Наблюдения
картотека (средняя группа) на тему

Тихенко Мария Сергеевна

Картотека наблюдений для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenia_15_sht.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

  • формировать представление о весенних изменениях в природе;
  • учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;
  • воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Ход наблюдения

Ребятки, послушайте какое интересное стихотворение я вам приготовила:

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотря из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он голод и стужу,

Забыл, как поземка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собирается в шумные стайки.

Ребята о ком говорится в этом стихотворении?

 Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.)

 Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

  • Ребятки давайте вспомним а чем же у нас питаются воробьи зимой? (Зернышками, крошками.)
  • А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)
  • А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)

Какие молодцы!

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.

  • Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)
  • А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)

Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

  • Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)
  • Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)
  • Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Прогулка 2

Наблюдение за градом

Цели:

  • познакомить с понятием «град»;
  • дать представление о том, почему в природе наблюдается град;

 активизировать внимание, память и мыслительные процессы детей.

Ход наблюдения

С неба полетели

Белые горошки.

Испугалась курица,

Убежала кошка.

Я хотел попробовать

Белого горошка,

Только почему-то

Тает он в ладошках.

 Ребятки как вы думаете что это? (град) а вы знали что когда земля нагревается, теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землей всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идет с дождем: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.

Ребята, а как вы думаете где дольше не тают льдинки – горошки: на дороге, под кустом и т.д

Прогулка 3

Наблюдение за собакой

Целисистематизировать представления о жизни животных весной;

  • учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи; развивать доказательную речь; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

И на всех овчарок сразу.

Ребятки а как вы думаете этот щенок — «мальчик» или «девочка»?

  • А какое имя (кличка) щенку подходит?
  • А мы можем понять какое у щенка настроение?

 Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься?

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.

Прогулка 4

Наблюдение за облаками

Цельпродолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира

Развивать у детей мыслительные процессы , умение отвечать на вопросы.

Ход наблюдения

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Ребята:

  • Посмотрите на небо, что вы видите?
  • Какие сегодня облака?
  • Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?
  • В каком направлении плывут облака?

Правильно, молодцы ребята! А теперь давайте по играем

Прогулка 5

Наблюдение за снегом

Цели:

  • учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе.
  • закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце — снег).

Ход наблюдения

Ребята, есть очень интересные  приметы, послушайте: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели; снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны.

Ребятки а давайте с вами измерим наш снег в тени и на солнышке и сравним где больше а где снега меньше.

Подведение итогов: молодцы ребята, вы правильно измерили уровень снега, а знаете почему в тени снега больше? Потому что на него не попадают солнечные тёплые лучи.

Прогулка 6

Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека. Развивать мыслительные процессы, внимание и память детей

Ход наблюдения

Ребята, отгадайте загадку:

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся. (Солнце.)  Правильно, это солнышко!

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти травка. Что же еще происходит в природе? (почки на деревьях начинают прорастать итд) А какое у нас сейчас солнышко? (тёплое, яркое и т.д)

Прогулка 7

Наблюдение за капелью

Цели:

 закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;

 развивать внимание, память и мыслительные процессы детей.

Ход наблюдения

Ребятки послушайте стихотворение очень внимательно, и скажите о чём оно:

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И замедляя хитрый бег,

Идя по снегу в бор,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса у лунки пьет.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед. 3. Александрова

Ребята, а скажите мне:

  • С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой? (С солнечной.)
  • Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они «растут».)
  • В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра)

Молодцы!

  • А в солнечный день сосулька растёт или уменьшается? (Растет.)
  • С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)

Молодцы вы хорошо сегодня по работали, а теперь идём играть

Прогулка 8

Наблюдение за таянием снега

Цель: помогать детям устанавливать взаимосвязи в природе, умение сравнивать .

Ход наблюдения

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Ребятки а вы знали что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка это - наст

 Происходи,, это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

А теперь ребята, давайте мы с вами посмотрим самостоятельно есть ли на наших сугробах  корочка «НАСТ»

Прогулка 9

Наблюдение за рябиной

Цели:

  • закреплять знания о рябине;
  • развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать.

