Проект "Готов ли ребенок к школе?"
проект на тему
Данный материал представляет содержание работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями в вопросах подготовки к школе детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_rebenok_k_shkole.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Готов ли ребенок к школе?»
Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в вопросах подготовки
к школе детей с речевыми нарушениями
Главный вопрос, ответ на который хотят узнать родители, педагоги и воспитатели перед школой: готов ли ребенок к школе? Однако готовность понимается по-разному. Для одних — это умение ребенка читать, писать и считать (таких, пожалуй, большинство); для других — способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих — большой запас сведений и знаний по принципу «всё обо всем»; для четвертых — умение ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребенку, поступающему в школу, можно было бы продолжить. И каждый по-своему будет прав. Действительно, единых критериев нет, но все же есть определенный уровень физического и психического развития ребенка, который позволяет ему успешно учиться без ущерба для здоровья.
Готовность к школе— это определенный уровень:
социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;
развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и др.);
личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию.
Родителям и педагогам необходимо знать о тех сторонах развития ребенка, которые особенно важны для хорошей адаптации и успешного обучения в школе, и о «слабых звеньях» в развитии, наиболее часто встречающихся у детей при поступлении в школу. Это поможет взрослым быть более объективными в оценке возможностей ребенка, позволит выявить те особенности развития, на которые следует обратить пристальное внимание (и, возможно, оставшееся до школы время уделить специальным занятиям), сделать правильный выбор школы, программы обучения, дополнительных нагрузок осознанно и адекватно.
Проект «Готов ли ребенок к школе?» направлен в основном на работу с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: профилактика возможных трудностей в процессе школьного обучения у детей с нарушениями речи через повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников.
Задачи проекта:
1. Углублять представления родителей о тех сторонах развития ребенка, которые особенно важны для хорошей адаптации и успешного обучения в школе.
2. Формировать умение анализировать готовность собственного ребенка к обучению в школе, объективно оценивать возможности, «сильные» и «слабые» звенья в его развитии.
3. Организовать систематическую индивидуально-ориентированную работу родителей с ребенком дома с целью развития несформированных школьно-значимых функций; формирования необходимых умений и навыков; усвоения определенных знаний и представлений.
4. Содействовать осмысленному выбору образовательной программы школьного обучения и выстраиванию оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком с учетом его потребностей, возможностей и уровня развития.
Предварительная работа включает проведение в начале учебного года родительского собрания на тему «Готов ли ребенок к школе?» с целью привлечения внимания родителей к данной проблеме , формирования у них интереса к мероприятиям в рамках проекта. А также анкетирование воспитателей подготовительных групп и обследование логопедом детей, зачисленных на занятия на логопункте. Цель - определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят каждому ребенку успешно учиться в школе; на что нужно обратить внимание в первую очередь; какую систему занятий для развития несформированных функций выбрать и как организовать индивидуальную работу с ребенком по подготовке к школе в течение учебного года.
В обследовании используются тестовые задания методики определения «факторов риска» в развитии будущего первоклассника Безруких М. М. В схему обследования включены тесты на определение особенностей социального, речевого, личностного развития ребенка; организации деятельности; развития внимания и памяти; движений и пространственной ориентации; зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации. Полученные результаты оцениваются в баллах по критериям, предложенным Безруких М. М.
Обследуются дети подготовительных групп, зачисленные на занятия с логопедом.
Часть вопросов предложенной анкеты не требует специального тестирования. Например, чтобы ответить на вопросы блока I — «Социальное развитие», нужно лишь внимательно понаблюдать за поведением ребенка.
В то же время степень общения и развития социальных умений можно проверить дополнительно, используя любую игру по правилам, в которой принимают участие несколько сверстников или взрослых.
Во время игры можно увидеть: легко ли ребенок устанавливает контакты; считается ли с другими (взрослыми и детьми) как партнерами; следует ли правилам, умеет ли играть по правилам; умеет ли управлять своим поведением (не бросает игру при неудаче, не требует от взрослых уступок).
Ответы на вопросы блока II — «Организация деятельности» — лучше дать в конце всего обследования, наблюдая за выполнением тех заданий, которые предлагаются.
Чтобы ответить на вопрос, умеет ли ребенок систематизировать и классифицировать (находить общее и различие предметов, явлений, процессов), из блока III — «Общее развитие», можно использовать специальные задания на классификацию, группировку, выделение 4-го лишнего.
Для проверки способности ребенка к наглядно-образным и словесно-логическим действиям можно использовать такие задания: «Дорисуй орнамент (узор)»; «Придумай окончание рассказа (по картинкам)»; «Закончи фразу».
Следующие задания помогут уточнить, имеет ли ребенок элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте.
«Определи время года»; «Разложи картинки по порядку» (на рисунке - режим дня девочки, порядок картинок нарушен).
При выполнении каждого задания следует обратить внимание на те компоненты организации деятельности, которые нужно оценить: как ребенок воспринимает инструкцию (с первого раза; надо повторять; по частям, и каждую часть нужно объяснять заново); планирует ли деятельность или работает хаотично; оценивает ли свою работу по ходу деятельности, вносит ли поправки (просит и принимает помощь); работает сосредоточенно, не отвлекаясь, или быстро отвлекается.
При оценке внимания и организации деятельности поможет задание «Корректурная таблица» (методика Пьерона — Рузера).
Показатели организации деятельности (блок II) в этом задании проявляются наиболее четко.
При оценке памяти важно определить объем информации, быстроту запоминания, время хранения информации, точность запоминания. Заучивание семи не связанных по смыслу слов за 3 предъявления (кот, лес, брат, дождь, рука, друг, снег).
