Леворукий ребенок
статья на тему
В статье рассматриваются поблемы левшевства, его диагностики. Дается понимание того, что левшевство - это не аномальное развитие, не болезнь, как порой считают некоторые родители, а вариант нормального развития ребенка. Даются рекомендации по работе с леворукими детьми, организации из рабочего места.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Леворукий ребенок
В истории развития человечества сложилось так, что из двух рук одна (правая) является ведущей у большинства людей.
Почему – ?
Наскальные рисунки – ведущая левая рука.
В отдельных регионах Африки и сейчас леворуких до 50%.
Гипотезы – щит и меч;
– нагрузка на ЦНС.
У мусульман левая рука считается нечистой, дать или взять что-то левой рукой – оскорбить человека. Во многих языках слово «левый» является синонимом или составной частью слов «неловкий», «неискренний», «разбитый», «зловещий»,…
В истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека одно (левое) долгое время считалось преобладающим – доминантным. Поскольку существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, то при доминировании левого полушария ведущей, в большинстве случаев, оказывалась правая рука. Главенство левого полушария объясняли тем, что в нем сосредоточено управление важнейшими психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также (поскольку наши руки-ноги… управляются наперекрест), ведущей правой рукой. Но развитие науки показало, что и правое полушарие не обижено заботами: подсознательные, интегрирующие психические процесс, практически-наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление – все это по его (правополушарному) ведомству. Так же стало ясно, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием, другое на время снижает свою активность. Взаимодополняющий и, одновременно, синхронный режим работы полушарий создает условия для полноценной, гармоничной психической деятельности.
С известной долей условности функциональную активность полушарий можно подразделить следующим образом:
Левое полушарие | Правое полушарие |
Восприятие | |
Дискретное, по частям, аналитико-рассудочное; восприятие рече-смыслового аспекта, высоких звуков. | Целостное, эмоционально-чувственное; воспри-ятие музыки, шумов, низких звуков. |
Память | |
На цифры, формулы, слова; произвольная память; последовательность событий и их вероятностные свойства; прогноз будущего. | Образная, зрительно-наглядная, эмоциональ-ная; непроизвольная; в текущее, реальное время, информация о прошлом. |
Мышление | |
Рациональное, абстрактно-логическое, формаль-ное, программируемое; индукция (выделение частного), оперирование цифрами, математи-ческими формами и др. знаковыми символами. | Эмоциональное, наглядно-образное, интуитив-ное, спонтанное; дедукция (образование обще-го), использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений наглядных жизненных примеров. |
Интеллект | |
Вербальный, логический компонент, привер-женность теории. | Невербальный, интуитивный компонент, при-верженность практики. |
Переработка информации | |
Более медленная; в понятиях; словесно-знаково-логически последовательная. | Более быстрая; в образах; мгновенный, чувст-венный анализ сложных сигналов; интуитивная ориентация в окружающем мире |
Сознание | |
Центр сознания и контроля, управление произвольными психическими процессами; чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды («я»). | Центр подсознательных и бессознательных психических процессов; чувство единения, общности, слитности с природой и людьми («мы»). |
Речь | |
Центр языка и речи, знаковых систем; смысловая сторона речи; чтение, счет, письмо, опора на согласные. | Интонационная сторона речи; мимика, жестикуляция при речи, опора на гласные |
Эмоции | |
Волнение, чувство наслаждения; счастья; эмоции преимущественно внутреннего, импрессивного плана. | Страх, печаль, гнев, ярость и др. отрицатель-ные эмоции; эмоции преимущественно внеш-него, экспрессивного плана. |
Деятельность | |
Большая двигательная активность; ориентация во времени; интровертированный характер общения. | Меньшая двигательная активность; ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями, чувство тела; экстравертированный характер общения. |
Добавим еще способность правого полушария регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания, а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость, подверженность гипнозу.
Левое полушарие – речевые центры (артикуляция и понимание), переработка информации с помощью словесно-знаковых систем, дробит картину мира на детали, анализирует их, выстраивает причинно-следственные цепочки, классификация, схемы последовательность время.
Правое полушарие – целостное восприятие мира, синтез быстро + эмоции, «эврика», интуиция.
Деление людей на лево- и правополушарных условно, упрощенно.
Среди левополушарных людей много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они подчеркнуто рациональны и рассудочны. Характерно заостренное чувство долго, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Им порой не хватает гибкости мышления, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Клинические проявления – психастеники (тревожно-мнительный склад характера, преобладают сугубо рассудочные формы мышления, постоянные сомнения в правильности своих действий, тревожная интерпретация происходящих событий; как правило, интеллект у психастеников высок) и шизоиды (рациональная сторона интеллекта еще более гипертрофирована; они по-своему очень чувствительны, но эта чувствительность – «в себе», «для себя»; по отношению же к другим – эти люди эмоционально холодны и расчетливы, крайне недоверчивы и неконтактны).
Среди правополушарных много художников, артистов, музыкантов, практических деятелей и экстрасенсов. Их речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. Им удобнее говорить, чем писать. Правополушарники – целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как, впрочем, приходить в состояние гнева и ярости. Они общительны, контактны. Клинические проявления – неустойчиво-возбудимый и истерический характеры.
