Леворукий ребенок
статья на тему

Уткина Любовь Анатольевна

В статье рассматриваются поблемы левшевства, его диагностики. Дается понимание того, что левшевство - это не аномальное развитие, не болезнь, как порой считают некоторые родители, а вариант нормального развития ребенка. Даются рекомендации по работе с леворукими детьми, организации из рабочего места.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levorukiy_rebenok.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Леворукий    ребенок

В истории развития человечества сложилось так, что из двух рук одна (правая) является ведущей у большинства людей.

Почему – ?

Наскальные рисунки – ведущая левая рука.

В отдельных регионах Африки и сейчас леворуких до 50%.

Гипотезы – щит и меч;

                             – нагрузка на ЦНС.

У мусульман левая рука считается нечистой, дать или взять что-то левой рукой – оскорбить человека. Во многих языках слово «левый» является синонимом или составной частью слов «неловкий», «неискренний», «разбитый», «зловещий»,…

В истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека одно (левое) долгое время считалось преобладающим – доминантным. Поскольку существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, то при доминировании левого полушария ведущей, в большинстве случаев, оказывалась правая рука. Главенство левого полушария объясняли тем, что в нем сосредоточено управление важнейшими психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также (поскольку наши руки-ноги… управляются наперекрест), ведущей правой рукой. Но развитие науки показало, что и правое полушарие не обижено заботами: подсознательные, интегрирующие психические процесс, практически-наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление – все это по его (правополушарному) ведомству. Так же стало ясно, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием, другое на время снижает свою активность. Взаимодополняющий и, одновременно, синхронный режим работы полушарий создает условия для полноценной, гармоничной психической деятельности.      

       

          С известной долей условности функциональную активность полушарий можно подразделить следующим образом:

Левое полушарие

Правое полушарие

Восприятие

Дискретное, по частям, аналитико-рассудочное; восприятие рече-смыслового аспекта, высоких звуков.

Целостное, эмоционально-чувственное; воспри-ятие музыки, шумов, низких звуков.

Память

На цифры, формулы, слова; произвольная память; последовательность событий и их вероятностные свойства; прогноз будущего.

Образная, зрительно-наглядная, эмоциональ-ная; непроизвольная; в текущее, реальное время, информация о прошлом.

Мышление

Рациональное, абстрактно-логическое, формаль-ное, программируемое; индукция (выделение частного), оперирование цифрами, математи-ческими формами и др. знаковыми символами.

Эмоциональное, наглядно-образное, интуитив-ное, спонтанное; дедукция (образование обще-го), использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений наглядных жизненных примеров.

Интеллект

Вербальный, логический компонент, привер-женность теории.

Невербальный, интуитивный компонент, при-верженность практики.

Переработка информации

Более медленная; в понятиях; словесно-знаково-логически последовательная.

Более быстрая; в образах; мгновенный, чувст-венный анализ сложных сигналов; интуитивная ориентация в окружающем мире

Сознание

Центр сознания и контроля, управление произвольными психическими процессами; чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды («я»).

Центр подсознательных и бессознательных психических процессов; чувство единения, общности, слитности с природой и людьми («мы»).

Речь

Центр языка и речи, знаковых систем; смысловая сторона речи; чтение, счет, письмо, опора на согласные.

Интонационная сторона речи; мимика, жестикуляция при речи, опора на гласные

Эмоции

Волнение, чувство наслаждения; счастья; эмоции преимущественно внутреннего, импрессивного плана.

Страх, печаль, гнев, ярость и др. отрицатель-ные эмоции; эмоции преимущественно внеш-него, экспрессивного плана.

Деятельность

Большая двигательная активность; ориентация во времени; интровертированный характер общения.

Меньшая двигательная активность; ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями, чувство тела; экстравертированный характер общения.

Добавим еще способность правого полушария регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания, а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость, подверженность гипнозу.

Левое полушарие – речевые центры (артикуляция и понимание), переработка информации с помощью словесно-знаковых систем, дробит картину мира на детали, анализирует их, выстраивает причинно-следственные цепочки, классификация, схемы последовательность          время.

Правое полушарие – целостное восприятие мира, синтез          быстро + эмоции, «эврика», интуиция.

Деление людей на лево- и правополушарных условно, упрощенно.

Среди левополушарных людей много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они подчеркнуто рациональны и рассудочны. Характерно заостренное чувство долго, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Им порой не хватает гибкости мышления, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Клинические проявления – психастеники (тревожно-мнительный склад характера, преобладают сугубо рассудочные формы мышления, постоянные сомнения в правильности своих действий, тревожная интерпретация происходящих событий; как правило, интеллект у психастеников высок) и шизоиды (рациональная сторона интеллекта еще более гипертрофирована; они по-своему очень чувствительны, но эта чувствительность – «в себе», «для себя»; по отношению же к другим – эти люди эмоционально холодны и расчетливы, крайне недоверчивы и неконтактны).

Среди правополушарных много художников, артистов, музыкантов, практических деятелей и экстрасенсов. Их речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. Им удобнее говорить, чем писать. Правополушарники – целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как, впрочем, приходить в состояние гнева и ярости. Они общительны, контактны. Клинические проявления – неустойчиво-возбудимый и истерический характеры.

