Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
статья на тему
ККаждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_raboty_s_roditelyami_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.
Т.Харрис
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение, поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
- изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
- открытость детского сада семье;
- ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
- Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка..
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Все формы работы с родителями подразделяются на
- коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци-онные;
- традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считатьтрадиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
- внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
- работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, отказе от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на: информационно-аналитические, познавательные и досуговые.
Познавательные формы взаимодействие с родителями. Доминирующую роль среди форм общения педагог- родитель по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с обьяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; выставку работ детей и т.д.
- Педагогический совет с участием родителе. Целью данной формы работы с семьёй является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта индивидуальных потребностей.
- Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи. Кроме того эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделировать жизненные ситуации, проигрывая их. Это даёт возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с падагогами и специалистами.
- Тематические консультации организуются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведёт организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и "заочные" консультации. Готовится ящик или конверт для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал опыт проведения "заочной" консультации, родители задавали разнообразные вопросы о том, которые не желали говорить вслух.
- Педагогический консилиум. Эта форма помогает глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, её материальное положение и статус ребёнка в семье. Итогом консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи, определение мер помощи родителям в воспитании ребёнка.
- Групповые собрания родителей - эта форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. При подготовке родительских собраний следует придерживаться следующих правил: оно должно быть целенаправленным; отвечать запросам и интересам родителей; иметь чётко обозначенный практический характер; проводиться в форме диалога. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
"Круглый стол". В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
- Родительский совет (Комитет) группы. Родительский совет - это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников.
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ .
- "Дни открытых дверей". Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим "включаться" в общение и деятельность детей и педагогов.
- Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, прогрвммой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
- Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознаниепедагогами значимости семьи в воспитании ребёнка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашабт различных специалистов.
- Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей и т.д.
- Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знания друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
- "Родительский университет". Для того чтобы работа "Родительского университета" была более продуктивной, деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом и индивидуально-семейном. В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей: "кафедра грамотного материнства" (Быть мамой - моя новая профессия). и т.д.
- Мини - собрания. Выявляется интересная семья, изучается её опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, разделяющие её позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
- Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе игр участники не просто "впитывают" определённые знания, а конструируют новую модель действий. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
- Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком.
Основная цель таких мероприятий укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих экскурсий и походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае, о Байкале. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных формвзаимодействия ОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ОУ и семье.
Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении" (методические рекомендации)
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Но особой популярность...
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
Краткое орписание основных и эффективных форм работы с родителями...
"Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
Доклад на педсовет...
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей...
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»
Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»...
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)
Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....