           (разогнуть, потом помахать им)
Из щелей их всех достал.                          (каждый палец по очереди освободить из плена)

***

Дружат в нашей группе,                            (пальцы рук соединяют в замок несколько раз)
Девочки и мальчики. 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять                         (пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать.                                (соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.                              (руки вниз, встряхивают кистями)

***

Прилетела к нам вчера                                (машут ладошками
Полосатая пчела.                                          на каждое название насекомого)
А за нею шмель-шмелек                             (загибают пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.                                     (делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали,                                 подносят к глазам.
От усталости упали.                                      роняют ладони на стол)

                                                               

«Жук»

Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…

«Петушок»

Петушок, петушок,                              (соединить на руке указательный и большой палец)
Золотой гребешок,                               (сделать «замок» из пальце)
Масляна головушка,                            (погладить рукой по голове)
Шелкова бородушка,                           (погладить рукой по подбородку)
Что ты рано встаешь, 
Что ты звонко поешь, Деткам спать не даешь?  (закрыть глаза и сложить ладони под щеку)

                                                                               

***

Шла ворона через поле (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу), 
Шесть грибов несла в подоле (показывают 6 пальцев): 
Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика), 
Под-оси-но-вик, 
Груздь, опёнок, 
Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке), 
Кто не видел – 
Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)!

***

Дети в лес грибной пошли («идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу) 
И грибочки там нашли. 
Часть из них потом сварили, 
Засолили, засушили, 
Заморозили немножко 
И поджарили с картошкой (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами).

***

Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу), 
Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках). 
Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) 
И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).

***

Мышка съела сыр и пышку, 
Тыкву, рыбу, дыню, шишку, 
Съела сливы и блины, 
И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка). 
Целый день она жевала, 
Но все мышке было мало (разводят руками)!

***

Мы на ёлке веселились (ритмично хлопают в ладоши) 
И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками). 
После добрый Дед Мороз 
Нам подарки преподнёс («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу), 
Дал большущие пакеты, 
В них же — вкусные предметы («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу). 
Конфеты в бумажках синих, 
Орешки рядом с ними, 
Груша, яблоко, один 
Золотистый мандарин (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).

***

Спозаранок (ставят ладонь на ребро) 
Накупил (показывают ладонь) 
Баран (кулак) 
Баранок (ребро) 
Для барашков (пальцы левой руки «играют»), 
Для овечек (пальцы правой руки «играют») 
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев), 
Девять сушек, 
Восемь плюшек, 
Семь лепёшек, 
Шесть ватрушек, 
Пять коржей, 
Четыре пышки, 
Три пирожных, 
Две коврижки 
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев). 
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой), 
А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "...

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет.

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроетс...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных с...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...