Сценарий мастер-класса по личностно-ориентированному взаимодействию взрослого с детьми "Волшебные линеечки"
консультация по теме
Мастер-класс позволяет обучить педагогов способам и средствам развития самооценки у детей предшкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_lineechki.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР — КЛАССА
ПО ЛИЧНОСТНО — ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ
«ВОЛШЕБНЫЕ ЛИНЕЕЧКИ»
Цель:
обучение педагогов способам и средствам развития самооценки у детей предшкольного возраста.
Оборудование: доска, мел, наглядные материалы (мультимедийные слайды) — таблицы с основными понятиям темы, графическими работами детей.
Продолжительность — 20 минут.
Ход встречи
Приветствие. Объявление темы
Добрый день, уважаемые педагоги!
Сегодня мы поговорим о том, можно ли существенно развить детскую самооценку и для чего это нужно.
Освещение ключевых понятий темы
На экране цели личностно-ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым.
Одной из целей общения по личностно-ориентированной модели взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начала личности (базис личностной культуры).
Ребенок приходит в мир без каких-либо представлений о себе, о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир, и без каких-либо критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые ему дают как личности.
Самооценка человека влияет на:
восприятие окружающих — если человек уважает себя, то он может уважать других;
возникновение симпатии — если человек уверен, что он честен, красив, то своим поведением «подсказывает» отношение к себе;
возникновение удачливости — если человек убежден в своих способностях, то таким он будет и в реальности.
Углубление представлений педагогов об особенностях самооценки детей 6-7 лет
В самооценке детей 6-7 лет еще смешиваются оцениваемые качества, например «Я плохо считаю» звучит как «Я плохой». Кроме того, самооценка ребенка 6-7 лет еще очень плохо градуирована; она тяготеет к черно-белой полярности, при которой «Я боюсь соседской овчарки» (но не боюсь спать без света, переходить улицу, спрыгивать со ступеньки) означает почти то же самое: «Я — трус». Другими словами, для старшего дошкольника еще слабо дифференцированы и количественные и качественные стороны самооценки. Но детскую самооценку можно существенно развить, если дать ребенку четкие средства дифференцирования и градуирования любого оцениваемого качества.
Введение способа оценки
Ведущий на доске пишет любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4-5 помощников.
Вот мальчик Павлик написал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он написал.
Рисует линеечку «К» - «красота».
Если я считаю, что слово написано очень красиво, красивее невозможно, я поставлю свою оценку здесь.
Ставит крестик на самом верху линеечки.
Если я считаю, что слово написано некрасиво, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь.
Ставит крестик в нижней трети линеечки.
А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше?
Помощники показывают место на линеечке. Ведущий их корректирует, стирает предыдущие значки.
Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Пусть каждый мой помощник сам оценит работу Павлика.
Помощники ставят крестики, ведущий ставит свой крестик последним или же обводит оценку кого-то из помощников, соглашаясь с ней.
Вот так мы оцениваем работу Павлика. Каждый немного по-своему. А теперь надо оценить, правильно ли Павлик написал свое имя. Если я считаю, что все буквы написаны верно, я ставлю свою оценку здесь (вверху). Если я считаю, что половина букв написана неверно, где я поставлю оценку?
На экране графические работы детей. Ведущий предлагает оценить их по линеечкам «правильно» и «красиво».
Как вы думаете, что еще можно оценивать с помощью «волшебных линеечек»?
Записывает на доске варианты оценки.
С помощью «волшебных линеечек» можно оценивать все, что пожелаешь: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованность того, кто ее выполняет и многое другое.
Рисует на доске несколько линеечек и отдельными буквами озаглавливает их: «К» - красиво, «П» - правильно, «А» - аккуратно, «И» - интересно, «С» - я старался, «Х» - хочу научиться этому, «Д» - мы работали дружно, «З» - завтра хочу снова это сделать.
Уточнение принципов обучения детей оцениванию
1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает.
Значит, необходимо сначала предложить оценить свою работу самому ребенку.
2. Оценка не должна носить обобщающий характер, она должна быть дифференцированной.
Значит, ребенку необходимо предлагать оценивать различные аспекты своих усилий.
3. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для взрослого, и для ребенка.
Работа по образцу.
4. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение.
И дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.
Подведение итогов
В предшкольном возрасте отношения ребенка с самим собой, линия самооценки должны получить новое, школьное наполнение и новые более взрослые средства. Школьник, умеющий учиться должен оценивать свои достижения следующим образом:
а) предельно дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения;
б) возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования. В этом случае удручающий вопрос: «Что я сегодня делаю плохо?» - звучит в гораздо более конструктивной формулировке: «В какой помощи я сегодня нуждаюсь? Кто или что мне поможет?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».
Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.Наша цель: помочь ...
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком.
Многие педагоги и психологи замечают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они гов...
Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"
Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...
СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.
Максимальная озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации её элементов. Основной целью создания музыкально-звуковой и ...
Мастер – класс для педагогов «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста в коммуникативных играх»
Цель мастер-класса - продемонстрировать практическое применение коммуникативных игр при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми раннего возраста....
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Статья для работников доу и музыкальных руководителей....
«Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития и обучения в период дошкольного детства. В статье освещаются основные аспекты и позитивная роль ком...