Исключения – Эйнштейн – левша, до 4-х лет не говорил, в школе были сложности по математике и физике: не воспринимал формального, дидактичного, схематизированного изложения материала, где не было места воображению.  !  Теория относительности ! (при вскрытии – пр/п    л/п)

Музыка:      л/п – Бах                                       пр/п – Вагнер

                                  Гендель                                          Дебюси

                                  Мендельсон                                   Скрябин

                                  Прокофьев                                      Чайковский

                                  Стравинский                                  Шопен

                                  Шостакович                                    Шуман

Человек рождается «с двумя правыми полушариями», к концу 1-го года жизни одно «левеет» (с появлением 1-х слов).

Левши – Пабло Пикассо, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Чарли Чаплин, Рубик.

Предпочтение руки – 17 дней – сила, с которой ребенок сжимает кулачок; 4 недели – поза фектовальщика – голова повернута вправо, пр. нога и рука распрямлены, а левые согнуты –– правша; 3 месяца – исчезновение рефлексов новорожденных сначала у ведущей руки. Окончательно ведущая рука определяется к 4-м годам.

Амбидекстры  –    генетически – хорошо.

  • УО

Переучивание

У животных не четкого деления, но отдельные особи предпочитают ту или иную лапу. Переучивание крыс приводит к изменению содержания белка в пирамидных нейронах моторной области коры головного мозга. !

Переучивание и норма. Но! А если бы не переучивали?

! Левшество – 1 из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врожденных генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга.

Вынужденное левшество (как и правшество) – травма, часто у однояицевых близнецов.

Не переучивать!

2 пути – либо ребенок будет нормально развиваться, но есть и писать левой рукой,

            – либо он превратиться в невротика, но писать будет правой рукой. Но и в школе и после ее окончания письмо станет для него мукой. + возможно:  заикание. Ночной энурез и энкопрез, беспокойный сон, тики, навязчивые движения…== комплекс неполноценности.

Навязывая несвойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные и еще несформированные механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития и обучения.

Т.е. мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости == неуверенность в своих силах, тревожность, беспокойство, ночные кошмары, боязнь повторить неудачу. Ребенку непонятно от чего, но он испытывает обиду, страх, унижение и ищет пути, как избежать эти негативные переживания. Например, отказ от деятельности. Переучивание приводит к вспыльчивости, капризности, раздражительности, нарушениям сна, снижению аппетита, частым головным болям, вялости, заиканию (1/3 – переученные левши). Заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.

«Загнанная лошадь больше не тянет»  Невротики.

! А ребенок не может объяснить свое состояние.

Неврастения – перегруз правого полушария при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, недостатка «+» эмоций и избытка «–» чувств.

! В отдельных случаях центр речи расположен не в левом, а в правом полушарии ==  левша. А он пишет правой рукой ==  сигнал поступает в левое полушарие, а там центра речи нет! ==  не формируется письменная речь ==  обычно обращение к специалистам около 10 лет. Полушария обмениваются информацией, но на это нужно время, особенно у мальчиков.

У левшей чаще наблюдаются неврозы – не только из-за большей ранимости, но и от стресса «праворукого мира».

Письмо и чтение – ассиметричная деятельность. У левшей чаще «зеркальность» письма и чтения, особенно при утомлении.

      наше письмо;

      или        китайцы, японцы, арабы, евреи, афганцы…

Если индивидуальные особенности ребенка          , ==  сложнее, больше ошибок.

Среди левшей мужчин больше, чем женщин.


Положение руки при письме:

  • обычное – перпендикулярно строке (ц.речи Х ведущая рука)
  • крюком – (ц.речи = ведущая рука)
  • промежуточное - // строке – межполушарные связи еще не созрели, а может быть и на всегда.

Положение тетради – искать удобное.

Скрытое левшевство – по часовой стрелке или против (написание букв в большинстве – против):

  • рисование кругов или спирали;
  • размешивание сахара в чашке;
  • рисование циркулем;
  • спутать картинки, лежащие на столе;
  • быстрое написание цифр.

?   - Смотри, весна, сосульки тают, с крыш капает.

  • Какая же весна, сейчас еще февраль.

Пробы

Рука    - пальцы в замок – большой палец какой руки;

  • поза Наполеона – кисть сверху;
  • аплодисменты;
  • завести часы;
  • раздавать карты;
  • отвинтить гайку;
  • погладить игрушку, держа ее в руке;
  • вдеть нитку в иголку;
  • зажигание спички;
  • открыть (отвинтить пробку);
  • игра «Сорока-ворона»;
  • ………………..

Нога    - закинуть ногу на ногу (сверху);

  • прыжки через скакалку (впереди);
  • мяч – попасть в ворота,

             – подкинуть ;

  • шаг – больше – ведущей;
  • «письмо» точнее и легче;
  • ……………………..

Глаз    -    моргнуть одним глазом;

            -    посмотреть в подзорную трубу;

  • карандаш и линия на стене – ведущая – перемещается, когда закрыт;
  • лист с дыркой;
  • ……………….

Ухо     - послушать тиканье часов, лежащих на столе;

  • шепот – каким прислушивается;
  • …………………..

Ведущие рука, нога, ухо, глаз – отражение того, как устроен мозг. Чрезмерная тренировка не вырабатывает желаемых качеств и может нанести ущерб ребенку, нарушив координацию совместной работы рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 советов родителям леворукого ребенка

Как подготовить леворукого ребенка к школе? Эти советы будут полезны не только родителям, но и педагогам....

Адаптация леворукого ребенка к школе

Данная статья содержит в себе методические материалы по подготовке леворукого ребенка к школе....

"Леворукий ребенок"

"Леворукий ребёнок""Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится...

"Леворукий ребенок "

Для родителей!!! Будьте внимательны к своим детям!! Берегите их!!!...

Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)

Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...

Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...