Ход наблюдения

Ребята послушайте и отгадайте мою сложную загадку:

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.) Молодцы ребята правильно, а как вы думаете :

  • Когда зацветает рябина? (В мае.)
  • Кто переносит пыльцу рябины? (Пчелы.)
  • Почему рябину называют неприхотливым деревом? (Хорошо себя чувствует в тени и на открытых местах, привычна к морозным зимам.)
  • Какие звери любят ягоды рябины? (Лоси, ежи, белки, бурундуки, снегири, свиристели.)
  • Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю? (Они под снегом лежат как консервированные, а весной находят сброшенные ягоды, и готово угощение.)
  • Что дает рябина людям? (Из ягод варят варенье, джем, мед, из древесины делают посуду, из веток плетут красивые корзины.)

Вот сколько мы сегодня узнали о нашем с вами красивом деревце

Прогулка 10

Наблюдения за растениями и кустарниками на участке

Цельзакреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Ход наблюдения

Тополечек не сажала,

Сам он вырос под окном.

Но придется мне, пожалуй,

Позаботиться о нем, —

Обзавелся он дружками.

Да какими! Сорняками!

А известно: сорняки

Все подряд — озорники.

Обступили, окружили,

Свет и солнце заслонили,

Жмут и давят малыша,

Он стоит, едва дыша.

Тополек я пожалела,

Сорняки убрать сумела,

Поливала — сбилась с ног.

Хорошо ли, тополек?

Ребята, давайте посмотрим  как перезимовали  наши деревья на участке (много ли поломанных веток).

  • Какие еще произошли изменения?(Почки начинают набухать)
  • Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

Теперь мы будем следить за нашими деревьями и заботиться о них

Прогулка 11

Наблюдение за камнями

Цельзнакомить с разнообразием камней и их свойствами учить детей сравнивать, развивать мыслительные процессы, внимание. память.

Ход наблюдения

На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.

Ребята, у нас на участке клад, я взяла с собой карту а на ней отмечено место где он спрятан

После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара.

Но не уйду я от реки,

Наверно, до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет.

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один — как мамины глаза —

Прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза

Зелененький — другой.

А третий — солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей,

Учительнице в класс. В. Кудрявцева

Ребятки, а:

  • Кто из вас находил камни?
  • Где это происходило?
  • Какие они были?

Можно ли найти камни на территории нашего детского сада? (Да)

Давайте посмотрим какие камешки у нас на участке(большие, маленькие, цветные и.т.д)

Прогулка 12

Наблюдение за облаками

Цельзакреплять знания о явлениях неживой природы.

Ход наблюдения

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Ребята а какие у нас цветом облака?

 Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)

♦ Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.

  • Какие облака самые большие?
  • Какие облака посылают нам дождь?

 Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.) 

Молодцы, теперь мы знаем какие у нас бывают облака и как они двигаются, а теперь давайте по играем.

Прогулка 13

Наблюдение за ветром

Цель: уточнить представление о ветре помогать детям сравнивать какой бывает ветер «Сильный-слабый».

Ход наблюдения

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

А. Пушкин

Ребята, посмотрите  как раскачиваются ветви деревьев от ветра «То быстро, то медленно»

  • А каким бывает ветер?(Сильным, слабым)
  • Почему дует ветер? Давайте я вам подскажу:

Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

 Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны.)

Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

А теперь можете по наблюдать за нашим ветерком

Прогулка 14

Наблюдение за насекомыми

Цели:

 продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

 формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Ребята, отгадайте загадку, слушайте внимательно:

С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

Молодцы ребята правильно, это муха

  • Как выглядит муха?
  • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а силасцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами

Вверх ногами.

Ходит — не страшится,

Упасть не боится.

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

  • Почему мух называют вредными насекомыми?
  • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
  • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
  • Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)
  • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

 Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

 Чем кушают мухи? (Хоботком.)

 Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

 Где и как муха проводит зиму? (Спит)

Молодцы, теперь вы знаете что это за вредное насекомое

Прогулка 15

Наблюдение за насекомыми

Цели: уточнить содержание понятия «насекомые»;

  • научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Ход наблюдения

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Ребята отгадайте загадки:

Худ да тонок,

Голосом звонок,

Летит — распевает,

Сидит — кусает.

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —
Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки.)

♦ Как одним словом называются отгадки?-Насекомые.)

 Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

  • Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые

  • ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и Развиваются.)
  • Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)
  • Как защищаться от насекомых?(Мазать мазью, которая отгоняет насекомых)
  • Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)
  • Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)
  • Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)
  • Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)
  • Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)

Вот сколько интересного вы сегодня узнали и мне рассказали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"

Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.

Актуальность темы: •       Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...