Мастер – класс Деловая игра для родителей «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»
материал на тему

Аникеева Татьяна Витальевна

Данный мастер - класс был проведен в рамках школьного семинара по преемственности - детский сад -школа " Как  готовить родителей к поступлению к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_delovaya_igra_dlya_roditeley.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Деловая игра для родителей
«Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

Подготовка детей к школе — актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Поступление в школу во многих семьях вызывает опасения, тревогу, потому что это переломный момент в жизни ребенка. Чтобы помочь родителям почувствовать уверенность, понять особенности ребенка, можно провести с ними деловую игру.

Статус школьника — это качественно новая ступень в жизни ребенка. Многие родители уверены, что основная подготовка ребенка к школе в том, чтобы обязательно научить его читать, писать и считать.

Задачи игры:

  • развить компетентность родителей в вопросах готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни;
  • создать условия, чтобы включить родителей в процесс подготовки ребенка к школе;
  • помочь осознать специфику возраста и соотнести требования школы с психологическим портретом ребенка;
  • сформировать у родителей позицию сотрудничества со своим ребенком и со школой;
  • познакомить с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.

Ожидаемые результаты: родители лучше понимают своего ребенка и взаимоотношения с ним в период подготовки к школе; они становятся менее тревожными, приобретают навык свободного, доверительного общения с ребенком; совершенствуют свою компетентность в вопросах готовности детей к обучению в школе.

В ходе мероприятия дайте им понять, что вы не «прокурор», а единомышленник. Создайте атмосферу, чтобы после игры у родителей было ощущение, что они справятся со всеми трудностями и смогут оказать поддержку свои детям в период адаптации к школе.

Участники: родители детей подготовительной группы, в рамках мастер – класса  - педагоги

Продолжительность: 1–1,5 часа, в рамках мастер класса -20-25 минут

Ход игры

Родителей разделить на две группы или с помощью любого игрового задания (цветные жетоны: желтые и зеленые).

1. Упражнение «Возвращение в детство»

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, колокольчик.

Педагог-психолог: Игра — это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, считать, писать, а главное — думать, рассуждать и изобретать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования. Сегодня в такую игру поиграем и мы с вами.

Ни для кого не секрет, что первый школьный звонок запоминается детям надолго. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру, которая нам поможет с вами познакомиться.

Напишите на листочках бумаги крупными буквами имя, которым вас называли в детстве. Теперь по очереди прозвоните в колокольчик, назовите себя и передайте ход следующему участнику.

2. Мозговой штурм «Цели начального образования»

Педагог-психолог: У каждой команды на столе лежит список основных целей начального образования. Пожалуйста, отметьте 2–3 наиболее важные, с вашей точки зрения. Учтите — задачи могут быть необходимыми, взаимодополняющими и взаимоисключающими. (После того как команды выполнят задание, проведите обсуждение.)

3. Игра «Дерево»

Материалы: рисунок дерева на листе ватмана (на каждую группу), набор листочков с показателями готовности (на каждую группу).

Педагог-психолог: Подготовку ребенка к школе можно сравнить с деревом, его ростом. У каждой группы на столе лежат листочки, на которых написаны показатели готовности к школе. Ваша задача — разместить эти компоненты на дереве. Подумайте, что будет в основе, что составит ствол и крону. Свой выбор аргументируйте.

Показатели готовности:

  • ответственность;
  • умение читать, считать, писать;
  • умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • самостоятельность;
  • настойчивость;
  • состояние здоровья;
  • умение логически мыслить;
  • умение организовать рабочее место;
  • развитые речь и память.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: интеллектуальную, мотивационную, волевую и коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность — у ребенка развиты внимание, память, сформированы мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, он умеет устанавливать связи между явлениями и событиями.

Ребенок знает:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о месте их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

4  Игра «Слушаем и рисуем»

 Цель: развитие слухового внимания умения действовать по инструкции

Оборудование: листы бумаги,  цветные карандаши

Мотивационная готовность — ребенок принимает новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям надо:

  • объяснить, зачем дети ходят учиться — чтобы получать знания, которые необходимы каждому человеку;
  • дать ребенку позитивную информацию о школе, ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.

