ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛА» /МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА/
проект на тему
Актуальность.
В связи с возросшей потребностью общества в разносторонне развитой личности проблема одаренности, а именно раннего выявления и развития способностей ребёнка становится наиболее важной и актуальной. Видное место в процессе общего развития личности ребёнка занимает музыкальная одарённость. Система музыкального образования дошкольных учреждений направлена на знакомство детей с музыкой, независимо от их желания, интересов, потребностей и способностей. Дети обучаются по типовым образовательным программам, которые требуют актуализации и преобразований. В отличие от традиционных форм обучения, существуют системы дополнительного образования представляя широкие возможности для развития музыкальных способностей в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности, используя нетрадиционные подходы к организации процесса обучения. Обучение детей вокалу как особому виду музыкального искусства открывает богатые перспективы для развития музыкальных способностей детей. Вокальное пение дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, реализовать свои способности, добиться успеха.
Специфика данной работы не позволяет провести чёткое разграничение занятий на теоретические и практические, так как при обучении детей вокалу на каждом занятии мной выдаётся определённый объём как теории, так и практики, содержание которой просматривается в приведённом ниже содержании инновационного опыта, а также в репертуарном плане, составленным с учётом возрастных особенностей воспитанников. В содержании моей работы по каждому разделу определяется общая образовательная траектория пятилетнего обучения. Распределение учебного материала по годам для каждого ребёнка происходит в соответствии с намеченным индивидуальным образовательным маршрутом.
Цель проекта: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи:
- формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;
- развивать слух и голос детей;
-воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость у детей;
- развивать исполнительское мастерство;
- развивать детское песенное творчество.
Участники проекта:
1. Музыкальный руководитель.
2. Воспитатели.
3. Дети среднего, старшего дошкольного возраста.
4. Родители.
Методы достижения задач проекта:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
Расширение диапазона, значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка, усиление насыщенности звука, полетность, улучшение вибрато, большая певучесть звука, свобода, раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание. Голосоведение, метроритм,темп, тембр, динамика, фразировка.
4. Тренировка слуха.Распевки, слушание музыкальных произведений, творческое сочинение мелодии, музыкальные викторины.
5. Техникаисполнения мелодии.Применение дирижёрского жеста, распевки, вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Проект включает подразделы:
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия два раза в неделю.
Структура занятия.
1. Вводная часть
Приветствие.
Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
2. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть.
Перспективный план работы с одаренными детьми (1 год).
Период | Программное содержание | Репертуар |
Октябрь - Ноябрь | § Расширять диапазон детского голоса; § Закреплять у детей умение точно передавать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне; § Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы; § Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни; § Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией; § Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; § Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению; § Учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; § Учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; § Добиваться выразительного исполнения песен; § Учить детей передавать характер и смысл каждой песни; § Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста); § Совершенствовать умение правильно сидеть и стоять во время пения. | Игра-приветствие. «Приветствие». Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша». Интонационно-фонетические упражнения. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:«Кукушка»Е. Тиличеевой, «Бубенчики»Е.Тиличеевой, «Качели» Е.Тиличеевой. Песни: «Кукушка» А. Варламова, «Если добрый ты» Б. Савельева, «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского. |
| § Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; § Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; § Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; § Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; | Игра-приветствие.Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова. «Тарелка», «Чашка», «Утки». |
Декабрь - Январь | § Учить детей удерживать интонацию на одном звуке; § Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; § Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; § Правильно выполнять логические ударения; § Продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх-вниз на квинту и кварту; § Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх; § Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.); § Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька); § Контролировать певческую установку во время пения. | Интонационно-фонетические упражнения.Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Барабан» Е.Тиличеевой, «Как под наши ворота» (р.н.п.), «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Голубой вагон» В.Шаинского, «Спляшем Ваня» А.Варламова, «Гномики» К.Костина. |
Февраль - Март | § Продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; § Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; § Упражнять в чёткой дикции; § Формировать хорошую артикуляцию; § Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков; § Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; § Чисто интонировать в заданном диапазоне; § Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; § Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; § Добиваться выразительного исполнения песен различного характера; | «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец». Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Небо синее» Е. Тиличеевой, «Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Труба» Е. Тиличеевой. Песни: «Где водятся волшебники?» М.Минкова, «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского, |
