Конспект родительского собрания
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в подготовительной группе
«Скоро в школу»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
- Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
- Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели. Место проведения: музыкальный зал.
Форма проведения: родительская школа.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «Скоро в школу»
Доклад педагога.
Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о подготовке наших детей к школе. (слайды 2)
Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе. (слайд 3)
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
- Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).
- Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
(слайд 5)
- к новому педагогу;
- к новому коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
(слайд 6)
- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
- на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
- не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
(слайд 7)
Малыши очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
- «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
- «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
- «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
- «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Мы приготовили для вас памятки
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
После прочтения предлагается родителям оценить готовность своего ребёнка к школе. На столах лежат цветные жетоны (жёлтый – ребёнок полностью готов к школе, зелёный –средний уровень готовности, чёрный – ребёнок совсем не готов к обучению в школе).воспитатель фиксирует ответы и знакомит родителей с результатами диагностики в целом по группе.(См. приложение).Каждому из родителей лично в руки выдаются результаты диагностики его ребёнка, родители приглашаются на индивидуальную консультацию по желанию.
Когда вы удовлетворяете любознательность детей, вы тем самым помогаете ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра и домашние занятия с детьми очень помогают в учебе. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
Сегодня мы предлагаем вам поиграть. А для этого нам необходимо стать детьми.
Давайте дружно скажем: « Раз, два, три, четыре пять - начинаем мы играть».
Все участники становятся в круг.
2. Игра «Запомни имена» Первый человек говорит: «Меня зовут Вова Второй говорит: «Меня зовут Миша, я беру с собой Вову». И так каждый следующий участник проговаривает имена предыдущих.
Проходите, садитесь за столы.
3.Назовите гласные звуки (а,у,и.о,э,ы,). Молодцы! Почему их называют гласными? (потому что при произношении гласных звуков язычку ничего не мешает: ни зубы, ни губы. Воздух выходит свободно.
4. а)Игра "Поймай звук"
Правила игры: Вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук А
б)Игра «Поймай слово»
Правила игры: Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слово, отличающееся от остальных.
арба, арба, арба, арка, арба
айва, айва, аист, айва
ананас, ананас, альбатрос ,ананас
альбатрос, альбатрос, абрикос, альбатрос
5. « Знакомство со звуком М»
Послушайте слова и догадайтесь с каким звуком мы сегодня познакомимся.
Мыло, сом, ком, матрешка, сумка, матрос.
Правильно мы познакомимся со звуком М
Характеристика звука [М] по артикуляционным и акустическим признакам: когда мы произносим звук [М] губки сомкнуты без напряжения, воздух выходит через нос, горлышко «работает». Как еще можно определить, что звук М звонкий? (можно закрыть уши)
Уточняем, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху, поэтому этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком (показываю звуковую куклу) .
9.Звуковой анализ слогов, слов.
Максим только учится говорить. Вот так он просит кушать: «Ам!» Сколько звуков он сказал? (Два звука.) Какой первый? Второй? Дайте характеристику этим звукам. Максим произносит следующие слоги: ам – ом – ум - -му, слов: Мак, мыло, мама, ( анализируют с помощью звуков символов)
10. Физминутка «Будь внимательным»
Показываю звуки - символы. На звук А - похлопать в ладоши, На звук У - попрыгать на двух ногах, На звук О - стоим, На звук И - приседаем.
11. Игра «Нарисуй человека» «Нарисовать фигуру мужчины так, как умеете». (Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы).
Оцениваем рисунки.
1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Этот тест направлен на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка. Молодцы вы все готовы идти в школу.
- Заголовок
1.Ваш ребенок впервые получил . Как себя вести?
Ни в коем случае не наказывать. Ведь когда у нас неприятности, мы рассчитываем на сочувствие, понимание, совет, для этого и рассказываем об этом нашим близким. А если в ответ услышим «Сам виноват» - и желание делиться своими трудностями пропадает, и настроение не улучшается. Ребенку необходимо ощущение успеха. Не очень важно, в какой именно области этот успех будет достигнут. Ребенок должен чувствовать «родители в него верят, значит так и будет». Позицию родителей, предохраняющую от появления «хронической» неуспеваемости, можно сформулировать примерно так: «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты же хорошо справляешься!» И еще: с самого начало в детей надо вселять веру и оптимизм, как говорится, «зажав в кулак свое родительское тщеславие».
2. Какие слова надо обязательно сказать ребенку, когда он идет в школу?
Обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «не торопись», «будь осторожен», «внимателен при переходе дороги». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
3. Какой первый вопрос задать ребенку, пришедшему со школы?
Неправильно говорить «что сегодня получил?» вместо «что сегодня было интересного в школе?», так как ориентация на оценку приводит к тому, что родители с порога начинают ругать ребенка, не разобравшись в причинах.
4. Что делать, чтобы у ребенка был красивый почерк?
1. Это зависит от посадки, напоминайте, чтобы локти не висели; чтобы альбом, тетрадь, он держал наклонно, неподвижно.
2. Рисуйте елочки, флажки, окно по клеткам тетрадного листа.
3. При раскрашивании и штриховке предметов обращайте внимание, чтобы за линией рисунка не было штрихов. Линии были ровные, на одинаковом расстоянии.
5. Нужно ли сидеть с ребенком за уроками?
Нет. Привычка к родительской опеке, даже в виде родительского присутствия, может укорениться и принести вредные плоды. Но что делать, если малыш не умеет собраться и сосредоточиться, если смотрит в окно, вместо того, чтобы писать палочки. В течение первого года надо научить малыша выполнять задание быстро, четко, не отвлекаясь. Иначе он может навсегда возненавидеть само понятие «урок».
Сейчас мы бы хотели остановиться на рекомендациях для родителей будущих первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. (слайд 8)
- Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.
- Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.
- Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.
- После школы , не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.
- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка.
(слайд 9)
- Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
- Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
- Приучайте ребёнка к самостоятельности.
- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Ни на один день не откладывайте подготовку ребенка к школе на потом. уделяйте больше внимания повседневному общению со своим ребенком. Рассказывайте ребенку много интересного, читайте детские книги, придумывайте загадки, разъясняйте природные явления, развивайте память, разучивая стихи и загадки, развивайте речь, составляя рассказы, развивайте внимание и усидчивость через настольные игры, занятия рисованием, конструированием. Вместе обсуждайте то, что видели на прогулке. И ваш ребенок с легкостью и интересом пойдет в школу.
12. Наше собрание я хочу закончить словами Ольги Высоцкой:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ (слайд 11)
Список литературы:
- Критерии готовности к школе.
- Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям
- Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. – 2007.- № 10. - С.54-57.
- Бабаева Т. И. «У школьного порога"».
- Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе».
- Ковалёва Е., Синицына Е. «Готовим ребёнка к школе».
- Мир дошкольника: «Вопросы и ответы» составитель Г. К. Кислица и др.
- Монина Г. Б., Панасюк Е. В. «Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника» .
- Нартова С. К., Мухортова Е. А. «Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Конспект родительского собрания Тема: «Сценарий родительского собрания в средней группе Будем любознательны»
это собрание будет интересно для родителей старших групп....
родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...
Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»
Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...
Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"
Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....
План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...