5. Упражнение «Да и нет, не говори»  

Цель: Для воспитания сосредоточенности, желания  и стремления  выполнять задания  правильно.

Волевая готовность — ребенок ставит перед собой цель, принимает решение о начале деятельности, намечает план действий, выполняет его, проявляет определенные усилия, оценивает результат своей деятельности, а также умеет длительно выполнять не очень привлекательную работу.

6. Упражнение «Собираем портфель в школу».

 Цель: воспитание желания учиться,  собранности и аккуратности

 

Коммуникативная готовность — ребенок умеет подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, которые установлены в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

Примечание. Данную информацию оформите в памятки для родителей.

7. Опыт с шаром

Оборудование: любая прямоугольная плоскость (лист картона, пластика, оргстекла), шар (или мяч).

Попросите участников ответить на вопрос «Как можно формировать желание учиться?».

Вызовите желающего. Плоскость поставьте «с наклоном». Попросите участника переместить по ней шар вверх, после чего ответить на вопрос «Что способствовало перемещению шара вверх?». (Приложенные участником усилия.)

Затем предложите отпустить шар. (Скатился сразу вниз.)

Комментарий для родителей: Чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнет движение в обратную сторону. Шар — это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Поэтому развитие и обучение ребенка должны быть стабильными и постоянными. Если сделать перерыв, то наверстать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. И если мы не движемся вперед, то неизбежно станем двигаться назад. Но как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперед? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем ситуации.

8. Анализ ситуаций «Как родители готовят ребенка к самостоятельной жизни»

Материал: две фотографии — на одной мама кормит ребенка с ложечки, на второй — ребенок весь чумазый сам ест, мама наблюдает со стороны; карточки с ситуациями.

Покажите участникам поочередно две фотографии и попросите их ответить на вопрос «В чем разница между фотографиями?».

Педагог-психолог: Всем вам хорошо знакома эта ситуация. (Покажите фотографию, где мама кормит ребенка.) Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести ее ко рту малыша, которому останется только проглотить пищу. При таком способе кормления и время экономишь, и нет риска, что все вокруг будет в каше.

(Покажите вторую фотографию.) Здесь ребенок ест сам, перепачкал себя кашей. Мама находится рядом, присматривает за ним. Конечно, в этом случае и времени уходит больше, и хлопот тоже прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату — ребенок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, а второй — приобрел неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребенок ел, второй — учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие, как набрать в ложку каши, а потом поднести ее ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот — серьезный труд!

Взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее. Сами застегивают пуговицы, завязывают шнурки, заправляют постель, собирают игрушки за детьми. А через несколько лет удивляются тому, почему ребенок несамостоятельный, безответственный, безынициативный. А все просто — он привык к тому, что за него все делают и все решают.

В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать все за них.

9. Рефлексия

Вопросы участникам:

  • Что нового вы узнали на нашей встрече?
  • Можете сейчас ответить, какие ошибки вы уже допустили при подготовке к школе? Теперь знаете, как их устранить?
  • Какие чувства сейчас испытываете, когда думаете о том, что ребенок пойдет в школу?

Педагог-психолог: Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы будем передавать друг другу звонок. Участник, к которому он попадет, должен сказать своему соседу: «Я желаю вам, чтобы ваш ребенок пошел в школу… (например, самостоятельным)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ КВН с элементами деловой игры для родителей детей подготовительных к школе групп на тему: «Мамы, в школу собирайтесь!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №8» г. Балаково Саратовская область     СЦЕНАРИЙ  КВН с элементами деловой игрыдля родител...

Викторина с элементами деловой игры "Мамы, папы в школу собирайтесь"

Cтатус школьника — это качественно новая ступень в жизни ребенка. Многие родители уверены, что основная подготовка ребенка к школе в том, чтобы обязательно научить его читать...

Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для родителей

Взаимодействие с родителями воспитанников...

Деловая игра для родителей подготовительных к школе групп на тему: «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

Цель:— развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни, создание условий для включения родителей будущих первокла...

Родительское собрание в форме деловой игры «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

Подготовка детей к школе — актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Поступление в школу во многих семьях вызывает опасения, тревогу, потому что...

Родительское собрание "Мамы, папы в школу собирайтесь"

Дааный конспект в помощь педагогу - психологу или воспитателю...