| § Петь с музыкальным сопровождением и без него; § Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение; § Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей; § Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; § Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения. | «Три весёлых зайчика» К. Костина, «Бабочка» А.Варламова. |
Апрель - Май | § Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмического рисунка мелодии на фланелеграфе; § Продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; § Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже; § Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале; § Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2); § Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; § Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения; § Следить за правильным дыханием; § Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.); § Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.; | Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». Интонационно-фонопедические упражнения. «Крик ослика» (Й – а) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка, «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Самая счастливая» Ю. Чичкова, «Дорога добра» М. Минкова, «Кот Мурлыка» Л. Олифировой, «Кашалотик» Р.Паулса. |
Перспективный план работы с детьми (2год)
Период | Программное содержание | Музыкальный материал |
Октябрь-Ноябрь
| § Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. § Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. § Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. § Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). § Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. § Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; § Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; § Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. § Учить детей исполнять песни а капелла. | Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Интонационно-фонетические упражнения.Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Скороговорки. Чистоговорки. «Говорил попугай попугаю». «Тигры». «Вёз корабль карамель». «Кит-рыба». Упражнения для распевания. 1. «Котенок и бабочка» 2. «Птичка и Лиса» 3. «Машенька и Медведь» «Гномики» муз. и сл. К.Костина, Песни. «Русская зима» муз. и сл. Л.Вахрушевой |
Декабрь - Январь | § Психологическая настройка на занятие. § Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. § Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. § Следить за правильной певческой артикуляцией. § Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). § Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. § Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; § Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; § Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; § Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Игра-приветствие. Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Интонационно-фонетическиеупражнения. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Скороговорки. Чистоговорки. «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» Знакомый материал. Упражнения для распевания. «Фокус-покус». «Чудо-лесенка». «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой Пение. «Пестрый колпачок» Г.Струве. «Игрушки» музыка и слова Н.Орловой
|
Февраль - Март
| § Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. § Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. § Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; § Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. § Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. § Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. § Побуждать детей к активной вокальной деятельности. § Учить детей петь в унисон, а капелла. § Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. § Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. § Развивать у детей умение петь под фонограмму. § Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Коммуникативная игра-приветствие.1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Интонационно-фонетические упражнения. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». Скороговорки, стихи. Проговаривание текста песен, попевок. Упражнения для распевания. «Уточка», «Храбрый портняжка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. Пение. «Три весёлых зайчика» Знакомый репертуар. «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина |
Апрель - Май
| § Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. § Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. § Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо § Продолжать работу над развитием голоса детей. § Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала. § Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; § Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; § Чисто интонировать в заданном диапазоне; § Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. § Совершенствовать исполнительское мастерство. § Учить детей работать с микрофоном.
| Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». Интонационно-фонопедические упражнения. «Крик ослика» (Й – а) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (Ии-и) Скороговорки.Стихи. «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). Чтение текста песен. Упражнения для распевания. Знакомый репертуар. Песни: «Горница - Узорница»,«Матрёшечки», «С днём Рождения Детский сад»» А.Евтодьевой Повторение знакомых песен
|
Перспективный план работы с детьми (3 год)
Период | Программное содержание | Музыкальный материал |
Октябрь - Ноябрь | § Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. § Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. § Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу-вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. § Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. § Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; § Чисто интонировать в заданном диапазоне. § Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. § Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. § Учить детей работать с микрофоном.
| Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие», «Как тебя зовут?» Е.Кошкарёвой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Интонационно-фонопедические упражнения.«Самолёты», «Самолётлетит»,М.Картушиной.«Мороз» (по методу Емельянова) Скороговорки. Чистоговорки. «Вёз корабль камень»,«Ди-ги, ди-ги дай», «Петя шёл», «Думал – думал» Упражнения для распевания. «Три медведя» А.Евтодьевой. Знакомые распевки. Песни. «Мой папа офицер» Дунаевский «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова
|
Декабрь - Январь
| § Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. § Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. § Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; § Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. § Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. § Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. § Побуждать детей к активной вокальной деятельности. § Учить детей петь в унисон, а капелла. § Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. § Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. § Развивать у детей умение петь под фонограмму. § Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Коммуникативная игра-приветствие.1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Интонационно-фонетические упражнения. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». Скороговорки, стихи. Проговаривание текста песен, попевок. Упражнения для распевания. «Уточка», «Храбрый портняжка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. Пение. «Три весёлых зайчика» Знакомый репертуар. «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина |
Февраль - Март
| § Психологическая настройка на занятие. § Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. § Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. § Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; § Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. § Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». § Побуждать детей к активной вокальной деятельности. § Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. § Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. § Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. § Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Игра-приветствие. «В гости»,«Здравствуйте». Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова. Упражнения: Картушина.«Обезьянки», «Весёлый язычок». Интонационно-фонопедические упражнения. Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Чистоговорки. «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. Упражнения для распевания. 1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной Пение. «Мамочка моя» З.Роот «Мамина песенка» М. Пляцковский
|
Апрель - Май
| § Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. § Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. § Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; § Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. § Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. § Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. § Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. § Совершенствовать вокальные навыки: § Петь естественным звуком без напряжения; § Чисто интонировать в удобном диапазоне; § Петь,а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму; § Слышать и оценивать правильное и неправильное пение; § Самостоятельно попадать в тонику; § Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры | Коммуникативная игра-приветствие. 1. «Приветствие» Е.Кошкарёвой 2. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Прогулка» М. Лазарев. Интонационно-фонетические упражнения. Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. Скороговорки, стихи. «Только смеяться», «Я хороший», Упражнения для распевания. Знакомый репертуар. Пение. «Любимый детский сад» К.Костина «В самый первый раз» Н.Разуваевой |
План работы с одаренными детьми, родителями и педагогами.
№ | Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок | Ответственный |
1. | Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по вокалу. Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы. | Анкетирование с родителями, с педагогами. Собеседование. | Сентябрь-Октябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
2. | Концерт «Минута славы » Отборочный тур | Музыкальные досуги (отборочные туры) | Сентябрь-Январь | Музыкальный руководитель, воспитатели старших и подготовительных групп. |
3. | Концерт «Минута славы» | Музыкальный – концерт «Минута славы» | Январь | Музыкальный руководитель, воспитатели средних, старших и подготовительных групп, старший педагог, заведующая ДОУ. |
4. | Подведение итогов работы педагогов, музыкального руководителя с одаренными детьми. Планирование работы на следующий учебный год. | Заседание педагогов в форме «круглого стола». Составление плана. | Февраль-март | Музыкальный руководитель, психолог, хореограф, воспитатели старших и подготовительных групп. |
5. | Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности. | Групповые и индивидуальные тренинги, семинары. | В течение года | Психолог, музыкальный руководитель. |
6. | Обучение одаренных детей пению | Групповые и индивидуальные упражнения. (Артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание) | В течение года | Музыкальный руководитель. |
7. | Отборочный тур для отчётного концерта | Музыкальные досуги по группам (отборочные туры). (Совместно с родителями) | Январь-Апрель | Музыкальный руководитель, воспитатели старших и подготовительных групп. |
8. | Отчётный концерт | Гала – концерт детей | Апрель | Музыкальный руководитель, воспитатели старших и подготовительных групп, старший педагог, заведующая ДОУ, родители, хореограф. |
9. | Участие в районных конкурсах | Выступление детей: соло, дуэт, трио, квартет. | Ноябрь -март | Музыкальный руководитель, родители, воспитатели старших и подготовительных групп. |
Мониторинг развития музыкальных способностей детей средствами вокала по методике «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
№ п/п
| Показатели (знания, умения, навыки)
| Оценка/б
| |||
0
| н
| с
| в
| ||
1.