Хорошими для детей 6-7 лет считаются такие показатели: с первого раза ребенок воспроизводит не менее 3 слов из 7; после 3-4-го прочтения воспроизводит 6 слов из 7; через час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся ранее. Важно обратить внимание, не появляются ли «провалы» в процессе последовательного запоминания материала, когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже.
Еще один важный показатель готовности к школе — развитие речи. Беседа с ребенком в ходе выполнения заданий блока III - «Общее развитие» - позволяет уточнить особенности развития речи и словесно-логического мышления. Задания «Расскажи сказку»; «Придумай окончание рассказа», «Режим дня» позволяют оценить запас слов, грамматический строй речи, умение ребенка вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, правильность словесно-логических рассуждений.
Специальной проверки требует правильность произношения и способность к простейшему звуко - буквенному анализу. Проверку качества произношения лучше проводить в игровой ситуации, не фиксируя на этом внимание ребенка, используя задание «Что нарисовано на картинках?»; «Выбери карточки, в названии которых есть звук [р] ([л] и т. п.)»; «Выбери картинки, в названиях которых есть звук [р] в начале (середине, конце) слова».
Уточнить ответы на вопросы блока VI — «Развитие движений и пространственная ориентация» помогут несколько следующих заданий.
«Пройди по линии»; «Попрыгай на одной ноге»; «Прыгни в середину круга»; «Делаем зарядку».
Развитие тонко координированных движений рук и пальцев следует проверить специально. Для этого можно использовать ряд следующих заданий:
«Пальчики здороваются»; «Сложи мозаику или собери фигуру из конструктора»; «Соедини точки и звездочки ровными линиями»; «Нарисуй круг, треугольник (большой и маленький), квадрат (большой и маленький)».
Для объективной оценки сформированности всех качеств блока VII — «Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации» — можно использовать следующий комплекс заданий:
«Найди одинаковые фигуры»; «Найди одинаковые ключи»; «Срисуй буквы, срисуй цифры»; «Срисуй фигуры»; «Дорисуй рисунки»; «Сложи фигуры (ёлку, домик, кораблик) из треугольников».
Задания «Найди одинаковые фигуры», «Найди одинаковые ключи» позволяют оценить способность ребенка выделять, дифференцировать и классифицировать по характерным признакам буквы, цифры, фигуры.
Задания «Срисуй буквы, срисуй цифры», «Срисуй фигуры» позволяют оценить уровень развития зрительно-моторных координаций ребенка — способность копировать фигуры, сочетание фигур, буквы, цифры с соблюдением размеров, соотношение и направления штрихов.
Качество выполнения задания «Дорисуй рисунки» не только свидетельствует о развитии пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, но в сочетании с заданием «Сложи фигуры (ёлку, домик, кораблик) из треугольников» дает основание судить о развитии наглядно-образного мышления.
При выполнении задания «Срисуй фигуры» можно проверить, усвоил ли ребенок понятия «справа», «слева», «в», «за» и т. п.
Отношение к новой деятельности, умение работать самостоятельно, положительное отношение ребенка к занятиям (работе), умение оценить ее качество и результат, выстроить адекватные отношения со взрослыми в ходе этой работы — все это характеризует личностное развитие ребенка. Работа с ребенком позволяет ответить на вопросы блока VIII — «Личностное развитие».
Итоги комплексной оценки развития ребенка следует подводить по каждому блоку. Если в сумме ребенок набрал от 28 до 35 баллов в блоке, то можно считать эту сторону его развития хорошо сформированной, если от 14 до 27 баллов — с ребенком необходимо серьезно работать. Если таких несформированных сторон развития несколько, то, возможно, стоит отложить школу еще на год. В том случае, если суммарные оценки развития каких-то качеств ниже 14, необходимо обратиться к специалисту. Это особенно важно, если обнаружена несформированность организации деятельности, речевого и моторного развития, отмечены явные отклонения в состоянии здоровья. В любом случае недостаточная сформированность школьно-значимых функций требует специальной систематической работы.
Результаты обследования необходимо довести до сведения родителей на индивидуальном консультировании, подготовить рекомендации.
На основном этапе проекта в течение учебного года с отобранными в ходе обследования детьми проводится работа по профилактике возможных трудностей в процессе школьного обучения. Родители систематически занимаются с детьми дома по тетрадям комплекта «Ступеньки к школе» Безруких М. М., Филипповой Т. А. («Тренируем пальчики», «Учимся рисовать фигуры», «Учимся находить одинаковые фигуры», «Учимся рассказывать по картинкам», «Азбука письма», «Азбука счета», «Учимся узнавать геометрические фигуры», «Цвет», «Мир вокруг меня», «Учимся находить противоположности», «Развиваем логическое мышление и память», «Учимся учиться»). Организовать последовательную систематическую работу по тетрадям родителям помогает логопед.
На заключительном этапе проекта проводится повторное анкетирование воспитателей подготовительных групп, повторное обследование детей логопедом.
Цель — проанализировать динамику проведенной работы по профилактике возможных трудностей в процессе школьного обучения у детей с нарушениями речи.
Предполагается, что итоги проверки развития ребенка и выделение факторов риска в развитии могут стать основанием для решения родителями ряда вопросов: стоит ли ребенку идти в школу в этом году; какая школа в большей мере будет соответствовать возможностям ребенка; какие трудности возможны в процессе обучения.
По итогам повторного анкетирования воспитателей подготовительных групп и повторного обследования детей логопедом родителям предлагается ознакомиться с рекомендациями.
Подробное содержание рекомендаций (выбор программы обучения, целесообразность дополнительных нагрузок в обучении в первом классе, необходимость помощи в приготовлении домашних заданий, индивидуальной работы с ребенком) в зависимости от особенностей развития той или иной школьно-значимой функции приведено в пособии Безруких М. М. Готов ли ребенок к школе?: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана — Графф, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1
Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....