Исключения – Эйнштейн – левша, до 4-х лет не говорил, в школе были сложности по математике и физике: не воспринимал формального, дидактичного, схематизированного изложения материала, где не было места воображению. ! Теория относительности ! (при вскрытии – пр/п л/п)
Музыка: л/п – Бах пр/п – Вагнер
Гендель Дебюси
Мендельсон Скрябин
Прокофьев Чайковский
Стравинский Шопен
Шостакович Шуман
Человек рождается «с двумя правыми полушариями», к концу 1-го года жизни одно «левеет» (с появлением 1-х слов).
Левши – Пабло Пикассо, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Чарли Чаплин, Рубик.
Предпочтение руки – 17 дней – сила, с которой ребенок сжимает кулачок; 4 недели – поза фектовальщика – голова повернута вправо, пр. нога и рука распрямлены, а левые согнуты –– правша; 3 месяца – исчезновение рефлексов новорожденных сначала у ведущей руки. Окончательно ведущая рука определяется к 4-м годам.
Амбидекстры – генетически – хорошо.
- УО
Переучивание
У животных не четкого деления, но отдельные особи предпочитают ту или иную лапу. Переучивание крыс приводит к изменению содержания белка в пирамидных нейронах моторной области коры головного мозга. !
Переучивание и норма. Но! А если бы не переучивали?
! Левшество – 1 из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врожденных генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга.
Вынужденное левшество (как и правшество) – травма, часто у однояицевых близнецов.
Не переучивать!
2 пути – либо ребенок будет нормально развиваться, но есть и писать левой рукой,
– либо он превратиться в невротика, но писать будет правой рукой. Но и в школе и после ее окончания письмо станет для него мукой. + возможно: заикание. Ночной энурез и энкопрез, беспокойный сон, тики, навязчивые движения…== комплекс неполноценности.
Навязывая несвойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные и еще несформированные механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития и обучения.
Т.е. мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости == неуверенность в своих силах, тревожность, беспокойство, ночные кошмары, боязнь повторить неудачу. Ребенку непонятно от чего, но он испытывает обиду, страх, унижение и ищет пути, как избежать эти негативные переживания. Например, отказ от деятельности. Переучивание приводит к вспыльчивости, капризности, раздражительности, нарушениям сна, снижению аппетита, частым головным болям, вялости, заиканию (1/3 – переученные левши). Заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.
«Загнанная лошадь больше не тянет» Невротики.
! А ребенок не может объяснить свое состояние.
Неврастения – перегруз правого полушария при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, недостатка «+» эмоций и избытка «–» чувств.
! В отдельных случаях центр речи расположен не в левом, а в правом полушарии == левша. А он пишет правой рукой == сигнал поступает в левое полушарие, а там центра речи нет! == не формируется письменная речь == обычно обращение к специалистам около 10 лет. Полушария обмениваются информацией, но на это нужно время, особенно у мальчиков.
У левшей чаще наблюдаются неврозы – не только из-за большей ранимости, но и от стресса «праворукого мира».
Письмо и чтение – ассиметричная деятельность. У левшей чаще «зеркальность» письма и чтения, особенно при утомлении.
наше письмо;
или китайцы, японцы, арабы, евреи, афганцы…
Если индивидуальные особенности ребенка , == сложнее, больше ошибок.
Среди левшей мужчин больше, чем женщин.
Положение руки при письме:
- обычное – перпендикулярно строке (ц.речи Х ведущая рука)
- крюком – (ц.речи = ведущая рука)
- промежуточное - // строке – межполушарные связи еще не созрели, а может быть и на всегда.
Положение тетради – искать удобное.
Скрытое левшевство – по часовой стрелке или против (написание букв в большинстве – против):
- рисование кругов или спирали;
- размешивание сахара в чашке;
- рисование циркулем;
- спутать картинки, лежащие на столе;
- быстрое написание цифр.
? - Смотри, весна, сосульки тают, с крыш капает.
- Какая же весна, сейчас еще февраль.
Пробы
Рука - пальцы в замок – большой палец какой руки;
- поза Наполеона – кисть сверху;
- аплодисменты;
- завести часы;
- раздавать карты;
- отвинтить гайку;
- погладить игрушку, держа ее в руке;
- вдеть нитку в иголку;
- зажигание спички;
- открыть (отвинтить пробку);
- игра «Сорока-ворона»;
- ………………..
Нога - закинуть ногу на ногу (сверху);
- прыжки через скакалку (впереди);
- мяч – попасть в ворота,
– подкинуть ;
- шаг – больше – ведущей;
- «письмо» точнее и легче;
- ……………………..
Глаз - моргнуть одним глазом;
- посмотреть в подзорную трубу;
- карандаш и линия на стене – ведущая – перемещается, когда закрыт;
- лист с дыркой;
- ……………….
Ухо - послушать тиканье часов, лежащих на столе;
- шепот – каким прислушивается;
- …………………..
Ведущие рука, нога, ухо, глаз – отражение того, как устроен мозг. Чрезмерная тренировка не вырабатывает желаемых качеств и может нанести ущерб ребенку, нарушив координацию совместной работы рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 советов родителям леворукого ребенка
Как подготовить леворукого ребенка к школе? Эти советы будут полезны не только родителям, но и педагогам....
Адаптация леворукого ребенка к школе
Данная статья содержит в себе методические материалы по подготовке леворукого ребенка к школе....

"Леворукий ребенок"
"Леворукий ребёнок""Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится...

Консультации для родителей "Агрессивный ребенок", "Воспитание дружеских отношений в игре", "Леворукий ребенок", " Влияние родительских установок на развитие детей"
Рекомендации родителям по общению и воспитанию детей....
Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)
Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...

Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».
Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...