| Качественное исполнение знакомых песен.
|
|
|
|
|
2.
| Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
|
|
|
|
|
3.
| Умение импровизировать
|
|
|
|
|
4.
| Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
|
|
|
|
|
5.
| Навыки выразительной дикции
|
|
|
|
|
0 - не справляется с заданием; н (низкий) - справляется с помощью педагога; с (средний) - справляется с частичной помощью педагога; в (высокий) - справляется самостоятельно.
Перечень программно-методического обеспечения
Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
Артикуляционная гимнастика.
Программы, сценарии концертов.
Сборники песен, попевок.
Музыкальный центрCD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
Планируемый результат. Интерес к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
Проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
Передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Исполнять сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
Заключение
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
Список литературы:
1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
10. Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_detey_sredstvami_vokala.docx | 221.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ
РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
«МОТИВАЦИОННАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ОТ ОТБОРА К РАЗВИТИЮ»
ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛА»
/МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА/
СОСТАВИТЕЛЬ:
КОНОПЕЛЬКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
2018 г.
Актуальность.
В связи с возросшей потребностью общества в разносторонне развитой личности проблема одаренности, а именно раннего выявления и развития способностей ребёнка становится наиболее важной и актуальной. Видное место в процессе общего развития личности ребёнка занимает музыкальная одарённость. Система музыкального образования дошкольных учреждений направлена на знакомство детей с музыкой, независимо от их желания, интересов, потребностей и способностей. Дети обучаются по типовым образовательным программам, которые требуют актуализации и преобразований. В отличие от традиционных форм обучения, существуют системы дополнительного образования представляя широкие возможности для развития музыкальных способностей в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности, используя нетрадиционные подходы к организации процесса обучения. Обучение детей вокалу как особому виду музыкального искусства открывает богатые перспективы для развития музыкальных способностей детей. Вокальное пение дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, реализовать свои способности, добиться успеха.
Специфика данной работы не позволяет провести чёткое разграничение занятий на теоретические и практические, так как при обучении детей вокалу на каждом занятии мной выдаётся определённый объём как теории, так и практики, содержание которой просматривается в приведённом ниже содержании инновационного опыта, а также в репертуарном плане, составленным с учётом возрастных особенностей воспитанников. В содержании моей работы по каждому разделу определяется общая образовательная траектория пятилетнего обучения. Распределение учебного материала по годам для каждого ребёнка происходит в соответствии с намеченным индивидуальным образовательным маршрутом.
Цель проекта: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи:
- формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;
- развивать слух и голос детей;
-воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость у детей;
- развивать исполнительское мастерство;
- развивать детское песенное творчество.
Участники проекта:
- Музыкальный руководитель.
- Воспитатели.
- Дети среднего, старшего дошкольного возраста.
- Родители.
Методы достижения задач проекта:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
Расширение диапазона, значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка, усиление насыщенности звука, полетность, улучшение вибрато, большая певучесть звука, свобода, раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание. Голосоведение, метроритм,темп, тембр, динамика, фразировка.
4. Тренировка слуха.Распевки, слушание музыкальных произведений, творческое сочинение мелодии, музыкальные викторины.
5. Техникаисполнения мелодии.Применение дирижёрского жеста, распевки, вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Проект включает подразделы:
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия два раза в неделю.
Структура занятия.
1. Вводная часть
Приветствие.
Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
2. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть.
Перспективный план работы с одаренными детьми (1 год).
Период | Программное содержание | Репертуар |
Октябрь - Ноябрь |
| Игра-приветствие. «Приветствие». Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша». Интонационно-фонетические упражнения. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:«Кукушка»Е. Тиличеевой, «Бубенчики»Е.Тиличеевой, «Качели» Е.Тиличеевой. Песни: «Кукушка» А. Варламова, «Если добрый ты» Б. Савельева, «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского. |
| Игра-приветствие.Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова. «Тарелка», «Чашка», «Утки». | |
Декабрь - Январь |
| Интонационно-фонетические упражнения.Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Барабан» Е.Тиличеевой, «Как под наши ворота» (р.н.п.), «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Голубой вагон» В.Шаинского, «Спляшем Ваня» А.Варламова, «Гномики» К.Костина. |
Февраль - Март |
| «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец». Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Небо синее» Е. Тиличеевой, «Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Труба» Е. Тиличеевой. Песни: «Где водятся волшебники?» М.Минкова, «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского, |
| «Три весёлых зайчика» К. Костина, «Бабочка» А.Варламова. | |
Апрель - Май |
| Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». Интонационно-фонопедические упражнения. «Крик ослика» (Й – а) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка, «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Самая счастливая» Ю. Чичкова, «Дорога добра» М. Минкова, «Кот Мурлыка» Л. Олифировой, «Кашалотик» Р.Паулса. |
Перспективный план работы с детьми (2год)
Период | Программное содержание | Музыкальный материал |
Октябрь-Ноябрь |
| Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Интонационно-фонетические упражнения.Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Скороговорки. Чистоговорки. «Говорил попугай попугаю». «Тигры». «Вёз корабль карамель». «Кит-рыба». Упражнения для распевания. 1. «Котенок и бабочка» 2. «Птичка и Лиса» 3. «Машенька и Медведь» «Гномики» муз. и сл. К.Костина, Песни. «Русская зима» муз. и сл. Л.Вахрушевой |
Декабрь - Январь |
| Игра-приветствие. Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Интонационно-фонетическиеупражнения. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Скороговорки. Чистоговорки. «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» Знакомый материал. Упражнения для распевания. «Фокус-покус». «Чудо-лесенка». «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой Пение. «Пестрый колпачок» Г.Струве. «Игрушки» музыка и слова Н.Орловой |
Февраль - Март |
| Коммуникативная игра-приветствие.1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Интонационно-фонетические упражнения. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». Скороговорки, стихи. Проговаривание текста песен, попевок. Упражнения для распевания. «Уточка», «Храбрый портняжка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. Пение. «Три весёлых зайчика» Знакомый репертуар. «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина |
Апрель - Май |
| Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». Интонационно-фонопедические упражнения. «Крик ослика» (Й – а) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (Ии-и) Скороговорки.Стихи. «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). Чтение текста песен. Упражнения для распевания. Знакомый репертуар. Песни: «Горница - Узорница»,«Матрёшечки», «С днём Рождения Детский сад»» А.Евтодьевой Повторение знакомых песен |
Перспективный план работы с детьми (3 год)
Период | Программное содержание | Музыкальный материал |
Октябрь - Ноябрь |
| Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие», «Как тебя зовут?» Е.Кошкарёвой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Интонационно-фонопедические упражнения.«Самолёты», «Самолётлетит»,М.Картушиной.«Мороз» (по методу Емельянова) Скороговорки. Чистоговорки. «Вёз корабль камень»,«Ди-ги, ди-ги дай», «Петя шёл», «Думал – думал» Упражнения для распевания. «Три медведя» А.Евтодьевой. Знакомые распевки. Песни. «Мой папа офицер» Дунаевский «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова |
Декабрь - Январь |
| Коммуникативная игра-приветствие.1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Интонационно-фонетические упражнения. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». Скороговорки, стихи. Проговаривание текста песен, попевок. Упражнения для распевания. «Уточка», «Храбрый портняжка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. Пение. «Три весёлых зайчика» Знакомый репертуар. «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина |
Февраль - Март |
| Игра-приветствие. «В гости»,«Здравствуйте». Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова. Упражнения: Картушина.«Обезьянки», «Весёлый язычок». Интонационно-фонопедические упражнения. Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Чистоговорки. «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. Упражнения для распевания. 1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной Пение. «Мамочка моя» З.Роот «Мамина песенка» М. Пляцковский |
Апрель - Май |
| Коммуникативная игра-приветствие. 1. «Приветствие» Е.Кошкарёвой 2. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. «Прогулка» М. Лазарев. Интонационно-фонетические упражнения. Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. Скороговорки, стихи. «Только смеяться», «Я хороший», Упражнения для распевания. Знакомый репертуар. Пение. «Любимый детский сад» К.Костина «В самый первый раз» Н.Разуваевой |
План работы с одаренными детьми, родителями и педагогами.
№ | Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок | Ответственный |
1. | Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по вокалу. Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы. | Анкетирование с родителями, с педагогами. Собеседование. | Сентябрь-Октябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
2. | Концерт «Минута славы » Отборочный тур | Музыкальные досуги (отборочные туры) | Сентябрь-Январь | Музыкальный руководитель, воспитатели старших и подготовительных групп. |
3. | Концерт «Минута славы» | Музыкальный – концерт «Минута славы» | Январь | Музыкальный руководитель, воспитатели средних, старших и подготовительных групп, старший педагог, заведующая ДОУ. |
4. | Подведение итогов работы педагогов, музыкального руководителя с одаренными детьми. Планирование работы на следующий учебный год. | Заседание педагогов в форме «круглого стола». Составление плана. | Февраль-март | Музыкальный руководитель, психолог, хореограф, воспитатели старших и подготовительных групп. |
5. | Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности. | Групповые и индивидуальные тренинги, семинары. | В течение года | Психолог, музыкальный руководитель. |
6. | Обучение одаренных детей пению | Групповые и индивидуальные упражнения. (Артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание) | В течение года | Музыкальный руководитель. |
7. | Отборочный тур для отчётного концерта | Музыкальные досуги по группам (отборочные туры). (Совместно с родителями) | Январь-Апрель | Музыкальный руководитель, воспитатели старших и подготовительных групп. |
8. | Отчётный концерт | Гала – концерт детей | Апрель | Музыкальный руководитель, воспитатели старших и подготовительных групп, старший педагог, заведующая ДОУ, родители, хореограф. |
9. | Участие в районных конкурсах | Выступление детей: соло, дуэт, трио, квартет. | Ноябрь -март | Музыкальный руководитель, родители, воспитатели старших и подготовительных групп. |
Мониторинг развития музыкальных способностей детей средствами вокала по методике «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием; н (низкий) - справляется с помощью педагога; с (средний) - справляется с частичной помощью педагога; в (высокий) - справляется самостоятельно.
Перечень программно-методического обеспечения
Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
Артикуляционная гимнастика.
Программы, сценарии концертов.
Сборники песен, попевок.
Музыкальный центрCD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
Планируемый результат. Интерес к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
Проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
Передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Исполнять сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
Заключение
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
Список литературы:
1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
10. Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие творческих способностей детей средствами хореографии"
Данный проект обобщает работу воспитателя(хореографа) по приоритетному направлению....
Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально-дидактических игр
Консультация полезна для воспитателей и музыкальных руководителей....
Проект "Развитие творческих способностей детей средствами музыкально - театральной деятельности"
quot;Развитие творческих способностей детей средствами музыкально - театральной деятельности"...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей средствами хореографии»
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетиче...
Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...
Педагогический проект "Развитие творческих способностей детей средствами хореографии"
педагогический проект...
Развитие музыкальных способностей детей средствами театрализации
Использование театрализации в разных формах работы с дошкольниками...